ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ




Важней­шие факторы, вызывающие необходимость проведения структур­ной перестройки, следующие:

· ускоренная разработка новых видов продуктов под воздействи­ем научно-технического прогресса;

· рост конкуренции;

· интенсивное внедрение передовых технологий;

· внедрение новых методов организации и управления на базе компьютерной техники.

Организационные структуры управления производством в ры­ночных условиях ориентированы на выполнение следующих за­дач: создание условий для производства и сбыта высококачествен­ной продукции и услуг при одновременном повышении уровня эффективности производства; обеспечение разработки, освоения и поставки на рынок новых видов продуктов и услуг.

Основными направлениями совершенствования структур уп­равления, форм и методов руководства производственно-сбыто­выми процессами являются: децентрализация производственных и сбытовых операций; инновационная политика, поиск новых рынков, диверсификация деятельности; повышение творческой отдачи персонала путем распределения акций и образования предприятий, находящихся в коллективной собственности их ра­ботников; отказ от административных методов и рычагов конт­роля; создание структур с минимальным числом уровней управ­ления, а также организация взаимодействия предприятия (орга­низации) с внешней средой.

Линейная структура и ее производные предполагает относи­тельную автономность в работе, поэтому она широко использует­ся в низовых звеньях (бригадах, фермах или мелком бизнесе). Со специализацией работ вокруг получения и распределения ресур­сов на предприятиях возникла функциональная структура управле­ния: организация делится на блоки, каждый из которых имеет конкретную задачу (функцию) и обязанности. Традиционные функциональные блоки — отделы производства, маркетинга и фи­нансов. Преимущества функциональной структуры — в компетентнос­ти специалистов, конкретизации видов деятельности, расширении возможностей руководителей по оперативному управлению про­изводством за счет высвобождения их от функциональной дея­тельности. К недостаткам структуры этого типа можно отнести трудности координации, удлинение процедуры принятия реше­ния, отсутствие единства действий между работниками функцио­нальных служб разных производственных подразделений, сниже­ние ответственности за общий результат вследствие обезличива­ния в выполнении исполнителями обязанностей.

Для крупных организаций с широким товарным ассортиментом и быстро меняющимися потребительскими и технологически­ми потребностями наиболее подходит дивизиональная структура, при которой работы сосредоточиваются на достижении общего результата, а разделение на элементы осуществляется по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим ре­гионам (региональная структура) и т. д. К дивизиональной структуре можно отнести продуктовую; структуру, ориентиро­ванную на определенный сегмент рынка; структуру по регио­нальному принципу.

Продуктовая структура наиболее распространена на пред­приятиях, которые за счет диверсификации увеличивают ассор­тимент производимой и реализуемой продукции. При этой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководи­телю, который несет ответственность за данный товар, то есть четко определено, кто отвечает за получение прибыли, несет от­ветственность за затраты, снабжение и сбыт продукции. К недостаткам продуктовой структуры можно отнести увеличе­ние затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ по различной продукции, ибо в каждом подразделении есть свои функциональные специалисты, но численность их не настолько велика, чтобы максимально эффективно использовать необходи­мые технические средства.

Если деятельность предприятия охватывает большие террито­рии, целесообразна структура по региональному принципу, то есть по месту расположения подразделений. Она облегчит решение проблем, связанных с обычаями и нуждами потребителей: упрос­тит связь с ними, с местным законодательством. Примерами ре­гиональных структур управления могут служить крупные пред­приятия и их подразделения, деятельность которых охватывает большие географические зоны (например, в птицеводстве, зверо­водстве, перерабатывающей сфере). Иногда крупные предприя­тия образуют в разных регионах дочерние фирмы с другими структурами управления. Такая структура характерна для некото­рых обслуживающих сельское хозяйство отраслей, например производящих сельскохозяйственные машины и технику.

Чтобы предприятия могли внедрять новые технологии, модифицировать в соответствии со своими потребностями структуру и имели воз­можность быстро реагировать на изменения окружающей среды, были разработаны адаптированные структуры. В практике управле­ния в отличие от механических структур эти более гибкие структу­ры называют еще органическими. Данные структуры управления строятся на задачах и целях, радикально отличающихся от тех, что лежат в основе дивизиональных структур. Наиболее распространенные типы органичес­ких структур — проектная, матричная и конгломератная.

Проектная структура — это временная структура, которая со­здается для решения конкретной задачи с целью собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников для реализации сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем ка­чества, не выходя за пределы сметы. Преимущества матричной структуры управления заключаются в дифференциации связей линейной и функциональной подчи­ненности, что делает ее адаптивной к изменениям окружающей среды, гибкой в использовании потенциала, профессионализма и во временной организации функционирования. Еще один вариант формирования адаптивных структур связан с появлением организаций конгломератного типа. В соответствии с конкретной ситуацией предприятие принимает форму, которая лучше всего подходит к ситуации. В одном подразделении может использоваться продуктовая структура, в другом — проектная, в третьем — функциональная.

21. ОСНОВЫУПРАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫМИ ФОРМАМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК

Управленческая деятельность на предприятиях АПК любой организационно-правовой формы осуществляется по нескольким важнейшим направлениям:

· организация взаимодействия с внешней средой — потребителя­ми продукции, поставщиками ресурсов и услуг, государственны­ми органами, органами местного самоуправления и т. д.;

· корректировка производственной структуры в соответствии с требованиями рынка;

· установление и регулирование организационно-экономичес­ких связей между структурными подразделениями предприятия

· создание механизмов регулирования поведения работников на предприятии (заинтересованность каждого члена коллектива в эффективной работе, участие в управлении и т. д.).

Преобразования в АПК привели к значительным изменени­ям в управлении, прежде всего на уровне предприятие — вне­шняя среда. Если прежде внешняя деятельность предприятий (ассортимент и объемы продаж продукции, материально-техни­ческое обеспечение, ценообразование, кредитование и др.) яв­лялась объектом прямого управления со стороны исполнитель­ных и других органов государства, осуществлялась с помощью различных нормативных актов, то в настоящее время государ­ственное регулирование практически сведено к нулю (упразд­нено).

Наряду с внешней средой на систему управления и эффектив­ность деятельности предприятий АПК влияет принадлежность к той или иной организационно-правовой форме, а также внутри­хозяйственная организация производства, организационных структур и структур управления. При этом организационная структура характеризует состав, размеры, число, территориальное размещение производственных, обслуживающих и других подраз­делений, а структура управления отражает состав, расстановку звеньев и ступеней управления, их взаимосвязь и соподчиненность по вертикали и горизонтали.

Основными типами структур управления на сельскохозяй­ственных предприятиях остаются линейная, функциональная, дивизиональная (продуктовая), адаптивная (матричная) и их комби­нации. Проблема состоит в наполнении традиционных организа­ционных форм и структур новым содержанием.

Система управления предприятием должна соответствовать его организационно-правовой форме и регулируется норматив­ными документами. Так, порядок управления в различных орга­низационно-правовых формах хозяйствования в общем виде оп­ределяется нормами Гражданского кодекса (ГК).

Несмотря на большое разнообразие организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий, можно выделить три основные группы, имеющие наиболее принципиальные различия в управлении: государственные:

1. основанные на долевой или совместной собственности с демокра­тичными формами управления (хозяйственные общества и товари­щества, производственные сельскохозяйственные кооперативы);

2. основанные на долевой собственности, но с недемократичны­ми формами управления (товарищества на вере).

В большинстве организационно-правовых форм хозяйствова­ния АПК, основанных на долевой или совместной собственности, сохраняется участие собственников земельных долей и имуще­ственных паев в управлении производством. При этом выделяют три модели внутрихозяйственного управления.

Наиболее распространенная модель предусматривает центра­лизацию основных функций внутрихозяйственного управления в администрации предприятия, в состав которой входят руководи­тель хозяйства и коллегиальные органы (общее собрание, правле­ние, совет и др.).

Вторая модель внутрихозяйственного управления предполагает более широкие полномочия первичных трудовых коллективов в решении текущих вопросов, касающихся деятельности своего подразделения. Они могут самостоятельно реализовывать свою продукцию, распоряжаться полученным доходом.

Наконец, третья модель управления основана на предоставле­нии коллективам производственных и обслуживающих подразде­лений практически полной самостоятельности в осуществлении деятельности: реализации продукции, взаиморасчетах с другими предприятиями, уплате налогов, распределении прибыли и т.д. Такие структурные подразделения могут иметь счета в банках, со­здавать свои фонды. Руководитель и коллегиальные органы управ­ления предприятием (правление, совет) выполняют при этом главным образом обслуживающие функции, делегированные кол­лективами подразделений.

 

22. УПРАВЛЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Важное место в АПК отводится хозяйственным структурам, ос­нованным на государственной собственности и коллективной форме хозяйствования, к которым относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Унитарным предприятием является коммерческая организа­ция, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Она может быть государствен­ной и муниципальной. Имущество государственного или муни­ципального предприятия находится соответственно в государ­ственной или муниципальной собственности и принадлежит та­кому предприятию на праве хозяйственного ведения или опера­тивного управления.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, в соответствии с которым осуществляются вся деятельность и управление предприятием. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ве­дения, создается по решению уполномоченного на то государ­ственного органа или органа местного самоуправления.

В условиях рыночной экономики деятельность государствен­ных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения регламентируется «сверху» (уполномоченным органом) по следу­ющим основным направлениям: назначение на должность руково­дителей предприятий, заключение с ними контрактов, утвержде­ние уставов предприятий, осуществление контрольно-инспекционых функций. По остальным вопросам такое предприятие функ­ционирует и управляется аналогично другим субъектам рыночных отношений.

По отношению к унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), собственник (государство в лице органов исполнительной власти) осуществляет прямое управление, в том числе и хозяйственными функциями: назначает и снимает руководителей и специалистов, устанавливает плановые задания, определяет размеры оплаты тру­да, финансирует программы, осуществляет оперативный контроль хозяйственной и финансовой деятельности и т. д.

 

 

23. УПРАВЛЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВАХ

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полно­го товарищества и товарищества на вере.

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени това­рищества и несут ответственность по его обязательствам принад­лежащим им имуществом.

Полное товарищество создается и действует на основе учреди­тельного договора, который подписывают все участники.

Участник полного товарищества обязан участвовать в его дея­тельности в соответствии с условиями учредительного договора. Прибыль и убытки товарищества распределяются между его участ­никами пропорционально их долям в складочном капитале. Учас­тники солидарно несут субсидиарную ответственность своим иму­ществом по обязательствам товарищества.

Согласно ГК РФ управление деятельностью полного товарище­ства осуществляется по общему согласию всех участников, но уч­редительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов. Учас­тник полного товарищества имеет один голос, если учредитель­ным договором не предусмотрен иной порядок определения коли­чества голосов.

Каждый участник товарищества вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел независимо от того, уполномочен он вести дела товарищества или нет.

В.соответствии с Гражданским кодексом РФ товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарище­ство, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и от­вечающими по обязательствам товарищества своим имуще­ством, имеется один или несколько участников-вкладчиков, ко­торые несут риск убытков, связанных с деятельностью товари­щества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принима­ют участия в осуществлении товариществом предприниматель­ской деятельности.

Высшим органом управления товариществом на вере является собрание полных товарищей (действующих членов). Число голосов каждого полного товарища пропорционально его доле в общем числе долей. Руководство деятельностью товарищества осуществляет упол­номоченный, избираемый из числа полных товарищей. Вкладчи­ки не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарище­ства, а также оспаривать действия полных товарищей.

Уполномоченный, как правило, имеет контрольный долевой пакет собственности среди полных товарищей и, по сути, имеет возможность единолично управлять товариществом. Это обстоя­тельство играет определенную роль в формировании системы внутрихозяйственных производственных, экономических и соци­ально-психологических отношений, а также отражается на резуль­татах деятельности предприятия в целом.

30. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫУПРАВЛЕНИЯ

Экономические методы управления - это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов в хозяйственной деятельности, ориентирующих предприятия и их работников в нужном для общества направлении посредством экономических рычагов и стимулов.

Система экономических методов управления многообразна, включает такие экономические рычаги, как планирование, прогнозирование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т.д.

Ценовая политика в системе управления - неотъемлемая часть общей макроэкономической политики государства. Головной це­лью ценовой политики в аграрном секторе является поддержание паритетных отношений м/у сельскимхозяйством и другими отраслями, создание условий повышения доходности сельскохозяйственного производства, защита отечественных това­ропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам.

Политика поддержки предложения должна опираться на систему гарантированных цен на сельскохозяй­ственную продукцию, обеспечивающих нормально рабо­тающему товаропроизводителю, находящемуся в специализиро­ванных зонах товарного производства, возмещение материальных затрат на производство сельскохозяйственной продукции и полу­чение дохода, а также обеспечение необходимой рентабельности для расширенного воспроизводства. Гарантированные цены не должны отменять рыночное ценообразование. В случае если опто­вые цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются ниже гарантированных, государство может осуществлять доплаты производителям, равные разнице между гарантированной и ры­ночной ценой при реализации по установленным каналам.

Механизм гарантированных цен должен быть связан системой авансов под закупки в региональные и федеральные продовольственные фонды, чтобы на базе этих цен хозяйства мог­ли получать аванс в размере определенного процента от их вели­чины, например 80 %. Окончательный расчет за закупленную про­дукцию должен производиться исходя из сложившейся рыночной цены, в жестко оговоренные сроки. Близок к авансовой системе механизм залоговых операций, который также можно ис­пользовать для поддержки стабильных рыночных цен.

Налоговая политика — основной инструмент государства, обес­печивающий, с одной стороны, существование самого государ­ства, с другой — регулирование экономики общества в целом. Налоговая система должна быть предельно простой. Законода­тельные нормы о налогах должны действовать автоматически, с однозначной трактовкой.

Кредитная политика государства должна быть также направле­на на развитие АПК и прежде всего сельскохозяйственного произ­водства. В настоящее время система кредитования аграрной сфе­ры неэффективна. Она недоступна для реального сектора АПК. Следует более широко использовать такие виды кредитования, как авансовые платежи за контрактованную продукцию, залоговые операции, фьючерсные сделки. Более широко должно применяться ипотечное кредитование. Важным стимулом для развития сельского хо­зяйства является сезонное кредитование.

Рычагом управления АПК является бюджетная поддержка. Она обеспечивает стратегические задачи развития. Бюджетная полити­ка в аграрной сфере направлена на выполнение программ, важ­нейших мероприятий, связанных со стихийными бедствиями, на развитие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров.

В современных условиях еще одним важным элементом ста­бильного развития АПКстала система страхования, которая также требует дальнейшего развития.

Аграрный протекционизм представляет собой систему государ­ственных мероприятий, направленных на стимулирование отече­ственного производства сельскохозяйственных продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Главными ин­струментами аграрного протекционизма являются пошлины на ввоз импортной продукции, при этом их величи­на на разные товары различна. На те товары, которые не произ­водятся в России пошлины невысокие. Большое значение для защиты отечественных товаропроизводителей имеют импортные квоты. С их помощью устанавливаются максималь­ные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну. Опре­деленную роль в защите отечественного продовольственного рын­ка играют нетарифные барьеры, то есть система лицензи­рования для предъявления повышенных требований к качеству продукции.

Материальное стимулирование — один из важнейших экономи­ческих рычагов воздействия на конкретного работника. Материальное воз­награждение работников осуществляется в соответствии с количе­ственными и качественными результатами их труда и личным вкладом в общие результаты работы предприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: