ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ




Политика монополий в области ценообразования находит под­держку у многих государств. Она помогает национальным моно­полиям сохранять высокий уровень цен на внутреннем рынке страны и с целью повышения конкурентоспособности экспорт­ных товаров устанавливать более низкий уровень цен на них.

Регулирование цен внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции осуществляется, во-первых, путем гарантированных производителям цен продаж и, во-вторых, посредством субсиди­рования. Гарантированный уровень цен означает предоставление производителям субсидий из бюджета в случае понижения рыноч­ных цен ниже определенного уровня.

Единые закупочные цены на сельскохозяйственную продук­цию установлены во всех странах — членах ЕС. Регулирование цен посредством субсидий включает правительственные субсидии на закупку удобрений, высококачественные семена, проведение ме­лиоративных работ и т. д. Во многих странах Европы, Америки и Юго-Востока меры государственного регулирования широко ис­пользуются.

Наиболее общую международно-правовую основу регулирова­ния составляет Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

С импортных товаров взимается налог с оборота (например, на предметы роскоши), лицензионные сборы, мелкие статистичес­кие сборы за производство операций по досмотру грузов, оформ­ление документов и т. д.

Ввозным таможенным тарифом называют систематизирован­ную сводку таможенных пошлин на все товары, подлежащие об­ложению при импорте на территорию данной страны. В целях унификации таможенных тарифов в основу современной класси­фикации товаров положено соглашение 13 стран (Брюссель, 1951 г.) о введении единой классификационной схемы, которая основывается на делении товаров по производственному принци­пу (товар и сырье определенной отрасли объединены в единый раздел). Ввозная пошлина согласно этим тарифам взимается с так называемой нормальной цены (СИВ или Франко граница), по ко­торой товар может быть продан при условии свободной конкурен­ции между покупателем и продавцом в стране покупателя в мо­мент подачи таможенной декларации. Нормальная цена включает первоначальную цену товара плюс расходы, связанные с достав­кой товара до таможенной границы.

Таможенные пошлины представляют собой косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в данную страну, и возмещаются в конечном счете потребителями, то есть они поступают в государ­ственный бюджет и являются значительным источником дохода государства.

Таможенные пошлины делят на ввозные, вывозные и транзит­ные. Ввозные пошлины взимаются с иностранных товаров - на пограничных таможенных пунктах или при выпуске этих товаров с таможенных складов, расположенных внутри страны Вывозные пошлины взимают при экспорте товаров за границу. В настоящее время экспортные пошлины используют развивающиеся страны, которые обладают монополией в области производства и сбыта какого-либо товара (опиум, пробковая кора, селитра, редкие металлы и др.). Транзитные пошлины взимают за провоз иностран­ных товаров через таможенную территорию страны.

По цели взимания таможенные пошлины делят на фискальные и протекционистские. Фискальными считают ввоз­ные пошлины, установленные на потребительские товары, кото­рые в данной стране не производят (кофе, вино, апельсины и др.). Они обычно невысокие и входят в стоимость единицы товара. Размер протекционистских пошлин должен быть таким, чтобы цена импортного товара, включая пошлину, была на уровне или выше цен аналогичного национального товара.

Специфические пошлины взимают с массы, объема, штуки то­вара, цены. Адвалорные пошлины устанавливают в виде процента с цены облагаемого товара. Доход от пошлины с цены находится в сильной зависимости от колебаний конъюнктуры. В периоды эко­номических кризисов пошлины с цены как средство протекцио­низма теряют эффективность в странах, не вступивших в фазу кризиса.

Монополистический протекционизм, являющийся основным принципом торговой политики, выражается в запретах и ограни­чениях, применяемых в массовом масштабе и в самых разнообраз­ных формах. Наиболее распространены следующие виды ограни­чений: контингентирование ввоза, лицензионный ввоз и вывоз, ва­лютное регулирование, государственные экспортные и импортные монополии, косвенные ограничения.

Лицензионная система характеризуется тем, что ввоз или вывоз разрешается лишь по получении лицензий. Лицензии выдают правительственные органы отдельным импортерам, монополиям или зарубежным монопольным организациям. Такая система по­зволяет регулировать и контролировать как импорт, так и экспорт.

Торговые договоры и соглашения — одно из самых важных средств борьбы за внешние рынки. Это письменные акты, заклю­ченные между суверенными государствами в лице правитель­ственных органов и регулирующие хозяйственные взаимоотноше­ния физических и юридических лиц, а также правительственных органов договаривающихся сторон. Торговые договоры общего типа или договоры о торговле, мо­реплавании и поселении, а также соглашения обычно базируются на принципе наибольшего

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: