Государственные механизмы финансовой стабилизации




К наиболее оперативным и эффективным мерам стимулирования экономической политики в условиях кризиса относятся меры денежно-кредитной политики. Она нацелена на нормализацию ситуации в банковской сфере и обеспечение широкого доступа предприятий к кредитованию на приемлемых условиях; способствует восстановлению инвестиционных процессов в экономике, делает кредиты более доступными для реального сектора экономики; способствует снижению ставки рефинансирования, регулированию норм обязательных резервов, операций на открытом рынке.

В целях защиты населения и предприятий во время кризиса по мере необходимости вносятся поправки в нормативные правовые документы о банковской деятельности, которые не позволяют банкам включать в кредитный договор положения об изменении в одностороннем порядке срока действия договора, величины процентной ставки, порядка определения ставки, величины комиссионного вознаграждения, вводить новые комиссии и требовать досрочного погашения кредита в условиях кризиса и дорожания денежных ресурсов. Однако банкам разрешается устанавливать плавающие ставки, которые обычно применяются для долгосрочных ссуд, таких как ипотечные кредиты, которые выдаются на десятки лет и привязаны к какому-либо финансовому индикатору, например ставке рефинансирования.

Во время кризиса возникает необходимость пересмотреть бюджет в условиях падения государственных доходов, обеспечить бюджетное финансирование антикризисных программ, уточнить размеры и ограничения бюджетного дефицита, обеспечить право на расширение возможностей для оказания поддержки предприятий и муниципальных образований, на изменение порядка администрирования таможенных платежей, на расширение состава источников финансирования дефицита бюджета и т.д. Подлежит пересмотру и политика государственных расходов, вводится режим жесткой экономии, так как чрезмерные расходы могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности. В период кризиса повышается значимость деятельности правительства, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств. Бюджетная политика изменяется в зависимости от глубины и продолжительности кризиса. Изменяются и другие фискальные рычаги - госрасходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Налоговая политика в рамках антикризисного управления нацелена на обеспечение жизнеспособности субъектов предпринимательства как налогоплательщиков и источников рабочих мест в условиях наносимого кризисом ущерба, на осуществление посильной поддержки хозяйствующим субъектам путем качественного улучшения налогового администрирования, на стимулирование позитивных структурных изменений в экономике путем последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки. Стимулирующая налоговая политика проявляется в основном в снижении налоговых ставок и во введении налоговых льгот. Она ведет к росту совокупного спроса, увеличению предложения труда, снижению затрат предприятий на рабочую силу, увеличению инвестиционного спроса. Однако снижение налогов имеет и негативные последствия, такие как увеличение бюджетного дефицита, который должен быть профинансирован за счет наращивания государственного долга. Это, в свою очередь, может привести к росту процентных ставок.

Важнейшее направление бюджетных расходов в кризис - государственное инвестирование создания и обновления объектов инфраструктуры. Сюда входят ремонт и строительство дорог и жилья, обустройство школ и т.п. Наиболее актуальными потребностями инфраструктуры для бизнеса являются строительство дорог и производство электроэнергии. Предполагается, что государственное участие в этой сфере обеспечит спрос на продукцию, а населению - рабочие места, что и подтолкнет экономику к выходу из кризиса. Наличие и качественный уровень развития инфраструктуры будут способствовать поддержке и развитию бизнеса и в перспективе повлияют на решения о его территориальном расширении.

Такого пути придерживаются США, Великобритания, Китай и многие другие страны. Россия тоже с начала кризиса придерживалась этого приоритета, стремясь улучшить экономическую ситуацию путем разнообразных вливаний в инфраструктуру. Однако впоследствии было заявлено, что инфраструктурные инвестиционные проекты не оправдали ожиданий, и правительство переориентируется на стимулирование потребительского спроса. Актуально также развитие частно-государственного предпринимательства в строительстве инфраструктурных объектов.

В антикризисном управлении важное место занимает выбор курсовой политики. Поддержание курса национальной валюты может сопровождаться снижением объема денежной массы и снижением резервов, проведением значительных интервенций на валютном рынке. В ожидании девальвации в условиях кризиса спрос на иностранную валюту возрастает.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: