Управление предполагает познание и использование основных законов и закономерностей, присущих общественному производству. Законы развития производства объективны и не зависят от сознания и воли людей. Их использование позволяет так организовать деятельность человека, чтобы наиболее эффективно достичь поставленных целей. К экономическим законам относятся законы стоимости, соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил, повышающейся производительности труда, планомерного и пропорционального развития и др. Пренебрежение объективными законами развития общественного производства и общества в целом, игнорирование их требований, идеализация условий и факторов развития, волюнтаризм привели к застою в экономике России, кризисному состоянию общества, выход из которого потребует огромных усилий всех его членов. Категория «закономерность» относится к той же группе категорий, что и «закон». Эти понятия выражают явления одного порядка, но между ними есть определенные различия. Закон однозначно выражает необходимую связь между явлениями; закономерность указывает на правильность, последовательность явлений, подтверждает, что данное явление не случайно, характеризует обусловленный определенными причинами процесс, в котором может действовать совокупность законов. Все закономерности, как и законы, можно разделить на две группы: общие, характеризующие процесс управления в целом, и частные, проявляющиеся в отдельных функциях, построении структур управления, процессах принятия управленческих решений и т. д.Наиболее общими закономерностями управления являются:
· пропорциональность, оптимальная соотносительность частей системы;
|
· ритмичность, непрерывность движения производственных фондов в кругообороте и обороте;
· оптимальное сочетание централизации и децентрализации;
· оптимальная звенность системы управления.
Пропорциональность и оптимальная соотносительность управляемой и управляющей систем состоят в том, что управляющая система должна обеспечивать сопряженность развития всех частей производства. Обеспечение ритмичности и непрерывности движения производственных фондов — важнейшая задача управляющей системы сельскохозяйственного предприятия, объединения, оперативного управления. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации — одна из характерных черт системы управления производством. Переход на рыночные отношения и к многообразным формам собственности и хозяйствования делает полную централизацию невозможной. В сельскохозяйственном производстве к тому же имеется ряд специфических особенностей, без учета которых принятие управленческих решений не может быть эффективным. Опт имальная звенность системы управления — это наиболее целесообразная дифференциация структурных подразделений (цехов, звеньев и т.д.), объекта и субъекта управления, их взаимосвязь в соответствии с отраслевой, производственной и технологической спецификой АПК. Существуют закономерности, присущие отдельным подсистемам управления. К ним можно отнести изменение функций управления — убывание одних или возрастание других — по мере повышения или понижения уровня управления; сокращение числа ступеней (при прочих равных условиях эффективность управления в таком случае повышается); распространенность контроля (управляемости); концентрацию и специализацию функций. Как и экономические законы, закономерности объективны, не зависят от воли и желания человека. Чем глубже человек их познает, чем полнее использует в практической деятельности, тем эффективнее управление.
|
6. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Сельскохозяйственное предприятие — весьма сложный общественный организм, состоящий из целого ряда систем: производственной; организационной; управленческой; экономической; юридической; социальной; информационной. Целью решения первых трех систем является создание оптимального разделения труда в производстве и управлении. Таким образом, это дифференцирующие системы. В других системах речь идет об интегрировании развитого разделения труда для единого общего воздействия. Особое место занимает последняя, информационная, система. Ее функции заключаются в том, чтобы интегрировать все предшествующие (дифференцирующие и интегрирующие) системы в единый информационный комплекс. В системе управления необходимо различать следующие основные моменты: организацию управления, управленческий процесс, инструменты управления, стиль управленческой работы. Организация управления складывается из организационных подразделений в области управления и их взаимосвязей с подчиненными подразделениями и между собой. Управленческий процесс представляет собой последовательность взаимосвязанных актов управленческой деятельности. В управленческом процессе отражается единство управленческой и исполнительной деятельности. Инструменты управления. Предметом труда в управлении является информация. Некоторые типы управленческой информации — это целевые комплексы, которые непосредственно выступают как инструменты управления. Стиль управленческой работы связан с личными качествами работников аппарата управления (их опыт, навыки, профессиональные знания и т.д.). Стиль управленческой работы не может быть учтен в проекте, поэтому вопросу подбора руководящих кадров следует уделять большое внимание. Структура управления создается в соответствии с разделением труда между работниками сферы управления путем определения их задач и вытекающих из них полномочий и ответственности. Комплекс задач, полномочий и ответственности образует область компетенции отдельных работников управленческой сферы, на основе которой возникают отношения подчиненности в управлении. Структура управления включает в себя взаимосвязь всех работников предприятия, как субъектов, так и объектов управления. В созданной таким образом структуре осуществляется коммуникация управленческой информации, приказов, указаний, рекомендаций и т. д. в качестве инструментов управления. В зависимости от характера воздействия инструментов управления последние подразделяются на прямые (план, контроль) и косвенные (экономические).При формировании системы управления сельскохозяйственным предприятием исходят из разработанного проекта производственной и организационной систем. Цель формирования — создание условий для оптимального функционирования организационных единиц и предприятия в целом. Основные критерии рационального формирования структуры управления — экономичность, минимальное число уровней, соблюдение принципа единоначалия и четкое разделение сферы полномочий и ответственности между руководящими работниками. Звено управления состоит из начальника и его непосредственных подчиненных. Для каждого звена существует определенный масштаб управления, то есть число непосредственных подчиненных, которыми руководит начальник. Число подчиненных зависит помимо личных способностей руководителя от сложности выполняемых функций, пространственного размещения производственных процессов, уровня специализации и т..д. Проектирование новой структуры управления (с предварительным анализом существующей) заключается в определении: типа структуры;числа уровней управления;числа руководителей на отдельных уровнях управления;числа работников, непосредственно подчиненных отдельным руководителям;способов получения, обработки, передачи и использования информации, необходимой для управления предприятием;целевой квалификации руководящих работников предприятия;преимуществ предложенной структуры управления (по сравнению с существующей).
|
12. Понятие структуры управления
Под структурой управления понимают совокупность управленческих звеньев и отдельных работников, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали.
Конкретное выражение структура управления находит в схеме управления: составе кадров, взаимосвязи и соподчиненности единиц (отделы, секторы, службы); штатных расписаниях; функциях и задачах (работах) управления, разграничении их между звеньями и работниками; составе работников по отдельным секторам; положении о подразделениях и службах, должностных инструкциях, которые и определяют деятельность коллектива.
В схемах управления отражаются состав структурных звеньев их подчиненность и внутренняя связь. В штатных расписаниях регистрируется численный и профессиональный состав работников по каждому структурному звену управления с указанием должностного оклада,
Структура управления по вертикали делится на ступени, а по горизонтали — на звенья.
Звено (орган) управления — это самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенную функцию или несколько функций управления. В качестве звеньев управления на сельскохозяйственных предприятиях выступают отделы (агрономический, зоотехнический, планово-учетный и др.), службы главного механика, энергетика и т. д. Звенья подразделяются на равнозначные, расположенные на одном уровне, вышестоящие и нижестоящие. Под ступенью управления понимают совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии, отражающей последовательность их подчинения снизу доверху.
К первой (низшей) ступени относятся звенья, решения которых передаются непосредственно исполнителям - это бригадиры производственных бригад, ферм,
Высшей ступенью управления является та, над которой нет руководителей аппарат. Другие ступени занимают в организации промежуточное положение. Так, второй (промежуточной) ступенью управления в хозяйствах при наличии отделений является управленческий персонал отделения или цеха, во главе с управляющим, начальником цеха или руководителем участка. Число ступеней в структуре управления соответствует числу ступеней в организационной структуре предприятия. В результате между управляющей и управляемой системами устанавливаются тесные взаимосвязь и взаимозависимость, обеспечивается прямая и обратная связь.
Между подразделениями и управленческими должностями существуют связи.
Связи по вертикали принято называть линейными (прямыми). Они возникают между различными ступенями управления и характеризуются отношениями соподчиненности, в соответствии с чем идущие сверху вниз указания являются обязательными к исполнению. Эти связи отражают иерархичность построения системы и отвечают на вопрос: кто, кому и в какой мере подчинен.
Связи по горизонтали возникают между различными звеньями управления (отделами, службами), расположенными на одном уровне, группами или работниками внутри них. С развитием функциональных служб (ростом числа работников) связи становятся более разнообразными: возникают и развиваются, кроме линейных и функциональных, связи координации, регулирования, согласования, консультационные, инспекции и контроля, методические и др., что усложняет процесс принятия решений. Сущность их состоит в том, что тот или иной работник или звено управления обязаны согласовывать определенные вопросы с другими звеньями или работниками управления, прежде чем принять решение.
Выделяют формальную и неформальную структуры управления. Формальная структура показывает официально установленное правовое положение каждого звена в системе управления, обязанности каждого работника в ней, определяемые должностными инструкциями, распоряжениями руководителя и т. д.
13. Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
Наилучшая структура — та, которая позволяет предприятию эффективно взаимодействовать с внешней средой, целесообразно и продуктивно распределять усилия работников аппарата, чем совершеннее структура, тем эффективнее воздействие управления на процесс производства, лучше его результаты управления и, удовлетворяя потребности клиентов, достигать намеченных целей.
При формировании структуры управления производством необходимо руководствоваться организационными принципами (правилами), выработанными многолетней отечественной и зарубежной практикой.
Принцип соответствия. Полномочия должны соответствовать целям, функциям и уровню ответственности.
Принцип оптимальной звенности. Число ступеней (уровней) управления должно быть объективно необходимым для оперативного управления.
Принцип распространенности (объема) контроля означает, что в подчинении руководителей не должно быть числа работников, превышающего норму управляемости.
Принцип разграничения полномочий. Руководитель не должен выполнять работы, которые могут успешно выполнить его подчиненные.
Принцип четкого разграничения линейного и функционального руководства. Каждое звено должно выполнять определенные функции, однако управление не может быть абсолютно формализованным.
Принцип гибкости и надежности функционирования. Структура должна своевременно реагировать на изменения внутренней и внешней среды, приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, потребностям своевременной реконструкции или модернизации, обладать гибкостью связей и максимально возможной простотой.
\На структуру управления решающее влияние оказывают внешние и внутренние факторы и условия. К внешним факторам относятся цели, принципы и методы управления, которые определяются социально-экономическими факторами, а также территориальное размещение, кооперация, трудовые ресурсы, законы, потребители, конкуренты, поставщики. Кроме прямого существует и косвенное воздействие — состояние экономики, научно-технический прогресс, политические изменения, международное положение.
Внутренние факторы, влияющие на структуру, — это основные факторы производства как объекта управления: организационное устройство; размер и тип производства; уровень его специализации и концентрации; техническая оснащенность, трудовые ресурсы и их квалификация; природные и экономические условия. Кроме того, на структуру влияют факторы непосредственно управленческого (организационного) характера: степень соответствия организационному устройству, трудоемкость функций и полномочий, степень их централизации и децентрализации, информация, техника, объем контроля, соотношение между территориальными и отраслевыми формами управления, формы собственности, компетентность работников и эффективность их труда.
Прежде чем выполнить работу по проектированию структуры управления, надо разделить организацию по горизонтали на сферы, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии; установить состав, содержание и объем работ по каждой функции, объективно необходимой для достижения целей предприятия, соотношение полномочий различных должностей; определить должностные обязанности как совокупность задач и функций, а также ответственность за их удовлетворительное выполнение.
Решающее воздействие на формирование структуры управления оказывает структура производства, в которой выделяют две подструктуры: производственную и организационную, характеризующие с разных сторон строение объекта.
Под производственной структурой понимают сочетание отраслей на предприятии. Совокупность отраслей и их долю в общем объеме производства отражает структура товарной продукции предприятия Организационная структура представляет собой совокупность производственных, обслуживающих и вспомогательных подразделений предприятия.