Кейнсианское и неокейнсианское государственное антикризисное управление




Кейнсианство — это течение макроэкономической мысли, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой данного направления экономической мысли была «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году. Вместе с тем, ряд научных работ Дж. М.Кейнса, где вырабатывается его теория, публиковались с начала 1920-х гг. под влиянием уроков и последствий Первой мировой войны.[4]

Рыночной экономике, как утверждал Кейнс, не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина этого — склонность сберегать часть доходов, что приводит к уменьшению совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением. Преодоление склонности к сбережению – неразрешимая задача рыночной экономики. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличением денежной массы, снижением ставок процента, стимулированием инвестиционной деятельности. Недостаток спроса должен компенсироваться за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

Кейнсианский подход к государственному кризис-менеджменту составил теоретическую и методологическую основу «Нового курса» Президента США Ф.Д.Рузвельта в годы Великой депрессии 1933-1939 гг. Согласно кейнсианской теории, причиной кризиса 1929 и последующих годов стала нехватка денежной массы. В то время деньги были привязаны к золотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили, самолёты, радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильная дефляция — падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность, банкротство многих предприятий, невозврат кредитов. Мощный мультипликативный эффект ударил даже по растущим отраслям.

Основными мероприятиями государственного кризис-менеджмента «Нового курса» были временное закрытие банков для упорядочивания их деятельности и восстановления доверия к банковской системе, а также организация за счет государственного финансирования общественных работ для безработных. Был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, и крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами — так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Не последней мерой Президента Рузвельта стала отмена сухого закона, которой положила начало временная легализация изготовления и продажи алкогольных напитков в марте 1933 г. специальным актом, вслед за которым была принята двадцать первая поправка к Конституции США, отменившая ранее принятую восемнадцатую поправку. В результате бюджет получил доходы от новой отрасли законного бизнеса, а Президент — дополнительную поддержку избирателей.[5]

Идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в работах представителей посткейнсианства - как «ортодоксальных» кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А.Лейонхуфвуда и др.), так и левых кейнсианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.). Глава американских последователей Кейнса Э. Хансен положил кейнсианский коэффициент мультипликатора в основу теории экономического цикла. Он сделал вывод, что увеличивая расходы в периоды кризисного спада производства и уменьшая их в периоды «перегрева экономики», государство способно сглаживать циклические колебания производства и занятости.[6]

Кейнсианство ввело в научный оборот макроэкономические агрегатные величины (макроэкономические индикаторы), их количественные взаимосвязи. Тем самым оно дало импульс развитию новых разделов экономической науки, в частности эконометрики.

В послевоенной практике государственного кризис-менеджмента неокейнсианство получило наиболее яркое отражение в двух моделях управления: модель «социального ры­ночного хозяйства» (ФРГ) и «шведская модель социализма».

В основу разработанной Эрхардом концепции «социально­го рыночного хозяйства» была положена теории косвенного регу­лирования Кейнса. Формирование свободной рыночной экономи­ки осуществлялось на базе частной собственности, защиты рынка со стороны государства и свободе действий.

Концепция «социального рыночного хозяйства», по Эрхарду, включает в себя два основных положения:

1. Усиление государственного регулирования во всех сфе­рах хозяйствования. Концепция Эрхарда была направлена на соз­дание сильного, «социального государства», которое не только регулирует общественные процессы, в том числе и рынок, но и проводит социальную политику в интересах повышения благо­состояния населения.

2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивному планированию. Директивное планирование предусматривало установление четкого и большого количества директивных показателей, обязательных для выполнения. Инди­кативное планирование предполагает установление планов и по­казателей, достижение которых является наиболее желательным.

Определенный интерес представляет шведская модель со­циализма. Автор ее — лауреат Нобелевской премии Гуннар Мюрдаль. Шведская модель социализма Мюрдаля основана на теории социального рыночного хозяйства, социально регулируемой эко­номики и социального партнерства.

Эта модель во многом сходна с концепцией социального рыночного хозяйства Эрхарда. Как и Эрхард, Мюрдаль считал, что регулирование государством рыночных процессов способст­вует созданию эффективной экономики, основанной на всеобщем равенстве и равных экономических возможностях для всех. В ос­нову регулируемой экономики была заложена система прямых и косвенных налогов с населения.

Главным в шведской модели социализма Мюрдаль считал создание системы социальной защиты населения, которая гаран­тировала бы равные возможности для повышения благосостояния населения. Это способствовало увеличению размеров личного потребления.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. ХХ века стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: