Эффективность научно-технического прогресса зависит прежде всего от максимального использования достижений науки и передового опыта в производстве. Достижения науки становятся достоянием практики, если результаты научно-исследовательских работ внедряются в производство. В этой вязи важным является совершенствование управления внедренческими работами на всех уровнях, особенно на предприятиях и в фермерских хозяйствах.
В России сложилась следующая система управления работами по внедрению достижений научно-технического прогресса.
Освоение разработок осуществляется за счет средств федерального и местного бюджетов, а также заказчиков-товаропроизводителей. Для успешного проведения работы необходимы система мер государственного протекционизма, соответствующий экономический механизм, а также правовые основы взаимоотношений государственных органов и товаропроизводителей с различной формой собственности, обеспечивающие их высокую восприимчивость и заинтересованность в освоении результатов научных исследований.
В целях создания благоприятных финансово-экономических предпосылок для оживления и расширенного товарного производства необходим переход на реализацию инновационных программ силами различных инвестиционных структур с использованием местного (регионального) бюджета на консолидируемой основе совместно с федеральными средствами и ресурсами предприятий. Для ускорения реализации достижений науки создаются различные информационные, инновационные, сервисные структуры.
Проекты развития должны быть направлены на комплексное эффективное функционирование хозяйств, предприятий АПК, включать анализ внутреннего и внешнего рынков, предусматривать функции администрации по сопровождению разработок и производства до получения планируемой прибыли и взаиморасчетов между участниками проекта.
|
Важную роль в организации данной работы должны играть научные организации, сами ученые, которые передают научные разработки для использования в производство. Они могут оказывать необходимую методическую и консультативную помощь при внедрении, вести пропаганду достижений науки и обучение кадров.
Содействуют ускорению научно-технического прогресса созданные во многих научных организациях специальные хозрасчетные подразделения (консультативные службы, конструкторские бюро, ассоциации и др.) по внедрению, которые на основе договорных отношений оказывают товаропроизводителям и другим организациям методическую и консультативную помощь в освоении новых разработок. Непосредственное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса осуществляют руководители и специалисты.
Одним из звеньев в системе управления внедренческими работами являются созданные в ряде республик, краев и областей ассоциации и фирмы, центры научного обеспечения. Такие формирования разрабатывают проекты организации производства, труда и управления; оргтехпроекты; решают вопросы обеспечения материально-техническими ресурсами. Большое место в их деятельности занимает обучение кадров.
Среди вопросов управления освоением достижений науки и техники важным является вопрос совершенствования системы планирования. Научно-технические разработки должны включаться в бизнес-план после того, как будет дано их технико-экономическое обоснование.
|
В научных организациях план внедрения формируется в основном по законченным исследованиям данного коллектива, а также в порядке творческого содружества на договорной основе. В плане предусматриваются конкретные формы участия ученых в работе по реализации разработок.
Ускорение освоения результатов научно-технического прогресса является не менее важной задачей, чем разработка новых идей, техники и технологий. Успех во многом зависит от того, насколько плодотворны связи ученых с межхозяйственными формированиями, обладающими финансовыми и материальными ресурсами (кооперативами, ассоциациями, агропромышленными фирмами и др.). Они призваны стать основным звеном в цепи, соединяющей науку с производством, вместе с учеными осуществлять обучение работников эффективным методам внедрения результатов научно-технического прогресса, повышать на этой основе производительность труда и эффективность производства, роль руководителей и специалистов, каждого работника в освоении достижений науки и техники.