Политика монополий в области ценообразования находит поддержку у многих государств. Она помогает национальным монополиям сохранять высокий уровень цен на внутреннем рынке страны и с целью повышения конкурентоспособности экспортных товаров устанавливать более низкий уровень цен на них.
Регулирование цен внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции осуществляется, во-первых, путем гарантированных производителям цен продаж и, во-вторых, посредством субсидирования. Гарантированный уровень цен означает предоставление производителям субсидий из бюджета в случае понижения рыночных цен ниже определенного уровня.
Единые закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию установлены во всех странах — членах ЕС. Регулирование цен посредством субсидий включает правительственные субсидии на закупку удобрений, высококачественные семена, проведение мелиоративных работ и т. д. Во многих странах Европы, Америки и Юго-Востока меры государственного регулирования широко используются.
Наиболее общую международно-правовую основу регулирования составляет Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).
С импортных товаров взимается налог с оборота (например, на предметы роскоши), лицензионные сборы, мелкие статистические сборы за производство операций по досмотру грузов, оформление документов и т. д.
Ввозным таможенным тарифом называют систематизированную сводку таможенных пошлин на все товары, подлежащие обложению при импорте на территорию данной страны. В целях унификации таможенных тарифов в основу современной классификации товаров положено соглашение 13 стран (Брюссель, 1951 г.) о введении единой классификационной схемы, которая основывается на делении товаров по производственному принципу (товар и сырье определенной отрасли объединены в единый раздел). Ввозная пошлина согласно этим тарифам взимается с так называемой нормальной цены (СИВ или Франко граница), по которой товар может быть продан при условии свободной конкуренции между покупателем и продавцом в стране покупателя в момент подачи таможенной декларации. Нормальная цена включает первоначальную цену товара плюс расходы, связанные с доставкой товара до таможенной границы.
|
Таможенные пошлины представляют собой косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в данную страну, и возмещаются в конечном счете потребителями, то есть они поступают в государственный бюджет и являются значительным источником дохода государства.
Таможенные пошлины делят на ввозные, вывозные и транзитные. Ввозные пошлины взимаются с иностранных товаров - на пограничных таможенных пунктах или при выпуске этих товаров с таможенных складов, расположенных внутри страны Вывозные пошлины взимают при экспорте товаров за границу. В настоящее время экспортные пошлины используют развивающиеся страны, которые обладают монополией в области производства и сбыта какого-либо товара (опиум, пробковая кора, селитра, редкие металлы и др.). Транзитные пошлины взимают за провоз иностранных товаров через таможенную территорию страны.
По цели взимания таможенные пошлины делят на фискальные и протекционистские. Фискальными считают ввозные пошлины, установленные на потребительские товары, которые в данной стране не производят (кофе, вино, апельсины и др.). Они обычно невысокие и входят в стоимость единицы товара. Размер протекционистских пошлин должен быть таким, чтобы цена импортного товара, включая пошлину, была на уровне или выше цен аналогичного национального товара.
|
Специфические пошлины взимают с массы, объема, штуки товара, цены. Адвалорные пошлины устанавливают в виде процента с цены облагаемого товара. Доход от пошлины с цены находится в сильной зависимости от колебаний конъюнктуры. В периоды экономических кризисов пошлины с цены как средство протекционизма теряют эффективность в странах, не вступивших в фазу кризиса.
Монополистический протекционизм, являющийся основным принципом торговой политики, выражается в запретах и ограничениях, применяемых в массовом масштабе и в самых разнообразных формах. Наиболее распространены следующие виды ограничений: контингентирование ввоза, лицензионный ввоз и вывоз, валютное регулирование, государственные экспортные и импортные монополии, косвенные ограничения.
Лицензионная система характеризуется тем, что ввоз или вывоз разрешается лишь по получении лицензий. Лицензии выдают правительственные органы отдельным импортерам, монополиям или зарубежным монопольным организациям. Такая система позволяет регулировать и контролировать как импорт, так и экспорт.
Торговые договоры и соглашения — одно из самых важных средств борьбы за внешние рынки. Это письменные акты, заключенные между суверенными государствами в лице правительственных органов и регулирующие хозяйственные взаимоотношения физических и юридических лиц, а также правительственных органов договаривающихся сторон. Торговые договоры общего типа или договоры о торговле, мореплавании и поселении, а также соглашения обычно базируются на принципе наибольшего