ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ




И КОМПЕНСАЦИИ НАРУШЕНИЙ

ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

В наших психофизиологических исследованиях установлены су­щественные нарушения зрительных функций, необходимых для реализации процесса опознания, у детей с органическими заболе­ваниями зрительно-нервного аппарата. Это обусловлено наруше­ниями сетевых механизмов зрительной системы. При наличии в ней распространенного патологического процесса часть нервных клеток и связей между ними гибнет, у других снижается уровень функционирования. В результате ослабляется синхронность реак­ций нервных элементов в ответ на внешнее воздействие. Вследст­вие этой функциональной дезинтеграции в нейронных сетях зри­тельного коркового центра внешний стимул не создает такой про­филь ансамбля нервных клеток, как в норме. Дефицитарная ней­ронная микросеть зрительного центра, входящая в многоуровне­вую систему нейронов других корковых областей, определяет сни­жение высшей интегративной деятельности мозга, что и обуслов­ливает нарушения опознания изображений. Поэтому чрезвычайно важна хотя бы частичная компенсация ослабления функциониро­вания нейронных ансамблей в зрительном корковом центре.

Эффективным методом компенсации может быть только метод, направленный на активизацию функциональных связей между элементами нейронной сети. В качестве такого метода избрано воздействие на фундаментальное свойство нервных образований— пластичность, которая имеет универсальный характер и рассмат­ривается как механизм обучения.

Исследования, проведенные на животных и человеке, показали, что адекватная ритмическая стимуляция глаз активирует меха­низмы пластичности и улучшает функциональное состояние нерв­ных сетей зрительной системы. В сответствии с теорией Е. Н. Со­колова повторная ритмическая стимуляция глаз богатым набором изображений приводит к положительным сдвигам в макросостоя­нии нервной сети, состоящим в структурных и функциональных изменениях нервных клеток. Молекулярные изменения соединений между нервными клетками (синапсов) — базовый механизм фор­мирования сенсорных функций под воздействием внешней среды.


Дозированная ритмическая стимуляция глаз различными изо­бражениями сопровождается улучшением состояния синапсов и тем самым как бы «упражняет» базовый механизм формирования сенсорных функций. Это положение, разработанное на основе экс­периментов, проведенных с животными, подтвердилось в исследо­ваниях зрительных функций слабовидящих детей. В работе Е. Н. Соколова, В. И. Лубовского и Л. П. Григорьевой было уста­новлено повышение световой чувствительности под влиянием рит­мической стимуляции глаз, а также увеличение временной разре­шающей способности зрительной системы.

Ритмическая повторная стимуляция снижает депривационный эффект, т. е. позволяет активизировать в зрительной системе те нервные клетки и связи между ними, функционирование которых было подавлено вследствие неупотребления. Активация успешна при условии повторения в течение длительного времени дозиро­ванной стимуляции глаз объектами, содержащими вариации ос­новных информативных признаков. Эта активация способствует структурному образованию новых элементов нервных клеток, а также увеличению числа соединений (синапсов) между ними. В результате улучшается состояние нервных сетей, что обеспечивает более широкие возможности для формирования функциональных объединений нейронов, ответственных за восприятие изображений. Облегчается запечатление и сохранение в памяти признаков боль­шого числа объектов, опосредствованное структурными и функци­ональными изменениями нервных клеток.

Все изложенное свидетельствует о целесообразности применения психофизиологического метода ритмической стимуляции для кор­рекции нарушений зрительных функций и улучшения различимо­сти признаков изображений у слабовидящих и частичновидящих детей.

С целью обеспечения вариаций формирующихся в мозгу обра­зов в соответствии с реальными преобразованиями объектов необ­ходимо воздействовать на зрительную систему стимулами (изо­бражениями), признаки которых изменяются в широких пределах. Этого можно достигнуть только с помощью соответствующих при­боров и в условиях специально организованного школьного каби­нета охраны и развития зрения.

Аппаратура. Для реализации психофизиологических методик мо­жет быть использован любой фотостимулятор отечественного или импортного производства (рис. 2). В его состав входит: источник белого света типа Е с линейным спектром излучения, дающий вспышки с длительностью не менее 0,1с; электронная система уп­равления источником света, обеспечивающая подачу стимулов с частотой в 1 Гц; экран, на котором предъявляются изображения (располагается на расстоянии 30 см от глаз); наборы нейтраль­ных фильтров различной оптической плотности; наборы цветных фильтров в диапазоне видимого спектра; наборы стимульных изо­бражений различной формы и размера (геометрические фигуры, предметные изображения).


Кроме того, в кабинете охраны и развития зрения желательно иметь персональные компьютеры с высококачественными монито­рами, работающими на частоте 60—70 Гц, и специальными фильт­рами, экранирующими мягкое рентгеновское излучение TV-трубки. Можно использовать отечественные персональные компьютеры ти­па ЕС-1840, ЕС-1841, а также импортные типа JAMAHA MSX-2, IBM-2, PS/XT с черно-белыми и цветными дисплеями. Персональ­ные компьютеры имеют недостатки и преимущества сравнительно с фотостимуляторами. К недостаткам относится действие мягкого рентгеновского излучения на расстоянии до 50 см от экрана и фор­мирование судорожной готовности у некоторых детей, если мони­тор работает на частоте 50 Гц. Преимущества персональных ком­пьютеров состоят в том, что они обеспечивают: а) возможности зрительной работы на расстоянии глаз от видео-материала в 50 см и более;

б) широкую вариативность всех признаков изображений (яр­
кость, контраст, цвет, форма, размер, частота и длительность
экспозиции, положение относительно точки фиксации и т. д.);

в) разнообразие вариантов преобразования объекта и рассмот­
рение его с разных точек зрения;

г) индивидуальный подбор характеристик изображений для
каждого учащегося;

д) большие возможности для создания психодиагностических
методик.

Работа с персональными компьютерами требует соблюдения ряда гигиенических требований. Прежде всего, учащийся должен сидеть в правильной позе на расстоянии не менее 50 см от экра­на. Коррекционные занятия с дисплеями можно проводить 2—3 раза в неделю по 20 мин. с перерывами в зависимости от индиви­дуального утомления. К занятиям допускаются только дети, име­ющие разрешение офтальмолога и психоневролога. Не рекомен­дуется использовать компьютеры учащимся с глаукомой, а также с эпилепсией. Организация видео-материала на экране дисплея должна соответствовать офтальмоэргономическим требованиям.

Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных заболеваний важно сократить время работы на относительно близких расстояниях от глаз и включить в коррекционные занятия периоды зрительной работы на больших расстояниях с изображениями, имеющими увеличение до 45— 60 крат и более. Это может быть достигнуто с помощью диапро­ектора «Киев» и кинематографической установки типа КН-16 или «Русь» с возможностью изменения скорости проекции. Кинемато­графический метод позволяет широко варьировать пространствен­но-временные характеристики изображений, создает условия для развития восприятия движущихся объектов.

Использование перечисленной аппаратуры в специальном каби­нете обеспечит полезную деятельность зрительной системы на близком, среднем и дальнем расстояниях видео-материала от глаз, коррекцию нарушений зрительных функций.


Психофизиологические методики излагаются в той последова­тельности, которая наиболее целесообразна и эффективна для кор­рекции нарушений основных зрительных функций. При описании каждой методики вначале излагаются простые, затем более слож­ные и в конце контрольные задания. Почти все методики могут быть реализованы и с помощью фотостимулятора, и с помощью персонального компьютера.

/. Методика формирования зрительного внимания. У слабовидя-и частичновидящих зрительное внимание развито плохо, так как снижение зрения затрудняет и ограничивает восприятие тех объ­ектов, которые могут вызвать интерес и эмоциональные реакции. Без сформированного в той или иной мере зрительного внимания невозможно ни психодиагностическое тестирование состояния зрительного восприятия, ни его развитие с помощью обучающих методик. Точная ориентировка внимания на ту или иную часть перцептивного поля, в которой появляется изображение, —• необ­ходимое условие успешности зрительного восприятия.

При работе с этой методикой создаются ситуации, в которых формируются навыки обнаружения объекта в разных участках пространства. Зрительные стимулы должны иметь усиленные, но вместе с тем комфортные характеристики — достаточно большую яркость, контраст, четкость, максимально насыщенный цвет и т. д.

Наиболее простое задание — обнаружение внезапного появле­ния интенсивной световой вспышки в правом или левом полуполе на экране фотостимулятора. Внезапность предъявления стимула имеет исключительно важное значение для привлечения к нему внимания. Учащийся смотрит в центр экрана на светящуюся фик­сационную точку (лампочка или светодиод) на расстоянии 30 см от его глаз. Справа или слева от нее в случайном порядке, без предупреждения предъявляются вспышки в форме круга с угловы­ми размерами диаметра в 10°, а затем 5° и 2°. Они могут иметь белый или насыщенные до максимума оранжевый, красный, зеле­ный, желтый и синий цвет. Учащийся должен показать рукой и сказать, в каком месте экрана появилась вспышка Более сложный вариант этого задания — внезапное и случайное появление вспыш­ки слева, справа, снизу, сверху на разных расстояниях от фикса­ционной точки.

С помощью персонального компьютера даются постоянно ус­ложняющиеся задания. Учащийся фиксирует взгляд в центре эк­рана дисплея и должен нажать на клавишу, если в перцептивном поле появляется изображение. Местоположение стимула изменяет­ся в случайном порядке. Можно варьировать характеристики изо­бражений и время их предъявления.

Самое сложное задание связано с необходимостью решения за­дач зрительного поиска. На экране дисплея предъявляется не­сколько изображений, одно из которых — целевое, выделяющееся либо формой, либо цветом, либо размером и т. д. Так будет до­стигаться концентрация внимания на определенных информатив­ных признаков объектов. Целевое изображение предъявляется в


различных участках перцептивного поля с разной вероятностью. Учащийся должен найти его и нажать клавишу (регистрация вре­мени реакции). Сокращение времени реакции в ходе занятий бу­дет свидетельствовать об улучшении свойств внимания.

Контрольное задание состоит в том, чтобы выделить объект из маскирующего фона. Степень маскировки может быть различной. Перцептивное поле в большей или меньшей степени может быть насыщено помехами, что требует определенной концент­рации внимания. Это задание может быть реализовано с по­мощью персонального компьютера или кинопроектора. При ис­пользовании компьютера регистрируется время, необходимое для опознания зашумленного изображения. В условиях кинопроекции длительность предъявления теста определяется числом кадров, на которых он заснят. Следует подчеркнуть, что во всех заданиях зрительные стимулы должны быть заведомо надпороговыми для слабого и остаточного зрения.

Эта методика будет не только формировать зрительное внима­ние, но и в определенной степени развивать фиксацию и глазодви­гательную функцию, а также ориентировку в малом пространстве.

2. Методика развития глазодвигательной функции крайне необ­ходима на начальных этапах обучения зрительной системы. Дви­жения глаз — внешние перцептивные действия, которые могут в большой степени способствовать компенсации нарушений воспри­ятия. В связи в этим важно развивать статическую и динамиче­скую фиксацию в соотношении с активными поисковыми движе­ниями глаз.

Наиболее простое задание связано с развитием саккадических движений глаз. Учащийся фиксирует центр экрана фотостимуля­тора На различных расстояниях от фиксационной точки по вер­тикали, горизонтали и диагоналям предъявляются стимулы в ви­де вспышки света или заведомо надпорогового изображения. Ин­струкция учащемуся: после предупредительного слова «Внимание» на экране появится сигнал, на который надо перевести взор и за­тем рассмотреть его. В ходе занятий следует постепенно увеличи­вать расстояние между центральной фиксационной точкой и сти­мулами в поле зрения, что повышает амплитуду саккадических движений.

Другое задание, направленное на развитие функции прослежи­вания и динамической фиксации, выполняется с помощью компь­ютера. На экране дисплея производится движение стимула по прямым и ломаным линиям, по окружности; меняются направле­ния, маршруты и скорость движения изображений. Учащийся фик­сирует стимул и прослеживает его движение с помощью глаза и указки в руке. Характеристики движущегося изображения долж­ны обеспечивать возможность для определения его положения в микропространстве.


Наиболее сложное (контрольное) задание — опознание объекта по движущемуся контуру; может быть реализовано с помощью компьютера или кинопроектора. Предъявляются квадрат, круг, треугольник, звезда, месяц и другие изображения с угловыми раз­мерами 20°, 10°, 5°, контрастом контура в 90—100%, а его угловой шириной в 30'. При использовании кинопроектора развертка мо­жет меняться следующим образом — 48, 32, 16, 6 — 9 кадров. Эта методика способствует развитию не только глазодвигательной функции, но в некоторой мере формированию зрительно-моторных координации (содружественные движения глаза и руки), а также имеет значение для ориентировки в микропространстве.

3. Методика коррекции нарушений световой чувствительности и
реактивности зрительной системы.
Световая чувствительность —
свойство глаза ощущать яркость света, лежащее в основе всех
других зрительных функций. Диапазон реактивности — область
яркостей света, при которых может осуществляться нормальное
функционирование зрительной системы. Этот диапазон заключен
между абсолютным порогом в области низких яркостей и порогом
появления визуального дискомфорта в области высоких яркостей
света.

Используется ритмическая стимуляция глаз ахроматическими вспышками света с частотой в 1 Гц. Яркость ступенчато изменя­ют (9 градаций) от слабо различимой до высокой, но не вызыва­ющей ощущений визуального дискомфорта. Предъявляют по 10 вспышек на каждой из градаций; в одном занятии дается не бо­лее 4—5 градаций яркости. Контрольное задание включает ран­жирование яркостей света, т. е. учащийся дает числовые оценки: очень слабая яркость—1, слабая — 2, несколько выше слабой—■ 3, средняя — 4,..., сильная — 9. Реализация методики обеспечива­ется фотостимулятором и набором нейтральных фильтров.

4. Методика коррекции нарушений различительной (контраст­
ной) чувствительности.
Эта функция определяется как чувстви­
тельность к разности яркостей объекта и фона или разных частей
объекта. Применяется ритмическая стимуляция глаз прямоуголь­
ными и синусоидальными решетками с частотой в 1 Гц. Они могут
быть расположены вертикально, горизонтально и по диагонали;
ширина их полос в угловом размере— 12' и 48'. Черно-белый кон­
траст изменяют в пределах от 10 до 100% ПО градаций). В од­
ном занятии дается не более 50 раздражений — 5 градаций конт­
раста. Контрольное задание состоит в определении ориентации ре­
шетки при возможно более низком черно-белом контрасте. Мето­
дика может быть реализована с помощью фотостимулятора, ком­
пьютера и кинопроектора.

5. Методика коррекции нарушений хроматической чувствитель­
ности
(различимости цветового тона). Ритмически с частотой в
1 Гц предъявляются хроматические поля, цветовой тон которых
изменяют в диапазоне видимого спектра от 440 до 660 им с ша­
гом в 20—30 им. Максимально насыщенные цвета с шириной по­
лосы равной 10 нм имеют видность около 3 лог. ед. над порогом.


Всего предъявляются не более 12 градаций цвета (через 20 нм), а в одном занятии не более 60 раздражений — по 10 для шести гра­даций цвета. Контрольное задание — называние цветов, вспыхи­вающих в случайном порядке полей. Методика может быть реа­лизована с помощью фотостимулятора и интерференционных фильтров, а также компьютера с хорошим цветным дисплеем.

6. Методика коррекции нарушений различимости хроматическо­
го контраста.
В ходе коррекционных занятий можно повысить
чувствительность к различиям в цветовом тоне соседних полей,
элементов изображений и т. д. Для этого вначале используются
ритмические стимулы, имеющие форму круга или квадрата, цвет
которых контрастирует с цветом фона по принципу оппонентности
(красное изображение на зеленом фоне, зеленое на красном, си­
нее на желтом, желтое на синем, красное на синем). Наиболее
предпочтителен хроматический контраст чистых спектральных цве­
тов, который можно получить с помощью фотостимулятора и ин­
терференционных фильтров.

В других заданиях на экране дисплея в ритмическом режиме предъявляются ориентированные различным образом решетки и шахматные изображения, содержащие хроматический контраст основных и промежуточных цветов. Не рекомендуется уравнивать решетки и шахматные клетки по яркости, так как присутствие яр-костного компонента облегчает различение хроматического конт­раста. Контрольное задание — определение угловых размеров ре­шеток клеток шахматного поля, при которых правильно идентифи­цируется хроматический контраст.

7. Методика коррекции нарушений пространственной и времен­
ной разрешающей способности черно-белой подсистемы органа
зрения.
Разрешающая способность в пространстве и во времени
обеспечивает различение размеров, опознание формы объектов в
их пространственном расположении и временной последовательно­
сти. Это очень сложная функция, представляющая особый комп­
лекс нескольких функций. Ее частичная коррекция может быть
Достигнута при повторном ритмическом предъявлении различных
геометрических фигур и предметных изображений. Их размер из­
меняют в пределах от 1 до 10°, а вариации форм,ы осуществляют
в возможно более широких пределах. На одном занятии не следу­
ет предъявлять более 50 изображений (по 10 для одной формы и
одного размера). Контрольное задание — определение минималь­
ного и максимального углового размера изображения, при кото­
ром оно правильно опознается. Методика реализуется о помощью
фотостимулятора и набора диапозитивов, а также компьютера и
кинопроектора.

8. Коррекция нарушений пространственной и временной разре­
шающей способности хроматической подсистемы органа зрения.
Занятия по этой методике проводятся таким же образом, как по
предыдущей седьмой методике. Различия касаются только видео-


материала и аппаратуры. Предъявляются цветные изображения одного тона и содержащие хроматический контраст в различных вариантах. Используется фотостимулятор с интерференционными фильтрами и диапозитивами, а также компьютер с цветным дис­плеем высокого качества.

9. Методика коррекции нарушений поля зрения направлена на
улучшение функционального состояния его относительно сохран­
ных парацентральных и периферических участков. Осуществляет­
ся ритмическая стимуляция глаз вспышками света и изображени­
ями разной интенсивности при вынужденном смещении взора и
точки фиксации. Местоположение объекта в поле зрения изменя­
ется при смещении точки фиксации вправо, влево, вверх, вниз от
центра стимула на 10, 15, 20°, а его угловой размер составляет 5,
10 и 15°. Испытуемому дается инструкция словесно описать тес­
товое изображение после его предъявления. Контрольное зада­
ние — определение минимальных и максимальных угловых разме­
ров, при которых происходит правильное опознание объектов. Ме­
тодика реализуется с помощью фотостимулятора, набора нейт­
ральных фильтров и диапозитивов.

10. Методика компенсации нарушений опознания изображений
по одному и нескольким информативным признакам.
В первом
задании предъявляется набор изображений с одним переменным
признаком, во втором — с двумя, в третьем — с тремя переменны­
ми признаками (форма, цвет, размер). Учащийся получает инст­
рукцию — называть изображения и признаки, которые меняются.
Изображения предъявляются в режиме ритмической стимуляции.
В контрольном задании ставится задача опознавать новые изобра­
жения, которые не применялись в обучающих сериях.

При работе со всеми методиками фоновое освещение составляет 400—600 лк. Расстояние видеоматериала от глаз при использова­нии фотостимулятора — 30 см, компьютера — 50 см, кинопроекто­ра — 2—3 м. Коррекционное занятие длится 20 минут с перерыва­ми в зависимости от индивидуального утомления. Цикл занятий проводится в течение первых лет школьного обучения.

Анализ результатов контрольных исследований выявил, что психофизиологическая коррекция нарушений зрительных функций способствует улучшению различимости информативных признаков изображений и закреплению сенсорных эталонов. Облегчается формирование целостного образа и симультанное опознание объ­ектов. Успешное опознание новых изображений, не использован­ных в обучающих сериях, свидетельствует об определенном вос­становлении функционирования нервных сетей зрительной систе­мы. Однако изолированная коррекция нарушений зрительных функций недостаточна для получения устойчивого эффекта разви­тия восприятия. Использование описанных методик коррекции яв­ляется основой компенсаторного развития зрительного восприятия с помощью психологического метода.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: