ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ




Федеральный уровень представлен несколькими структурами, участвующими в формировании и осу­ществлении экономической и социальной политики в отрасли. Основными из них являются Президент РФ, Совет Феде­рации, Государственная Дума, Правительство РФ, федеральные Министерство сельского хозяйства, Министерство экономическо­го развития и торговли, Министерство финансов, Министерство имущественных отношений, Комиссия Правительства РФ по воп­росам АПК.

Федеральный уровень определяет перспективы развития АПК, создает законодательную базу, основными элементами которой являются отношения государство — субъект хозяйствования, орган местного самоуправления — субъект хозяйствования, госу­дарство — собственник имущества, субъект хозяйствования — на­емный работник. В совокупности эти отношения формируют ус­ловия хозяйствования, то есть «правила игры», в рамках которых должна осуществляться деятельность субъектов хозяйствования отрасли.

По содержанию функции федеральных органов управления АПК подразделяются на нормативно-правовые, контрольно-над­зорные, учетно-статистические, аналитические, планово-прогноз­ные, информационно-консультационные, материально-финансо­вые, кадровые, научно-технические, технологические и др.

Основную массу функций по управлению АПК на федераль­ном уровне выполняет МСХ РФ. Структурно министер­ство разделено на 28 департаментов и управлений. Штатная чис­ленность министерства — около 1000 человек. Возглавляет МСХ РФ министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Департаменты и управления МСХ РФ сгруппированы в 9 бло­ков, 8 из которых курируют заместители министра сельского хо­зяйства РФ. Один блок, состоящий из трех подразделений (Депар­тамента административной работы, Департамента правового обес­печения и Контрольно-ревизионного управления), непосред­ственно подчинен министру сельского хозяйства РФ. Эффективность работы органа управления во многом зависит от соответствия его функций полномочиям. По поводу полномо­чий МСХ РФ мнения специалистов неоднозначны. Можно лишь констатировать, что процесс уточнения функций и полномочий МСХ РФ идет активно.

 

19. РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Функции государственного управления АПК на региональном уровне в основном выполняются управлением (министерством, департаментом) сельского хозяйства и продовольствия. Управление имеет двойное подчинение — администрации региона (линейное) и Министерству сельского хозяйства Российской Фе­дерации (функциональное).

Управление возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от нее главой администрации региона по согласованию с МСХ РФ.

Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия од­новременно является заместителем главы администрации региона.

Основными задачами управления на региональном уровне яв­ляются:

· участие в формировании и реализации федеральной и регио­нальной аграрной политики;

· создание условий для развития сельскохозяйственного произ­водства, перерабатывающей промышленности и агросервиса;

· развитие инфраструктуры рынка, рыночных отношений и предпринимательства на основе специализации, кооперации, ин­теграции и иных направлений;

· обеспечение поставок сельхозпродукции и продовольствия в региональный и федеральный фонды;

· разработка и реализация мероприятий по воспроизводству пло­дородия почв, развитию племенного дела, семеноводства, сорто­испытания, сортообновления, производства посадочного материа­ла;

· поощрение развития аграрной науки и распространения пере­довых технологий и методов хозяйствования;

· содействие росту занятости и доходов сельского населения, ре­шению других социальных проблем;

· обеспечение эффективного государственного контроля и над­зора за соблюдением требований нормативно-правовых актов, касающихся охраны труда и техники безопасности; пожарной бе­зопасности; технического состояния машинно-тракторного пар­ка и оборудования; охраны окружающей среды, в том числе экологической безопасности; соблюдения ветеринарного устава и осуществления мер по защите животных; проведения каран­тинных и иных ограничительных и профилактических меропри­ятий;

· обеспечение ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в АПК региона.

На региональные управления в большинстве случаев возлагает­ся ответственность за техническое обеспечение, устойчивое и ди­намичное развитие АПК региона.

Важным показателем, характеризующим полномочия област­ного (краевого, республиканского) управления (министерства, департамента) сельского хозяйства и продовольствия, является то, что его деятельность финансируется из регионального бюд­жета.

 

20. РАЙОННЫЙ УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Функции государственного управления АПК на районном уровне в основном выполняет районное управление сельского хо­зяйства и продовольствия.

Управление имеет двойное подчинение — администрации рай­она (линейное) и региональному управлению сельского хозяйства и продовольствия (функциональное). Его возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от нее главой администрации района по согласованию с региональным управле­нием сельского хозяйства и продовольствия. Начальник управле­ния одновременно является заместителем главы администрации района.

Деятельность управлений финансируется из районных бюд­жетов. Это свидетельствует о том, что в определении роли, функ­ций, полномочий, ответственности, структуры и численности данных управлений решающую роль играет районная админист­рация. По сути, функции районных управлений аналогичны функци­ям региональных управлений сельского хозяйства и продоволь­ствия. Основное различие заключается в том, что специалисты районных управлений чаще участвуют в решении конкретных проблем, непосредственно связанных с деятельностью формиро­ваний АПК: сельскохозяйственных, перерабатывающих, сервис­ных и торговых предприятий, крестьянских (фермерских) хо­зяйств, личных подсобных хозяйств.

Основными задачами районного управления являются:

· участие в формировании и реализации в районе федеральной, региональной и местной аграрной политики;

· создание условий для развития сельскохозяйственного произ­водства, перерабатывающей промышленности и агросервиса;

· развитие инфраструктуры рынка, рыночных отношений и предпринимательства на основе специализации, кооперации, ин­теграции и иных экономически и социально обоснованных про­цессов;

· обеспечение поставок сельхозпродукции и продовольствия в региональный и федеральный фонды;

· разработка и реализация мероприятий по воспроизводству пло­дородия почв, развитию семеноводства, сортоиспытанию, сортообновлению, производству посадочного материала;

· содействие научно-техническому прогрессу, развитию системы информационно-консультационного обслуживания;

· развитие аграрной науки и распространение передовых техно­логий и методов хозяйствования;

· эффективный государственный контроль и надзор за соблюде­нием формированиями АПК района требований нормативно-пра­вовых актов

· содействие в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в АПК района.

В районах существуют различные структуры управлений сельс­ким хозяйством. В некоторых по аналогии с региональным уровнем управление разделено на четыре блока: производственный, экономический, переработки и торговли, контрольно-надзорный. Как правило, их возглавляют главные специалисты.

Районные управления сельского хозяйства и продовольствия несут ответственность за выполнение возложенных на них задач, то есть разработку и реализацию мер, направленных на обеспече­ние эффективного функционирования АПК района.

В целом районное звено системы управления АПК, как и федеральное и региональное, находится в стадии адаптации к рыноч­ным условиям. Поэтому процесс оптимизации функций и струк­туры этих органов продолжается.

27. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ НА МАКРОУРОВНЕ

Управление по характеру взаимоотношений центральных орга­нов власти с входящими в состав страны субъектами, их управлен­ческими структурами может быть субординационным и координа­ционным. Субординационное управление базируется на жестком админист­ративном подчинении и характерно для унитарных государств, ка­ким был СССР. Координационное управление предполагает большую экономи­ческую свободу субъектов.

По уровням иерархии управление разделяют на федеральное, ре­гиональное, муниципальное (местные) и частное с соответствующи­ми управленческими органами.

Объекты частного управления — это уровень отдельных предприятии, хозяйств.

По масштабу воздействия на управляемый объект выделяют отраслевое (функциональное) и территориальное управление.

Отраслевое управление предполагает наличие вертикали управления от центра до предприятия. Наиболее эффективно оно peaлизуется через министерства, которые призваны проводить в жизнь единую техническую политику в отрасли и обеспечивать поддержание оптимальных внутриотраслевых и межотраслевых пропорций.

Территориальное управление осуществляется органами госу­дарственной власти субъектов Федерации, федеральными орга­нами государственной власти на территории субъекта РФ и му­ниципальными органами. Основной задачей территориального управления является разработка региональной политики, раци­ональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие региона. При этом должны быть раз­граничены полномочия федеральных и региональных органов власти.

По сроку исполнения управленческих решений управление может быть оперативным, стратегическим и тактическим. Оперативное управление решает текущие задачи, абстрагируясь от типовых решений. Стратегическое управление определяет цели и задачи на долгосрочную перспективу, базируется на политическом курсе го­сударства, стратегическом плане, концепции развития. Тактичес­кое управление выражается в конкретных действиях по реализации стратегических установок.

Основным методом управления на макроуровне является государ­ственное регулирование, то есть целенаправленное воздействие го­сударства на управляемый объект.

Сегодня в основе государственного регулирования должны быть экономические интересы как государства, так и управляемо­го объекта. В то же время наряду с косвенными методами воздей­ствия (экономическими, социально-психологическими) могут быть использованы и прямые (административные) методы. Напри­мер, государство может устанавливать квоты на производство про­дукции и т. д.

Важнейшими методами государственного управления являются прогнозирование и индикативное планирование.

Прогнозирование — это предвидение, основанное на законо­мерностях общественного развития, действии факторов в прогно­зируемый период и расчетных данных. Прогноз строится с учетом тенденций научно-технического прогресса, возможных результа­тов и условий, при которых они могут быть реализованы. Он осу­ществляется с учетом демографических, экономических, научно-технических, социальных, экономических (отраслевых и регио­нальных) факторов.

Индикативное планирование должно опираться на сильный государственный сектор, способный оживить российскую эко­номику, государственный и частный капитал. Разработку феде­ральных целевых программ осуществляют органы государствен­ного управления РФ, а региональных — органы государственно­го управления субъектами РФ.

28. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

Важнейшим инструментом управления производственной дея­тельностью являются организационно-распорядительные (админист­ративные) методы воздействия. С их помощью осуществляются ре­гулирующие функции государства, координируются экономичес­кие интересы участников различных уровней воспроизводствен­ного процесса.

Административные методы основаны на исполнении обяза­тельных предписаний и рекомендаций. Они позволяют оператив­но влиять на ход событий в процессе управления, являются сред­ствами волевого и конкретного воздействия (определяют цели, за­дачи, порядок и сроки выполнения задач, ресурсы и условия), ус­тановления и поддержания дисциплины и порядка в рабочем процессе. Для административных методов управления также ха­рактерны: прямое и быстрое воздействие на управляемый объект; однозначное, как правило, решение в конкретной производствен­ной ситуации; обязательность выполнения решения; защита прав подчиненных, осуществляемая вышестоящим органом, а в случаях необходимости — судом или арбитражем.

Организационно-распорядительные методы управления разде­ляют на две группы: организационного и оперативно-распоряди­тельного воздействия.

Организационные методы связаны с постоянным совершенство­ванием механизма и структуры управления и основаны на исполь­зовании административных актов и норм, направленных на формирование устойчивых организационных отношений. Они обес­печивают взаимодействие всех элементов системы управления, ее стабильность.

В зависимости от степени жесткости выделяют три вида орга­низационного воздействия: регламентирование, нормирование, инструктирование.

Регламентирование — жесткий вид воздействия, исходящий из единой системы управления в стране. Сущность регламентирования — юридическое закрепление об­щих требований и правил организационного состояния и поведе­ния в отношении конкретных объектов, например организацион­но-правовых форм хозяйствования.

Нормирование — это воздействие путем разработки, доведения до исполнителя норм и нормативов, с помощью которых достига­ется пропорциональность элементов производства и труда, согла­сованность действий, сравнимость условий и результатов деятель­ности людей, контроль за количеством и качеством труда. Сред­ством управления считается также установление периодичности и порядка изменения норм и нормативов.

Инструктирование — это разработка и доведение до исполните­ля свода правил его поведения или перечня наставлений методи­ческого характера. По характеру действия оно делится на регла­ментирующее, которое предписывает безусловное выполнение (инструкции по технике безопасности), и методическое, позволя­ющее исполнителю самому разрабатывать решения или произво­дить действия, но по определенной методике. По времени дей­ствия инструкции делятся на долгосрочные и кратковременные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: