В основе реформы внешнеэкономической деятельности — широкое вовлечение предприятий различных форм собственности в эту деятельность, организация управления ею как единым комплексом. Важное значение приобретают слаженность и результативность деятельности всех субъектов, работающих в этой области.
В качестве постоянного органа, управляющего внешнеэкономическими связями, выступает Министерство экономического развития и торговли РФ и его региональные представительства, призванные совершенствовать уровень руководства комплексом, улучшать координацию работы министерств, ведомств, регионов и коммерческих организаций, имеющих торгово-экономические, валютно-финансовые и научно-технические связи с зарубежными странами.
Главными задачами Минэкономразвития России являются: разработка и обеспечение реализации внешнеэкономической стратегии; всемерное расширение внешнеэкономических связей, повышение их роли в ускорении социально-экономического развития страны; упрочение положения России в мировой экономике; развитие хозяйственного сотрудничества со всеми странами.
Отраслевые и функциональные министерства и ведомства являются органами государственного управления внешнеэкономической деятельностью по соответствующим отраслям (функциям).
Внешнеторговые хозрасчетные организации Минэкономразвития России, отраслевых министерств и территориальных органов непосредственно осуществляют коммерческо-хозяиственную деятельность по закрепленной номенклатуре товаров и услуг. Именно в них ведется основная оперативно-коммерческая и конъюнктурно-экономическая работа. На этом уровне осуществляются постоянное изучение условий внешних рынков по конкретной товарной номенклатуре, лицензирование экспорта, разрабатываются предложения по проектам экспортно-импортных планов совместно с отраслевыми организациями и обеспечивается их выполнение. На этом уровне особое значение имеет разработка предложений и мероприятий, направленных на повышение эффективности и совершенствование внешнеэкономической деятельности.
|
Внешнеторговые объединения на условиях полного хозяйственного расчета и валютной самоокупаемости имеют право получать лицензии (квоты), осуществлять самостоятельно экспортно-импортные операции, ассортиментный товарообмен с зарубежными странами по линии крупных фирм и объединений, содействовать развитию иностранного туризма в регионах, развивать контакты в области науки, культуры и искусства, расширять экспорт продукции предприятий местного подчинения, национальных промыслов и ремесел, осуществлять экспорт продукции, полученной в пределах, установленных государственными программами и хозяйственными договорами. Они отвечают за быстрое и эффективное освоение импортного оборудования, рациональное использование закупаемых за рубежом сырья и материалов.
Для осуществления расчетов внешнеторговые объединения открывают валютный счет, могут пользоваться банковским кредитом в российской и иностранной валюте.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
При прогнозировании внешнеэкономической деятельности возникает необходимость в предсказании динамики различных показателей, и прежде всего потоков экспортных и импортных товаров. Прогноз динамики товарных потоков нужен, с одной стороны, для того, чтобы выяснить возможность получения дополнительных ресурсов товаров промежуточного и конечного потребления через импорт, с другой — для того, чтобы определить целесообразные объемы экспорта продукции отдельных отраслей и, следовательно, установить требования, предъявляемые к уровню экспортных поставок различными отраслями промышленности и сельского хозяйства. Необходимо проведение глубокого анализа влияния внешнеэкономических связей на эффективность и сбалансированность общественного производства страны. Прогноз экспортных и импортных потоков целесообразно проводить по агрегированной номенклатуре отраслей и важнейших продуктов.
|
Исключительно важна разработка прогноза цен мирового рынка. Большая роль в разработке комплексного прогноза внешнеэкономических связей принадлежит прогнозу спроса и предложения на продукцию, которая может явиться предметом экспорта и импорта. Прогноз спроса и предложения на продукцию экспорта и импорта непосредственно связан с прогнозом развития конкретных мировых товарных рынков, народнохозяйственными потребностями и объемами производства в странах — торговых партнерах.
В зависимости от целей и задач прогнозирования все факторы можно сгруппировать по следующим пяти признакам: длительность (период) действия;степень влияния (иерархия или масштабность);конкретная область проявления;характер воздействия;принадлежность к той или иной сфере рыночного механизма.
|
Разработка краткосрочного (конъюнктурного) прогноза требует учета всего комплекса факторов — от временных и случайных до постояннодействующих нециклических. Подготовка среднесрочного прогноза базируется в первую очередь на учете постояннодействующих циклических и нециклических факторов, остальные могут в расчет не приниматься. Естественно, что в процессе кратко- и среднесрочного прогнозирования необходимо принимать во внимание все факторы, воздействующие как на спрос, так и на предложение. Задача долгосрочного прогнозирования требует привлечения постояннодействующих факторов, а также факторов, влияющих на спрос в длительной перспективе, тогда как предложение будет в данном случае играть роль естественного ограничителя ресурсов.
При разработке прогноза товарного рынка следует принимать во внимание ряд обязательных требований. Прогноз должен быть: надежным, научно обоснованным и системным воспроизводимым и доказательным, то есть тот же результат должен быть получен при независимой повторной проверке иметь альтернативный характер с четкой формулировкой всех гипотез и предпосылок, иметь надежную методику оценки достоверности и точности
При этом значение прогнозирования и планирования в управлении внешнеэкономической деятельностью возрастает. С их помощью реализуются важнейшие принципы рыночной теории управления.