СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ




ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

С 1989—90 учебного года в план учебно-воспитательной рабо­ты спецшкол введен коррекционный курс по развитию зрительно­го восприятия слабовидящих и частичновидящих в начальных классах. Этот курс занимает часть времени, предусмотренного планом коррекционно-воспитательной работы.

Кроме того, уровень развития зрительного восприятия, достиг­нутый в ходе специальных коррекционных занятий, рекомендуется закреплять на предметных уроках и во внеклассной работе. В школах для слабовидящих такое закрепление осуществляется ес­тественным образом, так как дети обучаются с опорой на зритель­ное восприятие В этом плане хорошим примером служит исполь­зование разнообразного, качественного наглядного материала на предметных уроках в спецшколе № 5 Москвы. Значительно более сложная проблема — закрепление уровня развития зрительного восприятия слабовидящих и частичновидящих на предметных уро­ках в школах слепых. С учетом специфики преподавания того или иного предмета должен быть подготовлен наглядный материал и методические разработки по его использованию. Необходимость сочетания фронтальной работы с классом, в котором находятся тотально слепые, и индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое и остаточное зрение, представляет для учителя определен­ную сложность. В связи с этим на уроках невозможно использо­вать специфические методики развития зрительного восприятия, требующие особых приспособлений и соответствующей подготовки учителя. К тому же, если на всех четырех-пяти уроках неогра­ниченно использовать зрение, то это может привести к отрица­тельным последствиям при заболеваниях зрительно-нервного аппа­рата у детей. Учитель должен знать, как регулировать зритель­ную нагрузку на своем уроке и соотносить ее со зрительной на­грузкой на других уроках. Он должен владеть приемами и пра­вилами использования бисенсорной наглядности, а также осущест­влять в этом плане дифференцированный, индивидуальный подход к детям. По этим вопросам учитель консультируется с офтальмо­логом и тифлопедагогом, ведущим специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия. Тем не менее, ис­пользование наглядного материала для стимуляции и поддержа­ния определенного уровня активности зрительной системы являет­ся очень ценным. Закрепление достижений в развитии зрительно­го восприятия может осуществляться во время летнего отдыха в школьном лагере. Рекомендуются экскурсии в поле, лес, зоопарк, Различные музеи; для старшеклассников — чтение лекций с пока­зом иллюстраций по искусству.

Специально подготовленный тифлопсихолог или тифлопедагог Должен консультировать родителей не менее двух раз в течение каждого учебного года о необходимости охраны зрения и развития


зрительного восприятия в домашних условиях, на прогулках в лес, поле и т. д.

Вся работа по развитию зрительного восприятия у детей со слабым и остаточным зрением должна проводиться при осуществ­лении в школе тщательного медицинского наблюдения со стороны офтальмолога и психоневролога.

Организация коррекционных занятий в специальных кабинетах охраны и развития зрения

Коррекционные занятия по курсу развития зрительного воспри­ятия проводятся в специально оборудованном кабинете охраны и развития зрения. Кабинет должен иметь общее и местное на рабо­чих местах освещение. С помощью специальных ламп со светоре­гуляторами создается возможность для изменений в широких пре­делах (300—1000 ЛК) освещенности на каждом рабочем месте.

В кабинете охраны и развития зрения для предъявления иллю­стративного материала с фиксированным расстоянием его от глаз учащихся используются специальные штативы и конторки. В сос­тав оборудования входят фотостимуляторы, диапроекторы, персо­нальные компьютеры, кинематографическая установка. В кабине­те должны быть наборы натуральных предметов, мозаики, игр, тематического иллюстративного материала.

В школах для слабовидящих занятия проводятся с детьми на­чальных классов, имеющими глубоко сниженное зрение (острота зрения 0,05—0,1). В школах для слепых занятия проводятся с детьми начальных классов, обладающими остаточным (острота зрения 0,01—0,04) и слабым (острота зрения 0,05—0,1) зрением, которые по медицинским показаниям обучаются с помощью мето­да Брайля.

Группы, состоящие из двух—четырех детей, комплектуются с уче­том характера заболевания органа зрения, состояния основных зрительных функций, уровня сформированности зрительного вос­приятия и общего психического развития.

Занятия, продолжительностью не более 30 минут, проводятся два-три раза в неделю. Непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5—10 минут. В ходе занятий педагог следит за тем, чтобы у детей не возникало зрительное утомление, строго соблю­дались требования гигиены к освещенности, позе и осанке детей. Использование в одном занятии разных методик позволяет пред­отвратить утомление и поддерживает постоянную познавательную активность детей. Индивидуально-групповые занятия предполага­ют выполнение детьми индивидуальных заданий, а также их кол­лективное сотрудничество в решении общей задачи. Ход и резуль­таты занятий фиксируются в журнале и протоколах, составленных по определенной форме.

Интерьер кабинета оборудуется светлой мебелью, на стенах кабинета хорошо поместить тематические подборки качественного разнотемэтического иллюстративного материала, побуждающего


детей к зрительной активности и Выз*'1Вающегс> У Них положитель­ные эмоции. В кабинете, на занятиЯх дети Д°л>кны испытывать радость, удовлетворение от увиденно1"0 или созданного самостоя­тельно изображения. В ходе занятий педагог оказывает детям на­правляющую, организующую, эмоИиональноегУлятивную по­мощь: похвала, повышение уверенности учащегося в своих дейст­виях и т. д.

Коррекционный курс подразделяется на три этапа. Каждый этап включает задания почти по всем разработанным методикам, применяемым в комплексе. Сложность и объем заданий возраста­ют при переходе на следующий этап- Переход осуществляется не автоматически с переводом ученика в следующий класс, а в зави­симости от достигнутого уровня развития зрительного восприятия и представлений, которые оцениваются с помощью контрольных заданий и методик.

Анализ результатов выполнения контрольных заданий на пер­вом этапе коррекционных занятий может служить основанием для вывода о дальнейших возможностях и перспективах работы с уча­щимся. Следует при этом учитывать пропуски занятий по болезни и другим причинам. При хорошо организованных и систематиче­ски посещаемых коррекционных занятиях правильное выполнение контрольных заданий должно составлять не менее 90%- Бесперс­пективность коррекционной работы признается только в том слу­чае, если, несмотря на регулярное посещение занятий, программ­ные требования первого этапа учащимся не выполняются. При этом показатели невыполнения контрольных заданий должны быть не менее 75%. Если учащийся усвоил программу первого этапа коррекционного курса, то он может приступить к занятиям по про­грамме второго этапа, а после его успешного прохождения — к занятиям по программе третьего этапа.

Краткое изложение программы коррекционного курса

Объяснительной запиской к предлагаемой программе служат все предыдущие разделы этого пособия. В дополнение к ним сле­дует указать, что программа составлена с учетом положительных результатов работы по проблеме развития зрительного восприя­тия А. И. Каплан, которую она проводила с 1978 по 1982 год. Кроме того, с 1984 по 1988 год в кабинете охраны и развития зрения спецшколы № 1 Москвы группой сотрудников (Л. П. Гри­горьева, С. И Кондратьева, С. В. Сташевский) проводились экс­периментальные исследования, которые явились научным обосно­ванием этой программы За период с 1978 по 1988 год в научно-практической работе приняли участие учителя спецшколы № 1 Москвы: Н. А. Белякова, Р. А. Вершинина, В. П. Данилова, Ю. М. Дыдин, И. А. Желяцкая, О. И. Егорова, Г. Ф. Лобайчук, Н. А. Молоток, Н. В. Николаева, Л. В. Остапенко, О. Г. Солнцева.


Предлагаемая программа предусматривает введение в коррек-ционный курс новых технических средств и методов, основанных на современных достижениях психофизиологии и психологии. Это продиктовано необходимостью интенсифицировать стимулирующее и развивающее воздействие курса, сделать его разносторонним и комплексным, влияющим на всю многоуровневую систему зритель­ного восприятия и связанные с ним другие психические функции. Программа коррекционного курса направлена на компенсацию на­рушений зрительного восприятия в единстве с развитием познава­тельной деятельности в целом. В этом аспекте основные задачи программы состоят в следующем:

— стимулировать познавательные действия с целью формирова­
ния у учащихся способов и приемов восприятия объектов, адек­
ватных познавательной задаче;

— интеллектуализировать познавательные задания с целью обо­
гащения их содержания, повышения уровня осознанности перцеп­
тивных действий, фиксации сенсорного опыта учащихся;

— актуализировать познавательный опыт с целью эффективного
использования в обучении сформированных у учащихся представ­
лений и знаний, а также сложившихся приемов и способов пер­
цептивных действий при решении новых учебных задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: