Второй этап коррекционных занятий




Психофизиологические методики. Зрительный поиск целевого изображения на экране дисплея в условиях ограниченного време­ни предъявления. Развитие функции прослеживания и динамиче­ской фиксации при изменении маршрутов, направлений и скорости движения стимула по прямым и ломаным линиям, по окружности.

Ранжирование яркостей света в пределах диапазона реактив­ности. Определение ориентации черно-белых решеток при сниже­нии контраста и уменьшении их угловых размеров. Называние основных и промежуточных цветов, предъявляемых в случайном порядке. Стимуляция решетками и шахматными изображениями, содержащими хроматический контраст основных и промежуточных цветов. Определение угловых размеров решеток и клеток шахмат­ного поля, при которых правильно идентифицируется хроматиче­ский контраст.

Повторное ритмическое предъявление черно-белых и хроматиче­ских изображений с изменением размера от 1 до 10° и широкой вариативностью формы. Опознание изображений по одному и Двум признакам (форма, цвет) в условиях ограничения времени экспозиции. Опознание геометрических фигур при вынужденном смещении взора.

Наглядно-действенные методики. Обогащение зрительного опыта
в процессе работы с натуральными объектами. Формирование
зрительных образов по теме «Флора и фауна». Опознание объек­
тов растительного и животного мира зрительным и зрительно-ося-
4—904 49


If,?


зательным способом. Определение предметов и их составных ча­стей. Выделение различительных и обобщающих признаков объ­ектов, формирование обобщающих понятий. Основные разделы по теме «Флора»: деревья и кустарники, травянистые (цветковые) растения, грибы и ягоды, овощи и фрукты. Основные разделы по теме «Фауна»: четвероногие животные, птицы, рыбы, насекомые.

Проведение экскурсий в парк, поле, лес, в Ботанический сад, Зоологический музей, музей Ботаники.

Воспроизведение моделей объектов животного и растительного мира из элементов мозаики по образцу, находящемуся в перцеп­тивном поле учащихся.

Образцы обучающих и контрольных заданий. Опознание и опи­сание натуральных объектов по темам. Сравнение двух (несколь­ких) предметов, нахождение сходства, отличий. Отработка навы­ков практической деятельности с объектами в ходе сюжетно-роле-вых игр: «Садовник», «Мы сажаем огород», «Грибники» и т. п. Разыгрывание театрализованных представлений с участием зверей (сказки «Теремок», «Колобок», «Глупый мышонок»). Сбор и со­ставление гербариев. Создание мозаичных композиций по образ­цам.

Наглядно-образные методики. Опознание простых предметных изображений по теме «Флора и фауна». Формирование предста­влений об объектах растительного и животного мира и закрепле­ние их в памяти. Основной прием — подробное описание и анализ каждого рисунка под руководством педагога: обобщение и кате­горизация изображений по классам (птицы, рыбы, четвероногие животные и т. п.), по функциональным признакам (птицы пере­летные — зимующие, рыбы пресноводные — морские, животные ди­кие— домашние и т. п.), а также сравнение изображений как внутри определенного класса, так и между классами. Использу­ется также ряд логических заданий: выделение однородных изо­бражений из серии картинок, выделение «четвертого лишнего»; нахождение объектов по семантическому образу (словесному опи­санию).

На простых предметных рисунках определяются также прост­ранственные соотношения величины предметов. Необходимо фор­мировать у детей правильное представление о реальной величине предметов. В связи с тем, что величина изображения относитель­на и переносится на рисунок в определенном масштабном умень­шении или увеличении, важно сформировать эталоны истинных пропорциональных зависимостей. Так, если на одном рисунке изо­бражение стрекозы больше изображения слона на другом, необхо­димо установить вместе с учащимися как они соотносятся в ре­альной величине. Детям предъявляются для сравнения предметы, изображенные в разных масштабах, предлагается определить, ка­кие рисунки соответствуют реальным соотношениям по величине.

После того, как сформированы умения правильно определять пространственные отношения на простом рисунке, можно присту­пать к работе со сложными предметными изображениями. Слож-


ные предметные рисунки отличаются от простых наличием цвет­ного фона, второго плана, множеством деталей. Например, прос­той предметный рисунок — изображение оленя на белом фоне, а сложный — семья оленей на поляне, на фоне леса.

В круг занятий этого этапа входит пространственная ориентация на материале сложных рисунков. Описание рисунка и нахождение ориентационных зависимостей между объектами. Взаиморасполо­жение объектов на рисунке и пространственные соотношения меж­ду изображенными объектами.

На сложном предметном рисунке вступают в силу построения изображений по законам перспективы. Анализируя сложный рису­нок, дети должны усвоить пропорции изменения величины пред­метов в зависимости от их удаления от объектов первого плана. Так, например, если один из реально равновеликих объектов изо­бражен уменьшенным в 2 раза, значит он находится на расстоя­нии в два раза более дальнем, чем первый. Практически демонст­рируется построение проекционной глубины, для чего соединяются верхние и нижние части разноудаленных предметов, получается ряд уходящих в глубину линий, соединяющихся в «точке схода», являющейся минимальной различимой единицей на плоскости изо­бражения. С помощью пересечения двух плоскостей на одной ли­нии демонстрируется построение другой визуально-изобразитель­ной абстракции — «линии горизонта».

Для понимания сложных предметных рисунков важно правиль­но оценивать пространственную ориентацию предметов относи­тельно друг друга. С этой целью на материале простых предмет­ных изображений отрабатываются навыки узнавания объектов и их положения в различной угловой перспективе по отношению к наблюдателю. Предъявляются предметы, изображенные в фас, профиль, полупрофиль и т. п. Затем предъявляются для опо­знания сложные рисунки, где одни и те же предметы расположе­ны в различной ориентации относительно друг друга. Сравнивают­ся рисунки, изображающие одну и ту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения; учащиеся устанавливают, с какого ме­ста ведется наблюдение.

Почти на всех предметных рисунках присутствует такое явле­ние, как частичное наложение, когда предмет первого плана пере­крывает видимость предмета, находящегося за ним. Для правиль­ного восприятия сложного рисунка надо уметь домысливать недо­стающую часть перекрытого предмета, чтобы иметь полное пред­ставление об изображении. Естественно, чем больше перекрыт предмет, тем труднее его опознать.

Развитие восприятия объемности изображенных объектов до­стигается в процессе анализа изображений с контрастными изме­нениями цветового тона. Учащиеся прослеживают, каким образом Распределяется светотень на поверхности предметов в зависимо­сти от их расположения относительно источника света и удаления °т глаз наблюдателя. Анализируя гетерохромный рисунок педагог объясняет детям, как в зависимости от состояния атмосферы, си- 4*


лы и яркости источника света изменяется окраска объектов (яр­кий дневной свет осветляет все цвета, привносит голубые оттен­ки; солнечный свет, отражаясь на предметах, осветляет их желты­ми тонами; глубокие тени — темносиние, на светлом фоне — голу­бые; в вечернем освещении преобладают красные лучи, поэтому все цвета приобретают красный оттенок, цвет светотени варьиру­ется от коричневой до темной гаммы; глубина теней зависит от положения солнца над линией горизонта и т. п.).

Только подробный и многократный разбор изображений в раз­личных условиях воспроизведения и демонстрации позволит сфор­мировать у учащихся умения ориентироваться в сложном взаимо­действии красок и форм предметного гетерохромного рисунка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: