Первый этап коррекционных занятий




С помощью психофизиологических методик на этом этапе про­изводится активация зрительной системы, формирование зритель­ного внимания, определяются резервы, с учетом которых органи­зуется дальнейшая коррекционная работа.

Формирование зрительного внимания в условиях обнаружения на экране фотостимулятора вспышки света и оформленных сти­мулов с различными характеристиками. Развитие саккадических движений глаз при переводе взора на вспышку света или объект, возникающие на определенных расстояниях от точки фиксации по вертикали, горизонтали и диагоналям.

Коррекция нарушений световой чувствительности и реактивно­сти зрительной системы с помощью ритмической стимуляции глаз вспышками различной яркости — от едва различимой до высокой (в пределах комфортного диапазона). Коррекция нарушений раз­личительной чувствительности при стимуляции решетками, изме­няющимися по контрасту (10—100%). Коррекция нарушений хро­матической чувствительности в условиях ритмического предъявле­ния полей с изменением цветового тона от 440 до 660 нм (шаг в 30 нм). Улучшение различимости хроматического контраста: рит­мическая стимуляция глаз объектом, цвет которого является оп-понентным по отношению к цвету фона. Коррекция нарушений пространственной и временной разрешающей способности при по­вторной ритмической стимуляции глаз геометрическими фигурами с изменением их углового размера от 1 до 10° в условиях черно-белого и хроматического контраста.


Наглядно-действенные методики. В ходе работы с натуральны­ми объектами ознакомление с основными геометрическими форма­ми с помощью набора геометрических тел. Предметы опознаются детьми зрительно-осязательным и зрительным способом, определя­ется максимальное расстояние, на котором объекты опознаются правильно (порог опознания). Затем это расстояние постепенно увеличивается. Различение цвета, размера, формы на материале натуральных объектов. Опознание натуральных объектов, состоя­щих из комбинаций геометрических фигур, построение простых мо­делей из кубиков.

Ознакомление с элементами мозаики. Обучение работать на мо­заичном полотне; визуальный поиск элементов; различение,опозна­ние, идентификация элементов по основным информативным при­знакам. Формирование моторных навыков закрепления элементов на полотне в заданном пространственном положении. Определение количественных понятий на материале мозаики и предметных на­глядных пособий.

Образцы обучающих и контрольных заданий. В наборе геомет­рических тел опознать заданную геометрическую фигуру, найти фигуру, подобную заданной. Группировка предметов по одному, двум, нескольким информативным признакам. Построение из ма­териала строительного конструктора простых моделей (домик, башня, ворота и т. д.). Изготовление аппликаций по заготовлен­ным шаблонам (радуга, цветик-семицветик, звездочка).

Поиск заданных элементов мозаики по вербальной инструкции педагога. Закрепление элементов на мозаичном полотне в задан­ном ракурсе, расположение элементов в соответствии с инструк­цией на мозаичном полотне; выставление на мозаичное полотно заданного количества элементов в определенном пространствен­ном положении: составление цветовых рядов, столбиков разной (одинаковой) величины, простых геометрических фигур. В прото­колах фиксируются результаты обучающих и контрольных зада­ний. Состояние восприятия оценивается не только на основе ха­рактеристик распознавания объектов, но также и на основе вос­произведения структуры композиции (близости воспроизведения к образцу, наличия ошибок и т. д.).

Наглядно-образные методики. Отработка навыков ориентации на плоскости рисунка, опознание простых предметных изображе­ний, различение их основных информативных признаков. Обучение «чтению» рисунка начинается с нахождения рисунка, т. е. выде­ления его из фоновой плоскости и определения его границ. Опре­делив рисунок, как объект, дети учатся ориентироваться на его плоскости: определят верх—низ, правую—левую, центральную ча­сти. Только после этого можно приступать к целенаправленному поиску предметных изображений на рисунке; вначале достаточно, чтобы ребенок выделил предмет без смысловой определенности (как объект вообще). Для расшифровки содержания и формиро­вания понятий о предметных изображениях вначале определяют их основные сенсорные признаки (форма, цвет, размер). Опреде-


ляется порог узнавания формы, цвета, величины — угол зрения, в пределах которого впервые опознаются признаки объекта рисун­ка. В ходе занятий угол зрения постепенно уменьшается, закреп­ляются навыки опознавания на более удаленном расстоянии от глаз учащихся.

Основной формообразующей структурой объекта является кон­тур; для отработки приемов выделения и опознания контура ис­пользуются задания:

— совмещение силуэтного трафарета с изображением;

— прослеживание контура, т. е обведение контура каранда­
шом; для проверки качества воспроизведения обведение произво­
дится под копировальную бумагу;

— опознание контурных изображений;

— опознание контурных изображений по частям (деталям);

— выделение заданного контура из зашумленного перцептивного
поля (маскировочной сетки, наложения контурных изображений
одного на другое).

Тематическое наполнение предметного иллюстративного мате­риала ограничивается на первом этапе геометрическими телами и предметами, близкими по форме к геометрическим телам или со­стоящими из их сочетаний, например: домик, пирамида, звез­да и т. п. С помощью таких рисунков изучаются количественные понятия — больше — меньше, одинаковое — разное, по размеру, равно, длинее — короче, толще — тоньше, уже — шире. Учащиеся сравнивают равно- и разновеликие изображения, выделяют из ря­да равновеликих разновеликие, располагают предметы «по росту».

Развитие цветовосприятия начинается с различимости основных ахроматических и хроматических цветов и их сочетаний, а затем промежуточных цветов. Закрепляются связи между названиями и зрительными представлениями о цветах. Даются задания на опо­знание изображений при вариации их хроматических характерис­тик: цветового тона, коэффициента отражения, чистоты цвета. Предлагаются следующие задания:

— выделение заданного цвета из цветовой гаммы;

— построение цветовых рядов при снижении насыщенности и
яркости цвета;

— сопоставление цветовых рядов с цветовой матрицей;

— прослеживание цветовых рядов с постепенным понижением
цветового контраста;

— опознание и построение различных цветовых сочетаний.

Вначале дети пользуются дискретным способом опознания изо­бражений, т е воссоздают образ объекта из составляющих его признаков, деталей и фрагментов. Для развития целостного и ди­скретного опознания применяются задания на составление целого изображения из частей, нахождение и дополнение недостающих фрагментов изображения, сопоставление законченного и незакон­ченного рисунков.

Учащиеся тренируются в сравнении предметных изображений и нахождении различительных признаков: наиболее специфические


для данного объекта признаки используются как сигнальные для целостного, быстрого и точного опознания. Хорошим упражнением для закрепления сигнальных признаков служит кратковременное предъявление одного, двух, нескольких объектов с целью их опо­знания, запоминания и воспроизведения.

Решение мыслительных задач на материале предметных изобра­жений. Сравнение разнородных изображений, имеющих выражен­ные отличительные признаки; однородных, но разновидных изо­бражений, имеющих классовые различия; определение особенно­стей, характеризующих объект, как отличный от всех других объ­ектов Обобщение объектов рисунка. Выделение обобщающих по­нятий. Выполнение визуально-логических заданий, таких как кар-тинки-«хамелеоны», имеющие вариативность опознания, картин-ки-«нелепицы», аналогичные по содержанию, картинки-загадки, матрицы Равена и т. д.

На основе умений правильно и быстро вычленять информатив­ные признаки изображений формируется интегральное и дискрет­ное опознание, зрительные эталоны предметных изображений. Эф­фективность этапа оценивается с помощью контрольных заданий, в которые включаются для опознания не только те изображения, с которыми дети работали в течение года, но и совершенно для них новые.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: