Кейнсианство — это течение макроэкономической мысли, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой данного направления экономической мысли была «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году. Вместе с тем, ряд научных работ Дж. М.Кейнса, где вырабатывается его теория, публиковались с начала 1920-х гг. под влиянием уроков и последствий Первой мировой войны.[4]
Рыночной экономике, как утверждал Кейнс, не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина этого — склонность сберегать часть доходов, что приводит к уменьшению совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением. Преодоление склонности к сбережению – неразрешимая задача рыночной экономики. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличением денежной массы, снижением ставок процента, стимулированием инвестиционной деятельности. Недостаток спроса должен компенсироваться за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.
Кейнсианский подход к государственному кризис-менеджменту составил теоретическую и методологическую основу «Нового курса» Президента США Ф.Д.Рузвельта в годы Великой депрессии 1933-1939 гг. Согласно кейнсианской теории, причиной кризиса 1929 и последующих годов стала нехватка денежной массы. В то время деньги были привязаны к золотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили, самолёты, радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильная дефляция — падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность, банкротство многих предприятий, невозврат кредитов. Мощный мультипликативный эффект ударил даже по растущим отраслям.
|
Основными мероприятиями государственного кризис-менеджмента «Нового курса» были временное закрытие банков для упорядочивания их деятельности и восстановления доверия к банковской системе, а также организация за счет государственного финансирования общественных работ для безработных. Был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, и крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами — так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Не последней мерой Президента Рузвельта стала отмена сухого закона, которой положила начало временная легализация изготовления и продажи алкогольных напитков в марте 1933 г. специальным актом, вслед за которым была принята двадцать первая поправка к Конституции США, отменившая ранее принятую восемнадцатую поправку. В результате бюджет получил доходы от новой отрасли законного бизнеса, а Президент — дополнительную поддержку избирателей.[5]
|
Идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в работах представителей посткейнсианства - как «ортодоксальных» кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А.Лейонхуфвуда и др.), так и левых кейнсианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.). Глава американских последователей Кейнса Э. Хансен положил кейнсианский коэффициент мультипликатора в основу теории экономического цикла. Он сделал вывод, что увеличивая расходы в периоды кризисного спада производства и уменьшая их в периоды «перегрева экономики», государство способно сглаживать циклические колебания производства и занятости.[6]
Кейнсианство ввело в научный оборот макроэкономические агрегатные величины (макроэкономические индикаторы), их количественные взаимосвязи. Тем самым оно дало импульс развитию новых разделов экономической науки, в частности эконометрики.
В послевоенной практике государственного кризис-менеджмента неокейнсианство получило наиболее яркое отражение в двух моделях управления: модель «социального рыночного хозяйства» (ФРГ) и «шведская модель социализма».
В основу разработанной Эрхардом концепции «социального рыночного хозяйства» была положена теории косвенного регулирования Кейнса. Формирование свободной рыночной экономики осуществлялось на базе частной собственности, защиты рынка со стороны государства и свободе действий.
Концепция «социального рыночного хозяйства», по Эрхарду, включает в себя два основных положения:
|
1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования. Концепция Эрхарда была направлена на создание сильного, «социального государства», которое не только регулирует общественные процессы, в том числе и рынок, но и проводит социальную политику в интересах повышения благосостояния населения.
2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивному планированию. Директивное планирование предусматривало установление четкого и большого количества директивных показателей, обязательных для выполнения. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.
Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Автор ее — лауреат Нобелевской премии Гуннар Мюрдаль. Шведская модель социализма Мюрдаля основана на теории социального рыночного хозяйства, социально регулируемой экономики и социального партнерства.
Эта модель во многом сходна с концепцией социального рыночного хозяйства Эрхарда. Как и Эрхард, Мюрдаль считал, что регулирование государством рыночных процессов способствует созданию эффективной экономики, основанной на всеобщем равенстве и равных экономических возможностях для всех. В основу регулируемой экономики была заложена система прямых и косвенных налогов с населения.
Главным в шведской модели социализма Мюрдаль считал создание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности для повышения благосостояния населения. Это способствовало увеличению размеров личного потребления.
Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. ХХ века стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями.