1. Основные понятия и принципы сертификации продукции, работ, услуг.
2. Виды систем сертификации продукции.
3. Знак соответствия. Штриховое кодирование.
4. Виды сертификатов и их характеристика.
5. Международные организации по сертификации.
6. Практика организации сертификации в РБ.
(1) Основные понятия и принципы сертификации продукции, работ, услуг.
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.
Сертификация продукции представляет собой совокупность действий и процедур, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия продукции определенным нормативно-техническим документам и стандартам. Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить рынок от продукции не пригодной к использованию.
В теории и практике работы по сертификации применяются юридически выверенные требования и следующие основные понятия:
Система сертификации – совокупность участников, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в данной системе, например, система сертификации однородной продукции – это совокупность действий и процедур относящихся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила.
Орган сертификации – это субъект, проводящий сертификацию соответствия определенной продукции.
Испытательная лаборатория (центр) – это лаборатория, которая проводит испытания или отдельные виды испытаний для определенной продукции.
Аккредитация испытательной лаборатории или органа сертификации – это процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами РБ центральный орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.
|
Заявитель – это предприятие, организация, лицо, обратившееся с заявкой на проведение сертификации.
Способ (форма, схема) сертификации – это определенная совокупность действий, официально устанавливаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.
Цели осуществления сертификации:
· создание условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
· защита отечественного рынка и интересов потребителей от поступления продукции низкого качества и защита от недобросовестности изготовителя;
· содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
· подтверждение показателей качества заявленных изготовителями продукции;
· контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья человека.
Существуют основные принципы сертификации:
· обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;
· объективность и независимость, как от изготовителя продукции, так и от потребителя;
· исключение дискриминации по отношению к иностранному заявителю;
· права заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию;
· профессиональность испытаний с учетом многообразия методов оценки особенностей объекта сертификации;
· соблюдение конфиденциальности информации составляющей коммерческую тайну;
|
· признание в Беларуси аккредитации зарубежных органов по сертификации, испытательных лабораторий, сертификатов, знаков соответствия на основе международных соглашений, в которых участвует РБ.
При положительных результатах сертификации орган по сертификации выдает сертификат соответствия и лицензию на применение знака соответствия. Данный знак может быть нанесен на тару или упаковку самого товара, а также сопроводительную или техническую документацию, которая поступает к покупателю вместе с товаром.
В функции Госстандарта РБ входит инспекционный контроль за органами сертификации и испытательными лабораториями, если имеют место отрицательные результаты сертификации, предприятие обязано ликвидировать все претензии по качеству и представить продукцию на испытания снова.
Вся информация о органах по сертификации, испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации продукции, аттестованных экспертах содержится в государственном реестре, который ведет Госстандарт РБ.
(2) Виды систем сертификации продукции.
По заинтересованности сторон выделяют национальные, региональные и международные системы сертификации.
Национальная система сертификации продукции создается на уровне государства. Национальным органом в РБ является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ (Госстандарт РБ).
Региональная система сертификации продукции может создаваться на уровне ряда стран одного региона.
Международная – на уровне ряда стран из любых регионов мира.
|
Существует две формы сертификации: самосертификация и сертификация третьей стороной.
При самосертификации изготовитель выполняет все необходимые действия, связанные с проверкой товара на соответствие нормативам и заявляет об этом специальным документом или простановкой знака сертификации.
При сертификации третьей стороной процедура проверки товара на соответствие всем нормативным требованиям осуществляется специальным аккредитованным органом по сертификации и заверяется соответствующим документом (сертификатом).
По правовому статусу выделяют обязательную и добровольную сертификацию.
Обязательная система сертификации создается для продукции, на которую в научно-технической документации должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества людей. Изготовитель продукции, которая включена в обязательный перечень, не имеет права без соответствующего сертификата не только реализовывать, но и производить продукцию.
Порядок осуществления обязательной сертификации регламентирован постановлением Совета Министров РБ соответствующим законодательным актом «О введении обязательной сертификации товаров народного потребления, работ и услуг» от 1993 г.
В номенклатуру производимых в стране и ввозимых на территорию республики товаров, безопасность которых подлежит обязательному подтверждению, включены следующие группы:
· товары для детей;
· продукты народного потребления, контактирующие с пищевыми продуктами и питьевой водой;
· парфюмерия, косметика и товары бытовой химии;
· ядохимикаты, стимуляторы роста растений и животных, минеральные удобрения;
· продукция машиностроения и приборостроения бытового назначения;
· товары народного потребления, при использовании которых допускается контакт с незащищенными частями тела человека.
Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Она предусмотрена для продукции, не подлежащей обязательной сертификации на условиях договора между заявителем и органом по проведению сертификации. Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнерских отношений.
(3) Знак соответствия. Штриховое кодирование.
Знак соответствия в области сертификации – это защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации и указывающий, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или нормативному документу.
Знаки соответствия на продукции, как правило, размещаются на несъемной части изделия вблизи информации об изготовителя или на эксплуатационных документах и товаросопроводительной документации.
В международной практике применяется также штриховое кодирование, с помощью которого может быть зашифрована информация о наиболее существенных параметрах продукции.
Штрих-код – это графическое изображение цифр, которое состоит из чередующихся темных и светлых полос разной ширины, но стандартных размеров, предназначенных для считывания автоматическими устройствами, заложенной в них информации.
Человек в символике штрихового кода, воспринимает только понятные ему цифры, помещенные под графическим изображением.
В настоящее время наиболее широко применяется 13-разрядный код, цифры помещенные под графическим изображением которого несут в себе следующую информацию:
· первые две (три) цифры означают код страны происхождения, то есть страны изготовителя продукции;
· пять цифр означают код предприятия изготовителя или продавца продукции;
· код товара, в котором первая цифра – наименование товара, вторая - потребительские свойства, третья цифра – размер и масса товара, четвертая - ингредиенты, пятая цифра – цвет;
· последняя цифра – контрольная, используется для проверки правильности считывания штрих-кодов сканерами. Еще одна цифра может добавляться и означает знак товара, изготовленного по лицензии.
Порядок проверки подлинности штрихового кода включает в себя несколько действий (на примере штрих-кода 2560056885412):
1. Сложить цифры, стоящие на четных порядковых номерах: 5+0+5+8+5+1=24.
2. Сумму умножить на число 3: 24×3=72.
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных порядковых номерах, без контрольной цифры: 2+6+0+6+8+4=26.
4. Сложить цифры из пунктов 2 и 3: 72+26=98.
5. Последнюю цифру полученного числа вычесть из числа 10: 10-8=2.
Результат должен совпадать с контрольной цифрой. Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно. Товары, имеющие большие размеры, могут иметь короткий код, состоящий из восьми цифр – EAN-8.
Иногда могут возникать ситуации, когда на товаре имеется надпись «сделано в Германии», а код, нанесенный на этикетку, этой стране не соответствует. Данное несоответствие может объясняться рядом причин:
1. Фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той куда направлен основной экспорт ее продукции.
2. Товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.
3. Учредителями фирмы становится несколько различных юридических или физических лиц различных государств.
Штриховое кодирование позволяет через компьютерную сеть вести ежедневный учет за остатками товаров на складе и в торговых залах магазинов, а также отслеживать объемы ежедневной реализации в разрезе всех видов продукции, кроме этого штриховое кодирование позволяет контролировать вынос неоплаченной продукции.
Кроме системы торговли штриховое кодирование интенсивно внедряется банками, налоговыми органами и другими финансовыми службами. Целью данного внедрения является оптимизация работы с клиентами и ускорение оборота платежных документов.
Двумерное кодирование.
(4) Виды сертификатов и их характеристика.
В настоящее время существуют следующие виды сертификатов:
· сертификат соответствия;
· сертификат гигиенический;
· сертификат безопасности;
· карантинный (ветеринарный) сертификат;
· сертификат (свидетельство) происхождения;
· фито-сертификат.
Сертификат соответствия – это документ, изданный согласно правилам системы сертификации и указывающий, что продукция, процесс или услуга удовлетворяет определенным стандартам или техническим условиям.
Гигиенический сертификат появился в середине 90-х годов как дополнительная мера, направленная на повышение требований к качеству ввозимых из за рубежа и производимых в стране продуктов. Сертификат соответствия является единственным документом, позволяющим растаможить импортную продукцию при ввозе в РБ, однако реализовывать ее в торговых точках без гигиенического сертификата нельзя. То есть обязательным условием использования и реализации импортных товаров является наличие гигиенического сертификата или отметка в сертификате соответствия реквизитов гигиенического сертификата на данный вид продукции. Выдачу гигиенических сертификатов осуществляет специальная комиссия, создаваемая при областных центрах Госкомсанэпидемнадзором, сотрудниками которых являются радиологи, химики и бактериологи.
Сертификат безопасности – это документ удостоверяющий отсутствие недопустимого риска, связанного с возможным нанесением личного ущерба пользователю. Данный документ подтверждает безопасность потребления товаров. Чаще всего он применяется одновременно со знаком соответствия национальной системы сертификации.
Карантинный (ветеринарный) сертификат – данный документ является санитарным, который удостоверяет не зараженность скота и птицы и продуктов их переработки и происхождения из районов благополучных в отношении заразных заболеваний. В настоящее время становится особенно актуальным в связи с участившимися случаями эпидемии животных и птицы.
Сертификат (свидетельство) о происхождении – это документ, выдаваемый соответствующими органами в стране экспортера, который удостоверяет страну происхождения товара. Данный документ может удостоверять несколько стран, а также отдельные их части или регионы.
Фито-сертификат – это санитарный документ, удостоверяющий, что импортируемые растения, плоды и овощи не заражены вредителями и болезнями и происходят из регионов благополучных в карантинном отношении. Фито-сертификат применяется для следующих групп товаров:
· семена и посадочный материал с/х, лесных и декоративных культур;
· продовольственное, куражное, техническое зерно, лен, кожа и шерсть;
· рис, крупа, мука, кофе в зернах;
· свежие овощи, плоды, ягоды;
· древесина, упаковочные материалы и тара из нее.
Карантинным мероприятиям, кроме товаров, подлежат транспортные средства, прибывшие из других государств, фито-контроль они проводят в пунктах пропуска через государственную границу с одновременным таможенным досмотром до проведения разгрузочных операций. Карантинный сертификат в этом случае выдается на каждую транспортную единицу.
(5) Международные организации по сертификации.
(6) Практика организации сертификации в РБ.