ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ




Управление предполагает познание и использование основных за­конов и закономерностей, присущих общественному производству. Законы развития производства объективны и не зависят от со­знания и воли людей. Их использование позволяет так организо­вать деятельность человека, чтобы наиболее эффективно достичь поставленных целей. К экономическим законам относятся законы стоимости, соот­ветствия производственных отношений характеру и уровню про­изводительных сил, повышающейся производительности труда, планомерного и пропорционального развития и др. Пренебрежение объективными законами развития обществен­ного производства и общества в целом, игнорирование их требова­ний, идеализация условий и факторов развития, волюнтаризм при­вели к застою в экономике России, кризисному состоянию обще­ства, выход из которого потребует огромных усилий всех его членов. Категория «закономерность» относится к той же группе катего­рий, что и «закон». Эти понятия выражают явления одного поряд­ка, но между ними есть определенные различия. Закон однознач­но выражает необходимую связь между явлениями; закономер­ность указывает на правильность, последовательность явлений, подтверждает, что данное явление не случайно, характеризует обусловленный определенными причинами процесс, в котором может действовать совокупность законов. Все закономерности, как и законы, можно разделить на две группы: общие, характеризующие процесс управления в целом, и частные, проявляющиеся в отдельных функциях, построении структур управления, процессах принятия управленческих реше­ний и т. д.Наиболее общими закономерностями управления являются:

· пропорциональность, оптимальная соотносительность частей системы;

· ритмичность, непрерывность движения производственных фондов в кругообороте и обороте;

· оптимальное сочетание централизации и децентрализации;

· оптимальная звенность системы управления.

Пропорциональность и оптимальная соотносительность управ­ляемой и управляющей систем состоят в том, что управляющая система должна обеспечивать сопряженность развития всех час­тей производства. Обеспечение ритмичности и непрерывности движения произ­водственных фондов — важнейшая задача управляющей системы сельскохозяйственного предприятия, объединения, оперативно­го управления. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации — одна из характерных черт системы управления производством. Переход на рыночные отношения и к многообразным формам собственности и хозяйствования делает полную централизацию невозможной. В сельскохозяйственном производстве к тому же имеется ряд специфических особенностей, без учета которых при­нятие управленческих решений не может быть эффективным. Опт имальная звенность системы управления — это наиболее це­лесообразная дифференциация структурных подразделений (це­хов, звеньев и т.д.), объекта и субъекта управления, их взаимо­связь в соответствии с отраслевой, производственной и технологи­ческой спецификой АПК. Существуют закономерности, присущие отдельным подсисте­мам управления. К ним можно отнести изменение функций уп­равления — убывание одних или возрастание других — по мере повышения или понижения уровня управления; сокращение чис­ла ступеней (при прочих равных условиях эффективность управ­ления в таком случае повышается); распространенность контроля (управляемости); концентрацию и специализацию функций. Как и экономические законы, закономерности объективны, не зависят от воли и желания человека. Чем глубже человек их позна­ет, чем полнее использует в практической деятельности, тем эф­фективнее управление.

 

 

6. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Сельскохозяйственное предприятие — весьма сложный обще­ственный организм, состоящий из целого ряда систем: производ­ственной; организационной; управленческой; экономической; юридической; социальной; информационной. Целью решения первых трех систем является создание опти­мального разделения труда в производстве и управлении. Таким образом, это дифференцирующие системы. В других системах речь идет об интегрировании развитого разделения труда для еди­ного общего воздействия. Особое место занимает последняя, ин­формационная, система. Ее функции заключаются в том, чтобы интегрировать все предшествующие (дифференцирующие и ин­тегрирующие) системы в единый информационный комплекс. В системе управления необходимо различать следующие основ­ные моменты: организацию управления, управленческий процесс, инструменты управления, стиль управленческой работы. Организация управления складывается из организационных под­разделений в области управления и их взаимосвязей с подчиненны­ми подразделениями и между собой. Управленческий процесс представляет собой последователь­ность взаимосвязанных актов управленческой деятельности. В управленческом процессе отражается единство управленческой и исполнительной деятельности. Инструменты управления. Предметом труда в управлении явля­ется информация. Некоторые типы управленческой информа­ции — это целевые комплексы, которые непосредственно высту­пают как инструменты управления. Стиль управленческой работы связан с личными качествами ра­ботников аппарата управления (их опыт, навыки, профессиональ­ные знания и т.д.). Стиль управленческой работы не может быть учтен в проекте, поэтому вопросу подбора руководящих кадров следует уделять большое внимание. Структура управления создается в соответствии с разделением труда между работниками сферы управления путем определения их задач и вытекающих из них полномочий и ответственности. Комплекс задач, полномочий и ответственности образует область компетенции отдельных работников управленческой сферы, на основе которой возникают отношения подчиненности в управле­нии. Структура управления включает в себя взаимосвязь всех работ­ников предприятия, как субъектов, так и объектов управления. В созданной таким образом структуре осуществляется комму­никация управленческой информации, приказов, указаний, реко­мендаций и т. д. в качестве инструментов управления. В зависимо­сти от характера воздействия инструментов управления последние подразделяются на прямые (план, контроль) и косвенные (эконо­мические).При формировании системы управления сельскохозяйствен­ным предприятием исходят из разработанного проекта производ­ственной и организационной систем. Цель формирования — со­здание условий для оптимального функционирования организа­ционных единиц и предприятия в целом. Основные критерии рационального формирования структу­ры управления — экономичность, минимальное число уровней, соблюдение принципа единоначалия и четкое разделение сфе­ры полномочий и ответственности между руководящими работ­никами. Звено управле­ния состоит из начальника и его непосредственных подчиненных. Для каждого звена существует определенный масштаб управления, то есть число непосредственных подчиненных, которыми руково­дит начальник. Число подчиненных зависит помимо личных спо­собностей руководителя от сложности выполняемых функций, пространственного размещения производственных процессов, уровня специализации и т..д. Проектирование новой структуры управления (с предваритель­ным анализом существующей) заключается в определении: типа структуры;числа уровней управления;числа руководителей на отдельных уровнях управления;числа работников, непосредственно подчиненных отдельным руководителям;способов получения, обработки, передачи и использования ин­формации, необходимой для управления предприятием;целевой квалификации руководящих работников предприятия;преимуществ предложенной структуры управления (по сравне­нию с существующей).

12. Понятие структуры управления

Под структурой управления понимают совокупность управлен­ческих звеньев и отдельных работников, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали.

Конкретное выражение структура управления находит в схеме управления: составе кадров, взаимосвязи и соподчиненности еди­ниц (отделы, секторы, службы); штатных расписаниях; функциях и задачах (работах) управления, разграничении их между звеньями и работниками; составе работников по отдельным секторам; поло­жении о подразделениях и службах, должностных инструкциях, которые и определяют деятельность коллектива.

В схемах управления отражаются состав структурных звеньев их подчиненность и внутренняя связь. В штатных расписаниях регистрируется численный и профессиональный состав работни­ков по каждому структурному звену управления с указанием дол­жностного оклада,

Структура управления по вертикали делится на ступени, а по горизонтали — на звенья.

Звено (орган) управления — это самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенную функцию или не­сколько функций управления. В качестве звеньев управления на сельскохозяйственных предприятиях выступают отделы (агроно­мический, зоотехнический, планово-учетный и др.), службы глав­ного механика, энергетика и т. д. Зве­нья подразделяются на равнозначные, расположенные на одном уровне, вышестоящие и нижестоящие. Под ступенью управления понимают совокупность звеньев, на­ходящихся на определенном уровне иерархии, отражающей пос­ледовательность их подчинения снизу доверху.

К первой (низшей) ступени относятся звенья, решения кото­рых передаются непосредственно исполнителям - это бригадиры производственных бригад, ферм,

Высшей ступенью управления является та, над которой нет ру­ководителей аппарат. Другие ступени занимают в организации промежуточное положение. Так, второй (промежуточной) ступе­нью управления в хозяйствах при наличии отделений яв­ляется управленческий персонал отделения или цеха, во главе с управляющим, начальником цеха или руководителем участка. Число ступеней в структуре управления соответствует числу ступеней в организационной структуре предприятия. В результате между управляющей и управляемой системами устанавливаются тесные взаимосвязь и взаимозависимость, обес­печивается прямая и обратная связь.

Между подразделениями и управленческими должностями су­ществуют связи.

Связи по вертикали принято называть линейными (прямы­ми). Они возникают между различными ступенями управления и характеризуются отношениями соподчиненности, в соответ­ствии с чем идущие сверху вниз указания являются обязатель­ными к исполнению. Эти связи отражают иерархичность пост­роения системы и отвечают на вопрос: кто, кому и в какой мере подчинен.

Связи по горизонтали возникают между различными звеньями управления (отделами, службами), расположенными на одном уровне, группами или работниками внутри них. С развитием фун­кциональных служб (ростом числа работников) связи становятся более разнообразными: возникают и развиваются, кроме линейных и функциональных, связи координации, регулирования, согласования, консультационные, инспекции и контроля, методические и др., что усложняет процесс принятия решений. Сущность их состоит в том, что тот или иной работник или звено управления обязаны согласовывать определенные вопросы с другими звеньями или ра­ботниками управления, прежде чем принять решение.

Выделяют формальную и неформальную структуры управле­ния. Формальная структура показывает официально установлен­ное правовое положение каждого звена в системе управления, обязанности каждого работника в ней, определяемые должност­ными инструкциями, распоряжениями руководителя и т. д.

13. Требования к структуре управления и определяющие ее факторы

Наилучшая структура — та, которая позволяет предприятию эффективно взаимодействовать с внешней средой, целесообразно и продуктивно распределять усилия работников аппарата, чем совершеннее структура, тем эффективнее воздей­ствие управления на процесс производства, лучше его результаты управле­ния и, удовлетворяя потребности клиентов, достигать намеченных целей.

При формировании структуры управления производством не­обходимо руководствоваться организационными принципами (правилами), выработанными многолетней отечественной и зару­бежной практикой.

Принцип соответствия. Полномочия должны соответствовать целям, функциям и уровню ответственности.

Принцип оптимальной звенности. Число ступеней (уровней) уп­равления должно быть объективно необходимым для оперативного управления.

Принцип распространенности (объема) контроля означает, что в подчинении руководителей не должно быть числа работников, превышающего норму управляемости.

Принцип разграничения полномочий. Руководитель не должен выполнять работы, которые могут успешно выполнить его подчи­ненные.

Принцип четкого разграничения линейного и функционального ру­ководства. Каждое звено должно выполнять определенные функ­ции, однако управление не может быть абсолютно формализован­ным.

Принцип гибкости и надежности функционирования. Структура должна своевременно реагировать на изменения внутренней и внешней среды, приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, потребностям своевременной реконструкции или модерни­зации, обладать гибкостью связей и максимально возможной про­стотой.

\На структуру управления решающее влияние оказывают вне­шние и внутренние факторы и условия. К внешним факторам относятся цели, принципы и методы уп­равления, которые определяются социально-экономическими факторами, а также территориальное размещение, кооперация, трудовые ресурсы, законы, потребите­ли, конкуренты, поставщики. Кроме прямого существует и косвенное воздействие — состоя­ние экономики, научно-технический прогресс, политические из­менения, международное положение.

Внутренние факторы, влияющие на структуру, — это основные факторы производства как объекта управления: организационное устройство; размер и тип производства; уровень его специализа­ции и концентрации; техническая оснащенность, трудовые ресур­сы и их квалификация; природные и экономические условия. Кроме того, на структуру влияют факторы непосредственно управленческого (организационного) характера: степень соответствия организационному устройству, трудоемкость функций и полномочий, степень их централизации и децентрализации, информация, техника, объем контроля, соот­ношение между территориальными и отраслевыми формами уп­равления, формы собственности, компетентность работников и эффективность их труда.

Прежде чем выполнить работу по проектированию структу­ры управления, надо разделить организацию по горизонтали на сферы, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии; установить состав, содержание и объем работ по каждой функции, объективно необходимой для достиже­ния целей предприятия, соотношение полномочий различных должностей; определить должностные обязанности как совокуп­ность задач и функций, а также ответственность за их удовлетво­рительное выполнение.

Решающее воздействие на формирование структуры управле­ния оказывает структура производства, в которой выделяют две подструктуры: производственную и организационную, характери­зующие с разных сторон строение объекта.

Под производственной структурой понимают сочетание отраслей на предприятии. Совокупность отраслей и их долю в общем объе­ме производства отражает структура товарной продукции пред­приятия Организационная структура представляет собой совокупность производственных, обслуживающих и вспомогательных подразде­лений предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: