1. Современная система управления качеством и ее функции.
2. Затраты на обеспечение качества продукции.
3. Экономия от внедрения системы управления качеством.
4. Экономическая эффективность совершенствования системы управления качеством и показатели ее характеризующие.
(1) Современная система управления качеством и ее функции.
Система управления качеством – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система создается и внедряется на предприятии как средства обеспечивающие проведение политики в области качества. Данная система охватывает все жизненные циклы продукции и включает в себя отдельные элементы для реализации следующих управленческих функций:
1. Прогнозирование, планирование и нормирование качества продукции.
Функция прогнозирования потребностей уровня качества продукции направлена на развитие соответствующих потребностей общества и возможностей производства. Прогнозирование осуществляют специалисты ведущих предприятий отраслей, научно-исследовательские институты, эксперты, а также заказчики и потребители данной продукции.
Планирование качества продукции на предприятии является одной из основных оперативных функций системы управления качеством. Основные задачи планирования уровня качества продукции следующие:
· достижение и превышение технического уровня качества лучших отечественных и зарубежных образцов продукции;
· своевременная модернизация и снятие с производства устаревших изделий;
· обеспечение строгого соблюдения стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации;
|
· сокращение трудоемкости и ресурсоемкости изготовления и эксплуатации изделий при повышении ее конкурентоспособности.
Планирование осуществляется на двух уровнях стратегическом и тактическом.
При стратегическом планировании намечаются основные направления работ в области качества на перспективу. Стратегия качества является частью общей стратегии предприятия и включает в себя распределение ресурсов и адаптацию к изменениям внешней среды.
Тактическое планирование намечает мероприятия на текущий период времени (год например) и определяет экономическую эффективность их разработки и внедрения в условиях конкретных субъектов хозяйствования.
Нормирование показателей качества производимой продукции заключается в установлении соответствующих свойств продукции, оценкой их через показатели и закреплением в соответствующих стандартах предприятия дурой нормативно-технической документации регламентирующей качество продукции.
Нормирование требований к качеству изделий и его составных частей включает:
· обоснование выбора объектов внутризаводской стандартизации применительно к этапам производственного цикла производственного цикла и функциям управления качеством продукции;
· обоснование численных значений и характеристик технологических процессов, подлежащих нормированию при управлении качеством продукции;
· установление оптимальных значений на показатели качества и параметры технологических процессов с учетом технологических возможностей и экономической целесообразности;
|
· установление в нормативно-технической документации требований и норм ориентированных на удовлетворение перспективных потребностей общества (потребителей) и технические возможности предприятия.
Для выполнения этих работ осуществляют более конкретные мероприятия:
· унифицирование и эталонирование деталей и полуфабрикатов собственного производства;
· выбор и установление номенклатуры и значения показателей качества продукции;
· разработку и согласование между предприятиями-смежниками нормативных требований к качеству поставляемого сырья, материалов, полуфабрикатов и других ресурсов, а также методов контроля и качества;
· расчет нормативов экономного расхода всех видов ресурсов при изготовлении продукции заданного качества.
2. Контроль качества продукции – это одна из важнейших и объемных функций в оперативном управлении качеством, включающая проведение измерений, испытаний, экспертизы или оценки одной либо нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения того достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик. То есть значение контроля заключается в том, что он позволяет вовремя выявить ошибки, чтобы оперативно их устранить с минимальными потерями. Основная задача контроля качества продукции получить количественную информацию о состоянии исследуемых объектов и сопоставить полученные данные с допустимыми значениями установленных параметров качества. На основании такого сопоставления даются оценки и принимаются соответствующие управленческие решения в отношении отдельных параметров или качества продукции в целом.
|
3. Информационное обеспечение управления качеством продукции направлено на предоставление руководителям и инженерно-техническим работникам служб качества достоверных данных о ее состоянии на всех стадиях жизненного цикла. Сведения о качестве позволяют производить адекватную оценку и принимать управленческие решения.
4. Оперативное управление качеством производимой продукции – это разработка и реализация необходимых мероприятий по обеспечению заданного уровня качества в процессе производства и эксплуатации продукции.
5. Стимулирование и мотивация повышения уровня качества включает систему заработной платы, премирование за высокое качество, штрафные санкции за брак.
6. Разработка и принятие управленческих решений по изменению качества выпускаемой продукции. Эта функция является итоговой, так как без принятия соответствующих решений невозможен процесс управления. Способы принятия данных решений различны и зависят от объекта управления, применительно к качеству они имеют компромиссный технико-экономический характер.
(2) Затраты на обеспечение качества продукции.
Затраты на качество – это затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукции или услугами.
Существует несколько классификаций затрат на качество. Классический под к классификации затрат предложен американскими учеными Джураном и Фейхенбамом. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории:
· затраты на предупредительные мероприятия, связанные с предотвращением самой возможности возникновения дефектов, то есть затраты направлены на снижение или полное предотвращение возможности их появления и возникновение потерь;
· затраты на контроль, то есть затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
· затраты на внутренние дефекты (потери), то есть затраты понесенные внутри организации до того как продукт был продан потребителю, когда запланированный уровень качества не достигнут;
· затраты на внешние дефекты (потери), то есть затраты понесенные вне организации, то сеть после того как продукт был продан потребителю, когда запланированный уровень качества не был достигнут.
В соответствии с данной классификацией сумма этих затрат дает общие затраты на качество.
Другую, но похожую классификацию затрат на качество предложил Ф. Кросби, разделивший затраты на качество на две категории:
· затраты на соответствие – все затраты, которые необходимо понести, чтобы сделать все правильно с первого раза;
· затраты на несоответствие – все затраты, которые приходится нести из-за того, что не все делается правильно с первого раза.
Следует различать затраты на обеспечение качества и затраты на его повышение.
Согласно международному стандарту ISO 84.02 обеспечение качества – это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяют определенным требованиям, предъявляемым к качеству.
Соответственно, затраты на обеспечение качества в общем виде должны включать как затраты изготовителя, так и затраты потребителя, при ее создании и эксплуатации.
Современная классификация затрат на обеспечение качества представлена на рисунке:
Общий размер затрат на обеспечение качества продукции может быть определен по формулам:
Зкач = Зпроиз +Зп.произ
Зкач = Зизг1 +Зизг2 +Зизг3 +Зпот
Каждое предприятие должно четко установить, какие расходы относятся к каждой из указанных категорий, а также как и кем они будут воспроизведены.
Увеличивая или уменьшая одни группы затрат, могут соответственно увеличиваться или уменьшать другие группы.
Увеличивая объем затрат на профилактические мероприятия можно добиться снижения потерь от дефектов и сокращение на контроль и испытания.
Одними из наиболее результативных способов снижения себестоимости продукции является минимизация затрат по всем группам. Поэтому, сопоставляя изменения затрат, следует выбирать вариант, дающий наибольшую экономию.
В современной практике организации производства и планирования затрат на обеспечение качества наибольший удельный вес в общем объеме затрат составляют расходы на контроль, наименьшие – затраты на предупреждение появление дефектов. При этом не учитывается, что контроль при значительных на него расходах сам по себе не повышает качество, а только позволяет отделить качественное от некачественного.
В этой связи наиболее оптимальной видится схема распределения затрат с акцентом на затраты, связанные с предотвращением возникновения дефектов и брака.
В связи с изменением уровня качества продукции, происходит изменение затрат на ее выпуск у товаропроизводителя с одной стороны и затраты потребителя с другой.
Таким образом, при переходе к производству и потреблению продукции другого уровня качества возможны следующие ситуации:
1. Затраты товаропроизводителя увеличиваются, а расходы потребителя уменьшаются.
2. Затраты товаропроизводителя уменьшаются, а расходы потребителя увеличиваются.
3. Затраты изготовителя и потребителя уменьшаются.
4. Затраты изготовителя и потребителя возрастают.
(3) Экономия от внедрения системы управления качеством.
Экономия от внедрения системы управления качеством внедряется за счет выполнения в технологическом процессе требований, гарантирующих уменьшение возврата продукции, браков.
При этом экономический эффект будет выражаться в увеличении продаж, снижении ее себестоимости, росте отдачи производственных ресурсов.
Общий размер экономии от внедрения системы управления качеством рассчитывается по формуле:
Эвнедр = Эбр + Эн.р + Эрекл + Эг.р + Эш
Эбр – экономия от сокращения брака в производстве;
Эн.р – экономия от сокращения условно-постоянной части накладных расходов;
Эрекл – по рекламации потребителей;
Эг.р – от сокращения расходов на гарантийный ремонт;
Эш – от суммы штрафов.
Экономия от сокращения брака в производстве, полученная в отчетном году по сравнению с базовым за счет уменьшения потерь из-за уменьшения затрат на использование и профилактику брака, определяется по формуле:
Эбр = (Збр0 + Зиспр0 + Зпр0)×ВП1/ВП0 – (Збр1 + Зиспр1 + Зпр1)
Збр0, Збр1 – затраты по окончательному браку за год (за вычетом удержанного за брак и стоимости лома) в базисном и отчетном одах;
Зиспр0, Зиспр1 – годовые затраты на исправление брака в базисном и отчетном годах.
Зпр0, Зпр1 – годовые затраты на профилактику брака;
ВП0, ВП1 – годовой объем выпуска товарной продукции.
Экономия от уменьшения условно-постоянной части накладных расходов, полученная за счет увеличения объема выпуска, связанного с внедрением системы управления качеством:
Эн.р = Р1 × (Кбр0 – Кбр1)×ВП1/ВП0
Р1 –сумма условно-постоянной части накладных расходов;
Кбр0, Кбр1 – потери от брака в долях единицы от себестоимости товарного выпуска продукции годовые в базисном и отчетном годах.
Экономия от сокращения расходов по рекламациям, полученным за счет уменьшения затрат на устранение дефектов или замену некачественных изделий:
Эрекл = Зрекл.0×ВП1/ВП0 – Зрекл1
Зрекл.0, Зрекл1 – сумма затрат, обусловленных рекламациями потребителей в базисном и отчетном годах.
Экономия от сокращения суммы штрафов, полученная за счет уменьшения выплат штрафов за некачественную продукцию, определяется:
Эш = Зш0×ВП1/ВП0 – Зш1
Зш.о, Зш1 – сумма штрафов в базисном и отчетном годах.
Экономия от сокращения затрат на гарантийный ремонт, полученная за счет повышения качества изготовления продукции:
Эг.р = Зг.р0×ВП1/ВП0 – Зг.р1
Зг.р0, Зг.р1 – годовые затраты на гарантийные ремонты в базисном и отчетном годах.
Финансовые затраты системы менеджмента качества на предприятиях РБ обычно состоят из следующих статей расходов:
· на обучение работников;
· оснащение подразделений всеми необходимыми средствами контроля работы;
· проведение внутренних проверок (аудитов качества);
· повышение точности, надежности и безопасности производственных технологий;
· сертификацию системы качества;
· внедрение статистических методов управления процессами обеспечения качества продукции.
Однако финансовые затраты на качество отдельно нигде не регистрируются и входят в состав общепроизводственных и общехозяйственных расходов, таких как:
· затраты на подготовку, переподготовку кадров;
· затраты на рационализацию и изобретательство;
· затраты на испытания, опыты, исследования.
Данные комплексные статьи затрат входят составной частью в калькуляции себестоимости продукции и определяет ее полную величину на основании которой через нормативы рентабельности планируются величина прибыли предприятия и формируется цена продукции.
(4) Экономическая эффективность совершенствования системы управления качеством и показатели ее характеризующие.
Экономический эффект от внедрения системы управления качеством можно рассчитать как сумму годовой экономии ресурсов и эффекта от повышения стоимости и объемов продаж более качественной продукции (Эпк) рассчитывается:
Эпк = (Ц1–С1)×N1–(Ц0–С0)×N0
Ц1, Ц0 – цена новой более качественной продукции и базовой, руб./ед.
С1, С0 – себестоимость новой и базовой продукции.
N1, N0 – объемы продаж новой и базовой продукции.
Общий экономический эффект (Эобщ) определяется:
Эобщ = (Эвнедр + Эпк) – r1 × Зкач
r – коэффициент эффективности капитальных вложений.
Экономическая эффективность повышения качества (Эф):
Эф = Эобщ/Экач
При определении эффективности должны учитываться социальные показатели, не поддающиеся количественному выражению.
Эффекты от повышения качества продукции в результате внедрения системы управления качеством определяют для:
1. Изготовителей продукции:
1.1. лучше используются;
1.2. сокращаются потери от брака и рекламаций;
1.3. увеличиваются доходы от реализации продукции повышенного качества;
1.4. увеличиваются фонды экономического стимулирования за счет роста прибыли;
1.5. повышается моральное удовлетворение коллектива предприятия.
2. Потребителей продукции:
2.1. спрос удовлетворяется меньшим количеством изделий повышенного качества;
2.2. расширяется и обновляется ассортимент изделий;
2.3. создаются более благоприятные условия труда в сфере потребления;
3. Государства:
3.1. расширяются экспортные возможности и валютные поступления;
3.2. увеличивается народно-хозяйственный эффект на единицу затрат;
3.3. более полно удовлетворяются потребности населения;
3.4. ускоряются темпы инновационного развития промышленности и других народно-хозяйственных сфер.