ТРЕБОВАНИЯ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ




К показателям эффективности систем управления сельскохо­зяйственным производством предъявляется ряд требований:

1)точное отражение цели и задач каждого структурного подразде­ления системы;

2)отсутствие противоречий между показателями;

3)показатели, принятые для решения одной задачи, не должны механически переноситься на решение другой;

4)учет специфики управленческого труда и сельскохозяйственно­го производства;

5)учет временного параметра, так как многие мероприятия ока­зывают влияние не сразу, а через определенный период времени;

6)доступность и ясность для работников предприятия;

7)по мере возможности показатели следует рассчитывать на ос­нове существующей отчетности

8)если изучается эффективность нескольких объектов, должна обеспечиваться возможность их сравнения.

Понятие «эффективность управления» по смыслу шире, чем экономическая эффективность управления, поскольку включает в себя не только экономический, но и социальный, политический эффект и др.

Методически эффективность управления оценивается как ре­зультат функционирования действующей системы на базе соот­ветствующих рекомендаций, нормативов, данных передового опыта либо как эффективность совершенствования системы уп­равления.

При расчете эффективности реализованных мероприятий по рационализации управления требуется проверить, действительно ли достигнутые показатели являются результатом этих мероприя­тий, так как совпадение во времени осуществления тех или иных мероприятий с изменением производственных показателей не всегда служит доказательством связи между ними. На основе тща­тельного анализа необходимо элиминировать влияние факторов, от которых данные показатели не зависят.

Для определения эффективности управления и мероприятий по его совершенствованию принят ряд методических подходов, в которых рассматриваются отдельные вопросы, но не дается все­сторонний анализ: оценка капиталоемких мероприятий, выбор наиболее эффективного варианта; нормативный метод; метод экспертных оценок; эмпирические формулы; коэффициенты, характеризующие состояние системы управления; информаци­онный подход; синтетические показатели и др. Факт наличия разных подходов создает определенные сложности в практичес­кой работе по оценке эффективности рационализации управле­ния — неизвестно, какой из них обеспечивает лучшие результаты в том или ином случае. В рамках отдельных подходов понятия четко не определяются; как правило, в них не затрагивается воп­рос о том, для чего вообще нужны экономические оценки эф­фективности управления и как их использовать; в изложении ме­тодик обычно отсутствуют необходимая полнота и логическая стройность; при их описании зачастую не делается различий по уровням иерархии, отсутствуют смысловая четкость и однознач­ность используемых терминов; слабо разработаны этапы и про­цедуры оценки эффективности управления, не указывается, кто должен проводить ее на том или ином уровне. В большинстве методик главная роль при оценке эффективности совершенство­вания управления придается моделям, а не человеку. Оценки эф­фективности по разным методикам зачастую противоречивы, так как они освещают разные стороны проблемы. На их основе труд­но или даже невозможно сравнивать эффективность управления различными объектами.

 

2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫЕЕ ПОЗНАНИЯ При определении предмета науки следует исходить из анализа управления как особой функции, которая возникла из потребнос­тей производства, осуществляемого в крупных масштабах, при­званной обеспечить единство и согласованность действий, целе­направленность работы коллектива при той или иной форме коо­перации, регулировать и контролировать меру труда и т. д. Следо­вательно, предметом науки управления является не само производство, а специфические отношения, возникающие в про­цессе воздействия на объект управления при переводе его из одно­го состояния в другое, то есть отношения управления производ­ством. В процессе воздействия на объект управление призвано обеспе­чить оптимальные условия для эффективного его функционирова­ния, при которых достигались бы высокие конечные результаты при минимуме затрат на единицу продукции или услуг. Задача на­уки управления состоит в том, чтобы раскрыть закономерности, принципы и методы эффективного функционирования управляю­щей системы, ее функции и структуру, формы организации труда работников управления и т. д.Управление сельскохозяйственным производством — один из видов управления. Поэтому оно, естественно, включает наряду со специфическими, присущими только данной сфере общие свой­ства и признаки. Связь управления сельскохозяйственным произ­водством с другими видами управления позволяет при исследова­нии проблем активно использовать данные из различных областей знаний: кибернетики, теории научного управления обществом и других наук, изучающих проблемы управления. Это дает возмож­ность выявить специфику данного вида управления, шире исполь­зовать при анализе его проблем понятия, признаки, выработанные общей теорией управления. Однако главными методами познания в науке «управления» яв­ляются исследование, изучение специфики управления сельско­хозяйственным производством, выявление его закономерностей. Главный метод науки — строить предположения, пытающиеся уловить закономерности и зависимость, и проверять на опыте выводы из этих предположе­ний. Главный прием обоснования в науке — эксперимент, опыт­ное доказательство. Главный процесс развития науки — обобще­ния, углубление постепенным сведением уже замеченных регулярностей ко все более общим формулировкам». Задача науки управ­ления — систематизировать массу фактов, выявить существенные связи между ними, то есть изучить закономерности развития всей совокупности управленческих отношений и на этой основе сде­лать выводы и предложения для практики. Принципы, формулируемые наукой управления, выводятся на основе анализа практики, конкретных факторов, но, чтобы они не устарели сразу же, они должны содержать элементы предвидения, учета тенденций и направлений развития управляемого объекта и движения субъекта управления. Наука управления производством занимает определенное мес­то в системе общественных и экономических научных знаний, от­носится к экономическим наукам, поскольку объект ее — произ­водство, и она изучает отношения людей в процессе управления им.Наука управления тесно связана с философскими науками. Роль и задачи науки управления состоят в том, чтобы, ис­пользуя познанные общетеоретическими науками законы, пре­вратить их в материальную силу, организационную практику. Наука управления широко использует достижения конкретных экономических наук: экономики сельского хозяйства, организации производства, пла­нирования и прогнозирования, финансов и учета, статистики, ана­лиза хозяйственной деятельности, НОТ и др. Она охватывает всю систему знаний об управлении, совокупность отношений управле­ния, а не отдельные их стороны. Наука управления тесно связана с правовыми науками, кото­рые определяют юридические основания управленческой деятель­ности, регламентируя их.В методологическом аспекте особое значение имеет конкрет­но-исторический подход, так как эти отношения более динамич­ны, чем экономические и социальные. Важным является системный подход, предполагающий учет количественных и качествен­ных изменений взаимосвязей в системе управления во времени и в пространстве и их динамике. Системный подход требует рас­смотрения управления в единстве организационно-технических и социально-экономических аспектов, одновременного учета глав­ных сторон изучаемых явлений и процессов. Кроме общих мето­дов познания управлению свойственны специфические: организа­ционный анализ; организационное нормирование и проектирова­ние; графические методы изображения организационных отноше­ний и др.

 

 

5. СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ Система — это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную цельность, един­ство. Элемент в системе — составная часть сложного целого; может выражаться каким-либо знаком, символом, называемым перемен­ной и характеризующим его или комплекс элементов. Для характеристики состояния системы в каждый момент вре­мени используют определенные величины — параметры. Их мо­жет быть достаточно много. Для описания систем, как правило, применяют лишь наиболее существенные параметры в соответ­ствии с конкретными целями изучения объекта. Первым и основным элементом всякой системы является процесс, преобразующий потоки ресурсов. Второй элемент — вход, который представляет собой поток потребляемых ресурсов, то, что изменяется при протекании про­цесса. Третий элемент — выход. Это результат процесса преобразова­ния входов, то есть поток созданных или обработанных ресурсов. Четвертый элемент — обратная связь, выполняющая ряд опера­ций по корректированию элементов системы. Последним, пятым, элементом системы являются ограничения, которые состоят из целей системы и принуждающих связей. Понятие системы тесно связано с термином «информация» — сведения, сообщения о каком-либо предмете, явлении, событии. Любой элемент системы может рассматриваться как состоящий из ряда других элементов. Отсюда наличие в системе иерархичес­кой структуры (иерархия — ряд звеньев, расположение элементов целого в порядке от низшего к высшему).Системы обладают определенными свойствами. Одним из свойств систем является сложность. Она определяет сложность связей внутри системы и с окружающей средой. К свойствам сис­тем относятся также целостность, делимость, изолированность, относительность изолированности, идентифицируемость, разно­образие, наблюдаемость, неопределенность, отображаемость, не­тождественность отображения. Системы, выделенные в реальных объектах, принято назы­вать реальными. Помимо реальных существуют абстрактные си­стемы. Абстрактные системы — важный инструмент для пони­мания реальных систем и работы с ними. С абстрактными сис­темами мы встречаемся, например, при моделировании и про­ектировании. Объектом, на котором создается система, могут быть предмет, живое существо, организация (вычислительная машина, организм, предприятие или его подразделения и т.д.); процесс (производ­ственный, труда, управленческий и т. д.).С точки зрения связей со средой системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытая система не имеет каких-либо связей со средой. Открытая система связана со средой посред­ством входов и выходов. Под структурой системы понимают выделение ее элементов или составных* частей и определение взаимосвязей между ними. Структура системы задается ее составными частями или элемента­ми, их организацией и взаимосвязью, а также характером связей с внешней средой. На предприятии следует различать два типа структур. Структура подразделений отражает строение и функции пред­приятия — какие подразделения имеются на предприятии и ка­кие конкретные функции они выполняют. Структура процессов в динамике отражает процессы, происхо­дящие в системе, а также их внутреннюю организацию и взаимо­связи. В каждом процессе принимают участие различные подраз­деления. Исследование, однако, охватывает весь процесс в целом, то есть интегрированную совокупность видов деятельности, на­правленную на достижение поставленной цели, несмотря на то, что некоторые подразделения участвуют в этой деятельности лишь частично. На предприятии процессы являются одной из основных кате­горий. К ним относятся все динамические процессы независимо от того, носят они формальный или неформальный характер. Сле­дует различать две группы процессов: производственные (произ­водство, обслуживание, транспорт и т. д.) и социальные. Систему можно разрабатывать и внедрять на уровне пред­приятия в целом, его подразделений или отдельных процессов. В зависимости от этого каждая разрабатываемая структура име­ет свои особенности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: