Шапиро. «Банкир» А. Е. Корнейчука. Постановка Н. В. Петрова.
Герцог Альба. «Фландрия» В. Сарду. Постановка Л. С. Вивьена.
Член правительства. «На берегу Невы» К. А. Тренева. Постановка С. Э. Радлова.
Юсов. «Доходное место» А. Н. Островского. Постановка Л. С. Вивьена.
Петр I. «Петр I» А. Н. Толстого. Постановка Б. М. Сушкевича.
Большов. «Свои люди — сочтемся!» А. Н. Островского. Режиссер возобновления П. И. Лешков.
Потемкин. «Суворов» И. В. Бехтерева и А. В. Разумовского. Постановка А. А. Музиля.
Герцог Альба. «Фландрия» В. Сарду. Постановка Л. С. Вивьена.
Панталоне. «Лгун» К. Гольдони. Постановка В. В. Люце.
Скалозуб. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Постановка Н. С. Рашевской и Л. С. Вивьена.
Галушка. «В степях Украины» А. Е. Корнейчука. Постановка Л. С. Вивьена и Б. П. Петровых.
{162} 1942
Неизвестный. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Концертное исполнение.
Курослепов. «Горячее сердце» А. Н. Островского. Постановка В. П. Кожина и А. Н. Даусона.
Колос. «Фронт» А. Е. Корнейчука. Постановка В. П. Кожича и А. Н. Даусона.
Васин. «Русские люди» К. М. Симонова. Постановка Л. С. Вивьена.
Таланов. «Нашествие» Л. М. Леонова. Постановка Л. С. Вивьена и Б. П. Петровых.
Акакий. «Великий государь» В. А. Соловьева. Постановка Л. С. Вивьена.
Серебряков. «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Постановка Л. С. Вивьена.
Редозубов. «Варвары» М. Горького. Постановка А. В. Соколова.
Лэнгдон. «Глубокие корни» Д. Гоу и А. Д’Юссо. Постановка С. Н. Селектора.
Президент. «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Постановка В. К. Пионтковского.
Джордж Крофтс. «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу. Постановка Л. С. Вивьена.
Кардинал Бирнч. «Заговор обреченных» Н. Е. Вирты. Постановка В. П. Кожича.
Пимен. «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Постановка Л. С. Вивьена.
Дудукин. «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Постановка А. Н. Даусона.
Хилл Вудхауз. «Опасный перекресток» А. Спешнева и М. Маклярского. Режиссер А. А. Музиль.
Князь Абрезков. «Живой труп» Л. Н. Толстого. Постановка В. П. Кожича и А. Н. Даусона.
Додд. «В середине века» Л. Р. Шейнина. Режиссер А. А. Музиль.
Алупкин. «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева; Чубуков. «Предложение» А. П. Чехова. В спектакле «Одноактные пьесы». Режиссер Б. М. Дмоховский.
Гос. Секретарь. «Гражданин Франции» Д. Храбровицкого. Режиссер А. А. Музиль.
Мамаев. «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. Режиссеры Л. С. Вивьен и А. Н. Даусон.
Мак Кеннеди. «Шакалы» А. Якобсона. Режиссер А. А. Музиль.
Ротшильд. «Измена нации» В. А. Соловьева. Режиссеры Л. С. Вивьен и В. В. Эренберг.
Николай I. «Лермонтов» Б. А. Лавренева. Режиссер Б. М. Дмоховский.
Дорн. «Чайка» А. П. Чехова. Режиссер Л. С. Вивьен.
Генерал. «Игрок», по Ф. М. Достоевскому. Постановка Л. С. Вивьена и А. Н. Даусона.
{163} 1957
Шуйский. «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого. Постановка А. В. Соколова.
Обухов. «Грозовой год» А. Я. Каплера. Постановка А. Н. Даусона.
Хмара. «Почему улыбались звезды» А. Е. Корнейчука. Постановка В. В. Эренберга.
Моргунов. «Все остается людям» С. И. Алешина. Постановка Л. С. Вивьена и А. Н. Даусона.
Священник. «Знаменитый 702‑й» А. Миродана. Постановка Б. А. Фрейндлиха.
Гейгер. «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана. Постановка А. А. Музиля.
Кинематограф
Александр III — «Дворец и крепость».
Градоначальник Фулон — «Девятое января».
Начальник жандармского управления — «Овод».
Великий князь — «Лунный камень».
Пирогов — «Депутат Балтики».
Помещик — «Пугачев».
Начальник гестапо — «Доктор Мамлок».
Бирон — «Давид Гурамишвили».
Командарм — «Константин Заслонов».
Князь Абрезков — «Живой труп».
Моргунов — «Все остается людям».
{164} Указатель имен
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Альмединген Б. А. — 78, 153
Акимов Н. П. — 69, 152
Александровская Е. В. — 69, 152
Александровский В. В. — 56, 57, 151
Алексей Михайлович, царь — 109
Алексеев С. В. — 108 – 110
Алешина Т. И. — 43, 149
Альтшуллер А. Я. — 4
Андреев Л. Н. — 56, 151
Аполлонский Р. Б. — 73, 75, 100, 103, 153
Артамонова Н. К. — 111, 155
Афиногенов А. Н. — 58, 68, 118, 130
Бабочкин Б. А. — 74, 153
Бакст (Розенберг) Л. С. — 150
Баратов П. Г. — 59, 151
Барятинский В. В. — 107
Белинский В. Г. — 4, 12, 145
Берсенев Н. Я. — 109
Билль-Белоцерковский В. Н. — 80
Блок А. А. — 51
Болконский (Боронихин) Б. А. — 15, 146
Бомарше П. — 76, 77, 153
Борисов А. В. — 116
Борисов А. Ф. — 15, 28, 44, 146
Бравич (Баранович) К. В. — 57, 58, 151
Будков П. — 114
Бурдин Ф. А. — 26, 147
Варламов Г. — 106
Варламов К. А. — 3, 4, 9, 16 – 22, 24, 33, 38, 39, 41 – 43, 45, 48 – 50, 60, 73, 74, 92, 100, 105, 106, 116, 128, 130, 146, 153
Варламов Я. Ф. — 102
Васильев И. С. — 106
Васильев П. В. — 4
Васильева Н. С. — 148
Вега Карпьо, Лопе Феликс де — 88, 146
Ведринская М. А. — 90
Вивьен Л. С. — 33, 39, 41, 42, 50, 62, 67, 74, 99, 121, 140, 148, 149, 152, 153
Вильбушевич Е. Б. — 118
Войцеховский В. — 114
Волков Ф. Г. — 83, 153
Вольская Л. — 109
Вольф-Израэль Е. М. — 15, 39, 111, 146
Воронов В. И. — 29, 39, 97, 148
Газенклевер В. — 96
Гарин Э. П. — 74, 153
Гауптман Г. — 6, 57
Гегель Г.‑В.‑Ф. — 84
Гейне Г. — 83, 153
Гитри С. — 82
Глинка В. М. — 109
Гловацкий Г. В. — 59, 151
Гоголь Н. В. — 38, 45, 73, 92, 95
Головин А. Я. — 7, 78, 116, 153, 156
Головкины — 142
Горбачев И. О. — 74, 153
Горбунов И. Ф. — 149
Горин-Горяинов (Горяинов) А. М. — 71, 152
Горин-Горяинов (Горяинов) Б. А. — 3, 26, 29, 50, 60, 64, 70 – 84, 103, 147, 152 – 154
Горький М. (Пешков А. М.) — 57, 58, 95
Гофман А. Е. — 116
Грановская Е. М. — 91, 154
Грибоедов А. С. — 52 – 55, 92, 120, 121, 129
Григорьев А. А. — 146
Григорьев Ф. В. — 108
Гюго В. — 88
Давыдов В. Н. (Горелов И. Н.) — 3, 4, 9, 16 – 18, 21, 22, 30, 41, 45, 46, 48, 52, 53, 73, 74, 80, 82, 84, 85, 93, 100, 103, 105, 106, 128 – 130, 146, 151, 153
Далматов (Лучич) В. П. — 16, 24 – 27, 30, 32, 60, 73 – 75, 100, 106, 146, 147
Дальский (Неелов) М. В. — 89, 154
Данилова М. И. — 15, 146
Дарский (Псаров) М. Е. — 46, 47, 149
Даусон А. Н. — 42, 149
Державин К. Н. — 55, 81, 82, 151, 153
Дмитревский (Дмитревской) И. А. — 6, 83, 153
Дмитриев В. В. — 65, 152
Добролюбов Н. А. — 4, 23, 137
Долинов А. И. — 46, 103, 104, 149
Домашев И. П. — 90
Домашев Н. П. — 90, 154
Домашева А. П. — 91, 154
Домашева З. П. — 91
Домашева М. П. — 9, 18, 24, 33, 35, 36, 41, 48, 61, 83, 90 – 96, 103, 147, 154
Достоевский Ф. М. — 88, 140, 141
Дудкин Ф. И. — 17
Дэрли М. — 82
{165} Дюр Н. О. — 73, 153
Еврипид — 15, 46
Евстигнеев Н. — 108
Елизавета Петровна, императрица — 142, 145
Ермолова М. Н. — 11, 15, 145
Есипович (Иванова) А. П. — 50, 150
Железнова-Студенцова Н. М. — 15, 146
Жуков А. — 114
Жуковский Б. Е. — 39, 148
Жулева Е. Н. — 100, 111, 156
Засулич В. И. — 12, 145
Зражевский А. И. — 39, 148
Зудерман Г. — 92, 95
Ибсен Г. — 88, 95
Иванов А. И. — 102, 103
Иванов Вс. — 130
Иванова В. В. — 155
Измайлов А. А. — 25, 147
Казанский В. А. — 91, 154
Калинис К. С. — 44, 149
Калиостро — 93
Кальдерон — 88
Каменский В. В. — 110
Каратыгин В. А. — 4, 5, 6, 88, 100, 155
Карпов Е. П. — 41, 42, 46 – 49, 59, 61, 92, 102, 149, 150 – 152
Карякина Е. П. — 12, 39, 93, 145
Качалов (Шверубович) В. И. — 12, 145
Качалов Н. Н. — 51, 150
Киров (Костриков) С. М. — 69, 152
Киршон В. М. — 80, 95
Киселевский И. П. — 101, 103, 156
Кожич В. П. — 29, 41 – 44, 80, 122, 125, 148, 149
Комиссаржевская В. Ф. — 56 – 59, 61, 64, 66, 86, 151, 154
Коняев Т. Т. — 107 – 109
Корвин-Круковский Ю. В. — 24, 33, 65, 147
Корнее Н. А. — 112, 113
Корнейчук А. Е. — 6, 67, 95, 129, 130
Корнилова В. — 109
Коровин К. А. — 116, 156
Корчагин П. А. — 55
Корчагина А. И. — 55
Корчагина-Александровская Е. П. — 12, 17, 18, 22, 24, 29, 34 – 36, 41, 48, 50, 53, 55 – 70, 78, 95, 111, 118, 145, 151
Корш Ф. А. — 72, 91, 92, 153, 154
Красов (Некрасов) Н. Д. — 58, 151
Кугель А. Р. — 4, 6, 7, 15, 21, 47, 93, 94, 146, 147, 150, 154
Кузьмина П. В. — 105
Куприн А. И. — 86
Кустодиев Б. М. — 99, 100, 155
Кустодиева Н. А. — 115, 155
Лавренев Б. А. — 109, 136
Лаврентьев А. Н. — 33, 60, 112, 148
Ламбин П. Б. — 25, 147
Ларин К. П. — 113
Лебзак О. Я. — 122, 141
Левкеева Е. И. (Левкеева 2‑я) — 22, 100, 111, 147
Левкеева Е. М. (Левкеева 1‑я) — 33, 100, 148
Ленский (Вервициотти) А. П. — 14, 119, 146
Ленский (Воробьев) Д. Т. — 116
Лермонтов М. Ю. — 7, 15, 51, 88, 126
Лерский И. В. — 64, 106, 112, 129, 152
Лесков Н. С. — 155
Лешков П. И. — 48, 50, 61, 108, 150
Линдер М. — 82
Лукьянова К. — 109
Луначарский А. В. — 80, 95
Любош А. С. — 58, 151
Маковецкий С. М. — 106
Маковский В. Е. — 86, 153
Максимов (Самусь) В. В. — 106, 156
Максимов П. Н. — 101
Мартынов А. Е. — 100, 103, 155
Мейерхольд В. Э. — 4, 6, 7, 46 – 52, 58, 60, 78, 119, 126, 127, 129, 137, 138, 147, 150, 156
Менгден — 104
Мережковский Д. С. — 98, 155
Меркурьев В. В. — 3
Мехнецова В. — 109
Миронов В. А. — 102, 104
Миронова В. А. — 59, 151
Михайлов К. Н. — 25, 147
Михайлов М. А. — 59, 151
Мичурина-Самойлова В. А. — 29, 30, 48, 65, 68, 74, 82, 100, 103, 111 – 113, 129, 148
Можарова — 15
{166} Моисеев — 15
Мольер Ж.‑Б. — 15, 49, 50, 158
Монахов Н. Ф. — 106, 156
Морозов Н. А. — 12, 145
Москвин И. М. — 21, 147
Мочалов П. С. — 5, 88
Мысовский — 14
Музиль А. А. — 65, 152
Музиль-Бороздина Н. Н. — 59, 151
Назаров М. Ф. — 111
Наполеон — 77
Нартов А. К. — 98, 155
Незлобии К. Н. — 22, 147
Нелидов А. П. — 22, 29, 147
Неметти В. А. — 151
Немирова-Ральф А. А. — 24, 147
Нерадовский С. Н. — 59, 151
Николай I – 109
Николай II – 110
Никонова Г. — 109
Никулина Н. А. — 91, 154
Новиков К. — 114
Озаровский Ю. Э. — 46, 47, 106, 149, 150
Опочинин В. В. — 103, 158
Орленев (Орлов) П. Н. — 57, 91, 154
Островский А. Н. — 3, 9, 16 – 45, 48, 49, 56, 57, 61 – 64, 79, 85, 88, 92, 95, 126, 128, 136, 146, 147, 149, 152, 153
Панаев И. И. — 146
Пантелеев А. П. — 24, 147, 148
Панчин П. С. — 112, 148
Певцов И. Н. — 69, 110, 152
Педер — 108
Петербургский — 8
Петров В. М. — 155
Петров Н. В. — 62, 67 – 69
Петр I – 98, 155
Петровская И. Ф. — 151
Петровский А. П. — 46, 47, 64, 106, 149
Писарев Д. И. — 4
Писарев М. И. — 27, 148
Поляков Ф. — 112
Попов Н. А. — 71, 152
Потехин А. А. — 102, 156
Потоцкая М. А. — 33, 103, 129, 148
Правдухин В. — 155
Пренс — 82
Пушкин А. С. — 7, 51, 78, 88
Ракитин Ю. Л. — 46, 150
Рашевская Н. С. — 65, 111, 122, 152
Романовы, царская фамилия — 109
Ромашов Б. С. — 80, 129, 130
Росси К. — 6, 142
Рощина-Инсарова (Пашенная) Е. Н. — 23, 48, 49, 60, 147
Рыбаков Н. Х. — 26, 27, 147
Сабуров — 91
Савина М. Г. — 3, 16 – 18, 41, 60, 71, 73, 74, 85 – 87, 100, 111, 113, 146, 148, 153
Садовская А. Я. — 57, 151
Садовская О. О. — 149
Садовские, актерская династия — 45, 149
Садовский М. П. — 149
Садовский П. М. — 149
Самойлов В. В. — 100, 148, 155
Самойлов П. В. — 33, 57, 148, 151
Сарду В. — 15, 130, 158
Сейфуллина Л. Н. — 99, 100, 130, 155
Семенова Е. Г. — 111
Симонов К. М. — 129
Симонов Н. К. — 3, 39, 65, 97, 98, 121, 122, 124, 143, 149, 155
Синельников Н. Н. — 15, 46, 146
Скоробогатов К. В. — 44, 65, 140, 149
Скороходов С. — 16
Слонов И. А. — 57, 151
Смолич Н. В. — 74, 108, 153
Соков А. О. — 104, 115
Сомина В. В. — 151
Софокл — 88
Софронов В. Я. — 106, 156
Станиславский (Алексеев) К. С. — 52 – 55, 150 – 152
Старк Э. А. — 15, 146
Степанов — 106
Стрельская (Стуколкина) В. В. — 3, 16 – 18, 22 – 24, 33, 60, 64, 100, 146
Стрепетова П. А. — 45, 100, 149
Студенцов Е. П. — 7, 65, 120, 152
Суворин А. С. — 47, 59, 61, 62, 91, 92, 106, 147, 148, 150, 153, 154
Сударушкин Б. А. — 155
Судьбинин (Караванов) И. И. — 33, 57, 60, 148, 151
Сумбатов А. И. — см. Южин А. И.
Суслович Р. Р. — 132, 133
Сухово-Кобылин А. В. — 72, 77, 78, 80, 158, 159
Сушкевич Б. М. — 97, 154, 155
{167} Теляковский В. А. — 4, 47, 48, 60, 150
Тиме Е. И. — 39, 50, 51, 111, 122 – 124, 126, 148, 150
Толстой А. К. — 88, 134
Толстой А. Н. — 96 – 99, 129, 131, 154
Толстой Л. Н. — 94, 95, 122, 125, 154
Толубеев Ю. В. — 3, 44, 121, 140, 143, 149
Тоста — 118
Тренев К. А. — 66
Тур (братья) — 95, 105
Тургенев И. С. — 7, 58, 64, 65, 75, 76, 95
Уайлд О. — 80
Уралов П. М. — 31, 48 – 50, 57, 58, 60, 64, 78, 79, 128, 129, 148
Фальковский Ф. Н. — 57, 151
Фатеев А. А. — 114
Федотов А. Ф. — 91, 154
Федотова Г. Н. — 11, 145
Фет А. А. — 147
Фигнер В. Н. — 12, 145
Филиппов М. А. — 104
Фонвизин Д. И. — 47
Фрейндлих Б. А. — 122
Хардт Э. — 89, 154
Ходотов Н. Н. — 4, 12, 16, 18, 24, 33 – 38, 41, 84 – 90, 117, 118, 145, 153, 154
Хохлов К. П. — 38, 67, 148, 152
Царев М. И. — 33, 51, 148, 150
Цимбал С. Л. — 4
Чайковский М. И. — 15, 128, 158
Черкасов Н. К. — 12, 95, 140, 143, 145
Чехов А. П. — 8, 47, 57, 88, 121, 129, 132, 137
Чехов М. А — 74, 153
Чижевская А. А. — 9, 17, 18, 22, 23, 24, 48, 60, 61, 147
Чириков Е. Н. — 58
Шаляпин Ф. И. — 108, 117, 118
Шаповаленко (Болотников) Н. П. — 5, 9, 18, 26 – 29, 61, 79, 147
Шаровьева М. К. — 9, 18, 60, 147
Шекспир У. — 14, 32, 47, 88, 95, 120, 128, 136
Шиллер Ф. — 32, 88, 95, 130, 136, 146
Шкваркин В. В. — 80
Шостакович Д. Д. — 118
Штейн А. П. — 105
Штыкан Л. П. — 140, 141
Шувалова-Сазонова Л. Н. — 33, 148
Шугай — 115
Щеголев В. Д. — 116
Щепкин М. С. — 74
Щепкина-Куперник Т. Л. — 82
Щуко В. А. — 148
Эрдман Н. Р. — 80
Эсхил — 47, 88
Южин (Сумбатов) А. И. — 53, 112, 119, 151
Южаков — 15
Юрьев С. А. — 3, 14, 146
Юрьев Ю. М. — 3 – 9, 11, 13 – 16, 24, 29, 32, 48, 50, 51, 82, 87, 88, 100, 103, 106, 113, 119, 121, 126 – 129, 132, 135, 137, 140, 145, 148, 150, 154, 156
Яворская (Гюббенет) Л. Б. — 72, 153
Яковлев К. Н. — 24, 41, 48, 50, 78, 128, 147
Яковлев П. — 102, 103
Янковский М. О. — 71, 152
{168} Указатель драматических произведений
Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш
«Бархат и лохмотья» Эд. Штуккена и А. В. Луначарского — 80
«Без вины виноватые» А. Н. Островского — 12, 15, 22, 56, 88, 89, 128, 136
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше — 73, 77, 153
«Бедность не порок» А. Н. Островского — 22
«Бесприданница» А. Н. Островского — 24, 31, 58, 130
«Блоха», по Н. С. Лескову — 155
«Бой бабочек» Г. Зудермана — 92
«Бойцы» Б. С. Ромашова — 73, 80, 84, 129, 130
«Борцы» М. И. Чайковского — 15, 128, 158
«Бронепоезд 14‑69» Вс. Иванова — 130
«Велизарий», перед. П. Г. Ободовского драмы Э. Шенка — 27
«Веселые расплюевские дни» — см. «Смерть Тарелкина»
«Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. Правдухина — 99, 100, 130, 155
«Власть тьмы» Л. Н. Толстого — 92, 93, 154
«Вова приспособился» Е. А. Мировича — 83
«Волки и овцы» А. Н. Островского — 24
«Гамлет» У. Шекспира — 88
«Горе от ума» А. С. Грибоедова — 52, 53, 81, 92, 94, 102, 120, 121, 129, 151
«Горячее сердце» А. Н. Островского — 21, 42, 43, 126, 135, 149,
«Граф де Ризор» В. Сарду — 15
«Грех да беда на кого не живет» А. Н. Островского — 22, 31
«Гроза» А. Н. Островского — 22, 31, 126, 130, 147, 148
«Грозовой год» А. Я. Каплера — 114
«Дама с камелиями» А. Дюма-сына — 51
«Дворянское гнездо», по И. С. Тургеневу — 64, 65, 95, 152
«Делец» В. Газенклевера — 96
«Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева — 56, 151
«Дон Жуан» Ж.‑Б. Мольера — 13, 49, 50, 81, 129, 150
«Доходное место» А. Н. Островского — 12, 17, 24, 33 – 40, 62, 63, 88, 92, 95, 130, 148, 152
«Другая жизнь» В. В. Опочинина — 103
«Дядя Ваня» А. П. Чехова — 121, 129, 132
«Женитьба Фигаро» — см. «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
«Живой труп» Л. Н. Толстого — 122 – 125, 139
«Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева — 58, 64, 75, 130
«Зарево» Е. П. Карпова — 47 – 49, 150
«Иван Мироныч» Е. Н. Чирикова — 58
«Игрок», по Ф. М. Достоевскому — 140, 141
«Идиот», по Ф. М. Достоевскому — 88
«Идеальный муж» О. Уайлда — 80
«Изгнание блудного беса» А. Н. Толстого — 96
«Ипполит» Еврипида — 15, 46, 128, 150
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера — 130, 137
«Комедия смерти» В. В. Барятинского — 107
«Конец Криворыльска» Б. С. Ромашова — 130, 135
«Кулисы» Т. Л. Щепкиной-Куперник — 82
«Лгун» К. Гольдони — 130
«Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского — 116
«Лермонтов» Б. А. Лавренева — 109
«Лес» А. Н. Островского — 5, 17, 18, 22, 24 – 32, 41, 42, 56, 63, 66, 73, 78, 80, 114, 130, 135, 139, 147 – 149
«Макбет» У. Шекспира — 15, 128
«Мандат» Н. Р. Эрдмана — 80
«Мария Стюарт» Ф. Шиллера — 15
«Маскарад» М. Ю. Лермонтова — 6, 15, 49 – 51, 113, 126, 129, 137, 156
«Между ливнями» А. П. Штейна — 132
«Мирская вдова» Е. П. Карпова — 47, 150
{169} «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — 22, 42, 130, 149
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского — 21, 81
«Не в свои сани не садись» А. Н. Островского — 19, 85, 106
«Нефть» Я. Горева, А. Штейна и братьев Тур — 105, 156
«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского — 140
«Отелло» У. Шекспира — 5
«Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — 6
«Петр I» А. Н. Толстого — 97 – 99
«Пигмалион» Б. Шоу — 49
«Платон Кречет» А. Е. Корнейчука — 67, 95
«Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — 94
«Под душистой веткой сирени» В. Корнелиевой — 93
«Почему улыбались звезды» А. Е. Корнейчука — 6
«Предложение» А. П. Чехова — 130
«Провинциалка» И. С. Тургенева — 75
«Пугачевщина» К. А. Тренева — 8, 66, 68
«Пучина» А. Н. Островского — 42, 149
«Пушкин и Дантес» В. Каменского — 110
«Рабочая слободка» Е. П. Карпова — 47, 150
«Ревизор» Н. В. Гоголя — 73, 77, 92, 94, 113, 129, 158
«Русалка» А. С. Пушкина — 82
«Русские люди» К. М. Симонова — 129
«Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова — 118
«Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — 72, 73, 79, 82, 150
«Свадьба Фигаро» — см. «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
«Светит, да не греет» А. Н. Островского — 21, 30
«Свои люди — сочтемся!» А. Н. Островского — 19, 22, 24, 41, 42, 49, 61, 92, 130, 149, 152
«Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина — 49, 50, 73, 77
«Снегурочка» А. Н. Островского — 15
«Старый Гейдельберг» М. Мейер-Ферстыра — 129
«Старый закал» А. И. Южина-Сумбатова — 112
«Страх» А. Н. Афиногенова — 58, 68, 69, 130
«Суд» В. М. Киршона — 80
«Таланты и поклонники» А. Н. Островского — 42, 56, 149
«Тетка Чарлея» Т. Брандтона — 83
«Тяжелые дни» А. Н. Островского — 41
«Фландрия» В. Сарду — 130
«Фронт» А. Е. Корнейчука — 129, 130
«Хоть тресни, а женись» («Брак поневоле») Ж.‑Б. Мольера — 15
«Царь Борис» А. К. Толстого — 85
«Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого — 47, 107, 108, 134, 142
«Чайка» А. П. Чехова — 137
«Чужой ребенок» В. В. Шкваркина — 80
«Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского — 80
«Шутники» А. Н. Островского — 92
«Шут Тантрис» Э. Хардта — 88, 89, 154
{170} Resume
Jakov Osipovich Maliutin (1886 – 1964) was an outstanding representative of the Russian classical school of drama theatre art. All his life was dedicated to the Aleksandrinsky theatre in St. Petersburg. As a pupil of U. M. Uriev who was a distinguished theatre genius, J. O. Maliutin became his partner in many productions and a follower of his traditions.
J. O. Maliutin was fortunate with his encounters on the stage.
During his long creative life he played with the leading actors of the Aleksandrinsky theatre such as Varlamov, Davidov, Gorin-Goriainov, Khodotov, Michurina-Samoilova. He had some occasions to work with V. Meirhold.
To keep in memory and to put on paper what he saw, was one of the main features of J. Maliutin’s individuality.
The first Maliutin’s book «Actors of My Generation» published in 1959 has been widely used and popular among theatre admirers and researchers. After the success of the book the author intended to carry on his memoirs.
The materials included in this book are based on the family archive. One of the chapters in the book contains the memoirs about J. O. Maliutin written by his partners on the stage. There is also the article about J. Maliutin’s creative art written by L. Gitelman, professor, the member of the Academy of Humanitarian Sciences. Compiling, comments and indexes are executed by T. Zabozlaeva, the Correspondent Member of the Petrovsky Academy of Sciences and Arts.
[1] Цимбал С. Л. О книге и ее авторе // Малютин Я. О. Актеры моего поколения. М.‑Л., 1959, с. 6.
[2] Кугель А. Театральные портреты. Л., 1967, с. 222.
[3] Кугель А. Указ соч., с. 214 – 215.
[4] Петербургский. «Пугачевщина» в Акдраме // Жизнь искусства, 1926, № 97, с. 11.
[5] Пылкость, восторг (фр.).
[6] Список ролей из архива семьи Я. О. Малютина.
[7] Список ролей Я. О. Малютина из архива Российского академического театра драмы имени А. С. Пушкина.
[i] Печатается по машинописи из архива семьи Я. О. Малютина.
[ii] Юрьев Юрий Михайлович (1872 – 1948) — драматический актер, педагог. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина с 1893 г. до конца жизни (с перерывами). В 1928 – 1932 гг. возглавлял Акдраму.
Государственная драматическая труппа в России была основана знаменитым указом Елизаветы Петровны в 1756 г. как Императорская. И до 1917 г. официально актеры принадлежали либо драматической, либо оперной, либо балетной, но Императорским труппам, с единой дирекцией. Бытующее словосочетание «актер Александринского театра» для царского времени звучит нонсенсом. Ибо Александринский — определяло лишь название здания. Актеры Императорской драматической труппы с равным успехом могли выступать и на Михайловской сцене, в комедии ли, драме, так же, как балетная труппа — давать свои спектакли на Александринской. Тем не менее в повседневной речи закрепилось более краткое и более понятное определение «актер Александринского или Мариинского театра», которое мы используем до сих пор и применительно к царской поре нашей театральной истории. А дальше — есть еще один нюанс.
На протяжении XX‑го столетия Александринский театр, перестав быть Императорским, неоднократно менял свои названия. После Февральской революции он получил название Государственного, для краткости — Госдрама, или бывший Александринский. В 1919 он уже Государственный академический ассоциационный театр, сокращенно — Акдрама. В 1937 — это Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина. В 1991 — Российский академический театр драмы имени А. С. Пушкина, или Александринский театр. Естественно, биографии многих актеров не укладываются в прокрустово ложе менявшихся названий. Поэтому против фамилии актера указывается то название, которое было на момент окончания его работы в театре.
[iii] Ермолова Мария Николаевна (1853 – 1928) — драматическая актриса. В Московском Малом театре с 1871 по 1921 гг.
[iv] Федотова Гликерия Николаевна (1846 – 1925) — драматическая актриса, педагог. В Московском Малом театре с 1862 по 1905 гг. С 1885 г. преподавала в Московском театральном училище.
[v] Ходотов Николай Николаевич (1878 – 1932) — драматический актер, педагог. В Акдраме в 1898 – 1929 гг., с перерывами.
[vi] Засулич Вера Ивановна (1849 – 1919) — деятельница русского революционного движения.
[vii] Фигнер Вера Николаевна (1852 – 1942) — деятельница русского революционного движения.
[viii] Морозов Николай Александрович (1854 – 1946) — поэт, мемуарист, ученый, революционный деятель.
[ix] Качалов (Шверубович) Василий Иванович (1875 – 1948) — драматический актер. С 1900 г. на сцене Московского Художественного театра.
[x] Корчагина-Александровская Екатерина Павловна (1874 – 1951) — драматическая актриса. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина с 1915 г.
[xi] Карякина Елена Петровна (1902 – 1979) — драматическая актриса. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина с 1922 г.
[xii] Черкасов Николай Константинович (1903 – 1966) — драматический актер. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина в 1933 – 1965 гг.
[xiii] Белинский В. Г. Речь о критике // Собр. соч. в 9 тт. М., 1979, т. 5, с. 122.
[xiv] {146} Печатается по машинописи из архива семьи Я. О. Малютина. На одном из экземпляров есть пометка автора — 1952.
[xv] Юрьев Сергей Андреевич (1821 – 1888) — историк, издатель, критик, переводчик Шиллера, Лопе де Веги. Выступил с программой журнала «Артист», который начал выходить после его смерти.
[xvi] Ленский (Вервициотти) Александр Павлович (1847 – 1908) — драматический актер, режиссер, педагог, театральный деятель. В Московском Малом театре с 1876 г. Юрьев учился у Ленского в Московском театральном училище, которое окончил в 1893 г.
[xvii] «Мои родители почти все время жили в деревне, в своей усадьбе, в Тверской губернии, Калязинского уезда, в сельце Поняки». — Юрьев Ю. М. Записки, в 2 тт. М.‑Л., 1963, т. I, с. 58.
[xviii] Старк Эдуард Александрович (1874 – 1942) — искусствовед, театральный критик. Псевдоним «Зигфрид».
[xix] Кугель Александр Рафаилович (1864 – 1928) — литературный и театральный критик, публицист, драматург, режиссер. В 1897 – 1918 гг. редактор журнала «Театр и искусство». Псевдоним «Homo novus».
[xx] Данилова Мария Иннокентьевна — драматическая актриса. В Акдраме в 1916 – 1925 гг.
[xxi] Железнова-Студенцова Нина Михайловна (1899 – 1943?) — драматическая актриса. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина в 1915 – 1929 гг.
[xxii] Болконский (Боронихин) Борис Александрович (1893 –?) — драматический актер. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина в 1915 – 1918 и 1925 – 1941 гг.
[xxiii] Вольф-Израэль Евгения Михайловна (1896 – 1975) — драматическая актриса. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина в 1923 – 1960 гг.
[xxiv] Синельников Николай Николаевич (1855 – 1939) — актер, режиссер, знаменитый антрепренер.
[xxv] Борисов Александр Федорович (1905 – 1982) — драматический актер. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина с 1928 г.
[xxvi] Печатается по машинописи из архива семьи Я. О. Малютина.
[xxvii] Со времен публикаций А. А. Григорьева и И. И. Панаева, то есть с середины 1850‑х гг., в русской театральной критике укоренилось мнение о том, что в Александринском театре не умели играть Островского, не улавливали специфический «тон» драматурга и просто не знали старого быта Замоскворечья, где родился драматург и где жили многие его герои.
[xxviii] Савина Мария Гавриловна (1854 – 1915) — драматическая актриса. В Александринском театре с 1874 г.
[xxix] Варламов Константин Александрович (1848 – 1915) — драматический актер. В Александринском театре с 1875 г.
[xxx] Давыдов Владимир Николаевич (Горелов Иван Николаевич) (1849 – 1925) — драматический актер. В Акдраме в 1880 – 1924 гг., с перерывами.
[xxxi] Далматов (Лучич) Василий Пантелеймонович (1845 или 1852 – 1912) — драматический актер. В Александринском театре в 1884 – 1894 и 1901 – 1912 гг.
[xxxii] Стрельская (Стуколкина) Варвара Васильевна (1838? — 1915) — драматическая актриса. В Александринском театре с 1857 г.
[xxxiii] {147} Чижевская Александра Антоновна (? – 1925) — драматическая актриса. В Акдраме в 1897 – 1925 гг. Поскольку биографические данные об актрисе не вошли в широкий театроведческий обиход, см. источник этих дат в некрологе актрисы: Рабочий и театр, 1926, № 15, с. 10.
[xxxiv] Домашева Мария Петровна (1875 – 1952) — драматическая актриса. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина с 1895 г.
[xxxv] Шаровьева Мария Константиновна (1850‑е гг. – 1917) — драматическая актриса. В Александринском театре с 1905 г. Поскольку биографические данные об актрисе не вошли в широкий театроведческий обиход, см. источник этих дат в некрологе актрисы: Театр и искусство, 1917, № 10 – 11, с. 196.
[xxxvi] Шаповаленко (Болотников) Николай Петрович (1860 – 1923) — драматический актер. В Акдраме с 1880 г.
[xxxvii] Кугель А. Театральные портреты. М., 1967, с. 135.
[xxxviii] Первые строчки романса, написанного на стихи А. А. Фета.
[xxxix] Москвин Иван Михайлович (1874 – 1946) — драматический актер. В Московском Художественном театре с 1898 г.
[xl] Незлобии Константин Николаевич (1857 – 1930) — антрепренер, режиссер, драматический актер. Держал антрепризы в разных городах России. В 1909 – 1917 гг. — в Москве.
[xli] Нелидов Анатолий Павлович (1879 – 1949) — драматический актер. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина в 1924 – 1926, 1929 – 1941 и с 1946 гг.
[xlii] Левкеева Елизавета Ивановна (Левкеева 2‑я) (1851 – 1904) — драматическая актриса. В Александринском театре с 1871 г.
[xliii] А. А. Чижевская играла роль Кабанихи, можно сказать, всю жизнь, начиная с 1895 г. в Суворинском театре. Я. О. Малютин здесь, видимо, говорит о «Грозе», поставленной В. Э. Мейерхольдом в 1916 г. на сцене Александринского театра, где Катерину полемически играла Е. Н. Рощина-Инсарова.
[xliv] Добролюбов Н. А. Темное царство // Собр. соч. в 9 тт. М.‑Л., 1963, т. 5, с. 30.
[xlv] Рощина-Инсарова (Пашенная) Екатерина Николаевна (1883 –?) — драматическая актриса. В Александринском театре в 1913 – 1918 гг.
[xlvi] Немирова-Ральф Анастасия Антоновна (1849 – 1929) — драматическая актриса. В Акдраме с 1900 г.
[xlvii] Яковлев Кондрат Николаевич (1864 – 1928) — драматический актер. В Акдраме с 1906 г.
[xlviii] Корвин-Круковский Юрий Васильевич (1861 – 1935) — драматический актер. В Акдраме в 1886 – 1929 гг.
[xlix] Пантелеев Александр Петрович (1874 – 1948) — драматический актер, а позже кинорежиссер. В Акдраме в 1893 – 1923 гг.
[l] Ламбин Петр Борисович (1862 – 1923) — театральный художник. С конца 1890‑х гг. основной декоратор Императорских театров.
[li] См: Михайлов К. Н. Василий Пантелеймонович Далматов, артист Императорских театров. СПб., 1914.
[lii] Измайлов А. А. Далматов // Галерея сценических деятелей. М., (без даты), с. 64.
[liii] Горин-Горяинов (Горяинов) Борис Анатольевич (1883 – 1944) — драматический актер. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина с 1911 г.
[liv] Рыбаков Николай Хрисанфович (1811 – 1876) — драматический актер, выступал в провинции. Дебютировал на Императорских сценах — в Малом театре в Москве в 1852, в Александринском — в 1854 гг.
[lv] Бурдин Федор Алексеевич (1827 – 1887) — драматический актер, переводчик. В Александринском театре в 1847 – 1883 гг. Первая постановка комедии Островского «Лес» в Александринском театре состоялась 1 ноября 1871 г.
[lvi] {148} Писарев Модест Иванович (1844 – 1905) — драматический актер, педагог, критик. В Александринском театре с 1885 г.
[lvii] «Лес» был поставлен в бывшем Александринском театре в 1918 г. режиссерами П. С. Панчиным, Н. С. Васильевой и А. П. Пантелеевым.
[lviii] Премьера «Леса» в постановке В. П. Кожина состоялась 11 декабря 1936 г.
[lix] Мичурина-Самойлова Вера Аркадьевна (1866 – 1948) — драматическая актриса из театральной династии Самойловых. В Александринском театре с 1886 г.
[lx] Воронов Владимир Иванович (1890 – 1985) — драматический актер. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина в 1919 – 1962 гг.
[lxi] Уралов Илья Матвеевич (1872 – 1920) — драматический актер. В Акдраме в 1911 – 1919 гг. Сыграл Несчастливцева в постановке «Леса» 1918 г.
[lxii] Реплика Кулигина в «Грозе», д. 4, явл. II, видоизмененные слова Г. Р. Державина из оды «Вельможа».
[lxiii] Юрьев Ю. М. Записки, т. 2, с. 414.
[lxiv] Левкеева Елизавета Матвеевна (Левкеева 1‑я;? – 1881) — драматическая актриса. В Александринском театре с 1843 г.
[lxv] Я. О. Малютин говорит о постановке 1913 г.
[lxvi] Лаврентьев Андрей Николаевич (1882 – 1935) — драматический актер и режиссер. В 1910 – 1918 гг. — актер и режиссер Александринского театра.
[lxvii] Судьбинин (Караванов) Иван Иванович (1864 – 1919) — драматический актер. В Александринском театре с 1909 г.
[lxviii] Шувалова-Сазонова Любовь Николаевна — драматическая актриса. В Александринском театре в 1898 – 1920 гг.
[lxix] Потоцкая Мария Александровна (1871 – 1940) — драматическая актриса. В Александринском театре в 1892 – 1929 гг., в свое время во многих ролях дублировала М. Г. Савину.
[lxx] Самойлов Павел Васильевич (1866 – 1931) — драматический актер, сын В. В. Самойлова. В Александринском театре в 1900 – 1904 и 1920 – 1924 гг. В роли Жадова выступал неоднократно, в том числе в 1913 г. в Суворинском театре.
[lxxi] Вивьен Леонид Сергеевич (1887 – 1966) — драматический актер, режиссер, педагог. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина с 1911 г. В роли Жадова выступал многократно, начиная с выпускных экзаменов в 1913 г., затем в 1928 г., в 1938 г.
[lxxii] Царев Михаил Иванович (1903 – 1987) — драматический актер. В Акдраме в 1931 – 1933 гг. Жадова играл в 1948 г. в спектакле Московского Малого театра.
[lxxiii] Хохлов Константин Павлович (1885 – 1956) — драматический актер, режиссер, педагог, ученик А. П. Ленского. В 1925 – 1930 гг. — режиссер Акдрамы. Премьера пьесы А. Н. Островского «Доходное место» в постановке Хохлова состоялась 29 января 1928 г.
[lxxiv] Зражевский Александр Иванович (1886 – 1950) — драматический актер. В Акдраме в 1925 – 1927 гг.
[lxxv] Речь идет об оформлении В. А. Щуко. Щуко Владимир Алексеевич (1878 – 1939) — архитектор и театральный художник. В 1920‑х гг. очень активно работал в Акдраме.
[lxxvi] Л. С. Вивьен поставил комедию А. Н. Островского «Доходное место» (премьера состоялась 11 января 1938 г.), пригласив оформить спектакль все того же В. А. Щуко. Но — изменилось время, изменились и вкусы художников. Это было иное оформление.
[lxxvii] Жуковский Борис Елисеевич (1900 – 1962) — драматический актер. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина с 1923 г.
[lxxviii] Тиме Елизавета Ивановна (1884 – 1968) — драматическая актриса. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина с 1908 г.
[lxxix] {149} Симонов Николай Константинович (1901 – 1973) — актер театра и кино. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина с 1924 г. (перерыв в 1932 – 33 гг., когда работал в Куйбышеве).
[lxxx] Карпов Евтихий Павлович (1857 – 1926) — режиссер и драматург. В Акдраме в 1896 – 1900 и 1916 – 1922 гг.
[lxxxi] Я. О. Малютин неоднократно упоминает комедию «Свои люди — сочтемся!» в постановке Л. С. Вивьена. Но в перечне режиссерских работ Вивьена таковой не значится. Видимо, речь идет о спектакле, премьера которого состоялась 7 марта 1939 г., в постановке П. И. Лешкова.
[lxxxii] Кожич Владимир Платонович (1896 – 1955) — драматический актер и режиссер. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина поставил следующие пьесы Островского: «Таланты и поклонники» — 1938, 1943; «Лес» — 1936, 1948; «Горячее сердце» — 1942. «Пучина» после смерти Кожича была завершена режиссером А. Н. Даусоном в 1955 г. «На всякого мудреца довольно простоты» поставили Вивьен и Даусон в 1952 г.
Даусон Антонин Николаевич (1908) — режиссер. В Российском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина с 1933 г.
[lxxxiii] Алешина Тамара Ивановна (1919) — актриса театра и кино. В Российском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина с 1940 г.
[lxxxiv] Калинис Константин Станиславович (1907 – 1976) — драматический актер. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина в 1929 – 1974 гг.
[lxxxv] Скоробогатов Константин Васильевич (1887 – 1969) — артист театра и кино. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина в 1936 – 1963 гг.
[lxxxvi] Толубеев Юрий Владимирович (1906 – 1979) — артист театра и кино. В Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина в 1942 – 1978 гг.
[lxxxvii] Островский Александр Николаевич (1823 – 1886) в 1843 г. поступил канцеляристом в Московский совестный суд, где разбирались имущественные споры, преступления малолетних; в 1845 г. был переведен в Московский коммерческий суд, откуда ушел в 1851 г., чтобы стать профессиональным литератором. Островский был домоседом и редко покидал Москву. В 1865 г. он вместе с актером И. Ф. Горбуновым отправился в поездку по Волге.
[lxxxviii] Стрепетова Полина (Пелагея) Антипьевна (1850 – 1903) — драматическая актриса. В Александринском театре в 1881 – 1890 гг., в сезоне 1899 – 1900 гг.
[lxxxix] Садовские — семья драматических актеров Московского Малого театра. Садовский (Ермилов) Пров Михайлович (1818 – 1872) — родоначальник династии, друг Островского, выдающийся истолкователь и первый исполнитель ролей в пьесах драматурга: в первых постановках 28‑ми пьес Островского на сцене Малого театра сыграл 29 ролей. Садовский Михаил Провович (1847 – 1910) — сын Прова Михайловича, был подготовлен к сцене отцом и Островским, с успехом играл в пьесах последнего. Садовская Ольга Осиповна (1849 – 1919) — жена Михаила Прововича, также знаменитая истолковательница творчества Островского. Потомки этой знаменитой семьи до сих пор играют на сцене Московского Малого театра.
[xc] Печатается по машинописи из архива семьи Я. О. Малютина.
[xci] Петровский Андрей Павлович (1869 – 1933) — драматический актер, педагог, режиссер. В Александринском театре в 1904 – 1915 гг.
[xcii] Озаровский Юрий Эрастович (1869 – 1924) — драматический актер, режиссер. В Александринском театре в 1890 – 1915 гг.
[xciii] Дарский (Псаров) Михаил Егорович (1865 – 1930) — драматический актер, режиссер. В Акдраме в 1902 – 1924 гг.
[xciv] Долинов Анатолий Иванович (1869 –?) — драматический актер, режиссер, педагог. В Александринском {150} театре в 1897 – 1918 гг., с перерывами. С 1923 — за границей.
[xcv] Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874 – 1940) — драматический актер, режиссер. В Александринском театре в 1908 – 1918 гг.
[xcvi] Ракитин Юрий Львович — драматический актер, режиссер. В Акдраме в 1911 – 1922 гг.
[xcvii] «Ипполит» был поставлен Озаровским в