Наглядно-образные методики.




 

Развитие восприятия сложных сюжетных рисунков и картин. В заданиях требуется подробное описание сюжетной композиции. Выделение главного в сюжете, определение объекта и субъекта действия, характера и направлен­ности действия. Установление причинно-следственных связей и пространственно-временных отношений. Определение основной сю­жетной канвы сложного рисунка, установление ассоциативных связей и актуализация их в процессе описания. Обучение понима­нию внутреннего действия сюжетной композиции, определение по внешним признакам эмоционального состояния персонажей.

Составление рассказа по картинкам с максимальной детализа­цией. Составление словесного рисунка к сюжету или стихотворе­нию. Придумывание названий к картинкам, серии картинок. Рас­пределение серии картинок по смысловой динамике действия. По­нимание смысла поговорок, пословиц, загадок, игра в ассоциации на заданную тему. Понимание образных выражений на основе

буквальности.

 

Развитие художественного восприятия. Понятие об основных видах искусства: изобразительное искусство (живопись, графика), ваяние (скульптура), зодчество (архитектура). Краткое ознаком­ление с развитием искусства от истоков культуры до наших дней (демонстрация репродукций, диапозитивов). Работа с произведениями изобразительного искусства. Понима­ние условностей стилизации художественного произведения, автор­ского замысла, манеры исполнения картины. Научить учащихся отличать художественные произведения от фотографий и иллюст­ративных изображений, глубоко понимать изображенное на кар­тинах, осмысливать внутреннюю связь сюжета и композиции, различать художественную манеру.

Познакомить с творчеством художников и скульпторов, а также с основными художественными течениями в искусстве. Воспиты­вать у детей любовь к искусству, эмоциональное восприятие худо­жественных произведений.

Кино. Целесообразно использовать специальные тренировочные фильмы для развития опознания: объектов по движущемуся кон­туру, при различном пространственном положении их на экране, при попеременной кратковременной экспозиции в разных частях экрана, при постепенном уменьшении размеров, при определении целого изображения по фрагменту (статичному и движущемуся). Просмотр коротких фильмов с замедленным темпом кинопроекции. Обязательный пересказ основной фабулы, отдельных эпизодов, сюжетной канвы фильма.

Экскурсии на природу (пространственная ориентация на мест­ности), по городу (знакомство с транспортом, городской архитек­турой), на производство (завод, фабрику), в музеи и усадьбы (знакомство с утварью, мебелью, интерьером, произведениями ис­кусства).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основа психологического обеспечения социальной реабилитации выпускников специальных школ для слабовидящих и слепых— система развития познавательных способностей и личности уча­щихся, которая нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Исследования показали, что глубокие нарушения зрения приво­дят к отставанию развития образных форм познания и наруше­ниям вербализации чувственного опыта. Онтогенетическое станов­ление зрительного восприятия учащихся школ слабовидящих за­держано, в разной степени нарушены его основные свойства. В ходе обучения с опорой на зрение развиваются свойства восприя­тия и его мыслительные компоненты, не достигая, однако, уровня возрастной нормы У слабовидящих школы слепых, обучающихся с использованием метода Брайля, что исключает зрительную ак­тивность, становление восприятия задержано в большей степени. У частичновидящих в период школьного обучения наблюдается постепенный регресс всех свойств восприятия и связанных с ним образных форм познания Эти данные продемонстрировали необ­ходимость введения в учебно-воспитательный процесс школ для детей с нарушениями зрения системы специальных коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия.

Коррекционная работа должна начинаться сразу же при посту­плении ребенка в школу, проводиться в начальных классах, обес­печивая преемственность и устраняя пробелы в развитии зритель­ного восприятия, связанные с неудовлетворительном дошкольным воспитанием Разработанный для начальных классов специальный коррекционный курс развития зрительного восприятия имеет серь­езное экспериментально-теоретическое обоснование. Его сущ­ность — системное формирование зрительных образов, обеспечи­вающее в единстве развитие чувственного и речемыслительного отражения внешнего мира Системное формирование зрительных образов осуществляется с помощью психофизиологического и пси­хологического методов.

Психофизиологически адекватные методики могут улучшить фун­кциональное состояние нейронных сетей за счет активизации их адап­тивных свойств Адекватное афферентное воздействие формируете анализаторном корковом центре специализированную микросеть нейронов, являющуюся нейрофизиологической основой опознания объектов Повторная, ритмичная, адекватная стимуляция реально варьирующими изображениями улучшает состояние нейронных се­тей зрительной системы.


Применение психофизиологических методик связано с использо­ванием новых информационных технологий (специальные фото­стимуляторы, персональные компьютеры)- Это позволяет разнооб­разить способы и формы предъявления визуального материала, в большой степени расширяет возможности получения информации поврежденной сенсорной системой мобилизуя ее сохранные сен­сорно-специфические механизмы В пособии описано десять пси-| хофизиологических методик, работа с которыми направлена на i комплексную коррекцию нарушений основных зрительных функ­ций Экспериментальная апробация этих методик выявила сущест-I венное улучшение показателей опознания изображений слабови­дящими и частичновидящими учащимися школы слепых. Психо­физиологические методики преимущественно способствуют коррек­ции и компенсации нарушений сенсорных процессов, т. е опреде­ленному улучшению функциональной стороны зрительного воспри­ятия.

С целью закрепления достигнутого уровня нормализации зри­тельных функций и развития операциональной стороны восприя­тия, необходимо обязательное использование психологического ме-[тода, описанного в данном пособии. Контрольная проверка эффек­тивности психологических методик выявила улучшение как функ­циональной, так и операциональной сторон зрительного восприя­тия, что обеспечивает стойкое продвижение в его развитии.

Психофизиологическое и психологическое направления развития зрительного восприятия должны быть реализованы в комплексной системе, так как они взаимосвязаны и изменения в одном направ­лении требуют изменений в других Комплексная система разви­тия зрительного восприятия — это система взаимодействующих факторов, имеющих различную значимость, но в совокупности ис­пользующих все возможные резервы компенсации, находящиеся как в самой зрительной системе, так и в большой мере связанные с деятельностью других отделов мозга. Реализация системы раз­вития зрительного восприятия должна осуществляться тифлопеда­гогикой, но с обязательной конкретной помощью психофизио­логии, психологии и офтальмологии.

Введение в школах для слепых и слабовидящих специального коррекционного курса развития зрительного восприятия требует определенной перестройки в подготовке кадров тифлопедагогов, призванных вести на высоком профессиональном уровне коррек-ционные занятия в кабинетах охраны и развития нарушенного зрения.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Арнхейм Р. Визуальное мышление //Зрительные образы: феноменоло­
гия и эксперимент. Ч. I. — Душанбе, 1971.

2. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение.—
М.: Знание, 1983.

3. Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Вестн. Моск.
ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 1. С. 52—65.

 

4. Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных
функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.
— М: Педагогика,
1983.

5. Г р и г о р ь е в а Л. П. О системе развития зрительного восприятия при

нарушениях зрения //Психологический журнал, 1988, т. 9, № 2. С. 97—107.

6. Григорьева Л. П., Кондратьева С. И., Сташевский С. В.
Восприятие цветных изображений у школьников с нормальным и нарушенным
зрением
// Дефектология. 1988, № 5. С. 20—28.

7. Григорьева Л. П., Кондратьева С. И., Сташевский С. В.
Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия //

Дефектология. 1988, № 6. С. 10—17.

8. Жохов В. П., К о р м а к о в а И. А., П л а к с и н а Л. И. Реабилитация
детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией.
М., 1989

(Методическое пособие).

9. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

10. Земцова М. И., Каплан А. И., Певзнер М. С. Дети с глубокими
нарушениями зрения.
— М.: Просвещение, 1967.

11. Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте перспектив общего ду­
ховного развития человека
// Вопр. психологии.— 1988. — № 6. — С. 15—30.

12. Ермаков В. П. Графические средства наглядности для слабовидящих.
М., ВОС, 1988.

13. Каплан А. И. Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей.

М., Просвещение, 1965.

14. Каплан А. И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение. — М., Пе­
дагогика, 1979.

15. Каплан А. И. Задачи и методы повышения зрительной эффективности
и развития восприятия у детей с остаточным зрением
// Дефектология. — 1981.
№ 4. С. 68—76.

16. Каплан А. И., Егорова О. И., Молоток Н. А., Солнцева О. Г.
Предварительные итоги занятий по развитию зрительного восприятия детей с
остаточным зрением
// Дефектология— 1982, № 3. С. 41—48.

17. Кондратьева С. И., Григорьева Л. П., Солнцева Л. И.
Обоснование и содержание методики развития зрительного восприятия в усло­
виях специально организованной деятельности слепых с остаточным зрением

(подготовительный класс—начальная школа) // Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей — М., АПН СССР, 1986.


18. Кондратьева С. П., Сташевский С. В., Григорьева Л П
Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию чои-
тельного восприятия слабовидящих и частичнозрячих учащихся // гг * г.

гия. —1987, №'2. С. 16-22. " ДеФект0Л°-

19. Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы
слепых. — М: Педагогика, 1969.

20. Л и тв а к А. Г. Тифлопсихология. —М: Просвещение, 1985.

21.Литвак А. Г., Сорокин В. М., Головина Т. П. Практикум по тифлопсихологии. — М.: Просвещение, 1989.

22. Л у б о в с к и й В. И. Развитие словесной регуляции действий v летей —

М.: Педагогика, 1978. У

23. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномально­го развития детей. — М.: Педагогика, 1989.

24. Методика углубленного профилактического исследования основных фун­
кций органа зрения детей и оптическая коррекция аномалий рефракции._______

Одесса, 1988.

25. Осуществление преемственности в коррекционно-воспитательной работе
со слепыми и слабовидящими детьми дошкольного и младшего школьного воз­
раста // Методические рекомендации. — Киев, 1987.

26. Офтальмоэргономика и оптометрия. — М., 1988.

27. П л а к с и н а Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с наруше­
ниями зрения. — М.: ВОС, 1985 (Дидактический материал).

28. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. — Л.: Гос. педа­
гогический институт, 1988.

29. Розанова Т. В. Зрительное восприятие. Образная память // Психо­
логия глухих детей. — М.: Педагогика, 1971.

30. Солнцева Л. И., Семенов Л. А. Психолого-педагогические основы
обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. — М.:

ВОС, 1989.

31. Феоктистова В. А. Совершенствование обучения слепых младших
школьников ориентировке в пространстве // Дефектология. — 1987, № 4,
с. 60—65.


СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Визуальный — воспринимаемый или производимый посредством зрения.

Депривация — условия деятельности организма, при которых отсутствует какой-либо (обычный для данной деятельности) раздражитель.

Зрительный корковый центр — нервные образования корковых областей моз­га, осуществляющие регуляцию зрительных функций и восприятия.

Зрительный образ (эталон)—система отличительных признаков, являющая­ся критерием для отделения одного класса объектов от других.

Идентификация •—■ узнавание, установление тождественности формирующегося зрительного образа хранящемуся в памяти эталону.

Мнемический— относящийся к процессам памяти.

Нейронный ансамбль — группа взаимодействующих нервных клеток.

Объект — материальное или идеальное явление, ставшее предметом познава­тельной деятельности субъекта.

Онтогенез — развитие организма от рождения до конца жизни.

Опознание — процесс обнаружения и выделения отличительных признаков объектов в соответствии с эталоном, в котором уже выделены опознавательные критерии; направлено на идентификацию объекта в соответствии с целостным эталоном и отнесение его к соответствующему классу (категоризация).

Память: долговременная — длительная устойчивая фиксация, хранение и воспроизведение временных связей;

кратковременная — сохранение временных связей в течение относительно ко­роткого времени;

оперативная — мнемические процессы, сопровождающие непосредственно про­изводимые человеком действия, операции.

Пластичность — способность нервных элементов к перестройке функциональ­ных свойств под влиянием различных воздействий.

Сенсомоторика — взаимодействие сенсорных (чувственных) и моторных (дви­гательных) компонентов психической деятельности.

Сенсорно-перцептивный процесс — целостное отражение предметов и явле­ний внешнего мира, возникающее при непосредственном воздействии физиче­ских раздражителей на рецепторные уровни сенсорных систем.

Симультанное опознание — опознание по ранее сложившейся программе с использованием целостных эталонов.

Стимул — раздражитель, действующий на определенные функциональные си­стемы или организм в целом, вызывающий активную ответную реакцию.

Сукцессивное опознание — опознание на основе поэлементного обследования объекта с постепенным выделением опознавательных признаков.

Установка — устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, ориентирующее его по отношению к ситуативной деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................ 3

Зрительное восприятие и его свойства при нормальном и нарушенном *

зрении.................................................................................................................... 6 *-*•"""

Экспериментально-теоретическое обоснование методов развития зритель­ного восприятия при глубоких нарушениях зрения у детей... 10

Дифференцированный подход к развитию зрительного восприятия слабо- •

видящих и частичновидящих......................................................................... 19 £-**'

Психофизиологический метод коррекции и компенсации нарушений зри­
тельных функций........................................................................................................ 25

У Психологический метод компенсаторного развития восприятия

Система работы по развитию зрительного восприятия в специальных
школах для детей с нарушениями зрения................................................

Заключение............................................................................................................ 54

Рекомендуемая литература......................................................................................... 56

Словарь основных терминов...................................................................................... 58


Подп. к печ. 3.10.90 г.


Заказ 904


Тираж 1000


А/О «Типография»


J00/0__



УГ


Рис. 1. Показатели различимости черно-белого контраста (I), цвета (II), опознания формы (III), детального (IV) и целостного (V) зри­тельного восприятия, наглядно-образного мышления (VI) у частично-видящих в—12 лет (1) и 14—18 лет (2).


Рис. 2. Фотостимулятор «Пантопс» (Франция): блок стимуляции (1), пульт управления (II), используется для работы с психофизиологическими методиками.



 


 




 


 




 


Рис. 3:

а) Образцы элементов мозаики, применяемой в работе с наглядно-действенной*и

методикой;


       
   




 

  /  
/    
   
/ \  
   
г    
к.   J
 
  л  
/   \

 

   
   

 

   

б) Образцы контрольных заданий наглядно-действенной методики на первом этапе коррекционного курса.



 


 


     
   
 
 
 
 
 
 



 


Рис. 4. «Ритмический орнамент» — образец обуча­ющего задания в работе с наглядно-действенной методикой (2 этап обучения).




 


 


Рис. 5. Образец контрольного задания в работе с наглядно-действенной методикой (2 этап коррекционного курса).


Рис. 6. Образец контрольного задания в работе с наглядно-действен­ной методикой на 3 этапе коррекционного курса; стилизованное изображение птички.


Рис 8 Образец контрольного задания в работе с н'йлядно-действенной методике» н.. 3 jt.i.ic коррск- Циомногп к>Рса; стилизованное.пображение домика и дерева.


Рис. 9. Образец контрольного задания в работе с наглядно-дей­ственной методикой на 3 этапе коррекционного курса; стилизо­ванное изображение кораблика.



50 -■


0 12 3

Рис.,10. Развитие наглядно-действенного мышления у слабовидящих (А) и частичновидящих (Б) в те­чение трех лет коррекционных занятий (0—3). По­строение изображений по образцу (I), вербальному описанию (II) и мнемическому образу (III).


/\

ш    

Рис. 13. Образец контрольных заданий в ра­боте с наглядно-образной методикой: опозна­ние целого изображения домика на основе его отдельных частей.



о


А

Рис. 14. Образец контрольных заданий в работе с на­глядно-образной методикой: опознание целого изобра­жения пирамиды на основе ее отдельных частей.




 


 




 


Рис. 15. Образец контрольных заданий в

работе с наглядно-образной методикой:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: