Выделяются инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; управленческие. Процесс нововведений в агропромышленном комплексе имеет циклический характер. Цикличность обусловлена многократной обратной связью в механизме данного процесса. В связи с этим нововведение можно рассматривать как технико-экономический цикл, в котором использование результатов научно-технических разработок приводит к техническим и экономическим изменениям, оказывающим, в свою очередь, влияние на научно-исследовательскую деятельность.
Разработка нововведений происходит в несколько этапов.
1. Систематизация поступающих идей заключается в сборе информации: о технологических изменениях на рынке, нововведениях, поступающих из подразделений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), служб маркетинга, сбытового аппарата фирмы, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки и освоения продукции, степени и размерах риска; целевых рынках, долгосрочных тенденциях их развития.
2.Отбор идей и выработка идеи нового продукта: определение возможностей практической реализации идей;
выяснение степени технологической общности новых и традиционных изделий; соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития.
3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга: техническая разработка продукта, когда идея приобретает вид конкретного проекта; определение технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества и потребительских свойств; оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж; определение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроков ее окупаемости; наличие необходимых ресурсов для производства новой продукции: технологических, машин и оборудования, сырья и материалов, кадрового персонала, финансовых; сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок; анализ и оценка рентабельности (прибыльности) производства новой продукции, разработка программы маркетинга по продукту.
|
4. Создание нового продукта: разработка конкретной программы развития нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям фирмы; создание образца и проведение технических испытаний (проверка на экологичность, безопасность и пр.); определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.
5. Тестирование на рынке: тестирование на ограниченном рынке в течение минимум трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям; выбор оптимальных каналов реализации; выбор средств и методов рекламы; организация технического обслуживания.
6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство на основе программы маркетинга по продукту, отражающей: коммерческое обоснование нововведения; производственные возможности фирмы; финансовые возможности; соответствие нормативным показателям; обеспечение патентной защиты нововведения.
В ходе разработки нововведений следует учитывать ряд системных свойств развития хозяйственных комплексов.
1. Чередование эволюционного и радикального развития (цикличность). В процессе эволюционного развития происходит постепенное совершенствование типов машин одного поколения. Период эволюционного развития может продолжаться многие годы, в результате чего происходит улучшение технико-экономических параметров (свойств) изделий.
|
2. Иерархический и комплексный характер. Иерархическая структура народного хозяйства в целом и АПК в частности определяет необходимость использования многоуровневого подхода для анализа инновационных процессов, поскольку характер изменений, связанных с их осуществлением, зависит от уровня управления.
3.Многофазностъ
4.Долгосрочный характер. Перестройка производства на новой технологической основе требует длительного времени. Это означает, что фактор времени играет существенную роль в планировании и управлении НТП.
5. Возрастание сложности создаваемых новшеств.
6. Ускорение процесса обновления производства.
7. Усиление влияние науки на темпы развития производства. Техника и производство приобретают научный характер, повышается их наукоемкость.
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ
В основе управления финансами лежат формы разделения труда, в которых отображается функциональное содержание управленческой деятельности. Функции определяют формирование структуры финансовой управляющей системы.
Планирование финансовых показателей осуществляют посредством нормативного, расчетно-аналитического, балансового методов, метода оптимизации плановых решений.
При использовании нормативного метода потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источники определяют на основе заранее установленных норм и нормативов. Такими нормами являются ставки налогов, тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах.
|
Сущность расчетно-аналитического метода состоит в том, что плановая величина финансового показателя рассчитывается на основе анализа достигнутой величины этого показателя и темпов (индексов) его изменения за определенный промежуток времени.
Балансовый метод состоит в увязке имеющихся ресурсов и фактической потребности в них посредством разработки балансов и финансовых смет.
Метод оптимизации плановых решений позволяет разработать несколько вариантов плановых расчетов и выбрать оптимальный. Критериями выбора могут служить минимум текущих или приведенных затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, ускорение оборачиваемости оборотных средств, минимум финансовых потерь.
Инструментом перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который содержит основные аспекты производственной и коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта и определяет способы решения финансово-хозяйственных задач.
Прогнозирование финансового состояния представляет собой определение возможных его изменений на длительную перспективу. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы.
Организация финансирования сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на основе определенных правил и процедур. К этим правилам и процедурам относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм и нормативов и т.д.
Регулирование финансовой системы представляет собой воздействие на объект управления, посредством которого в случае возникновения отклонения от заданных параметров достигается состояние устойчивости. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, норм и нормативов.
Координация финансовой деятельности обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.
Контроль финансовой системы устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел, реально достигнутым результатам и запланированным целям, выявляет отклонения от планов и их причины. Посредством контроля собирают информацию об использовании финансовых средств и финансовом состоянии хозяйствующего субъекта, вскрывают финансовые резервы и возможности. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ, в свою очередь, используется в процессе планирования, то есть тут существует обратная связь.
Анализ финансового состояния включает анализ доходности и рентабельности, финансовой устойчивости, кредитоспособности, использования капитала. Анализ проводится с помощью приемов сравнения, группировки, цепных подстановок, элиминирования и т. д.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
В основе современной финансовой политики — признание свободы предпринимательской деятельности, разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности.
Задачи финансовой политики состоят: в обеспечении условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; установлении рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; организации регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; выработке эффективного финансового механизма и его развитии в соответствии с изменяющимися целями и задачами; создании эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Основные направления государственной политики в области финансов АПК следующие: создание специализированных фондов финансирования сельского хозяйства; дотации и компенсации сельскохозяйственным производителям; проведение лизинговых операций с участием государства; создание специального фонда льготного кредитования сезонных затрат и поддержания небольших запасов материальных ресурсов в АПК; долгосрочное кредитование.
Производителям материально-технических ресурсов для сельского хозяйства необходимо снизить ставки налога на добавленную стоимость при прохождении комплектующих изделий по технологической цепочке.
Отсутствие действенных инструментов контроля в управлении унитарными предприятиями приводит к ряду негативных последствий. Среди них: перевод части финансовых потоков в фирмы-спутники; заключение сделок, в которых заинтересовано руководство предприятия; невозможность государственных органов пресечь неквалифицированную или противоправную деятельность руководителей.
Чтобы предотвратить нарушения, государственные органы могут: устанавливать основные качественные показатели работы государственных унитарных предприятий; проводить анализ их финансово-хозяйственной деятельности и обязательные аудиторские проверки; определять принципы выделения части прибыли государственных предприятий, подлежащей перечислению в бюджет в виде дохода собственника от использования имущества.