Эксперт | Качество товара | Цена товара | Качество сервиса | Эксплуатационные затраты |
Руководитель | ||||
Конструктор | ||||
Маркетолог | ||||
Экономист | ||||
Технолог | ||||
Сумма баллов | ||||
Средний балл | 3,6 | 3,2 | 3,8 | 3,4 |
Конкурентоспособность продукции (товара) рассчитывается по формуле:
где КСп – конкурентоспособность продукции (товара) (значение колеблется от 2 до 10);
n – количество экспертов;
Бij – экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности товара;
Aj – весомость j-го фактора (от 4до 1);
5 – максимальная оценка фактора.
Подставив в формулу данные из таблицы, получим:
Таким образом, экспертная группа конкурентоспособность товара оценила в 7 баллов из 10, то есть у организации имеются значительные резервы (30%) повышения конкурентоспособности товаров.
Таким образом, метод 1111-5555 и другие экспертные методы позволяют:
· определить набор наиболее значимых для пользователей продукции ее потребительских свойств, количественно оцениваемых показателями качества (назначения, надежности и другие);
· дать оценку уровню потребительских свойств в условных единицах, в баллах или относительных коэффициентов;
· определить степень относительной важности (значимости) каждого из потребительских свойств;
· рассчитать средневзвешенный балл уровня потребительной стоимости сравниваемых вариантов продукции.
Данные методы применяются при невозможности использования более точных количественных методов оценки.
(2) Метод комплексного анализа конкурентоспособности продукции
Метод комплексного анализа конкурентоспособности продукции реализуется в двух вариантах:
|
· при сравнении видов продукции, характеризующихся разовым использованием;
· при сравнении видов продукции, характеризующихся длительным сроком использования.
И в первом и во втором вариантах рассчитывается интегральный показатель, представляющий собой численную характеристику конкурентоспособности сравниваемых видов продукции (товаров) по рассматриваемым параметрам.
Для сравнительно простой продукции, использование которой не сопровождается значительными затратами по эксплуатации (одежда, обувь, пищевые продукты) конкурентоспособность можно оценить по формуле:
КСр/к – показатель конкурентоспособности рассматриваемой (оцениваемой) продукции по отношению к конкурирующей продукции;
УПСр и УПСк – соответственно уровни потребительной стоимости рассматриваемой и конкурирующей с ней продукцией;
Цр и Цк – соответственно цены рассматриваемой и конкурирующей с ней продукции;
α и β – коэффициент эластичности.
Для продукции длительного пользования производственного и бытового назначения в формуле учитываются два дополнительных фактора: эксплуатационные расходы за срок службы и уровни послепродажного обслуживания (уровни сервиса). В этом случае конкурентоспособность такой продукции может быть определена:
Эрi, Экi – соответственно годовые эксплуатационные затраты при использовании технических устройств рассматриваемого и конкурирующего вариантов;
Т – расчетный срок службы сравниваемых технических устройств;
УПОр и УПОк – уровень послепродажного обслуживания рассматриваемого и конкурирующего с ним технического устройства.
|
(3) Метод построения радара конкурентоспособности
В данном методе конкурентоспособность товара рассматривается с трех точек зрения: коммерческой, нормативно-правовой и технико-экономической.
Коммерческая конкурентоспособность характеризуется главным образом доступностью товара потенциальным потребителям и возможностью его нормальной эксплуатации.
Нормативно-правовой аспект связан с безопасностью эксплуатации. Технико-экономический – экономичностью и эргономичностью (дизайн, комфорт).
Конкурентоспособность продукции оценивается интегральным безразмерным показателем, то есть относительной площадью радара, построенной внутри оценочного круга по техническим, эксплуатационным, экономическим, нормативно-правовым и эстетическим показателям.
При этом в радар должны быть включены те параметры, которые по мнению потребителей, наиболее значимы для данного вида продукции, а коэффициент конкурентоспособности может быть рассчитан по формуле:
КСп = Sр/S
КСп – коэффициент конкурентоспособности;
Sр – площадь радара, мм2;
S – общая площадь оценочного круга, мм2.
Задачи:
· на определение показателей качества продукции;
· на методы оценки уровня качества;
· на экспертные методы оценки качества и конкурентоспособности продукции;
· определение экономии от внедрения систем управления качеством продукции;
· абсолютная величина брака, относительная величина брака;
· экономическая эффективность внедрения системы управления качеством;
· качество производственного процесса (ритмичность, прямоточность, пропорциональность и т.п.);
· статистические методы (диаграмма Парето);
· финансовые отношения, возникающие… (стоимость проведения сертификации продукции).