Предпосылки государственного регулирования экономики




Государственное антикризисное управление

Учебный курс

 

 

Е.Файншмидт,

ст. преподаватель

кафедры ГМУ РЭУ им. Г.В.Плеханова

 

 

Москва, 2015

 

 

 

Оглавление

 

1. Предпосылки государственного регулирования экономики. 4

2. Мировые экономические кризисы.. 7

3. Концепции государственного антикризисного управления. 10

3.1. Кейнсианское и неокейнсианское государственное антикризисное управление 10

3.2. Государственное антикризисное управление, основанное на концепциях монетаризма. 14

3.3. Институциональный подход в государственном антикризисном управлении 17

4. Основные направления государственного антикризисного управления и инструменты его реализации. 23

4.1. Принципы государственного антикризисного управления. 24

4.2. Правовая база государственного антикризисного управления. 25

4.3. Государственные механизмы финансовой стабилизации. 25

4.4. Поддержка реального сектора экономики. 28

4.5. Совершенствование организационных структур государственного управлении 30

4.6. Снижение напряженности на рынке труда. 31

4.7. Социальная защита населения. 32

4.8. Поддержка внутреннего спроса. 33

5. Специфика российского опыта государственного антикризисного управления 34

5.1. Приоритет выполнения социальных обязательств. 35

5.2. Антикризисная налоговая политика. 36

5.3. Поддержка системообразующих предприятий и производств. 36

5.4. Антиинфляционные меры.. 38

6. Экономика России в условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. 38

6.1. Природа и последствия мирового финансово-экономического кризиса 38

6.1.1. Как и когда начался мировой финансово-экономический кризис…. 38

6.1.2. Динамика мирового финансово-экономического кризиса …………..47

6.2. Воздействие глобального финансово-экономического кризиса на Россию 50

6.3. Гипотезы о причинах и природе глобального финансово-экономического кризиса и влияния его на Россию……………………………57

6.4. Государственное антикризисное управление в Россиской Федерации в период острого кризиса 2008-2009 гг. 66

7. Государственная поддержка реального сектора экономики. 74

8. Опыт государственного антикризисного управления некоторых зарубежных стран в 2008 и последующих годах. 89

8.1. Основные направления и формы современного государственного антикризисного управления в США.. 89

8.2. Колебания в антикризисной политике современной Европы.. 90

8.3. Китай – кейнсианская кризисная политика. 91

8.4. Россия – спектр государственных кризисных подходов 2008-2013 гг. 92

9. Финансово-экономический кризис России 2014 и последующих годов. 93

9.1. Структурный кризис в российской экономике………………………….94

9.2. Падение цен на нефть и валютный кризис……………………………95

9.3. Экономические санкции………………………………………………..96

9.7.Влияние санкций, антисанкций и падения мировых цен на нефть на экономику России. 100

9.8. Антикризисные действия Правительства и Центробанка РФ в 2014-2015 годах…… ………………………………………………………………………105

10. Дискреционное государственное антикризисное управление (на примере ОАО «АвтоВАЗ») 123

10.1. «Тольятинский криминал» и борьба с ним. 125

10.2.Привлечение иностранных инвесторов к ОАО «АвтоВАЗ». 129

10.3.Влияние национального кризиса на ОАО «АвтоВАЗ». 129

11. Недискреционное государственное антикризисное управление на микроуровне 134

12. Государственное антикризисное управление технологическим и информационным развитием России. 138

13. Международный опыт государственного антикризисного регулирования реального и финансового секторов экономики. 166

13.1. Сравнительный анализ государственного антикризисного управления в Росии и некоторых странах. 166

13.2. Государственное антикризисное управление в Бразилии. 184

13.3. Опыт государственного антикризисного управления в Индии. 186

13.4. Государственное антикризисное управление в Южной Африке. 187

 


Предпосылки государственного регулирования экономики

С XVII века рыночные отношения обеспечивали эффективное распределение ресурсов, использование достижений науки, постоянный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, повышение качества жизни и пр. Однако национальные и международные кризисы вызвали к жизни государственное антикризисное управление, поскольку стали очевидны ряд недостатков рыночной экономики. Возникли предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в экономику.[1]

В первую очередь роль государства проявляется в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности.

Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы. Элементы принуждения ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые считаются фундаментом рыночной экономики. Но также принуждение является способом снижения трансакционных издержек: издержек получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур и т.д. - которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такой контроль осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Если же издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, это является поводом для ухода государства из сфер контроля.

Другой причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала.

Еще одна оправданная причина вмешательства государства в экономику - необходимость производства так называемых общественных благ. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным или зачастую невозможным. Общественные блага в силу их свойств производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не действует.

Требует участия государства также в распределении доходов. Рыночный механизм очень жесток и не способен гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного общества.

Все указанные выше причины вмешательства государства в экономику относятся скорее к категории микроэкономики, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Причем в отношении макроэкономических отношений побудительных мотивов для государственного кризис-менеджмента значительно больше.

В первую очередь это относится к инфляционным процессам, оказывающим негативное действие на хозяйственные системы. Борьба с инфляцией оказывается часто важнейшей задачей стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда стоит очень дорого, сопровождается большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Уровень безработицы, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе по экономическим и социально-политическим причинам. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню и поддержания установленного уровня безработицы также сопряжена со многими проблемами: возможным дефицитом госбюджета, инфляцией, затрат на создание эффективных служб занятости и т.д.

Процессы глобализации экономики порождают дополнительную макроэкономическую задачу государства - поддержание равновесия платежного баланса страны. Дефицит платежного баланса может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира. Поэтому государство проводит ту или иную политику по краткосрочному и долгосрочному поддержанию баланса платежей страны.

Необходимость стимулирования экономического роста как основы социальной стабильности и общественного прогресса - еще одна возможная причина государственного регулирования экономики. Рыночная система, как показывает история, достаточно часто дает сбои в этом вопросе. Политика экономического роста, осуществляемая правительствами, включает в себя, в частности, содействие структурной перестройке экономики, научно-техническому прогрессу, реализации инвестиционных государственных программ, антициклическое регулирование. Она требует грамотной денежно-кредитной и фискальной политики, но весьма часто сопряжена с неблагоприятными последствиями, такими как инфляция, структурная безработица, дефицит платежного баланса, особенно в краткосрочном периоде.

По мнению многих экономистов, государство часто сталкивается с кризисами и вынуждено вмешиваться в экономику по причине того, что рынок подвержен циклическим колебаниям, которые являются социальной и экономической формой выражения неравномерности развития общественного воспроизводства. Цикличность в экономике носит ярко выраженный негативный и противоречивый характер. Для характеристики подобного развития экономики используется «экономический цикл». В таком подходе макроэкономическое развитие предстает как «циклическое движение», т. е. как переход от одного цикла к другому. Это значит, что экономика под воздействием многих факторов развивается волнообразно, или циклично. [2]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: