Маркетинг — комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение запросов потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка.
Управление маркетингом включает анализ, планирование, претворение в жизнь мероприятий, рассчитанных на проведение рыночных операций с товарами и услугами ради решения задач, стоящих перед предприятием, фирмой, организацией.
Главные объекты управления в маркетинге — товар, цена, каналы сбыта, продвижение товара.
Управление маркетингом предполагает решение ряда задач. К ним относятся:
Анализ конкурентоспособности, то есть способности товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами; определяется прежде всего качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, ценами, кроме того, на конкурентность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса;
Выбор конкурентного позиционирования — совокупность действий по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке, основа разработки целенаправленного комплекса маркетинга;
Определение конкурентного равновесия, т. е. равенство цены, при которой реализуется основной объем продукта конкурентной отрасли, спроса и предложения;
регулирование внутреннего и внешнего потенциала предприятия (фирмы), позволяющее сохранять способность стимулировать спрос на производимые и реализуемые товары, удерживать этот спрос;
Определение стратегического поведения предприятия (фирмы), то есть установление целей предприятия на избранном (целевом) рынке или в рыночном сегменте и выбор средств их достижения.
|
Важное место в управлении маркетингом занимают принципы — основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии маркетинговых решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях.
Принято выделять несколько групп принципов управления маркетингом.
1. Принципы, определяющие и ситуационно регулирующие деятельность предприятия (фирмы) на рынке: Управленческого риска; Формирования потребительских предпочтений; предпринимательского риска; инструментарного обеспечения руководства; организационного поведения.
2.Принципы, уточняющие стратегию, цели поведения сучетом ценностных ориентации прогнозируемой деятельности предприятия (фирмы): Самооценки и саморегулирования; конкурентного преимущества; свободы предпринимательства; равноправного партнерства; рефлективного поведения.
3. Принципы, определяющие стратегическое поведение предприятия (фирмы) в условиях риска и неопределенности: Информационной достаточности; морального и материального стимулирования; согласования по целям деятельности организации; экспертного отслеживания информационной достаточности; соответствия структуры управления уровню развития коллектива.
4. Принципы тактического анализа и проектирования функционирования предприятия (фирмы) в конкретных условиях: Профессионализма руководства (принцип компетентности); Прибыльности и эффективности; Соотношения централизации и децентрализации управления; Единоначалия и коллегиальности; Контроля.
|
48. Функции управления маркетингом
Управление маркетингом предполагает выполнение следующих функций: анализ с целью выбора направлений маркетинговой деятельности, разработка планов маркетинга, организация их выполнения, мотивация и маркетинговый контроль.
Анализ с целью выбора направлений маркетинговой деятельности включает маркетинговые исследования, сегментацию рынка, выбор целевых рынков и позиционирование товаров. Маркетинговое исследование — это комплексное понятие, включающее все виды исследовательской деятельности, связанные с управлением маркетингом посредством систематического сбора, анализа и отражения данных о проблемах, стоящих перед предприятием, а также о путях их решения в связи со сложившейся ситуацией.
Маркетинговые исследования должны быть системными, систематичными, объективными и точными.
Известны четыре метода проведения маркетинговых исследований для получения первичной информации: наблюдение, эксперимент, фокусирование и опрос.
Процесс маркетингового исследования включает ряд операций: определение проблемы и цели, отбор источников информации, сбор информации, ее анализ, выработка рекомендаций, предоставление полученных результатов.
Маркетинговое исследование обычно начинается со сбора вторичной информации. Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от связанных с решением исследуемой проблемы. В процессе отбора первичной информации необходимо разработать план, требующий предварительных решений относительно методов исследования, его орудий, порядка составления выборки, способов связи с аудиторией. В плане должны быть четко определены вопросы, характеризующие степень охвата, полноту и глубину необходимой для сбора первичной информации.
|
На этапе анализа собранной информации исследователь производит отбор наиболее важных сведений и результатов из совокупности полученных данных.
По завершении маркетингового исследования результаты и основанные на них рекомендации должны быть представлены в форме отчета.
Разработка планов маркетинга — это процесс определения целей, а также мероприятий по их достижению за определенный период времени. В зависимости от того, за какой период этих целей предполагается достичь, выделяют планы: Долгосрочный; Среднесрочный; Годовой.
Составной частью каждого плана деятельности предприятия (фирмы) является маркетинговая программа.
Процесс планирования включает четыре основных этапа:
1. Определение цели маркетинга для отдельных товаров и рынка;
2. Разработка альтернативных стратегий (освоение новых товаров, формирование рынка, диверсификация, проникновение на новые рынки);
3. Выбор наилучшей стратегии;
4. Формирование плана маркетинга.
Организация выполнения планов маркетинга включает:
Определение структуры управления маркетингом;
Подбор и расстановку кадров в соответствии с выбранной структурой управления;
Установление прав и обязанностей сотрудников службы управления маркетингом;
Создание необходимых условий для нормальных работ сотрудников, занятых решением маркетинговых задач;
Установление необходимого взаимодействия между отделами службы управления маркетингом и другими отделами управления фирмой.
Служба управления маркетингом включает всех работников, занимающихся решением маркетинговых проблем, сосредоточенных в соответствующих подразделениях. Мотивация как функция управления маркетингом представляет собой побуждения, вызывающие активность индивидуумов и определяющие ее направленность, в данном случае на покупку какого-то товара.