Управление качеством и оценка его эффективности




1. Современная система управления качеством и ее функции.

2. Затраты на обеспечение качества продукции.

3. Экономия от внедрения системы управления качеством.

4. Экономическая эффективность совершенствования системы управления качеством и показатели ее характеризующие.

(1) Современная система управления качеством и ее функции.

Система управления качеством – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система создается и внедряется на предприятии как средства обеспечивающие проведение политики в области качества. Данная система охватывает все жизненные циклы продукции и включает в себя отдельные элементы для реализации следующих управленческих функций:

1. Прогнозирование, планирование и нормирование качества продукции.

Функция прогнозирования потребностей уровня качества продукции направлена на развитие соответствующих потребностей общества и возможностей производства. Прогнозирование осуществляют специалисты ведущих предприятий отраслей, научно-исследовательские институты, эксперты, а также заказчики и потребители данной продукции.

Планирование качества продукции на предприятии является одной из основных оперативных функций системы управления качеством. Основные задачи планирования уровня качества продукции следующие:

· достижение и превышение технического уровня качества лучших отечественных и зарубежных образцов продукции;

· своевременная модернизация и снятие с производства устаревших изделий;

· обеспечение строгого соблюдения стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации;

· сокращение трудоемкости и ресурсоемкости изготовления и эксплуатации изделий при повышении ее конкурентоспособности.

Планирование осуществляется на двух уровнях стратегическом и тактическом.

При стратегическом планировании намечаются основные направления работ в области качества на перспективу. Стратегия качества является частью общей стратегии предприятия и включает в себя распределение ресурсов и адаптацию к изменениям внешней среды.

Тактическое планирование намечает мероприятия на текущий период времени (год например) и определяет экономическую эффективность их разработки и внедрения в условиях конкретных субъектов хозяйствования.

Нормирование показателей качества производимой продукции заключается в установлении соответствующих свойств продукции, оценкой их через показатели и закреплением в соответствующих стандартах предприятия дурой нормативно-технической документации регламентирующей качество продукции.

 

Нормирование требований к качеству изделий и его составных частей включает:

· обоснование выбора объектов внутризаводской стандартизации применительно к этапам производственного цикла производственного цикла и функциям управления качеством продукции;

· обоснование численных значений и характеристик технологических процессов, подлежащих нормированию при управлении качеством продукции;

· установление оптимальных значений на показатели качества и параметры технологических процессов с учетом технологических возможностей и экономической целесообразности;

· установление в нормативно-технической документации требований и норм ориентированных на удовлетворение перспективных потребностей общества (потребителей) и технические возможности предприятия.

Для выполнения этих работ осуществляют более конкретные мероприятия:

· унифицирование и эталонирование деталей и полуфабрикатов собственного производства;

· выбор и установление номенклатуры и значения показателей качества продукции;

· разработку и согласование между предприятиями-смежниками нормативных требований к качеству поставляемого сырья, материалов, полуфабрикатов и других ресурсов, а также методов контроля и качества;

· расчет нормативов экономного расхода всех видов ресурсов при изготовлении продукции заданного качества.

2. Контроль качества продукции – это одна из важнейших и объемных функций в оперативном управлении качеством, включающая проведение измерений, испытаний, экспертизы или оценки одной либо нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения того достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик. То есть значение контроля заключается в том, что он позволяет вовремя выявить ошибки, чтобы оперативно их устранить с минимальными потерями. Основная задача контроля качества продукции получить количественную информацию о состоянии исследуемых объектов и сопоставить полученные данные с допустимыми значениями установленных параметров качества. На основании такого сопоставления даются оценки и принимаются соответствующие управленческие решения в отношении отдельных параметров или качества продукции в целом.

3. Информационное обеспечение управления качеством продукции направлено на предоставление руководителям и инженерно-техническим работникам служб качества достоверных данных о ее состоянии на всех стадиях жизненного цикла. Сведения о качестве позволяют производить адекватную оценку и принимать управленческие решения.

4. Оперативное управление качеством производимой продукции – это разработка и реализация необходимых мероприятий по обеспечению заданного уровня качества в процессе производства и эксплуатации продукции.

5. Стимулирование и мотивация повышения уровня качества включает систему заработной платы, премирование за высокое качество, штрафные санкции за брак.

6. Разработка и принятие управленческих решений по изменению качества выпускаемой продукции. Эта функция является итоговой, так как без принятия соответствующих решений невозможен процесс управления. Способы принятия данных решений различны и зависят от объекта управления, применительно к качеству они имеют компромиссный технико-экономический характер.

(2) Затраты на обеспечение качества продукции.

Затраты на качество – это затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукции или услугами.

Существует несколько классификаций затрат на качество. Классический под к классификации затрат предложен американскими учеными Джураном и Фейхенбамом. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории:

· затраты на предупредительные мероприятия, связанные с предотвращением самой возможности возникновения дефектов, то есть затраты направлены на снижение или полное предотвращение возможности их появления и возникновение потерь;

· затраты на контроль, то есть затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;

· затраты на внутренние дефекты (потери), то есть затраты понесенные внутри организации до того как продукт был продан потребителю, когда запланированный уровень качества не достигнут;

· затраты на внешние дефекты (потери), то есть затраты понесенные вне организации, то сеть после того как продукт был продан потребителю, когда запланированный уровень качества не был достигнут.

В соответствии с данной классификацией сумма этих затрат дает общие затраты на качество.

Другую, но похожую классификацию затрат на качество предложил Ф. Кросби, разделивший затраты на качество на две категории:

· затраты на соответствие – все затраты, которые необходимо понести, чтобы сделать все правильно с первого раза;

· затраты на несоответствие – все затраты, которые приходится нести из-за того, что не все делается правильно с первого раза.

 

Следует различать затраты на обеспечение качества и затраты на его повышение.

Согласно международному стандарту ISO 84.02 обеспечение качества – это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяют определенным требованиям, предъявляемым к качеству.

Соответственно, затраты на обеспечение качества в общем виде должны включать как затраты изготовителя, так и затраты потребителя, при ее создании и эксплуатации.

Современная классификация затрат на обеспечение качества представлена на рисунке:

Общий размер затрат на обеспечение качества продукции может быть определен по формулам:

Зкач = Зпроизп.произ

Зкач = Зизг1изг2изг3пот

Каждое предприятие должно четко установить, какие расходы относятся к каждой из указанных категорий, а также как и кем они будут воспроизведены.

Увеличивая или уменьшая одни группы затрат, могут соответственно увеличиваться или уменьшать другие группы.

Увеличивая объем затрат на профилактические мероприятия можно добиться снижения потерь от дефектов и сокращение на контроль и испытания.

Одними из наиболее результативных способов снижения себестоимости продукции является минимизация затрат по всем группам. Поэтому, сопоставляя изменения затрат, следует выбирать вариант, дающий наибольшую экономию.

В современной практике организации производства и планирования затрат на обеспечение качества наибольший удельный вес в общем объеме затрат составляют расходы на контроль, наименьшие – затраты на предупреждение появление дефектов. При этом не учитывается, что контроль при значительных на него расходах сам по себе не повышает качество, а только позволяет отделить качественное от некачественного.

В этой связи наиболее оптимальной видится схема распределения затрат с акцентом на затраты, связанные с предотвращением возникновения дефектов и брака.

В связи с изменением уровня качества продукции, происходит изменение затрат на ее выпуск у товаропроизводителя с одной стороны и затраты потребителя с другой.

Таким образом, при переходе к производству и потреблению продукции другого уровня качества возможны следующие ситуации:

1. Затраты товаропроизводителя увеличиваются, а расходы потребителя уменьшаются.

2. Затраты товаропроизводителя уменьшаются, а расходы потребителя увеличиваются.

3. Затраты изготовителя и потребителя уменьшаются.

4. Затраты изготовителя и потребителя возрастают.

(3) Экономия от внедрения системы управления качеством.

Экономия от внедрения системы управления качеством внедряется за счет выполнения в технологическом процессе требований, гарантирующих уменьшение возврата продукции, браков.

При этом экономический эффект будет выражаться в увеличении продаж, снижении ее себестоимости, росте отдачи производственных ресурсов.

Общий размер экономии от внедрения системы управления качеством рассчитывается по формуле:

Эвнедр = Эбр + Эн.р + Эрекл + Эг.р + Эш

Эбр – экономия от сокращения брака в производстве;

Эн.р – экономия от сокращения условно-постоянной части накладных расходов;

Эрекл – по рекламации потребителей;

Эг.р – от сокращения расходов на гарантийный ремонт;

Эш – от суммы штрафов.

Экономия от сокращения брака в производстве, полученная в отчетном году по сравнению с базовым за счет уменьшения потерь из-за уменьшения затрат на использование и профилактику брака, определяется по формуле:

Эбр = (Збр0 + Зиспр0 + Зпр0)×ВП1/ВП0 – (Збр1 + Зиспр1 + Зпр1)

Збр0, Збр1 – затраты по окончательному браку за год (за вычетом удержанного за брак и стоимости лома) в базисном и отчетном одах;

Зиспр0, Зиспр1 – годовые затраты на исправление брака в базисном и отчетном годах.

Зпр0, Зпр1 – годовые затраты на профилактику брака;

ВП0, ВП1 – годовой объем выпуска товарной продукции.

Экономия от уменьшения условно-постоянной части накладных расходов, полученная за счет увеличения объема выпуска, связанного с внедрением системы управления качеством:

Эн.р = Р1 × (Кбр0 – Кбр1)×ВП1/ВП0

Р1 –сумма условно-постоянной части накладных расходов;

Кбр0, Кбр1 – потери от брака в долях единицы от себестоимости товарного выпуска продукции годовые в базисном и отчетном годах.

Экономия от сокращения расходов по рекламациям, полученным за счет уменьшения затрат на устранение дефектов или замену некачественных изделий:

Эрекл = Зрекл.0×ВП1/ВП0 – Зрекл1

Зрекл.0, Зрекл1 – сумма затрат, обусловленных рекламациями потребителей в базисном и отчетном годах.

Экономия от сокращения суммы штрафов, полученная за счет уменьшения выплат штрафов за некачественную продукцию, определяется:

Эш = Зш0×ВП1/ВП0 – Зш1

Зш.о, Зш1 – сумма штрафов в базисном и отчетном годах.

Экономия от сокращения затрат на гарантийный ремонт, полученная за счет повышения качества изготовления продукции:

Эг.р = Зг.р0×ВП1/ВП0 – Зг.р1

Зг.р0, Зг.р1 – годовые затраты на гарантийные ремонты в базисном и отчетном годах.

Финансовые затраты системы менеджмента качества на предприятиях РБ обычно состоят из следующих статей расходов:

· на обучение работников;

· оснащение подразделений всеми необходимыми средствами контроля работы;

· проведение внутренних проверок (аудитов качества);

· повышение точности, надежности и безопасности производственных технологий;

· сертификацию системы качества;

· внедрение статистических методов управления процессами обеспечения качества продукции.

Однако финансовые затраты на качество отдельно нигде не регистрируются и входят в состав общепроизводственных и общехозяйственных расходов, таких как:

· затраты на подготовку, переподготовку кадров;

· затраты на рационализацию и изобретательство;

· затраты на испытания, опыты, исследования.

Данные комплексные статьи затрат входят составной частью в калькуляции себестоимости продукции и определяет ее полную величину на основании которой через нормативы рентабельности планируются величина прибыли предприятия и формируется цена продукции.

(4) Экономическая эффективность совершенствования системы управления качеством и показатели ее характеризующие.

Экономический эффект от внедрения системы управления качеством можно рассчитать как сумму годовой экономии ресурсов и эффекта от повышения стоимости и объемов продаж более качественной продукции (Эпк) рассчитывается:

Эпк = (Ц1–С1)×N1–(Ц0–С0)×N0

Ц1, Ц0 – цена новой более качественной продукции и базовой, руб./ед.

С1, С0 – себестоимость новой и базовой продукции.

N1, N0 – объемы продаж новой и базовой продукции.

Общий экономический эффект (Эобщ) определяется:

Эобщ = (Эвнедр + Эпк) – r1 × Зкач

r – коэффициент эффективности капитальных вложений.

Экономическая эффективность повышения качества (Эф):

Эф = Эобщкач

При определении эффективности должны учитываться социальные показатели, не поддающиеся количественному выражению.

Эффекты от повышения качества продукции в результате внедрения системы управления качеством определяют для:

1. Изготовителей продукции:

1.1. лучше используются;

1.2. сокращаются потери от брака и рекламаций;

1.3. увеличиваются доходы от реализации продукции повышенного качества;

1.4. увеличиваются фонды экономического стимулирования за счет роста прибыли;

1.5. повышается моральное удовлетворение коллектива предприятия.

2. Потребителей продукции:

2.1. спрос удовлетворяется меньшим количеством изделий повышенного качества;

2.2. расширяется и обновляется ассортимент изделий;

2.3. создаются более благоприятные условия труда в сфере потребления;

3. Государства:

3.1. расширяются экспортные возможности и валютные поступления;

3.2. увеличивается народно-хозяйственный эффект на единицу затрат;

3.3. более полно удовлетворяются потребности населения;

3.4. ускоряются темпы инновационного развития промышленности и других народно-хозяйственных сфер.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: