Король догадывается, что племянник знает о причине смерти отца. Он подсылает к принцу его друзей, чтобы те все разузнали, но Гамлет догадывается об этой измене. Герой притворяется сумасшедшим. Самое светлое во всех этих событиях – любовь Гамлета к Офелии, но и ей не суждено сбыться.
Как только появляется возможность, принц при помощи трупы актеров разоблачает убийцу. Во дворце разыгрывают пьесу «Убийство Гонзаго», в которую Гамлет добавляет реплики, демонстрирующие королю, что его преступление раскрыто. Клавдию становится плохо, и он покидает зал. Гамлет хочет поговорить с матерью, но случайно убивает приближенного вельможу короля, Полония.
Клавдий хочет сослать племянника в Англию. Но Гамлет узнает об этом, хитростью возвращается в замок и убивает короля. Отомстив, Гамлет умирает от яда.
Наблюдая за событиями трагедии нетрудно заметить, что в ней представлен внутренний и внешний конфликт. Внешний – отношение Гамлета с обитателями родительского двора, внутренний – переживания принца, его сомнения.
В произведении развивается идея о том, что всякая ложь рано или поздно раскрывается. Основная мысль – человеческая жизнь слишком коротка, поэтому не стоит тратить время на то, чтобы опутывать ее ложью и интригами. Это то, чему учит пьеса читателя и зрителя.
Композиция
Особенности композиции продиктованы законами организации драмы. Произведение состоит из пяти актов. Сюжет раскрывается последовательно, его можно разделить на шесть частей: экспозиция – знакомство с героями, завязка – встреча Гамлета с призраком, развитие событий – путь принца к мести, кульминация – наблюдения за королем во время пьесы, Гамлета пытаются сослать в Англию, развязка – смерть героев.
|
Событийная канва прерывается философскими размышлениями Гамлета о смысле жизни, о смерти.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Гамлета».
Жанр
Жанр «Гамлета» – это пьеса, написанная как трагедия, так как все события сконцентрированы вокруг проблем убийства, смерти и мести. Развязка произведения трагичная. Направление пьесы Шекспира «Гамлет» – барокко, поэтому произведению присущи обилие сравнений и метафор.
Главные герои
Гамлет – принц датский, сын прежнего и племянник нынешнего короля, был убит Лаэртом.
Клавдий – датский король, убил отца Гамлета и женился на Гертруде, был убит Гамлетом.
Полоний – главный королевский советник, отец Лаэрта и Офелии, был убит Гамлетом.
Лаэрт – сын Полония, брат Офелии, умелый фехтовальщик, был убит Гамлетом.
Горацио – близкий друг Гамлета.
Другие персонажи
Офелия – дочь Полония, сестра Лаэрта, после смерти отца сошла с ума, утонула в реке.
Гертруда – датская королева, мать Гамлета, жена Клавдия, умерла, выпив отравленное королем вино.
Призрак отца Гамлета
Розенкранц, Гильденстерн – бывшие университетские товарищи Гамлета.
Фортинбрас – норвежский принц.
Марцелл, Бернардо – офицеры.
Краткое содержание
Акт 1
Сцена 1
Эльсинор. Площадка перед замком. Полночь. Офицер Бернардо сменяет солдата Франциско, стоящего на посту. На площади появляются офицер Марцелл и друг Гамлета Горацио. Марцелл спрашивает у Бернардо, не видел ли он призрака, которого уже дважды замечали замковые стражники. Горацио находит это просто игрой воображения.
|
Неожиданно появляется призрак, похожий на покойного короля. Горацио спрашивает у духа, кто он, но тот, оскорбившись вопросом, исчезает. Горацио считает, что появление призрака – это «знак грозящих государству потрясений».
Марцелл интересуется у Горацио, почему в последнее время в королевстве активно готовятся к войне. Горацио рассказывает, что Гамлет убил в бою «властителя норвежцев Фортинбраса» и по договору получил земли побежденного. Однако «младший Фортинбрас» решил отбить потерянные земли, и именно это является «предлогом к сумятице и сутолоке в крае».
Неожиданно призрак появляется вновь, но с криками петуха исчезает. Горацио решает рассказать об увиденном Гамлету.
Сцена 2
Зал для приемов в замке. Король сообщает о своем решении взять в жены сестру покойного брата Гертруду. Возмущенный попытками королевича Фортинбраса вернуть власть на потерянных землях, Клавдий отправляет придворных с письмом к его дяде, королю норвежцев, чтобы тот пресек на корне замыслы племянника.
Лаэрт просит у короля разрешения уехать во Францию, и Клавдий позволяет. Королева советует Гамлету перестать скорбеть по отцу: «Так создан мир: что живо, то умрет / И вслед за жизнью в вечность отойдет». Клавдий сообщает, что они с королевой против возвращения Гамлета на учение в Виттенберг.
Оставшись один, Гамлет возмущен тем, что его мать спустя месяц после смерти мужа перестала скорбеть и вышла замуж за Клавдия: «О женщины, вам имя – вероломство!».
Горацио сообщает Гамлету, что две ночи подряд он, Марцелл и Бернардо видели призрак его отца в латах. Принц просит держать эту новость в секрете.
|
Сцена 3
Комната в доме Полония. Прощаясь с Офелией, Лаэрт просит сестру избегать Гамлета, не относиться серьезно к его ухаживаниям. Полоний благословляет сына в дорогу, наставляя его, как вести себя во Франции. Офелия рассказывает отцу об ухаживаниях Гамлета. Полоний запрещает дочери видеться с принцем.
Сцена 4
Полночь. Гамлет, Горацио и Марцелл находятся на площадке перед замком. Появляется призрак. Гамлет обращается к нему, но дух, ничего не отвечая, манит принца за собой.
Сцена 5
Призрак сообщает Гамлету, что он дух его умершего отца, раскрывает тайну своей смерти и просит отомстить сына за свое убийство. Вопреки общему мнению, прежний король умер не от укуса змеи. Его убил родной брат Клавдий, вылив королю в ухо настой белены, когда тот спал в саду. Кроме того, еще до смерти прежнего короля Клавдий «увлек королеву к постыдному сожительству».
Гамлет предупреждает Горацио и Марцелла, что намеренно будет вести себя, как безумец, и просит их поклясться в том, что они никому не расскажут об их разговоре и о том, что видели призрак отца Гамлета.
Акт 2
Сцена 1
Полоний отправляет своего приближенного Рейнальдо в Париж, чтобы тот отвез Лаэрту письмо. Он просит разузнать как можно больше о сыне – о том, как он себя ведет и кто входит в круг его общения.
Испуганная Офелия рассказывает Полонию о безумном поведении Гамлета. Советник решает, что принц сошел с ума от любви к его дочери.
Сцена 2
Король и королева приглашают Розенкранца и Гильденстерна (бывших университетских друзей Гамлета), чтобы те узнали причину безумия принца. Посол Вольтиманд сообщает ответ Норвежца: узнав о действиях племянника Фортинбраса, король Норвегии запретил ему воевать с Данией и отправил наследника с походом на Польшу. Полоний делится с королем и королевой предположением, что причина безумия Гамлета – любовь к Офелии.
Беседуя с Гамлетом, Полоний поражается меткостью высказываний принца: «Если это и безумие, то в своем роде последовательное».
В разговоре с Розенкранцем и Гильденстерном Гамлет называет Данию тюрьмой. Принц понимает, что они явились не по собственному желанию, а по приказу короля и королевы.
В Эльсинор приезжают приглашенные Розенкранцем и Гильденстерном актеры. Гамлет любезно их встречает. Принц просит прочесть монолог Энея к Дидоне, в котором говорится об убийстве Приама Пирром, а также сыграть на завтрашнем представлении «Убийство Гонзаго», добавив небольшой отрывок, написанный Гамлетом.
Оставшись один, Гамлет восхищается мастерством актера, обвиняя себя в бессилии. Опасаясь того, что в образе призрака к нему являлся Дьявол, принц решает сначала последить за дядей и проверить его виновность.
Акт 3
Сцена 1
Розенкранц и Гильденстерн докладывают королю и королеве, что не смогли разузнать у Гамлета причину его странного поведения. Подстроив встречу Офелии и Гамлета, король и Полоний прячутся, наблюдая за ними.
Гамлет заходит в комнату, размышляя над тем, что останавливает человека от самоубийства:
«Быть иль не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться».
Офелия хочет вернуть подарки Гамлета. Принц, понимая, что их подслушивают, продолжает вести себя как сумасшедший, говоря девушке, что никогда не любил ее и сколько бы ей не прививали добродетели, из нее «не выкурить грешного духа». Гамлет советует Офелии уйти в монастырь, чтобы не плодить грешников.
Услышав речи Гамлета, король понимает, что причина безумия принца другая: «он не то лелеет / По темным уголкам своей души, / Высиживая что-то поопасней». Клавдий решает обезопасить себя, отправив племянника в Англию.
Сцена 2
Приготовления к пьесе. Гамлет просит Горацио внимательно смотреть на короля, когда актеры будут играть сцену, схожую с эпизодом смерти его отца.
Перед началом пьесы Гамлет кладет голову Офелии на колени. Начав с пантомимы, актеры изображают сцену отравления прежнего короля. Во время представления Гамлет сообщает Клавдию, что пьеса называется «Мышеловка» и комментирует происходящее на сцене. В момент, когда актер на сцене собирался отравить спящего, Клавдий резко поднялся и со свитой покинул зал, чем выдал свою виновность в смерти отца Гамлета.
Розенкранц и Гильденстерн говорят Гамлету, что король и королева очень огорчены из-за случившегося. Принц, держа в руке флейту, ответил: «Смотрите же, с какою грязью вы меня смешали. Вы собираетесь играть на мне». «Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя».
Сцена 3
Король пытается молитвой искупить грех братоубийства. Увидев Клавдия молящимся, принц колеблется, ведь он может отомстить за убийство отца прямо сейчас. Однако Гамлет решает отсрочить кару, чтобы душа короля не отправилась на небо.
Сцена 4
Комната королевы. Гертруда позвала Гамлета к себе на разговор. Полоний, подслушивая, прячется в ее спальне за ковром. Гамлет грубит матери, обвиняя королеву в том, что она оскорбила память его отца. Испуганная Гертруда решает, что сын хочет ее убить. Полоний из-за ковра зовет стражу. Принц, думая, что это король, пронзает ковер и убивает королевского советника.
Гамлет обвиняет мать в грехопадении. Неожиданно появляется призрак, которого видит и слышит только принц. Гертруда убеждается в безумстве сына. Волоча тело Полония, Гамлет уходит.
Акт 4
Сцена 1
Гертруда сообщает Клавдию, что Гамлет убил Полония. Король распоряжается найти принца и отнести тело убитого советника в часовню.
Сцена 2
Гамлет говорит Розенкранцу и Гильденстерну, что тело Полония он «смешал с землей, которой труп сродни». Принц сравнивает Розенкранца «с губкою, живущей соками царских милостей».
Сцена 3
Потешаясь, Гамлет говорит королю, что Полоний на ужине – «на таком, где ужинает не он, а едят его самого», но после признается, что спрятал тело советника около галерейной лестницы. Король распоряжается немедленно заманить Гамлета на корабль и везти его в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильденстерна. Клавдий решает, что Британец должен вернуть ему долг, убив принца.
Сцена 4
Равнина в Дании. Войско норвежцев осуществляет проход через местные земли. Гамлету объясняют, что военные идут «отторгнуть местечко, не заметное ничем». Гамлет размышляет о том, что «решительный принц» «рад пожертвовать жизнью» ради дела, которое «не стоит выеденного яйца», а он сам все никак не решился на месть.
Сцена 5
Узнав о смерти Полония, Офелия сходит с ума. Девушка горюет об отце, поет странные песни. Горацио делится с королевой своими страхами и опасениями – «народ ворчит», «вся муть всплыла со дна».
Тайно вернувшийся из Франции Лаэрт врывается в замок с толпой бунтовщиков, провозгласивших его королем. Юноша хочет отомстить за смерть отца, но король усмиряет его пыл, обещая возместить утрату и помочь «в союзе добиться правды». Увидев безумную Офелию, Лаэрт еще сильнее загорается жаждой мести.
Сцена 6
Горацио получает от моряков письмо Гамлета. Принц сообщает, что попал к пиратам, просит передать королю отправленные им письма и как можно быстрее поспешить к нему на помощь.
Сцена 7
Король обретает в лице Лаэрта союзника, указывая ему на то, что у них общий враг. Клавдию доставляют письма от Гамлета, в которых принц пишет, что был высажен нагим на датскую землю и просит короля завтра же его принять.
Лаэрт ждет встречи с Гамлетом. Клавдий предлагает направлять действия юноши, чтобы Гамлет погиб «сам по доброй воле». Лаэрт соглашается, решая для верности перед сражением с принцем смазать острие рапиры ядовитой мазью.
Внезапно появляется королева с новостью, что Офелия утонула в реке:
«Ей травами увить хотелось иву,
Взялась за сук, а он и подломись,
И, как была, с копной цветных трофеев,
Она в поток обрушилась».
Акт 5
Сцена 1
Эльсинор. Кладбище. Могильщики копают могилу для Офелии, обсуждая, можно ли погребать самоубийцу по христианскому обычаю. Видя выброшенные могильщиком черепа, Гамлет раздумывает над тем, кто были эти люди. Могильщик показывает принцу череп Йорика, королевского скоромоха. Взяв его в руки, Гамлет обращается к Горацио: «Бедный Йорик! – Я знал его, Горацио. Это был человек бесконечного остроумия», «а теперь это само отвращение и тошнотой подступает к горлу».
Офелию хоронят. Желая в последний раз проститься с сестрой, Лаэрт прыгает в ее могилу, прося закопать его с сестрой. Возмутившись фальши происходящего, стоявший в стороне принц прыгает в могилу вслед за Лаэртом, и они борются. По приказу короля их разнимают. Гамлет сообщает, что хочет «разрешить соперничество» с Лаэртом в схватке. Король просит Лаэрта пока не предпринимать никаких действий: «потерпите. Все идет к развязке».
Сцена 2
Гамлет рассказывает Горацио, что обнаружил на корабле письмо Клавдия, в котором король распорядился убить принца по прибытии в Англию. Гамлет изменил его содержание, приказывая немедленно убить подателей письма. Принц понимает, что отправил Розенкранца и Гильденстерна на смерть, но его не мучает совесть.
Гамлет признается Горацио, что жалеет о ссоре с Лаэртом и хочет помириться с ним. Приближенный короля Озрик сообщает, что Клавдий поспорил с Лаэртом на шесть арабских коней, что принц победит в сражении. У Гамлета появляется странное предчувствие, но он отмахивается от него.
Перед поединком Гамлет просит у Лаэрта прощения, говоря, что не желал ему зла. Незаметно король бросает в бокал принца с вином яд. В разгар сражения Лаэрт ранит Гамлета, после чего они меняются рапирами и Гамлет ранит Лаэрта. Лаэрт осознает, что сам «попался в сети» своего коварства.
Королева по случайности отпивает из бокала Гамлета и умирает. Гамлет приказывает найти виновного. Лаэрт сообщает, что рапира и питье были отравлены и во всем виноват король. Гамлет убивает отравленной рапирой короля. Умирая, Лаэрт прощает Гамлета. Горацио хочет выпить остатки яда из бокала, но Гамлет забирает чашу у друга, прося рассказать непосвященным «правду о нем».
Вдали слышатся выстрелы и марш – из Польши с победой возвращается Фортинбрас. Умирая, Гамлет признает право Фортинбраса на датский престол. Фортинбрас приказывает с честью похоронить принца. Раздается пушечный залп.
Заключение
В «Гамлете» на примере образа датского принца Шекспир изображает личность нового времени, сила и слабость которого заключены в его нравственности и остром уме. Являясь по натуре философом и гуманистом, Гамлет оказывается в обстоятельствах, вынуждающих его на месть и кровопролитие. В этом и состоит трагизм положения героя – увидев мрачную сторону жизни, братоубийство, измену, он разочаровался в жизни, утратил понимание ее ценности. Шекспир не дает в своем произведении определенного ответа на вечный вопрос «Быть или не быть…», оставляя его за читателем.
Рекомендуем не останавливаться на прочтении краткого пересказа «Гамлета», а ознакомиться с полным текстом произведения.
«Отелло» У. Шекспир
Яго | Отелло | Дездемона | Примечание | ||
• «На этой службе я служу себе» - им движетстремление любой ценой добиться преимущества перед другими людьми • Умен, расчетлив, лицемерен • циничен (о каждой женщине говорит дурное), – его сила в том, что им движет разум и терпение • Получает удовольствие говорить гадости о людях • В любом найдет слабое место и воспользуется этим в угоду себе • Искуситель • Сам клеветничает и сам же подвластен клевете “Раз подозренья есть, то значит, так” С.189 акт I сцена Ш • «Доблесть»подчинена всецело его эгоцентричным планам: она индивидуалистична и безнравственна | • Благодаря доблести добился высокого положения • все любят О., и отдают должное его заслугам • Из всех испытаний он вышел человеком отважным и смелым, сохранив чистоту и пылкость чувств Пылок, страстен - “Вся кровь во мне кипит//и ослепляет страстью!” С. 214 • Ренессансный идеал прекрасного человека • благороден душой и поэтому считает, что и вокруг все благородны, те же, кто нет – презренны им, и участь их – смерть. БлагородствоО. является отрицанием буржуазного эгоцентризма Яго • умен, деятелен, храбр, честен • Простодушен: – видит в Яго честного, верного и доброго товарища - Не видит кознь, строящихся вокруг него | • Добродетельна, чиста и наивна, верна • Благородна душой • (Настойчиво защищает благородного Кассио) • Сострадательна • Честна и искренна • Венец творенья, ангел, совершенство – Кассио, с.193 • Ее обаянию подался даже Яго • Что ее объединяет с О.? Бесстрашие и доверчивость «прекрасный воин» (Отелло) • Гармонически–цельная личность | Яго об Отелло: “Он благородный, честный человек И будет Дездемоне верным мужем, В чем у меня ничуть сомненья нет. Но кажется, и я увлекся ею”. С.203 акт II сцена I “Мавр простодушен и открыт душой, // Он примет все за чистую монету” С.189 акт I сцена Ш | ||
Сталкиваются две личности, два мировоззрения: Яго и Отелло Причины ненависти к Отелло: А) бытовые причины - считает, что он достоин поста лейтенанта - О. выдвигает лишь любимцев, а не по старшинству - слух, что жена Я. изменяла мавром > см. поля Б) идейно-эстетическая причина Желание столкнуть О. в хаос индивидуалистических страстей Итак, куда же он наносит свой удар, на что Яго бросает все силы, ведомый ненавистью к Отелло? Поколебать мнение О. о чистоте Д., разрушить их любовь. Спланировалкак поселить зерно сомнения в душе мавра: см.219 акт II сцена II: “…нет в мире ничего // Невиннее на вид, чем козни ада”… Надо отметить, что все будут действуют по четко спланированному сценарию Яго. Он будет верховодит всем > см. поля Найти слабое место у Отелло!!! | “…Допущенье,// Что дьявол обнимал мою жену, // Мне внутренности ядом разъедает.// Пусть за жену отдаст он долг женой…” – заставлю ревновать его так, что он сойдет с ума с.203 акт II сцена I (NB: потом О. скажет: “Я задушу тебя – и от любви сойду с ума” с.315) Родриго: с.304 акт V сценаI Влеченья нет убить его. А надо – Так Яго убедил меня… | ||||
Как воспринимается окружающим любовь О. и Д.? Доводы против любви между О. и Д: - мавры переменчивы - она молода и изменится: насытится мавром и опомнится – ей потребуется другой -Д – бывалая, хитрая венецианка, а О. – неотесанный кочевник - “Когда кровь устанет от нежностей, сызнова воспалить ее могут только привлекательная внешность, общность возраста, сходное воспитание. Ничего этого нет у мавра”…будет неудовлетворенна…”сама природа толкнет ее к другому” …к Кассио | На чем основана любовь О. и Д.? Чем явилась их любовь? «Я ей своим бесстрашьем полюбился, // Она же мне – сочувствием своим…» С.180 акт I сцена Ш “… Для меня // Краса Отелло – в подвигах Отелло.” С.183 акт I сцена Ш Любовь О. и Д. явилась героическим вызовом традиционным установлением. Напомним, что ренессансная личность свобода от средневековых сословных пут | Брабанцио: Смотри построже, мавр, за ней вперед:// Отца ввела в обман, тебе солжет. С.185 акт I сцена Ш | |||
Чтобы удар пришелся точно в цель, надо бить по главному и самому важному, на чем строится мироощущение, на чем основана человеческая позиция. Что же главное для Отелло? Для Отелло самое важное– это честность. Он часто произносит это слово, честностью наделяет он всех, кто окружает его: Кассио, Яго, Дездемону (когда она просит отправить ее вместе с О. на Кипр, О. растроганный ее преданностью, говорит: сенаторы, прошу вас, согласитесь. Тут не своекорыстье, видит Бог. с.184 акт I сцена Ш). Об этом знает и Яго. Он сыграет на этом, и тем самым посеет зерно сомнения: см. с.232-235 акт III сцена II. В этом эпизоде ужасно то, что Яго говорит очень верные и правильные слова, нельзя с ними не согласиться, поверить в чистоту помыслов говорящего. Правильные слова бьют точно в цель. И О. попался! Этот разговор также позволяет Яго узнать, что может точно стать причиной для ревности О. (сначала посмотрю) Результат беседы: какое слово значимо здесь? Я в чистоте жены ещене усомнился … И все же, уклоненья от природы… С. 237 акт III сцена II Яго тут же подхватывает эту мысль и развивает ее: Вот именно… Часовой механизм уже запущен! > см.поля К чему приводят старания Яго? Яд сомнений начинает действовать, и теперь, как и планировал Яго, О. во всем дурной знак (ср с.253 + с.275 и. с.219) Т.е. Я. навязывает О. свою точку зрения, свое видение ситуации, и, ослепленный сомнениями, О. начинает действовать и думать так, как хочет того Я. ( См. акт 4 сцена 1 с. 268) Даже способ убийства Д. подсказал О. Я.: “Зачем яд? Лучше задушите ее в постели, которую она осквернила” с.276 | Тот не ограблен, кто не сознает, Что он ограблен. С 244 Резкая смена настроения. Темп убыстряется: Мерзавец, помни: Ее позор ты должен доказать! Вещественно, мерзавец, помни это! с244 … Дай мне увидеть Ее вину иль так в ней убеди, Чтоб места не осталось для сомненья. Удостоверь, не то беда тебе. С.245 … …Я требую улик. … Я не прощу. Но мне недостает Уверенности. С.246 акт III сцена II | Что особенного в этих словах? Эти слова дают нам понять, что О. полностью находится во власти Я., настолько он ему верит, что просит Я. убедить себя в неверности жены. Хотя дальше мы видим, что он поверил в это. | |||
Как реагирует Дездемона на изменения, которые произошли с Отелло? Дездемона видит перемены в О., но она старается найти этому оправдание и не верит, что причина этому может стать ревность Дездемона до конца не хочет верить в то, что О. ревнует, она не понимает, она оскорблена. Она все еще надеется вернуть расположение мужа. Ее чистота и невинность подчеркивается еще и тем, что она готова простить клеветника, который опорочил ее в глазах О. Но все же она предчувствует беду. Значим эпизод беседы Эмили и Дездемоны о верности жены (акт IV сцена III, с. 298-302) – этим эпизодом Шекспир усиливает чистоту Д. и вносит тревогу и печаль ее судьбы. | Отелло – умница и не похож На пошляков-ревнивцев… … …Тропическое солнце Все эти недостатки выжгло в нем. С. 251-252 акт III сцена IV | Замечают ли окружающие перемены? Лодовико: И это мавр, который восхищал Сенат уровновешенностью духа, Которого ни бури, ни труды, Ни страсти, ни опасности не брали? С.281 акт IV сцена I | |||
Чем же была для Отелло Дездемона? Чему причина такой бешеной ненависти? “Я в ней уверен, как в самом себе”. с. 185 акт I сцена Ш Люблю тебя и если разлюблю, // Наступит хаос. С.230 акт III сцена II …Если так// Глядит притворство, Небеса притворны. С.240 акт Ш сцена Ш Но потерять сокровищницу сердца, Куда сносил я все, чем был богат… Но увидать, что отведен источник Всего, чем был я жив, пока был жив… С.286 акт IV сцена II Надеюсь, ты в меня как прежде, веришь? (слова Дездемоны) С.286 акт IV сцена II Я б предпочел быть жабою на дне Сырого подземелья, чем делиться Хоть долею того, что я люблю С.239. акт III сцена II | Ревностьподымается в О. не как следствие подозрительности, мстительности или амбиции, а как проявление чувства обманутого доверия, оскорбленного достоинства Пушкин: Отелло не ревнив – напротив: он доверчив. Трагедия О.– трагедия обманутого доверия, трагедия ослепления страстью Любовь к ней определяло отношение О. к людям, к миру: мир был прекрасен, потому что Д. любила его, потому что он верил ей, Нечестность Д. –повергло О. в мрачный хаос. | ||||
Почему же Отелло убивает Дездемону? …Стыжусь назвать пред вами, девственные звезды, ее вину… (она падший ангел) ….Она умрет, чтоб больше не грешить … …Я плачу и казню, совсем как Небо, Которое карает, возлюбив. С.314. акт V сцена II Она олицетворение Греха. Он совершает долгперед людьми: убийство Д. означает устранение лжи как всеобщей опасности. | Единственный мой грех – любовь к тебе С.317 акт V сцена II | Л: Тогда когда-то доблестный Отелло, // Который стал игрушкой подлеца, // Как мне назвать тебя? О: Как вам угодно.// Убийцей честным…Я не в гневе мстил, // А жертву честиприносил, как думал. С344 | |||
В чем «трагическая вина» Отелло? В чем трагедия Отелло? Он сам виновен в своей трагедии. Следует сцена прозрения (узнавания) Прозрение Отелло: Но можно честь блюсти без правоты? Не стало правды, пусть и все уходит С.331 акт V сцена II Осознает, что им руководили: Кто управляет собственной судьбою? … Все пройдено, я у конечной цели. … Тростинкой преградите путь Отелло, И он свернет. Куда ему идти? О девочка с несчастною звездою! =торжество нравственных начал правды доброты, как итог внутренней борьбы и страданий, которые переживал герой. Этот эпизод освящает всю жизнь героя новым светом, утверждая величие человеческого духа и значение нравственных основ жизни. Что символизирует собой самоубийство О.? Это наказание самого себя за отступление от веры в человека. | Эмилия: Ах, подлость насмеялась над любовью! С.325 акт V сцена II Эпитафия Отелло: Вы скажете, что этот человек Любил без меры и благоразумья, Был не легко ревнив, но в буре чувств Впал в бешенство. Что был он, как дикарь, Который поднял собственной рукою И выбросил жемчужину, ценней, Чем край его… С.337 акт V сцена II | Еще один штрих к образу Дездемоны: Она стала светом в его жизни, его звездой, которая указывала ему путь. Т.к. она было олицетворением чистоты и правды. А теперь свет потух и он заблудился, пропала цель, не к чему больше стремится, нет того, ради чего стоит бороться. | Лодовико: Где этот пылкий человек? Отелло: Которым был Отелло? = Дездемона – свет в душе Отелло -> свет потух, потух и сам Отелло [Любовь – звезда, что светит нам сквозь мрак И указует путь чрез океаны. (Сонет 116)] | ||
Чем явился Яго в трагедии? Какова его роль? Что он: дьявол-искуситель, судьба, ослепление?
Конфликт в трагедиях Ш. крайне напряженный, острый и непримиримый, и развертывается он как столкновение двух антагонических сил. На переднем плане – борьба двух сильных героев, воплощающих разные характеры, разные жизненные принципы и взгляды, разные страсти: О. и Я. Трагическое у Ш. диалектично. Перед нами борьба между добром и злом, которая идет не только на общественной арене, но и в душе человека. Это борьба раскрывает лучшие духовные возможности героя, но она также вызывает и дурное. Герой мучительно ищет истину, правду, справедливости. В этом поиски, соприкоснувшись со злом, скрывавшимся под личиной доброты, он где-то совершает ошибку, что ускоряет трагическую развязку.
Что хотел сказать Ш. своим произведением?
Ш. показывает, каким путем может пойти человек нового времени: личность могла стать светлой и нравственно прекрасной или низменной, аморальной. Быстрый переход от героики к ослеплению свидетельствует об уязвимости личности, находящейся под угрозой стать подвластной темным страстям и эгоистичным интересам. Действия трагических героев Ш., людей выдающихся, влияет на все общество. Герои настолько значительны, что каждый из них – это целый мир. И гибель этих героев потрясает всех: «Он был во всем большой душой.» (Кассио). Трагизм Ш. далек от «поэтической справедливости» (порок наказан, добродетель торжествует). Зло наказано, но добро переживает трагические страдания неизмеримо большие, чем того заслужила ошибка героя. В трагедиях Ш. утверждается ценность человеческой личности, неповторимость и индивидуальность характера человека, богатство его внутреннего мира. Ошибки и заблуждения не изменили основы благородного характера, но в мире зла и несправедливости вели к трагическим последствиям.
Главные герои
Отелло – отважный главнокомандующий, благородный мавр, средних лет мужчина.
Дездемона – юная прекрасная девушка, любящая жена Отелло.
Яго – офицер, подчиненный Отелло, коварный, завистливый мужчина, способный на самую гнусную подлость.