ТРЕБОВАНИЯ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
К показателям эффективности систем управления сельскохозяйственным производством предъявляется ряд требований:
1)точное отражение цели и задач каждого структурного подразделения системы;
2)отсутствие противоречий между показателями;
3)показатели, принятые для решения одной задачи, не должны механически переноситься на решение другой;
4)учет специфики управленческого труда и сельскохозяйственного производства;
5)учет временного параметра, так как многие мероприятия оказывают влияние не сразу, а через определенный период времени;
6)доступность и ясность для работников предприятия;
7)по мере возможности показатели следует рассчитывать на основе существующей отчетности
8)если изучается эффективность нескольких объектов, должна обеспечиваться возможность их сравнения.
Понятие «эффективность управления» по смыслу шире, чем экономическая эффективность управления, поскольку включает в себя не только экономический, но и социальный, политический эффект и др.
Методически эффективность управления оценивается как результат функционирования действующей системы на базе соответствующих рекомендаций, нормативов, данных передового опыта либо как эффективность совершенствования системы управления.
При расчете эффективности реализованных мероприятий по рационализации управления требуется проверить, действительно ли достигнутые показатели являются результатом этих мероприятий, так как совпадение во времени осуществления тех или иных мероприятий с изменением производственных показателей не всегда служит доказательством связи между ними. На основе тщательного анализа необходимо элиминировать влияние факторов, от которых данные показатели не зависят.
Для определения эффективности управления и мероприятий по его совершенствованию принят ряд методических подходов, в которых рассматриваются отдельные вопросы, но не дается всесторонний анализ: оценка капиталоемких мероприятий, выбор наиболее эффективного варианта; нормативный метод; метод экспертных оценок; эмпирические формулы; коэффициенты, характеризующие состояние системы управления; информационный подход; синтетические показатели и др. Факт наличия разных подходов создает определенные сложности в практической работе по оценке эффективности рационализации управления — неизвестно, какой из них обеспечивает лучшие результаты в том или ином случае. В рамках отдельных подходов понятия четко не определяются; как правило, в них не затрагивается вопрос о том, для чего вообще нужны экономические оценки эффективности управления и как их использовать; в изложении методик обычно отсутствуют необходимая полнота и логическая стройность; при их описании зачастую не делается различий по уровням иерархии, отсутствуют смысловая четкость и однозначность используемых терминов; слабо разработаны этапы и процедуры оценки эффективности управления, не указывается, кто должен проводить ее на том или ином уровне. В большинстве методик главная роль при оценке эффективности совершенствования управления придается моделям, а не человеку. Оценки эффективности по разным методикам зачастую противоречивы, так как они освещают разные стороны проблемы. На их основе трудно или даже невозможно сравнивать эффективность управления различными объектами.
| 2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫЕЕ ПОЗНАНИЯ При определении предмета науки следует исходить из анализа управления как особой функции, которая возникла из потребностей производства, осуществляемого в крупных масштабах, призванной обеспечить единство и согласованность действий, целенаправленность работы коллектива при той или иной форме кооперации, регулировать и контролировать меру труда и т. д. Следовательно, предметом науки управления является не само производство, а специфические отношения, возникающие в процессе воздействия на объект управления при переводе его из одного состояния в другое, то есть отношения управления производством. В процессе воздействия на объект управление призвано обеспечить оптимальные условия для эффективного его функционирования, при которых достигались бы высокие конечные результаты при минимуме затрат на единицу продукции или услуг. Задача науки управления состоит в том, чтобы раскрыть закономерности, принципы и методы эффективного функционирования управляющей системы, ее функции и структуру, формы организации труда работников управления и т. д.Управление сельскохозяйственным производством — один из видов управления. Поэтому оно, естественно, включает наряду со специфическими, присущими только данной сфере общие свойства и признаки. Связь управления сельскохозяйственным производством с другими видами управления позволяет при исследовании проблем активно использовать данные из различных областей знаний: кибернетики, теории научного управления обществом и других наук, изучающих проблемы управления. Это дает возможность выявить специфику данного вида управления, шире использовать при анализе его проблем понятия, признаки, выработанные общей теорией управления. Однако главными методами познания в науке «управления» являются исследование, изучение специфики управления сельскохозяйственным производством, выявление его закономерностей. Главный метод науки — строить предположения, пытающиеся уловить закономерности и зависимость, и проверять на опыте выводы из этих предположений. Главный прием обоснования в науке — эксперимент, опытное доказательство. Главный процесс развития науки — обобщения, углубление постепенным сведением уже замеченных регулярностей ко все более общим формулировкам». Задача науки управления — систематизировать массу фактов, выявить существенные связи между ними, то есть изучить закономерности развития всей совокупности управленческих отношений и на этой основе сделать выводы и предложения для практики. Принципы, формулируемые наукой управления, выводятся на основе анализа практики, конкретных факторов, но, чтобы они не устарели сразу же, они должны содержать элементы предвидения, учета тенденций и направлений развития управляемого объекта и движения субъекта управления. Наука управления производством занимает определенное место в системе общественных и экономических научных знаний, относится к экономическим наукам, поскольку объект ее — производство, и она изучает отношения людей в процессе управления им.Наука управления тесно связана с философскими науками. Роль и задачи науки управления состоят в том, чтобы, используя познанные общетеоретическими науками законы, превратить их в материальную силу, организационную практику. Наука управления широко использует достижения конкретных экономических наук: экономики сельского хозяйства, организации производства, планирования и прогнозирования, финансов и учета, статистики, анализа хозяйственной деятельности, НОТ и др. Она охватывает всю систему знаний об управлении, совокупность отношений управления, а не отдельные их стороны. Наука управления тесно связана с правовыми науками, которые определяют юридические основания управленческой деятельности, регламентируя их.В методологическом аспекте особое значение имеет конкретно-исторический подход, так как эти отношения более динамичны, чем экономические и социальные. Важным является системный подход, предполагающий учет количественных и качественных изменений взаимосвязей в системе управления во времени и в пространстве и их динамике. Системный подход требует рассмотрения управления в единстве организационно-технических и социально-экономических аспектов, одновременного учета главных сторон изучаемых явлений и процессов. Кроме общих методов познания управлению свойственны специфические: организационный анализ; организационное нормирование и проектирование; графические методы изображения организационных отношений и др.
5. СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ Система — это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную цельность, единство. Элемент в системе — составная часть сложного целого; может выражаться каким-либо знаком, символом, называемым переменной и характеризующим его или комплекс элементов. Для характеристики состояния системы в каждый момент времени используют определенные величины — параметры. Их может быть достаточно много. Для описания систем, как правило, применяют лишь наиболее существенные параметры в соответствии с конкретными целями изучения объекта. Первым и основным элементом всякой системы является процесс, преобразующий потоки ресурсов. Второй элемент — вход, который представляет собой поток потребляемых ресурсов, то, что изменяется при протекании процесса. Третий элемент — выход. Это результат процесса преобразования входов, то есть поток созданных или обработанных ресурсов. Четвертый элемент — обратная связь, выполняющая ряд операций по корректированию элементов системы. Последним, пятым, элементом системы являются ограничения, которые состоят из целей системы и принуждающих связей. Понятие системы тесно связано с термином «информация» — сведения, сообщения о каком-либо предмете, явлении, событии. Любой элемент системы может рассматриваться как состоящий из ряда других элементов. Отсюда наличие в системе иерархической структуры (иерархия — ряд звеньев, расположение элементов целого в порядке от низшего к высшему).Системы обладают определенными свойствами. Одним из свойств систем является сложность. Она определяет сложность связей внутри системы и с окружающей средой. К свойствам систем относятся также целостность, делимость, изолированность, относительность изолированности, идентифицируемость, разнообразие, наблюдаемость, неопределенность, отображаемость, нетождественность отображения. Системы, выделенные в реальных объектах, принято называть реальными. Помимо реальных существуют абстрактные системы. Абстрактные системы — важный инструмент для понимания реальных систем и работы с ними. С абстрактными системами мы встречаемся, например, при моделировании и проектировании. Объектом, на котором создается система, могут быть предмет, живое существо, организация (вычислительная машина, организм, предприятие или его подразделения и т.д.); процесс (производственный, труда, управленческий и т. д.).С точки зрения связей со средой системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытая система не имеет каких-либо связей со средой. Открытая система связана со средой посредством входов и выходов. Под структурой системы понимают выделение ее элементов или составных* частей и определение взаимосвязей между ними. Структура системы задается ее составными частями или элементами, их организацией и взаимосвязью, а также характером связей с внешней средой. На предприятии следует различать два типа структур. Структура подразделений отражает строение и функции предприятия — какие подразделения имеются на предприятии и какие конкретные функции они выполняют. Структура процессов в динамике отражает процессы, происходящие в системе, а также их внутреннюю организацию и взаимосвязи. В каждом процессе принимают участие различные подразделения. Исследование, однако, охватывает весь процесс в целом, то есть интегрированную совокупность видов деятельности, направленную на достижение поставленной цели, несмотря на то, что некоторые подразделения участвуют в этой деятельности лишь частично. На предприятии процессы являются одной из основных категорий. К ним относятся все динамические процессы независимо от того, носят они формальный или неформальный характер. Следует различать две группы процессов: производственные (производство, обслуживание, транспорт и т. д.) и социальные. Систему можно разрабатывать и внедрять на уровне предприятия в целом, его подразделений или отдельных процессов. В зависимости от этого каждая разрабатываемая структура имеет свои особенности.
|
Поиск по сайту:
|