Федеральный уровень представлен несколькими структурами, участвующими в формировании и осуществлении экономической и социальной политики в отрасли. Основными из них являются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, федеральные Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство имущественных отношений, Комиссия Правительства РФ по вопросам АПК.
Федеральный уровень определяет перспективы развития АПК, создает законодательную базу, основными элементами которой являются отношения государство — субъект хозяйствования, орган местного самоуправления — субъект хозяйствования, государство — собственник имущества, субъект хозяйствования — наемный работник. В совокупности эти отношения формируют условия хозяйствования, то есть «правила игры», в рамках которых должна осуществляться деятельность субъектов хозяйствования отрасли.
По содержанию функции федеральных органов управления АПК подразделяются на нормативно-правовые, контрольно-надзорные, учетно-статистические, аналитические, планово-прогнозные, информационно-консультационные, материально-финансовые, кадровые, научно-технические, технологические и др.
Основную массу функций по управлению АПК на федеральном уровне выполняет МСХ РФ. Структурно министерство разделено на 28 департаментов и управлений. Штатная численность министерства — около 1000 человек. Возглавляет МСХ РФ министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Департаменты и управления МСХ РФ сгруппированы в 9 блоков, 8 из которых курируют заместители министра сельского хозяйства РФ. Один блок, состоящий из трех подразделений (Департамента административной работы, Департамента правового обеспечения и Контрольно-ревизионного управления), непосредственно подчинен министру сельского хозяйства РФ. Эффективность работы органа управления во многом зависит от соответствия его функций полномочиям. По поводу полномочий МСХ РФ мнения специалистов неоднозначны. Можно лишь констатировать, что процесс уточнения функций и полномочий МСХ РФ идет активно.
|
19. РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Функции государственного управления АПК на региональном уровне в основном выполняются управлением (министерством, департаментом) сельского хозяйства и продовольствия. Управление имеет двойное подчинение — администрации региона (линейное) и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (функциональное).
Управление возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от нее главой администрации региона по согласованию с МСХ РФ.
Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия одновременно является заместителем главы администрации региона.
Основными задачами управления на региональном уровне являются:
· участие в формировании и реализации федеральной и региональной аграрной политики;
· создание условий для развития сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности и агросервиса;
· развитие инфраструктуры рынка, рыночных отношений и предпринимательства на основе специализации, кооперации, интеграции и иных направлений;
|
· обеспечение поставок сельхозпродукции и продовольствия в региональный и федеральный фонды;
· разработка и реализация мероприятий по воспроизводству плодородия почв, развитию племенного дела, семеноводства, сортоиспытания, сортообновления, производства посадочного материала;
· поощрение развития аграрной науки и распространения передовых технологий и методов хозяйствования;
· содействие росту занятости и доходов сельского населения, решению других социальных проблем;
· обеспечение эффективного государственного контроля и надзора за соблюдением требований нормативно-правовых актов, касающихся охраны труда и техники безопасности; пожарной безопасности; технического состояния машинно-тракторного парка и оборудования; охраны окружающей среды, в том числе экологической безопасности; соблюдения ветеринарного устава и осуществления мер по защите животных; проведения карантинных и иных ограничительных и профилактических мероприятий;
· обеспечение ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в АПК региона.
На региональные управления в большинстве случаев возлагается ответственность за техническое обеспечение, устойчивое и динамичное развитие АПК региона.
Важным показателем, характеризующим полномочия областного (краевого, республиканского) управления (министерства, департамента) сельского хозяйства и продовольствия, является то, что его деятельность финансируется из регионального бюджета.
|
20. РАЙОННЫЙ УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Функции государственного управления АПК на районном уровне в основном выполняет районное управление сельского хозяйства и продовольствия.
Управление имеет двойное подчинение — администрации района (линейное) и региональному управлению сельского хозяйства и продовольствия (функциональное). Его возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от нее главой администрации района по согласованию с региональным управлением сельского хозяйства и продовольствия. Начальник управления одновременно является заместителем главы администрации района.
Деятельность управлений финансируется из районных бюджетов. Это свидетельствует о том, что в определении роли, функций, полномочий, ответственности, структуры и численности данных управлений решающую роль играет районная администрация. По сути, функции районных управлений аналогичны функциям региональных управлений сельского хозяйства и продовольствия. Основное различие заключается в том, что специалисты районных управлений чаще участвуют в решении конкретных проблем, непосредственно связанных с деятельностью формирований АПК: сельскохозяйственных, перерабатывающих, сервисных и торговых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств.
Основными задачами районного управления являются:
· участие в формировании и реализации в районе федеральной, региональной и местной аграрной политики;
· создание условий для развития сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности и агросервиса;
· развитие инфраструктуры рынка, рыночных отношений и предпринимательства на основе специализации, кооперации, интеграции и иных экономически и социально обоснованных процессов;
· обеспечение поставок сельхозпродукции и продовольствия в региональный и федеральный фонды;
· разработка и реализация мероприятий по воспроизводству плодородия почв, развитию семеноводства, сортоиспытанию, сортообновлению, производству посадочного материала;
· содействие научно-техническому прогрессу, развитию системы информационно-консультационного обслуживания;
· развитие аграрной науки и распространение передовых технологий и методов хозяйствования;
· эффективный государственный контроль и надзор за соблюдением формированиями АПК района требований нормативно-правовых актов
· содействие в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в АПК района.
В районах существуют различные структуры управлений сельским хозяйством. В некоторых по аналогии с региональным уровнем управление разделено на четыре блока: производственный, экономический, переработки и торговли, контрольно-надзорный. Как правило, их возглавляют главные специалисты.
Районные управления сельского хозяйства и продовольствия несут ответственность за выполнение возложенных на них задач, то есть разработку и реализацию мер, направленных на обеспечение эффективного функционирования АПК района.
В целом районное звено системы управления АПК, как и федеральное и региональное, находится в стадии адаптации к рыночным условиям. Поэтому процесс оптимизации функций и структуры этих органов продолжается.
27. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ НА МАКРОУРОВНЕ
Управление по характеру взаимоотношений центральных органов власти с входящими в состав страны субъектами, их управленческими структурами может быть субординационным и координационным. Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении и характерно для унитарных государств, каким был СССР. Координационное управление предполагает большую экономическую свободу субъектов.
По уровням иерархии управление разделяют на федеральное, региональное, муниципальное (местные) и частное с соответствующими управленческими органами.
Объекты частного управления — это уровень отдельных предприятии, хозяйств.
По масштабу воздействия на управляемый объект выделяют отраслевое (функциональное) и территориальное управление.
Отраслевое управление предполагает наличие вертикали управления от центра до предприятия. Наиболее эффективно оно peaлизуется через министерства, которые призваны проводить в жизнь единую техническую политику в отрасли и обеспечивать поддержание оптимальных внутриотраслевых и межотраслевых пропорций.
Территориальное управление осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации, федеральными органами государственной власти на территории субъекта РФ и муниципальными органами. Основной задачей территориального управления является разработка региональной политики, рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие региона. При этом должны быть разграничены полномочия федеральных и региональных органов власти.
По сроку исполнения управленческих решений управление может быть оперативным, стратегическим и тактическим. Оперативное управление решает текущие задачи, абстрагируясь от типовых решений. Стратегическое управление определяет цели и задачи на долгосрочную перспективу, базируется на политическом курсе государства, стратегическом плане, концепции развития. Тактическое управление выражается в конкретных действиях по реализации стратегических установок.
Основным методом управления на макроуровне является государственное регулирование, то есть целенаправленное воздействие государства на управляемый объект.
Сегодня в основе государственного регулирования должны быть экономические интересы как государства, так и управляемого объекта. В то же время наряду с косвенными методами воздействия (экономическими, социально-психологическими) могут быть использованы и прямые (административные) методы. Например, государство может устанавливать квоты на производство продукции и т. д.
Важнейшими методами государственного управления являются прогнозирование и индикативное планирование.
Прогнозирование — это предвидение, основанное на закономерностях общественного развития, действии факторов в прогнозируемый период и расчетных данных. Прогноз строится с учетом тенденций научно-технического прогресса, возможных результатов и условий, при которых они могут быть реализованы. Он осуществляется с учетом демографических, экономических, научно-технических, социальных, экономических (отраслевых и региональных) факторов.
Индикативное планирование должно опираться на сильный государственный сектор, способный оживить российскую экономику, государственный и частный капитал. Разработку федеральных целевых программ осуществляют органы государственного управления РФ, а региональных — органы государственного управления субъектами РФ.
28. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
Важнейшим инструментом управления производственной деятельностью являются организационно-распорядительные (административные) методы воздействия. С их помощью осуществляются регулирующие функции государства, координируются экономические интересы участников различных уровней воспроизводственного процесса.
Административные методы основаны на исполнении обязательных предписаний и рекомендаций. Они позволяют оперативно влиять на ход событий в процессе управления, являются средствами волевого и конкретного воздействия (определяют цели, задачи, порядок и сроки выполнения задач, ресурсы и условия), установления и поддержания дисциплины и порядка в рабочем процессе. Для административных методов управления также характерны: прямое и быстрое воздействие на управляемый объект; однозначное, как правило, решение в конкретной производственной ситуации; обязательность выполнения решения; защита прав подчиненных, осуществляемая вышестоящим органом, а в случаях необходимости — судом или арбитражем.
Организационно-распорядительные методы управления разделяют на две группы: организационного и оперативно-распорядительного воздействия.
Организационные методы связаны с постоянным совершенствованием механизма и структуры управления и основаны на использовании административных актов и норм, направленных на формирование устойчивых организационных отношений. Они обеспечивают взаимодействие всех элементов системы управления, ее стабильность.
В зависимости от степени жесткости выделяют три вида организационного воздействия: регламентирование, нормирование, инструктирование.
Регламентирование — жесткий вид воздействия, исходящий из единой системы управления в стране. Сущность регламентирования — юридическое закрепление общих требований и правил организационного состояния и поведения в отношении конкретных объектов, например организационно-правовых форм хозяйствования.
Нормирование — это воздействие путем разработки, доведения до исполнителя норм и нормативов, с помощью которых достигается пропорциональность элементов производства и труда, согласованность действий, сравнимость условий и результатов деятельности людей, контроль за количеством и качеством труда. Средством управления считается также установление периодичности и порядка изменения норм и нормативов.
Инструктирование — это разработка и доведение до исполнителя свода правил его поведения или перечня наставлений методического характера. По характеру действия оно делится на регламентирующее, которое предписывает безусловное выполнение (инструкции по технике безопасности), и методическое, позволяющее исполнителю самому разрабатывать решения или производить действия, но по определенной методике. По времени действия инструкции делятся на долгосрочные и кратковременные.