ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ




И ЧАСТИЧНОВИДЯЩИХ

Системное развитие зрительного восприятия требует дифферен­цированного подхода, что связано с необходимостью учитывать соотношение патологического, психолого-педагогического и возрас­тного факторов в определении сложности, динамики состояний, прогноза коррекции и компенсации зрительного дефекта.

Несмотря на разнообразие этиологии и сложную клиническую картину заболеваний общим для всех форм глубокого слабовиде-ния и остаточного зрения является тяжелое органическое пораже­ние зрительно-нервного аппарата. Врожденное или возникшее на ранних стадиях онтогенеза грубое нарушение зрения обусловли­вает глубокую сенсорно-перцептивную депривацию, оказывающую отрицательное влияние на психическое развитие ребенка.

Оценка развития психической функции должна осуществляться
дифференцированно на основе определения ее исходного состоя-
2* 19


ния, выявления индивидуально-психологических особенностей ре­бенка, контроля за динамикой ее изменений в ходе коррекционно-го обучения.

Дифференцированный подход к развитию зрительного воспри­ятия связан с необходимостью учитывать возрастной фактор. Кор­рекцию, компенсацию и развитие нарушенного зрения следует проводить с первых месяцев жизни ребенка, в ясельном возрасте, в детском саду и в школе до 15—16 лет, пока происходит созре­вание морфофункциональных систем мозга и механизмов, реали­зующих восприятие. В школьном возрасте необходим интенсивный коррекционный курс в начальных классах и последующее закреп­ление достигнутого уровня развития восприятия в средних клас­сах (до 15—16 лет).

Следует учесть, что не все дети с глубокими нарушениями зре­ния посещают общие или специальные детские сады. Это зависит от состояния их здоровья и желания родителей. Нами проанали­зированы сведения о дошкольной подготовке детей, поступивших в спецшколу № 1 Москвы, за последние пять лет. Из общего чис­ла слабовидящих и частичновидящих специальный детсад посещали 33%, а массовый — 29% детей; не посещали детсады, а занима­лись в дошкольной группе при этой школе 18°/0; остальные 20% детей не имели никакой дошкольной подготовки.

Дети, с которыми не занимались развитием зрения в детском саду, дошкольной группе или дома, не умеют им пользоваться, у них не развито зрительное восприятие. Специальные занятия в детском саду или дошкольной группе весьма значимы для разви­тия восприятия. В связи с этим состав детей, поступающих в спец­школы, неоднороден по состоянию зрительного восприятия. Раз­личия в уровне развития восприятия у разных детей должны быть учтены при комплектовании групп, подбору заданий по всем мето­дикам. Если детям, имеющим дошкольную подготовку, можно да­вать задания высокой степени сложности, то коррекционные заня­тия с детьми, не прошедшими дошкольную подготовку, следует начинать с самых простых заданий, восполняя пробелы в разви­тии восприятия.

Таким образом, должна быть обеспечена преемственность кор-рекционной работы в дошкольном и младшем школьном возрасте.

На возрастное становление зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения большое влияние оказывает клинико-пато-физиологический фактор. В связи с этим коррекцию, компенсацию и развитие восприятия необходимо проводить с учетом клиниче­ской характеристики различных форм, тяжести и прогноза забо­леваний органа зрения, показаний и противопоказаний к различ­ным видам зрительной работы. Задачи и методы развития воспри­ятия должны быть приведены в соответствие со спецификой воз­растных периодов и патофизиологическими механизмами наруше­ния зрительных функций.

Допустимость и прогноз специальных занятий по развитию вос­приятия должны определяться на основе разносторонней клинико- 20


патофизиологической характеристики зрительного анализатора. Это требование предполагает учет состояния не только остроты зрения, но всего комплекса зрительных функций. В зависимости от клинико-патофизиологической характеристики органа зрения учащиеся спецшкол делятся на несколько групп.

В школах для слабовидящих выделяется группа детей с преи­мущественно функциональными заболеваниями зрительно-нервно­го аппарата: при этом у них острота зрения—0,2—0,3; поле зре­ния, цветоразличение и временная разрешающая способность близки к норме. С целью предупреждения нарушений восприятия учащимся этой группы следует рекомендовать использование оп­тических средств коррекции и тифлотехнических приборов, а так­же пребывание в условиях обогащенной зрительной среды. Уста­новлено, что такая среда, если даже дети играют в ней сами, без участия педагога, в некоторой мере способствует развитию зри­тельного восприятия.

Другую группу составляют учащиеся школы слабовидящих, у которых имеются существенные органические повреждения сет­чатки глаза и зрительного нерва; острота зрения у таких детей 0,05—0,15; поле зрения, цветоразличение и временная разрешаю­щая способность нарушены. В школах слепых одну группу состав­ляют слабовидящие с остротой зрения 0,05 и выше, которые по особым медицинским показаниям обучаются методом Брайля. В другую группу входят частичповидящие с остротой зрения 0,02— 0,04. Детям последних трех групп с глубоким слабовидением и ос­таточным зрением необходима специальная система занятий, на­правленных на коррекцию нарушений зрительных функций и ком­пенсаторное развитие восприятия.

Внутри каждой из выделенных групп дальнейшая дифференци­ация детей основана на клинических (офтальмологических) и па­раклинических (психофизиологических) данных. Такой комплекс необходим для определения возможностей зрительной коммуни­кации детей. Эта мультидисциплинарная задача может быть ре­шена только содружеством офтальмолога, психофизиолога, психо­лога, специалиста в области офтальмоэргономики.

Клиническое описание зрительного дефекта должно включать сведения о состоянии сред глаза, рефракции, глазного дна, границ поля зрения, а также кампиметрические данные; сведения о со­стоянии бинокулярного зрения, наличии косоглазия, оценку акко­модации, конвергенции, остроты зрения и т. д.

Параклиническое (психофизиологическое) обследование должно охватывать весь тот комплекс зрительных функций, которыми реа­лизуется акт зрительного восприятия. Оно должно включать ис­следование абсолютной и различительной чувствительности в ходе световой и темновой адаптации; картирование поля зрения с опре­делением относительных и абсолютных скотом (т. е. участков час­тичной и полной слепоты); цветового зрения, пространственной и временной разрешающей способности при разных уровнях контра­ста оптотипов. Очень важно исследовать состояние глазодвига-


тельной функции с помощью регуляции направленных движений глаз при воздействии световых сигналов на разные участки поля зрения. Особая задача — определение степени сформированности зрительно-моторных координации. При этом простейшим заданием может быть нахождение рукой расположения в перцептивном поле светового пятна, изображения, обведение его контуров пальцем и т д. Решение этой задачи может сочетаться с исследованием чув­ствительности к движению светового сигнала.

На основе такого психофизиологического обследования тифло­педагог получает информацию о сформированности у ребенка ос­новных сенсорных эталонов (яркости, контраста, контура, цвета, формы, величины, ориентации), а также о способности к разли­чению изображений и их деталей, к определению пространствен­ного расположения объектов.

В зависимости от структуры зрительного дефекта, которую все­сторонне характеризуют офтальмологические и психофизиологиче­ские данные, осуществляется более дробная дифференциация сла­бовидящих и частичновидящих.

В отдельную группу выделяются дети, как правило слабовидя­щие, с периферическими дефектами поля зрения и относительно сохранной центральной зоной (пигментный ретинит в начальной стадии, другие заболевания, связанные с поражением перифериче­ских участков сетчатки и периферических волокон зрительного нерва). Видео-материал для этой групп,ы детей должен содержать изображения средних угловых размеров (3—5°) с высоким конт­растом (до 60—80%). Вопрос об использовании хроматических изображений решается в зависимости от состояния цветового зре­ния. Время предъявления наглядного материала определяется со­стоянием временной разрешающей способности.

По мере прогрессирования патологического процесса (в случа­ях пигментной дегенерации сетчатки и других заболеваний) поле зрения может постепенно сужаться, образуя большую кольцевую скотому, и стать чрезмерно узким, «трубчатым» (до 3—5° и ме­нее). Этим детям рекомендуется предъявлять черно-белые и хро­матические изображения небольшого углового размера (1—3), чтобы локализовать их на центральной области поля зрения Не­обходимо развивать у этих детей глазодвигательную функцию, учить их быстро прослеживать движения объектов, развивать ори­ентировочно-исследовательскую активность с опорой на движения глаз и головы. Но следует учитывать, что плохо скоординирован­ные движения глаз и головы могут разрушать зрительный образ, разрывать, «кадрировать» восприятие, т. е. нарушать его времен­ную симультанность. В этих случаях лучше предъявлять видео­материал в режиме бегущей строки при относительно неподвиж­ной фиксации.

К другой группе следует отнести детей с противоположным по структуре зрительным дефектом, т. е. почти полной потерей маку-лярной области сетчатки и большой центральной скотомой (цент­ральная дистрофия Штаргардта, частичная атрофия папилло-


макулярного пучка зрительного нерва и другие заболевания). При этом парацентральные и периферические зоны поля зрения оста­ются относительно сохранными. Этим детям рекомендуются изо­бражения больших угловых размеров (5—10) с усиленным чер­но-белым контрастом (до 60—80%). Использование хроматическо­го видео-материала весьма ограничено, так как цветоразличение является функцией центрального зрения. Время предъявления изображений должно быть существенно увеличено, так как вре­менная разрешающая способность парацентральных и перифери­ческих зон поля зрения значительно ниже, чем центральных.

Крайним вариантом этого типа зрительного дефекта является наличие больших центральной и парацентральной скотом при от­носительно сохранной периферии поля зрения. Этим детям реко­мендуется предъявлять большие черно-белые изображения с угло­выми размерами, превышающими 5—10°. Время экспозиции на­глядного материала должно быть существенно увеличено, так как временная разрешающая способность очень низка.

Среди слабовидящих и частичновидящих встречаются смешан­ные формы патологии, характеризующиеся наличием по всему по­лю зрения множества разных по размеру относительных и абсо­лютных скотом (смешанные формы дистрофий сетчатки, диффуз­ная частичная атрофия зрительных нервов, высокая миопия с гру­быми изменениями глазного дна и т. д.). Этим детям необходимо предъявлять изображения с индивидуально подобранными прост­ранственно-временными характеристиками.

В отдельную группу должны быть выделены слабовидящие и частичновидящие с анормальным нистагмом (неконтролируемыми глазными движениями). Коррекционная работа с этими детьми должна проводиться строго индивидуально. Характеристики изоб­ражений и условия их предъявления тщательно подбираются для каждого ребенка.

Следует обратить особое внимание на детей со светобоязнью (разные формы глазных заболеваний и патология центральной нервной системы). У них часто отмечается сужение диапазона ре­активности, т. е. нарушение адаптации к высоким и низким яркос­тям света. Такие дети теряют способность что-либо видеть при низких освещенностях и в то же время ослепляются ярким светом. В этих случаях рекомендуется использовать подобранные офталь­мологом специальные очки для дневного и вечернего освещения.

Описанные характерные типы структуры зрительного дефекта не всегда сочетаются с одной и той же формой заболевания. Они могут наблюдаться при разных формах, что обусловлено степенью глубины и особенностями распространения патологического про­цесса, а также при сочетании нескольких глазных заболеваний, что характерно для большинства учащихся специальных школ.

Систематически проводимые психофизиологические исследова­ния служат основой составления правильных психолого-педаго­гических рекомендаций для тифлопсихологов и тифлопедагогов и самих учащихся. Эти рекомендации должны включать сведения о


том, как функционирует зрительная система в действительности, каковы возможности и прогноз изменения состояния зрительных функций в ходе коррекционных занятий, как активизировать и развить зрительные функции с помощью специальных методов. Обязательны также сведения о том, соблюдение каких ограниче­ний и правил зрительной работы обеспечит не только сохранение, но и улучшение состояния слабого и остаточного зрения.

Дифференциация детей на основе офтальмологических и психо­физиологических данных должна сочетаться с психодиагностически­ми исследованиями состояния зрительного восприятия до начала, в ходе коррекционных занятий и после их завершения. Психодиаг­ностика проводится с помощью контрольных методов и тестовых заданий по всем обучающим методикам с целью получения досто­верной количественной и качественной информации, характеризу­ющей уровень развития зрительного восприятия. Предварительное исследование зрительного восприятия недостаточно для надежной и обоснованной дифференциации детей, прогнозирования дальней­шего развития их восприятия. Поэтому в коррекционном курсе предусмотрен период диагностического обучения в течение 3—6 месяцев, что поможет найти резервы и определить истинные по­тенциальные возможности развития ребенка, прогнозировать ре­зультаты специального обучения видению.

После диагностического этапа и комплектования групп детей (не более двух в одной группе) в ходе систематических коррек­ционных занятий также проводится регулярное исследование из­менений восприятия с помощью контрольно-обучающих заданий. Заключительное тестирование осуществляется теми же контроль­ными методами, что и предварительное исследование.

Исходное состояние зрительного восприятия до начала коррек-ционного обучения в школе определяется несколькими фактора­ми. Прежде всего имеет значение структура и глубина зрительно­го дефекта. Если при слабовидении спонтанное, замедленное раз­витие зрительного восприятия может иметь место, то при остаточ­ном зрении оно практически отсутствует. Состояние свойств вос­приятия зависит от уровня общего психического развития. Такие свойства восприятия как обобщенность, категориальность и другие могут быть несформированы вследствие легкой умственной отста­лости или задержки психического развития, вследствие недоразви­тия речи. В связи с этим предварительное констатирующее иссле­дование должно быть направлено не только на диагностику состо­яния самого зрительного восприятия, но и тех познавательных процессов, которые с ним связаны. Исходное состояние зрительно­го восприятия является результатом взаимодействия патологиче­ских факторов со степенью педагогической запущенности.

В ходе коррекционных занятий очень важно осуществлять систе­матическое наблюдение за детьми, оценивая динамику и прогноз развития восприятия при разных синдромах. Скорость продвиже­ния в системном развитии зрительного восприятия может быть различна у разных детей, что зависит не только от структуры и


тяжести дефекта, но и от соотношения уровней интеллектуального, эмоционально-волевого развития и личностных качеств. Прохож­дение всех трех этапов коррекционного курса в школе может за­нимать разное время — от трех до пяти лет.

Таким образом, дифференцированный подход определяет по­строение коррекционных занятий с тем или иным учащимся в за­висимости от структуры зрительного дефекта, возраста, уровня общего психического развития и степени педагогической запущен­ности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: