Важнейшие факторы, вызывающие необходимость проведения структурной перестройки, следующие:
· ускоренная разработка новых видов продуктов под воздействием научно-технического прогресса;
· рост конкуренции;
· интенсивное внедрение передовых технологий;
· внедрение новых методов организации и управления на базе компьютерной техники.
Организационные структуры управления производством в рыночных условиях ориентированы на выполнение следующих задач: создание условий для производства и сбыта высококачественной продукции и услуг при одновременном повышении уровня эффективности производства; обеспечение разработки, освоения и поставки на рынок новых видов продуктов и услуг.
Основными направлениями совершенствования структур управления, форм и методов руководства производственно-сбытовыми процессами являются: децентрализация производственных и сбытовых операций; инновационная политика, поиск новых рынков, диверсификация деятельности; повышение творческой отдачи персонала путем распределения акций и образования предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников; отказ от административных методов и рычагов контроля; создание структур с минимальным числом уровней управления, а также организация взаимодействия предприятия (организации) с внешней средой.
Линейная структура и ее производные предполагает относительную автономность в работе, поэтому она широко используется в низовых звеньях (бригадах, фермах или мелком бизнесе). Со специализацией работ вокруг получения и распределения ресурсов на предприятиях возникла функциональная структура управления: организация делится на блоки, каждый из которых имеет конкретную задачу (функцию) и обязанности. Традиционные функциональные блоки — отделы производства, маркетинга и финансов. Преимущества функциональной структуры — в компетентности специалистов, конкретизации видов деятельности, расширении возможностей руководителей по оперативному управлению производством за счет высвобождения их от функциональной деятельности. К недостаткам структуры этого типа можно отнести трудности координации, удлинение процедуры принятия решения, отсутствие единства действий между работниками функциональных служб разных производственных подразделений, снижение ответственности за общий результат вследствие обезличивания в выполнении исполнителями обязанностей.
|
Для крупных организаций с широким товарным ассортиментом и быстро меняющимися потребительскими и технологическими потребностями наиболее подходит дивизиональная структура, при которой работы сосредоточиваются на достижении общего результата, а разделение на элементы осуществляется по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам (региональная структура) и т. д. К дивизиональной структуре можно отнести продуктовую; структуру, ориентированную на определенный сегмент рынка; структуру по региональному принципу.
Продуктовая структура наиболее распространена на предприятиях, которые за счет диверсификации увеличивают ассортимент производимой и реализуемой продукции. При этой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который несет ответственность за данный товар, то есть четко определено, кто отвечает за получение прибыли, несет ответственность за затраты, снабжение и сбыт продукции. К недостаткам продуктовой структуры можно отнести увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ по различной продукции, ибо в каждом подразделении есть свои функциональные специалисты, но численность их не настолько велика, чтобы максимально эффективно использовать необходимые технические средства.
|
Если деятельность предприятия охватывает большие территории, целесообразна структура по региональному принципу, то есть по месту расположения подразделений. Она облегчит решение проблем, связанных с обычаями и нуждами потребителей: упростит связь с ними, с местным законодательством. Примерами региональных структур управления могут служить крупные предприятия и их подразделения, деятельность которых охватывает большие географические зоны (например, в птицеводстве, звероводстве, перерабатывающей сфере). Иногда крупные предприятия образуют в разных регионах дочерние фирмы с другими структурами управления. Такая структура характерна для некоторых обслуживающих сельское хозяйство отраслей, например производящих сельскохозяйственные машины и технику.
Чтобы предприятия могли внедрять новые технологии, модифицировать в соответствии со своими потребностями структуру и имели возможность быстро реагировать на изменения окружающей среды, были разработаны адаптированные структуры. В практике управления в отличие от механических структур эти более гибкие структуры называют еще органическими. Данные структуры управления строятся на задачах и целях, радикально отличающихся от тех, что лежат в основе дивизиональных структур. Наиболее распространенные типы органических структур — проектная, матричная и конгломератная.
|
Проектная структура — это временная структура, которая создается для решения конкретной задачи с целью собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников для реализации сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы сметы. Преимущества матричной структуры управления заключаются в дифференциации связей линейной и функциональной подчиненности, что делает ее адаптивной к изменениям окружающей среды, гибкой в использовании потенциала, профессионализма и во временной организации функционирования. Еще один вариант формирования адаптивных структур связан с появлением организаций конгломератного типа. В соответствии с конкретной ситуацией предприятие принимает форму, которая лучше всего подходит к ситуации. В одном подразделении может использоваться продуктовая структура, в другом — проектная, в третьем — функциональная.
21. ОСНОВЫУПРАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫМИ ФОРМАМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК
Управленческая деятельность на предприятиях АПК любой организационно-правовой формы осуществляется по нескольким важнейшим направлениям:
· организация взаимодействия с внешней средой — потребителями продукции, поставщиками ресурсов и услуг, государственными органами, органами местного самоуправления и т. д.;
· корректировка производственной структуры в соответствии с требованиями рынка;
· установление и регулирование организационно-экономических связей между структурными подразделениями предприятия
· создание механизмов регулирования поведения работников на предприятии (заинтересованность каждого члена коллектива в эффективной работе, участие в управлении и т. д.).
Преобразования в АПК привели к значительным изменениям в управлении, прежде всего на уровне предприятие — внешняя среда. Если прежде внешняя деятельность предприятий (ассортимент и объемы продаж продукции, материально-техническое обеспечение, ценообразование, кредитование и др.) являлась объектом прямого управления со стороны исполнительных и других органов государства, осуществлялась с помощью различных нормативных актов, то в настоящее время государственное регулирование практически сведено к нулю (упразднено).
Наряду с внешней средой на систему управления и эффективность деятельности предприятий АПК влияет принадлежность к той или иной организационно-правовой форме, а также внутрихозяйственная организация производства, организационных структур и структур управления. При этом организационная структура характеризует состав, размеры, число, территориальное размещение производственных, обслуживающих и других подразделений, а структура управления отражает состав, расстановку звеньев и ступеней управления, их взаимосвязь и соподчиненность по вертикали и горизонтали.
Основными типами структур управления на сельскохозяйственных предприятиях остаются линейная, функциональная, дивизиональная (продуктовая), адаптивная (матричная) и их комбинации. Проблема состоит в наполнении традиционных организационных форм и структур новым содержанием.
Система управления предприятием должна соответствовать его организационно-правовой форме и регулируется нормативными документами. Так, порядок управления в различных организационно-правовых формах хозяйствования в общем виде определяется нормами Гражданского кодекса (ГК).
Несмотря на большое разнообразие организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий, можно выделить три основные группы, имеющие наиболее принципиальные различия в управлении: государственные:
1. основанные на долевой или совместной собственности с демократичными формами управления (хозяйственные общества и товарищества, производственные сельскохозяйственные кооперативы);
2. основанные на долевой собственности, но с недемократичными формами управления (товарищества на вере).
В большинстве организационно-правовых форм хозяйствования АПК, основанных на долевой или совместной собственности, сохраняется участие собственников земельных долей и имущественных паев в управлении производством. При этом выделяют три модели внутрихозяйственного управления.
Наиболее распространенная модель предусматривает централизацию основных функций внутрихозяйственного управления в администрации предприятия, в состав которой входят руководитель хозяйства и коллегиальные органы (общее собрание, правление, совет и др.).
Вторая модель внутрихозяйственного управления предполагает более широкие полномочия первичных трудовых коллективов в решении текущих вопросов, касающихся деятельности своего подразделения. Они могут самостоятельно реализовывать свою продукцию, распоряжаться полученным доходом.
Наконец, третья модель управления основана на предоставлении коллективам производственных и обслуживающих подразделений практически полной самостоятельности в осуществлении деятельности: реализации продукции, взаиморасчетах с другими предприятиями, уплате налогов, распределении прибыли и т.д. Такие структурные подразделения могут иметь счета в банках, создавать свои фонды. Руководитель и коллегиальные органы управления предприятием (правление, совет) выполняют при этом главным образом обслуживающие функции, делегированные коллективами подразделений.
22. УПРАВЛЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Важное место в АПК отводится хозяйственным структурам, основанным на государственной собственности и коллективной форме хозяйствования, к которым относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Она может быть государственной и муниципальной. Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Учредительным документом унитарного предприятия является устав, в соответствии с которым осуществляются вся деятельность и управление предприятием. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В условиях рыночной экономики деятельность государственных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения регламентируется «сверху» (уполномоченным органом) по следующим основным направлениям: назначение на должность руководителей предприятий, заключение с ними контрактов, утверждение уставов предприятий, осуществление контрольно-инспекционых функций. По остальным вопросам такое предприятие функционирует и управляется аналогично другим субъектам рыночных отношений.
По отношению к унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), собственник (государство в лице органов исполнительной власти) осуществляет прямое управление, в том числе и хозяйственными функциями: назначает и снимает руководителей и специалистов, устанавливает плановые задания, определяет размеры оплаты труда, финансирует программы, осуществляет оперативный контроль хозяйственной и финансовой деятельности и т. д.
23. УПРАВЛЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВАХ
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере.
Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Полное товарищество создается и действует на основе учредительного договора, который подписывают все участники.
Участник полного товарищества обязан участвовать в его деятельности в соответствии с условиями учредительного договора. Прибыль и убытки товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Согласно ГК РФ управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников, но учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов. Участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов.
Каждый участник товарищества вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел независимо от того, уполномочен он вести дела товарищества или нет.
В.соответствии с Гражданским кодексом РФ товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Высшим органом управления товариществом на вере является собрание полных товарищей (действующих членов). Число голосов каждого полного товарища пропорционально его доле в общем числе долей. Руководство деятельностью товарищества осуществляет уполномоченный, избираемый из числа полных товарищей. Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества, а также оспаривать действия полных товарищей.
Уполномоченный, как правило, имеет контрольный долевой пакет собственности среди полных товарищей и, по сути, имеет возможность единолично управлять товариществом. Это обстоятельство играет определенную роль в формировании системы внутрихозяйственных производственных, экономических и социально-психологических отношений, а также отражается на результатах деятельности предприятия в целом.
30. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫУПРАВЛЕНИЯ
Экономические методы управления - это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов в хозяйственной деятельности, ориентирующих предприятия и их работников в нужном для общества направлении посредством экономических рычагов и стимулов.
Система экономических методов управления многообразна, включает такие экономические рычаги, как планирование, прогнозирование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т.д.
Ценовая политика в системе управления - неотъемлемая часть общей макроэкономической политики государства. Головной целью ценовой политики в аграрном секторе является поддержание паритетных отношений м/у сельскимхозяйством и другими отраслями, создание условий повышения доходности сельскохозяйственного производства, защита отечественных товаропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам.
Политика поддержки предложения должна опираться на систему гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающих нормально работающему товаропроизводителю, находящемуся в специализированных зонах товарного производства, возмещение материальных затрат на производство сельскохозяйственной продукции и получение дохода, а также обеспечение необходимой рентабельности для расширенного воспроизводства. Гарантированные цены не должны отменять рыночное ценообразование. В случае если оптовые цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются ниже гарантированных, государство может осуществлять доплаты производителям, равные разнице между гарантированной и рыночной ценой при реализации по установленным каналам.
Механизм гарантированных цен должен быть связан системой авансов под закупки в региональные и федеральные продовольственные фонды, чтобы на базе этих цен хозяйства могли получать аванс в размере определенного процента от их величины, например 80 %. Окончательный расчет за закупленную продукцию должен производиться исходя из сложившейся рыночной цены, в жестко оговоренные сроки. Близок к авансовой системе механизм залоговых операций, который также можно использовать для поддержки стабильных рыночных цен.
Налоговая политика — основной инструмент государства, обеспечивающий, с одной стороны, существование самого государства, с другой — регулирование экономики общества в целом. Налоговая система должна быть предельно простой. Законодательные нормы о налогах должны действовать автоматически, с однозначной трактовкой.
Кредитная политика государства должна быть также направлена на развитие АПК и прежде всего сельскохозяйственного производства. В настоящее время система кредитования аграрной сферы неэффективна. Она недоступна для реального сектора АПК. Следует более широко использовать такие виды кредитования, как авансовые платежи за контрактованную продукцию, залоговые операции, фьючерсные сделки. Более широко должно применяться ипотечное кредитование. Важным стимулом для развития сельского хозяйства является сезонное кредитование.
Рычагом управления АПК является бюджетная поддержка. Она обеспечивает стратегические задачи развития. Бюджетная политика в аграрной сфере направлена на выполнение программ, важнейших мероприятий, связанных со стихийными бедствиями, на развитие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров.
В современных условиях еще одним важным элементом стабильного развития АПКстала система страхования, которая также требует дальнейшего развития.
Аграрный протекционизм представляет собой систему государственных мероприятий, направленных на стимулирование отечественного производства сельскохозяйственных продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Главными инструментами аграрного протекционизма являются пошлины на ввоз импортной продукции, при этом их величина на разные товары различна. На те товары, которые не производятся в России пошлины невысокие. Большое значение для защиты отечественных товаропроизводителей имеют импортные квоты. С их помощью устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну. Определенную роль в защите отечественного продовольственного рынка играют нетарифные барьеры, то есть система лицензирования для предъявления повышенных требований к качеству продукции.
Материальное стимулирование — один из важнейших экономических рычагов воздействия на конкретного работника. Материальное вознаграждение работников осуществляется в соответствии с количественными и качественными результатами их труда и личным вкладом в общие результаты работы предприятия.