РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ





В России с древних времен отрабатывалась практика управле­ния. В настоящее время в Российской Федерации проводятся ры­ночные реформы. Это предопределяет необходимость формирова­ния новой управленческой концепции. Сформировались следую­щие принципы управления экономикой в переходный период:

· гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основан­ных на обратных связях, с государственным регулированием со­циально-экономических процессов;

· формирование и функционирование хозяйствующих субъектов как открытых социально ориентированных систем;

· самоуправление на всех уровнях;

· сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики.

17. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИЙ И СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

Управление характеризует такая цепочка понятий: цель — за­дачи — функции — структура. Необходимо отметить, что четкой границы между задачами и функциями не существует. С точки зрения содержания задачу можно рассматривать как концентри­рованное выражение функций, направленных на ее решение. По­этому ее принято рассматривать как укрупненную, то есть интег­рированную, функцию.

Главными целями АПК с позиций государственных интересов являются обеспечение продовольственной безопасности страны, населения продовольствием, работой и доходами; формирование поступлений от отрасли в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Достижение каждой из этих целей требует решения боль­шого числа задач. Для этого создается система управления АПК, под которой понимают совокупность управляющих органов, предназначенных обеспечить эффективное функционирование отрасли в рамках действующего законодательства

Естественно, основной целью подавляющего большинства предприятий АПК как коммерческих организаций является полу­чение прибыли.

В Российской Федерации принята трехуровневая система уп­равления АПК, включающая федеральные, региональные и рай­онные звенья.

По целям и характеру выполняемых функций органы управле­ния АПК делятся на две группы: государственного управления, хозяйственного управления.

Цель государственного управления сводится к созданию условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов отрасли и контроля за их деятельностью.

Суть контрольных функций государства сводится к соблюде­нию хозяйствующими субъектами требований законодательства, то есть установленных «правил игры». Делается это для обеспече­ния своевременной и правильной выплаты налогов и платежей во внебюджетные фонды; соответствия качества производимой про­дукции действующим стандартам; соблюдения правил безопасно­сти труда и пожарной безопасности; соблюдения ветеринарно-санитарных и других требований.

В большинстве случаев контрольные функции выполняют спе­циальные инспекции: налоговая, ветеринарная, стандартизации и сертификации, по техническому надзору, экологическому надзору и др.

Функции и структура органов государственного управления АПК постоянно развиваются в зависимости от того, какие задачи актуальны для отрасли в данный момент.

Цель хозяйственного управления — получение и эффективное использование прибыли. До начала рыночных преобразований в стране почти вся система хозяйственного управления формально была сосредоточена непосредственно на предприятиях АПК.

Разрушение административной системы управления экономи­кой позволило предприятиям и организациям АПКреально приобрести права юридических лиц. В настоящее время в отрасли активно идут интеграционные процессы, в результате чего созда­ется новая многоуровневая система хозяйственного управления на основе ассоциаций, союзов и других формирований.

24. УПРАВЛЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ

Акционерное общество— распространенная форма предприни­мательской деятельности и организации хозяйствующих субъек­тов в странах с развитой рыночной экономикой.

Акционерным обществом признается организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удосто­веряющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

В соответствии с действующим законодательством (Гражданс­кий кодекс РФ, Закон РФ «Об акционерных обществах») АО могут осуществлять любые виды деятельности (кроме запрещенных зако­нами РФ), создаются без ограничения срока функционирования, обладают хозяйственной самостоятельностью. Они являются юри­дическими лицами, имеют фирменное наименование и печать, мо­гут создавать филиалы и участвовать в капитале других обществ.

АО, создаваемые в системе АПК, разделяются на две основные группы: закрытые (ЗАО) и открытые (ОАО). Различия между ними заключаются в способах формирования и движения устав­ного капитала и обращения акций.

В закрытых акционерных обществах акции (вклады) могут пере­ходить от одного владельца к другому только с согласия большин­ства акционеров (если иное не предусмотрено уставом). В Уставе ЗАО четко оговариваются условия движения акций (вкладов): вы­деление имущественного и земельного паев, обмен, продажа и по­купка акций в рамках общества и др. Число учредителей, как пра­вило, равно числу участников.

В открытом акционерном обществе акции могут свободно обра­щаться на рынке ценных бумаг, продажа акций осуществляется в форме открытой подписки. Акции могут переходить от одного лица к другому без согласия иных акционеров. Число учредителей меньше числа участников общества. Им принадлежит конт­рольный пакет акций. Такое общество заинтересовано в привле­чении капитала со стороны в любых формах для расширения дея­тельности.

В акционерных обществах, насчитывающих порой десятки ты­сяч акционеров, вряд ли можно рассчитывать на единство мнений всех акционеров в вопросах организации управления, поэтому особенно велика роль законодательного регулирования. Такую роль призваны сыграть нормы ГК РФ и Закон РФ «Об акционер­ных обществах». Высшим органом управления АО является общее собрание ак­ционеров. Через участие в общем собрании акционеры обще­ства — владельцы голосующих акций — реализуют свое право на участие в управлении деятельностью.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО)признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительны­ми документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельнос­тью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Уч­редительными документами 000 являются учредительный дого­вор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Уставный капитал составляется из вкладов участников и не может быть менее суммы, определенной законом РФ «Об обществах с ог­раниченной ответственностью» (1998 г.). Прибыль в обществах с ограниченной ответственностью рас­пределяется пропорционально вкладам в уставный капитал. Управление в этих хозяйственных структурах регулируется ГК РФ, Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственнос­тью» и другими нормативно-правовыми актами. Высшим органом ООО является общее собрание его участников.

В обществе с ограниченной ответственностью создается испол­нительный орган, который избирается общим собранием на срок, определенный уставом. Он может быть коллегиальным, коллеги­альным и единоличным или только единоличным, осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен обще­му собранию его участников. В единоличный орган управления может быть избран и не участник общества.

25. УПРАВЛЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВАХ

Кооперация — классический пример соединения личных инте­ресов с общественными. Она предоставляет крестьянину широкие возможности для проявления самостоятельности, предприимчи­вости и инициативы, позволяет преодолеть отчуждение работника от собственности на землю и другие средства производства, а так­же на произведенную продукцию. Переход предприятий на коо­перативную основу способствует развитию рыночных отношений прежде всего через внутрихозяйственный оборот. В настоящее время производственные кооперативы составляют 12% общего числа реорганизованных сельскохозяйственных предприятий.

Правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов определяются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».

В соответствии со ст. 3 закона сельскохозяйственным производ­ственным кооперативомпризнается кооператив, созданный граж­данами для совместной деятельности по производству, переработ­ке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выпол­нения иной не запланированной законом деятельности, основан­ной на личном трудовом участии членов кооператива.

Производственный сельскохозяйственный кооператив — коммерческая организация. Основные его виды — сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель и ко­оперативное хозяйство, а также иные кооперативы.

Кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов:

· добровольность членства;

· взаимопомощь и экономическая выгода для кооператоров, уча­ствующих в производственной и иной хозяйственной деятельнос­ти;

· распределение прибыли и убытков между членами кооператива в соответствии с личным трудовым вкладом или участием в хозяй­ственной деятельности;

· ограничение участия в хозяйственной деятельности кооперати­ва лиц, не являющихся его членами;

· ограничение дивидендов по дополнительным паевым взносам участников и паевым взносам ассоциированных членов коопера­тива;

В отличие от акционерных обществ, где число голосов зависит от размера вложенного капитала (числа акций), в кооперативе у каждого члена независимо от числа паев при принятии решений имеется один голос. Принцип «один член кооператива — один го­лос» препятствует концентрации власти в руках немногих.

Учредительным документом кооператива и документом, регу­лирующим его деятельность, является устав, утверждаемый об­щим собранием.

26. УПРАВЛЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИМИ (ФЕРМЕРСКИМИ) ХОЗЯЙСТВАМИ И ИХ АССОЦИАЦИЯМИ

Крестьянское (фермерское) хозяйство — это форма свободно­го предпринимательства, осуществляемого на принципах эко­номической выгоды. Основным направлением деятельности крестьянского хозяйства является производство растениевод­ческой и животноводческой продукции и продуктов ее перера­ботки. В процессе производственной деятельности фермерские хозяйства могут брать на себя решение и других важных про­блем при сохранении в качестве основного вида деятельности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет следую­щие основные функции и задачи:

· самостоятельно определяет направления деятельности, объемы производства, формы и каналы реализации продукции, исходя из собственных интересов;

· организует рациональное использование переданных ему во владение и использование сельскохозяйственных угодий в соот­ветствии с целевым назначением, повышение их плодородия;

· покупает, обменивает, продает, арендует, берет в долг у госу­дарственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций, а также отдельных граждан любое имущество, необ­ходимое для нормального ведения хозяйства, а также осуществляет строительство производственных объектов и жилья в порядке, установленном законом;

· самостоятельно вступает в договорные отношения с государ­ственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и гражданами;

· вступает в деловые отношения с зарубежными предприятиями и организациями.

Глава хозяйства (фермер) самостоятельно руководит делами, заключает от имени хозяйства соглашения (договоры). Произведенная продукция, а также работы и услуги и получен­ные доходы являются собственностью фермерского хозяйства и используются им по собственному усмотрению.

Главной целью ассоциаций являются создание условий для нормальной хозяйственной деятельности ее участников, увеличе­ние их доходов и рост уровня социально-экономического разви­тия, а также организация совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Высшим органом управления фермерской ассоциацией являет­ся общее собрание глав крестьянских хозяйств и других ее участ­ников.

33. Личность и коллектив

Как любая другая группа, коллектив подчиняется законам групповой деятельности. Это живой организм, проходящий ста­дии рождения, развития, становления, зрелости, старения и уми­рания. Каждая из стадий имеет критические точки, сильные и слабые стороны, следовательно, и требования к сотрудникам бу­дут существенно отличаться в зависимости от того, когда тот или другой человек был принят на работу.

В динамике развития коллектива чаще всего выделяются три стадии.

Первая стадия — коллектив только формируется, люди при­сматриваются друг к другу и к руководителю. Здесь определяющее значение имеют личностные отношения (симпатии и антипатии), которые оказывают влияние на связи, возникающие в групповой деятель­ности, тогда как эти связи еще слабы и неустойчивы, не способны оказать существенное влияние на личностные отношения. Взаим­ная требовательность и заинтересованность в успехах коллектива формируются под воздействием организационной культуры и сти­ля управления руководителей.

Вторая стадия — организационная, характеризуется тем, что в коллективе почти завершается взаимное изучение друг друга и оп­ределяются личные позиции каждого. Формируются неформаль­ные группы и выявляются неформальные лидеры. Личностные от­ношения еще достаточно сильны, но и производственные взаимо­отношения становятся устойчивыми и прочными. Теперь эффек тивность работы коллектива в большей степени зависит от стиля управления им.

Третья стадия — стабильная жизнедеятельность коллектива — характеризуется тем, что в нем постепенно возникает интеллекту­альное, эмоциональное и волевое единство.

Функционально обусловленные различия между членами коллектива и взаимоотношения «ответ­ственной зависимости» закрепляются в уставных положениях и должностных инструкциях, в которых оформляются взаимные права и обязанности.

Структура, отражающая служебные взаимоотношения в кол­лективе, в социальной психологии получила название официаль­ной {формальной). Официальная структура безлична: правами и обязанностями, предписывающими определенный набор дей­ствий и стиль поведения, наделяется не какой-то определенный человек, а любой, занимающий данное рабочее место или долж­ность.

Признаком здоровья любой социальной группы является такой психологический климат, который благоприятствует достижению высоких результатов, позволяет решать проблемы и осуществлять перемены, при котором отсутствуют конфликты во взаимоотно­шениях между сотрудниками как «по вертикали», так и «по гори­зонтали».

Любая формальная группа наряду с официальной структурой, закрепленной штатным расписанием или иным регламентирую­щим документом, обязательно имеет и неофициальную {неформаль­ную) структуру. Особенность неформальной структуры состоит в том, что она возникает самопроизвольно, стихийно, но часто именно она оказывается наиболее эффективной. Для руководите­ля важно знать, какова эта структура (кто является неформальным лидером той или иной группировки, как распределяются сотруд­ники по группам и подгруппам и т. Д.). Это можно диагностиро­вать, используя метод социометрии, позволяющий довольно точ­но определять взаимоотношения в коллективе.

Социометрическая процедура сводится к опросу членов группы по критериям, значимым для оценки какой-либо стороны меж­личностных отношений. Для развития чувства корпоративности используются ритуалы. В повседневной жизни предприятия они могут играть разные роли: укреплять структуру предприятия либо ослаблять ее.

На успешно работающих предприятиях возникает собственная организационная (корпоративная) культура — это система убеж­дений и оценок, существующих в рамках организации и определя­ющих поведение ее членов. Участие работников в процессе управ­ления организацией — фактор, играющий важную роль в резуль­тативности труда.

 

Методы делового общения

Выбор способа работы происходит по направлениям:

1. В чьи обязанности входит выполнение данной работы (индивидуальный, в паре, групповой)

2. Время выполнения. Если времени мало, то рекомендуется индивидуальная работа; если достаточно, можно прибегнуть к работе в паре или группой, что потребует большего времени, особенно на стадии подготовки и планирования.

3. Профессиональная компетентность. В индивидуальной ра­боте необходима полная компетентность работника в решении данного вопроса. Работу в паре или группой рекомендуется ис­пользовать тогда, когда один работник не обладает всеми необхо­димыми знаниями.

4. Сбор информации. Индивидуальная работа позволяет полу­чить небольшой объем информации, работа в паре и группе — значительно больший.

5. Идентификация, участие и взаимозависимость. Если эти мо­менты не имеют большого значения, индивидуальная работа предпочтительнее.

6. Последствия с точки зрения других работников: если они не­значительны, подойдет индивидуальная работа; если имеют зна­чение для двух работников, следует применить работу в паре; если воздействие будет сильным, следует включить в группу всех, кого
касается этот вопрос. Таким образом, можно заранее повлиять на позицию, которую займет персонал.

7. Координация действий. Если координация не требуется, вы­бирают индивидуальный способ работы; если требуется, исполь­зуют работу в паре, одну или несколько групп.

Следует постепенно передавать часть ответственности (полно­мочий) небольшим группам работников. При передаче части пол­номочий и ответственности группам иногда необходимо предус­мотреть обучение. В итоге может быть создан самоуправляемый коллектив:

1. Сотрудники участвуют в разработке планов работы;

2. Проявляют предприимчивость в выполнении не только отдель­ных работ, но и заданий от начала до конца, например в проведе­нии уборки и складирования урожая;

3. Самостоятельно решают вопросы организации и распределения отдельных работ, проверки и контроля качества.

 

 

Стили управления

Под стилем управления понимают типичные манеру и способ поведения руководителя.

Стили управления могут подразделяться по одному или не­скольким критериям.

Авторитарный стиль управления отличается единоличным, централизованным проявлением воли при наличии власти. Руко­водитель решает и приказывает, сотрудники выполняют распоря­жения.

Демократический стиль характеризуется участием сотрудников в процессе принятия решений.

При либеральном стиле сотрудники принимают решения сами, как правило, большинством голосов.

Предпосылкой к определенному стилю руководства и взаимо­действия с людьми служит обусловленная системой ценностных ориентации направленность личности руководителя, обнаружива­емая в выборе методов, источников информации, критериев оцен­ки, интересов.

Для определения стиля руководства используется методика, разработанная а. А. Ершовым, в основе которой четыре позиции, наиболее существенные для эффективной деятельности: отноше­ние к труду; отношение к людям; отношение к себе; отношение к социальным статусам.

Проверка на обоснованность данного теста с помощью группировки наиболее часто вы­бираемых ценностных ориентации и оценок экспертами позволи­ла обозначить четыре модели стиля руководства.

1. Самостоятельный стиль — наиболее предпочтительный, ког­да руководитель склонен ориентироваться на дело и на себя.

2. Исполнительный, дисциплинированный, совещательный стиль — руководитель предпочитает ориентироваться преимуще­ственно на других лиц, на коллектив, контакты с людьми и офи­циальную субординацию.

3. Административно-бюрократический, командный стиль — ори­ентация на себя и официальную субординацию.

4. Творческий, гибкий, ситуативный стиль, реже встречающийся, — выбор способа решения проблемы обусловлен индивидуаль­ным подходом и ориентацией на комплекс ценностей, источники информации.

Эффективность руководства определяется способностью твор­чески оценивать ситуации коллективной деятельности, ориенти­роваться на систему личных предпочтений и ценностей. Критерии оценки стилей управления могут быть следующими:

· Воздействие на прибыль (например, повышение прибыли в ре­зультате улучшения качества или большего объема продукции);

· Воздействие на издержки (например, повышение затрат на ко­ординационные мероприятия, обучение и повышение квалифика­ции для исключения текучести кадров);

· Обеспечение своевременного решения проблемных ситуаций, разработки новой продукции, а также выявление творческого по­тенциала;

· Влияние на организационную стабильность и гибкость;

Стиль управления может меняться в зависимости от ситуации, руководитель должен постоянно совершенствоваться, уметь под­бирать для каждой конкретной ситуации соответствующий стиль управления.

42. Совершенствование информационного и документационного обеспечения управления на предприятиях АПК.

Систематическое совершенствование документооборота проводится по направлениям: рационализация со­става и форм основных комплексов документации; механизация и автоматизация процессов создания и обработки документов; чет­кое распределение функций работников аппарата управления по созданию и обработке документов во всех службах управления; рацио­нализация документопотоков, разработка оптимальных маршру­тов их движения; внедрение более современной системы регист­рации и отправки документов, организация соответствующей информационно-справочной службы; совершенствование но­менклатуры дел, организация действенного контроля исполне­ния документов; совершенствование организации оперативного и архивного хранения; повышение уровня знаний и квалифика­ции персонала в области ДОУ.

В управленческой деятельности решаются задачи двух типов: оригинальные (нетривиальные) и однотипные повто­ряющиеся. Для однотипных повторяющихся задач в большинстве случаев целесообразно унифицировать и стандартизировать как технологию решения, так и формы представления информации. Применительно к управленческим документам унификация зак­лючается в установлении единообразия их состава и форм, созда­ваемых в процессе осуществления однотипных управленческих функций.

Стандартизация — это форма юридического закрепления ре­зультатов унификации в нормативных актах. Объектами унифика­ции и стандартизации в управленческой деятельности являются: термины и определения, используемые при работе с управленчес­кой информацией; организационные структуры учреждений и предприятий; классификаторы управленческих функций; управ­ленческая документация.

Унификация документов организации заключается в отборе и закреплении тех из них, которые необходимы и достаточны для решения управленческих задач. Результаты унификации доку­ментов закрепляются в табеле (перечне) форм документов, а сами формы — в альбоме форм документов, применяемых в деятельно­сти предприятий.

Табель форм документов, применяемых в деятельности пред­приятия, — это перечень разрешенных к применению унифици­рованных форм, необходимых и достаточных для реализации функций и задач управления, с характеристикой их юридического статуса, этапов подготовки и прохождения.

Альбом форм документов — это сборник эталонных унифициро­ванных форм документов, применяемых для документирования деятельности предприятия, включенных в табель. Применение табеля и альбома обеспечивает: соответствие используемых форм документов решаемым зада­чам; оперативность реализации управленческих функций предприя­тия; сокращение затрат времени на составление, оформление и об­работку документов.

Достижения, связанные с созданием со­временных видов электронно-вычислительной и организацион­ной техники, средств связи, дают возможность перейти к принципиально новой, более эффективной информационной тех­нологии в управлении предприятием.

Информационная технология — это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, предоставле­ния и использования информации на основе применения техни­ческих средств.

На предприятиях с небольшим документооборотом задачи асдоу можно решать единичным арм секретаря руководителя, которое может быть коллективным, то есть использоваться други­ми работниками управления, решающими свои функциональные задачи.

На предприятиях, имеющих большой документооборот, це­лесообразно иметь несколько арм, разделенных по подсисте­мам асдоу и размещенных на двух уровнях. На верхнем уров­не — пк с быстродействующим процессором и большим объе­мом оперативной и внешней памяти. Это центральный компьютер, обрабатывающий основной поток первичных документов, поступающих с пк нижнего уровня. На нижнем уровне нахо­дятся пк работников управления, менее производительные, чем центральный. Они оснащены периферийным оборудовани­ем, в состав которого входят процессор, дисплей, накопители на магнитных дисках, клавиатура, печатающее устройство и ап­паратура передачи данных для связи с центральным компьюте­ром.

 





Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!