В России с древних времен отрабатывалась практика управления. В настоящее время в Российской Федерации проводятся рыночные реформы. Это предопределяет необходимость формирования новой управленческой концепции. Сформировались следующие принципы управления экономикой в переходный период:
· гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов;
· формирование и функционирование хозяйствующих субъектов как открытых социально ориентированных систем;
· самоуправление на всех уровнях;
· сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики.
17. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИЙ И СТРУКТУРЫУПРАВЛЕНИЯ
Управление характеризует такая цепочка понятий: цель — задачи — функции — структура. Необходимо отметить, что четкой границы между задачами и функциями не существует. С точки зрения содержания задачу можно рассматривать как концентрированное выражение функций, направленных на ее решение. Поэтому ее принято рассматривать как укрупненную, то есть интегрированную, функцию.
Главными целями АПК с позиций государственных интересов являются обеспечение продовольственной безопасности страны, населения продовольствием, работой и доходами; формирование поступлений от отрасли в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Достижение каждой из этих целей требует решения большого числа задач. Для этого создается система управления АПК, под которой понимают совокупность управляющих органов, предназначенных обеспечить эффективное функционирование отрасли в рамках действующего законодательства
|
Естественно, основной целью подавляющего большинства предприятий АПК как коммерческих организаций является получение прибыли.
В Российской Федерации принята трехуровневая система управления АПК, включающая федеральные, региональные и районные звенья.
По целям и характеру выполняемых функций органы управления АПК делятся на две группы: государственного управления, хозяйственного управления.
Цель государственного управления сводится к созданию условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов отрасли и контроля за их деятельностью.
Суть контрольных функций государства сводится к соблюдению хозяйствующими субъектами требований законодательства, то есть установленных «правил игры». Делается это для обеспечения своевременной и правильной выплаты налогов и платежей во внебюджетные фонды; соответствия качества производимой продукции действующим стандартам; соблюдения правил безопасности труда и пожарной безопасности; соблюдения ветеринарно-санитарных и других требований.
В большинстве случаев контрольные функции выполняют специальные инспекции: налоговая, ветеринарная, стандартизации и сертификации, по техническому надзору, экологическому надзору и др.
Функции и структура органов государственного управления АПК постоянно развиваются в зависимости от того, какие задачи актуальны для отрасли в данный момент.
Цель хозяйственного управления — получение и эффективное использование прибыли. До начала рыночных преобразований в стране почти вся система хозяйственного управления формально была сосредоточена непосредственно на предприятиях АПК.
|
Разрушение административной системы управления экономикой позволило предприятиям и организациям АПК реально приобрести права юридических лиц. В настоящее время в отрасли активно идут интеграционные процессы, в результате чего создается новая многоуровневая система хозяйственного управления на основе ассоциаций, союзов и других формирований.
24. УПРАВЛЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Акционерное общество — распространенная форма предпринимательской деятельности и организации хозяйствующих субъектов в странах с развитой рыночной экономикой.
Акционерным обществом признается организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
В соответствии с действующим законодательством (Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об акционерных обществах») АО могут осуществлять любые виды деятельности (кроме запрещенных законами РФ), создаются без ограничения срока функционирования, обладают хозяйственной самостоятельностью. Они являются юридическими лицами, имеют фирменное наименование и печать, могут создавать филиалы и участвовать в капитале других обществ.
АО, создаваемые в системе АПК, разделяются на две основные группы: закрытые (ЗАО) и открытые (ОАО). Различия между ними заключаются в способах формирования и движения уставного капитала и обращения акций.
В закрытых акционерных обществах акции (вклады) могут переходить от одного владельца к другому только с согласия большинства акционеров (если иное не предусмотрено уставом). В Уставе ЗАО четко оговариваются условия движения акций (вкладов): выделение имущественного и земельного паев, обмен, продажа и покупка акций в рамках общества и др. Число учредителей, как правило, равно числу участников.
|
В открытом акционерном обществе акции могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг, продажа акций осуществляется в форме открытой подписки. Акции могут переходить от одного лица к другому без согласия иных акционеров. Число учредителей меньше числа участников общества. Им принадлежит контрольный пакет акций. Такое общество заинтересовано в привлечении капитала со стороны в любых формах для расширения деятельности.
В акционерных обществах, насчитывающих порой десятки тысяч акционеров, вряд ли можно рассчитывать на единство мнений всех акционеров в вопросах организации управления, поэтому особенно велика роль законодательного регулирования. Такую роль призваны сыграть нормы ГК РФ и Закон РФ «Об акционерных обществах». Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. Через участие в общем собрании акционеры общества — владельцы голосующих акций — реализуют свое право на участие в управлении деятельностью.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Учредительными документами 000 являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Уставный капитал составляется из вкладов участников и не может быть менее суммы, определенной законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (1998 г.). Прибыль в обществах с ограниченной ответственностью распределяется пропорционально вкладам в уставный капитал. Управление в этих хозяйственных структурах регулируется ГК РФ, Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими нормативно-правовыми актами. Высшим органом ООО является общее собрание его участников.
В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган, который избирается общим собранием на срок, определенный уставом. Он может быть коллегиальным, коллегиальным и единоличным или только единоличным, осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен общему собранию его участников. В единоличный орган управления может быть избран и не участник общества.
25. УПРАВЛЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВАХ
Кооперация — классический пример соединения личных интересов с общественными. Она предоставляет крестьянину широкие возможности для проявления самостоятельности, предприимчивости и инициативы, позволяет преодолеть отчуждение работника от собственности на землю и другие средства производства, а также на произведенную продукцию. Переход предприятий на кооперативную основу способствует развитию рыночных отношений прежде всего через внутрихозяйственный оборот. В настоящее время производственные кооперативы составляют 12% общего числа реорганизованных сельскохозяйственных предприятий.
Правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов определяются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».
В соответствии со ст. 3 закона сельскохозяйственным производственным кооперативом признается кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запланированной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.
Производственный сельскохозяйственный кооператив — коммерческая организация. Основные его виды — сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель и кооперативное хозяйство, а также иные кооперативы.
Кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов:
· добровольность членства;
· взаимопомощь и экономическая выгода для кооператоров, участвующих в производственной и иной хозяйственной деятельности;
· распределение прибыли и убытков между членами кооператива в соответствии с личным трудовым вкладом или участием в хозяйственной деятельности;
· ограничение участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;
· ограничение дивидендов по дополнительным паевым взносам участников и паевым взносам ассоциированных членов кооператива;
В отличие от акционерных обществ, где число голосов зависит от размера вложенного капитала (числа акций), в кооперативе у каждого члена независимо от числа паев при принятии решений имеется один голос. Принцип «один член кооператива — один голос» препятствует концентрации власти в руках немногих.
Учредительным документом кооператива и документом, регулирующим его деятельность, является устав, утверждаемый общим собранием.
26. УПРАВЛЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИМИ (ФЕРМЕРСКИМИ) ХОЗЯЙСТВАМИ И ИХ АССОЦИАЦИЯМИ
Крестьянское (фермерское) хозяйство — это форма свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Основным направлением деятельности крестьянского хозяйства является производство растениеводческой и животноводческой продукции и продуктов ее переработки. В процессе производственной деятельности фермерские хозяйства могут брать на себя решение и других важных проблем при сохранении в качестве основного вида деятельности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет следующие основные функции и задачи:
· самостоятельно определяет направления деятельности, объемы производства, формы и каналы реализации продукции, исходя из собственных интересов;
· организует рациональное использование переданных ему во владение и использование сельскохозяйственных угодий в соответствии с целевым назначением, повышение их плодородия;
· покупает, обменивает, продает, арендует, берет в долг у государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций, а также отдельных граждан любое имущество, необходимое для нормального ведения хозяйства, а также осуществляет строительство производственных объектов и жилья в порядке, установленном законом;
· самостоятельно вступает в договорные отношения с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и гражданами;
· вступает в деловые отношения с зарубежными предприятиями и организациями.
Глава хозяйства (фермер) самостоятельно руководит делами, заключает от имени хозяйства соглашения (договоры). Произведенная продукция, а также работы и услуги и полученные доходы являются собственностью фермерского хозяйства и используются им по собственному усмотрению.
Главной целью ассоциаций являются создание условий для нормальной хозяйственной деятельности ее участников, увеличение их доходов и рост уровня социально-экономического развития, а также организация совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Высшим органом управления фермерской ассоциацией является общее собрание глав крестьянских хозяйств и других ее участников.
33. Личность и коллектив
Как любая другая группа, коллектив подчиняется законам групповой деятельности. Это живой организм, проходящий стадии рождения, развития, становления, зрелости, старения и умирания. Каждая из стадий имеет критические точки, сильные и слабые стороны, следовательно, и требования к сотрудникам будут существенно отличаться в зависимости от того, когда тот или другой человек был принят на работу.
В динамике развития коллектива чаще всего выделяются три стадии.
Первая стадия — коллектив только формируется, люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Здесь определяющее значение имеют личностные отношения (симпатии и антипатии), которые оказывают влияние на связи, возникающие в групповой деятельности, тогда как эти связи еще слабы и неустойчивы, не способны оказать существенное влияние на личностные отношения. Взаимная требовательность и заинтересованность в успехах коллектива формируются под воздействием организационной культуры и стиля управления руководителей.
Вторая стадия — организационная, характеризуется тем, что в коллективе почти завершается взаимное изучение друг друга и определяются личные позиции каждого. Формируются неформальные группы и выявляются неформальные лидеры. Личностные отношения еще достаточно сильны, но и производственные взаимоотношения становятся устойчивыми и прочными. Теперь эффек тивность работы коллектива в большей степени зависит от стиля управления им.
Третья стадия — стабильная жизнедеятельность коллектива — характеризуется тем, что в нем постепенно возникает интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство.
Функционально обусловленные различия между членами коллектива и взаимоотношения «ответственной зависимости» закрепляются в уставных положениях и должностных инструкциях, в которых оформляются взаимные права и обязанности.
Структура, отражающая служебные взаимоотношения в коллективе, в социальной психологии получила название официальной {формальной). Официальная структура безлична: правами и обязанностями, предписывающими определенный набор действий и стиль поведения, наделяется не какой-то определенный человек, а любой, занимающий данное рабочее место или должность.
Признаком здоровья любой социальной группы является такой психологический климат, который благоприятствует достижению высоких результатов, позволяет решать проблемы и осуществлять перемены, при котором отсутствуют конфликты во взаимоотношениях между сотрудниками как «по вертикали», так и «по горизонтали».
Любая формальная группа наряду с официальной структурой, закрепленной штатным расписанием или иным регламентирующим документом, обязательно имеет и неофициальную {неформальную) структуру. Особенность неформальной структуры состоит в том, что она возникает самопроизвольно, стихийно, но часто именно она оказывается наиболее эффективной. Для руководителя важно знать, какова эта структура (кто является неформальным лидером той или иной группировки, как распределяются сотрудники по группам и подгруппам и т. Д.). Это можно диагностировать, используя метод социометрии, позволяющий довольно точно определять взаимоотношения в коллективе.
Социометрическая процедура сводится к опросу членов группы по критериям, значимым для оценки какой-либо стороны межличностных отношений. Для развития чувства корпоративности используются ритуалы. В повседневной жизни предприятия они могут играть разные роли: укреплять структуру предприятия либо ослаблять ее.
На успешно работающих предприятиях возникает собственная организационная (корпоративная) культура — это система убеждений и оценок, существующих в рамках организации и определяющих поведение ее членов. Участие работников в процессе управления организацией — фактор, играющий важную роль в результативности труда.
Методы делового общения
Выбор способа работы происходит по направлениям:
1. В чьи обязанности входит выполнение данной работы (индивидуальный, в паре, групповой)
2. Время выполнения. Если времени мало, то рекомендуется индивидуальная работа; если достаточно, можно прибегнуть к работе в паре или группой, что потребует большего времени, особенно на стадии подготовки и планирования.
3. Профессиональная компетентность. В индивидуальной работе необходима полная компетентность работника в решении данного вопроса. Работу в паре или группой рекомендуется использовать тогда, когда один работник не обладает всеми необходимыми знаниями.
4. Сбор информации. Индивидуальная работа позволяет получить небольшой объем информации, работа в паре и группе — значительно больший.
5. Идентификация, участие и взаимозависимость. Если эти моменты не имеют большого значения, индивидуальная работа предпочтительнее.
6. Последствия с точки зрения других работников: если они незначительны, подойдет индивидуальная работа; если имеют значение для двух работников, следует применить работу в паре; если воздействие будет сильным, следует включить в группу всех, кого
касается этот вопрос. Таким образом, можно заранее повлиять на позицию, которую займет персонал.
7. Координация действий. Если координация не требуется, выбирают индивидуальный способ работы; если требуется, используют работу в паре, одну или несколько групп.
Следует постепенно передавать часть ответственности (полномочий) небольшим группам работников. При передаче части полномочий и ответственности группам иногда необходимо предусмотреть обучение. В итоге может быть создан самоуправляемый коллектив:
1. Сотрудники участвуют в разработке планов работы;
2. Проявляют предприимчивость в выполнении не только отдельных работ, но и заданий от начала до конца, например в проведении уборки и складирования урожая;
3. Самостоятельно решают вопросы организации и распределения отдельных работ, проверки и контроля качества.
Стили управления
Под стилем управления понимают типичные манеру и способ поведения руководителя.
Стили управления могут подразделяться по одному или нескольким критериям.
Авторитарный стиль управления отличается единоличным, централизованным проявлением воли при наличии власти. Руководитель решает и приказывает, сотрудники выполняют распоряжения.
Демократический стиль характеризуется участием сотрудников в процессе принятия решений.
При либеральном стиле сотрудники принимают решения сами, как правило, большинством голосов.
Предпосылкой к определенному стилю руководства и взаимодействия с людьми служит обусловленная системой ценностных ориентации направленность личности руководителя, обнаруживаемая в выборе методов, источников информации, критериев оценки, интересов.
Для определения стиля руководства используется методика, разработанная а. А. Ершовым, в основе которой четыре позиции, наиболее существенные для эффективной деятельности: отношение к труду; отношение к людям; отношение к себе; отношение к социальным статусам.
Проверка на обоснованность данного теста с помощью группировки наиболее часто выбираемых ценностных ориентации и оценок экспертами позволила обозначить четыре модели стиля руководства.
1. Самостоятельный стиль — наиболее предпочтительный, когда руководитель склонен ориентироваться на дело и на себя.
2. Исполнительный, дисциплинированный, совещательный стиль — руководитель предпочитает ориентироваться преимущественно на других лиц, на коллектив, контакты с людьми и официальную субординацию.
3. Административно-бюрократический, командный стиль — ориентация на себя и официальную субординацию.
4. Творческий, гибкий, ситуативный стиль, реже встречающийся, — выбор способа решения проблемы обусловлен индивидуальным подходом и ориентацией на комплекс ценностей, источники информации.
Эффективность руководства определяется способностью творчески оценивать ситуации коллективной деятельности, ориентироваться на систему личных предпочтений и ценностей. Критерии оценки стилей управления могут быть следующими:
· Воздействие на прибыль (например, повышение прибыли в результате улучшения качества или большего объема продукции);
· Воздействие на издержки (например, повышение затрат на координационные мероприятия, обучение и повышение квалификации для исключения текучести кадров);
· Обеспечение своевременного решения проблемных ситуаций, разработки новой продукции, а также выявление творческого потенциала;
· Влияние на организационную стабильность и гибкость;
Стиль управления может меняться в зависимости от ситуации, руководитель должен постоянно совершенствоваться, уметь подбирать для каждой конкретной ситуации соответствующий стиль управления.
42. Совершенствование информационного и документационного обеспечения управления на предприятиях АПК.
Систематическое совершенствование документооборота проводится по направлениям: рационализация состава и форм основных комплексов документации; механизация и автоматизация процессов создания и обработки документов; четкое распределение функций работников аппарата управления по созданию и обработке документов во всех службах управления; рационализация документопотоков, разработка оптимальных маршрутов их движения; внедрение более современной системы регистрации и отправки документов, организация соответствующей информационно-справочной службы; совершенствование номенклатуры дел, организация действенного контроля исполнения документов; совершенствование организации оперативного и архивного хранения; повышение уровня знаний и квалификации персонала в области ДОУ.
В управленческой деятельности решаются задачи двух типов: оригинальные (нетривиальные) и однотипные повторяющиеся. Для однотипных повторяющихся задач в большинстве случаев целесообразно унифицировать и стандартизировать как технологию решения, так и формы представления информации. Применительно к управленческим документам унификация заключается в установлении единообразия их состава и форм, создаваемых в процессе осуществления однотипных управленческих функций.
Стандартизация — это форма юридического закрепления результатов унификации в нормативных актах. Объектами унификации и стандартизации в управленческой деятельности являются: термины и определения, используемые при работе с управленческой информацией; организационные структуры учреждений и предприятий; классификаторы управленческих функций; управленческая документация.
Унификация документов организации заключается в отборе и закреплении тех из них, которые необходимы и достаточны для решения управленческих задач. Результаты унификации документов закрепляются в табеле (перечне) форм документов, а сами формы — в альбоме форм документов, применяемых в деятельности предприятий.
Табель форм документов, применяемых в деятельности предприятия, — это перечень разрешенных к применению унифицированных форм, необходимых и достаточных для реализации функций и задач управления, с характеристикой их юридического статуса, этапов подготовки и прохождения.
Альбом форм документов — это сборник эталонных унифицированных форм документов, применяемых для документирования деятельности предприятия, включенных в табель. Применение табеля и альбома обеспечивает: соответствие используемых форм документов решаемым задачам; оперативность реализации управленческих функций предприятия; сокращение затрат времени на составление, оформление и обработку документов.
Достижения, связанные с созданием современных видов электронно-вычислительной и организационной техники, средств связи, дают возможность перейти к принципиально новой, более эффективной информационной технологии в управлении предприятием.
Информационная технология — это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, предоставления и использования информации на основе применения технических средств.
На предприятиях с небольшим документооборотом задачи асдоу можно решать единичным арм секретаря руководителя, которое может быть коллективным, то есть использоваться другими работниками управления, решающими свои функциональные задачи.
На предприятиях, имеющих большой документооборот, целесообразно иметь несколько арм, разделенных по подсистемам асдоу и размещенных на двух уровнях. На верхнем уровне — пк с быстродействующим процессором и большим объемом оперативной и внешней памяти. Это центральный компьютер, обрабатывающий основной поток первичных документов, поступающих с пк нижнего уровня. На нижнем уровне находятся пк работников управления, менее производительные, чем центральный. Они оснащены периферийным оборудованием, в состав которого входят процессор, дисплей, накопители на магнитных дисках, клавиатура, печатающее устройство и аппаратура передачи данных для связи с центральным компьютером.