1. Понятия, стадии и виды контроля качества продукции.
2. Задачи и функции службы технического контроля качества продукции.
3. Классификация, учет и анализ брака и рекламаций.
4. Статистические методы контроля качества продукции.
(1) Понятия, стадии и виды контроля качества продукции.
Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль. Именно контроль способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человечеством предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.
В процессе контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов функционирования системы с запланированными показателями. Современные методы контроля качества продукции позволяют при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества.
Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа.
Предметом контроля может быть не только исполнительная деятельность, но и управленческая работа.
Контроль осуществляется лицами прямо или косвенно зависящими от процесса производства продукции.
Ревизия – контроль лицами, не зависящими от процесса.
Процесс контроля должен пройти следующие стадии:
1) Определение концепции контроля (реализация контроля или частных проверок).
2) Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности и эффективности процесса контроля).
3) Планирование проверки:
· объекты контроля (процессы, показатели, методы, результаты и т.д.);
|
· проверяемые нормы (производственные, социальные, правовые и другие);
· субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);
· объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручной, автоматизированный и другие виды средств);
· сроки и продолжительность проверок;
· методики и допуски при проведении проверок.
4) Определение значений действительных и плановых (нормативных или предписанных).
5) Установление идентичности расхождений их обнаружения и количественная оценка.
6) Выработка решений по устранению расхождений.
7) Документирование решения.
8) Метопроверка.
9) Оценка решения и документированный отчет.
10) Анализ отклонений и локализация причин установления ответственности, исследование возможностей исправления и меры по устранению недостатков.
Виды контроля различают по следующим признакам:
1) По принадлежности субъекта контроля к предприятию:
· внутренний;
· внешний.
2) По основанию для проведения контроля:
· добровольный;
· по уставу;
· обязательный.
3) По объекту контроля:
· за процессами;
· за решениями;
· за объектами;
· за результатами.
4) По регулярности:
· системный;
· нерегулярный;
· специальный.
5) По выполнению заданных требований:
· входной (предмет труда, сырье и материалы не должны использоваться в процессе без проверки, которая должна соответствовать качеству закрепленному процедурами и законодательными формами контроля);
· промежуточный (организация должна иметь специальные документы, фиксирующие процедуру контроля внутри процесса и осуществлять его систематически);
|
· окончательный (для выявления соответствия между фактически конечным продуктом и тем, который предусмотрен плану по качеству, он включает в себя результаты всех предыдущих проверок и отражает соответствие продукта необходимым требованиям);
· регистрация результатов контроля (подготовка документов о результатах конкретного вида контроля, который предоставляется заинтересованным организациям и лицам).
Особым видом контроля являются испытания готовой продукции.
Испытание – определение или исследование одной или нескольких характеристик изделия, под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплуатационных факторов и условий.
В зависимости от целей существуют следующие основные виды испытаний:
· предварительные – испытания опытных образцов для определения возможности приемочных испытаний;
· приемочные – испытания опытных образцов для определения возможностей их постановки на производство;
· приемосдаточные – испытания изделий для определения возможности их поставки заказчику;
· периодические – испытания, проводимые 1 раз в 3-5 лет для проверки стабильности технологии производства;
· типовые – испытания серийных изделий после внесения изменений их конструкции или технологий производства.
Все виды контроля и стадии его осуществления представляют собой систему контроля качества продукции.
Эффективная система контроля качества продукции позволяет осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества производимой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои продукции, обеспечить их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшим использованием ресурсов.
|
Общий вид системы контроля качества представлен на рисунке.
Система контроля качества продукции |
Объекты технического контроля |
Субъекты контроля качества продукции |
Виды технологического контроля |
Контролирующие этапы жизненного цикла товара |
Иерархические уровни контроля качества продукции |
Элементы системы контроля качества продукции |
При реализации функций данной системы контроля качества организация должна:
· определить какие измерения должны быть сделаны, какими средствами и с какой точностью;
· оформить документально соответствующие требования к используемому оборудованию;
· регулярно проводить калибровку;
· определять методику и периодичность проведения калибровки и оформление ее результатов;
· устранить неисправные или непригодные приборы;
· проводить регулировку оборудования и программного обеспечения с помощью специально обученного персонала
(2) Задачи и функции службы технического контроля качества продукции.
Основная задача технического контроля качества на предприятии сводится к своевременному получению достоверной информации по качеству продукции, состоянию оборудования, стабильности технологического процесса с целью обнаружения отклонений, которые могут привести к нарушению требований стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации. Данная задача решается на предприятии отделом технического контроля качества (ОТК).
ОТК возглавляет начальник отдела, который подчиняется непосредственно руководителю предприятия, он имеет право остановить производственный процесс и прекратить приемочный контроль до устранения причин возникающих дефектов, начальник ОТК, в равной степени с главным инженером и руководителем предприятия несет ответственность за выпуск недоброкачественной продукции. В зависимости от особенностей производства в состав ОТК могут входить следующие подразделения:
· контрольно-измерительная лаборатория;
· группы технического контроля, располагаемые в производственных цехах;
· группы приемки испытаний готовой продукции;
· группа учета брака и рекламаций;
· группа контроля экспортной продукции.
Основные функции ОТК:
· разработка оптимальных планов контроля, основанных на результатах длительного наблюдения, анализа и обобщения информации о качестве исходных компонентов готовой продукции, точности оборудования и инструмента, стабильности технологических процессов, качестве труда исполнителей и других факторов, оказывающих непосредственное влияние на качество производимой продукции;
· предупреждение брака и обеспечение активного профилактического воздействия на процессы возникновения отклонений от требований утвержденных стандартов и параметров действующих технологических процессов;
· своевременное проведение в необходимом объеме всех предусмотренных контрольных операций;
· целенаправленное оперативное изменение условий функционирования объекта контроля для устранения возникающих сбоев в работе и предотвращении производства и поставки потребителям изделий ненадлежащего качества.
Однако в работе данных служб в настоящее время имеют место некоторые недостатки:
· низкая пропускная способность контрольных служб и недостаточная численность персонала, приводящая к нарушению ритмичности производства и реализации продукции;
· недостоверность результатов контроля;
· слабая техническая вооруженность и недостатки метрологического обеспечения;
· низкая требовательность и субъективизм в оценке качества продукции;
· несоответствие квалификации контролеров разряду выполняемых контрольных работ;
· относительно низкая заработная плата работников служб контроля качества продукции предприятия.
(3) Классификация, учет и анализ брака и рекламаций.
Браком называется продукция, передаваемая потребителю и содержащая в себе определенное количество дефектов.
Дефект – это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
Дефекты бывают явные, определение которых регламентировано соответствующей документаций, и скрытые, определение которых документацией не предусмотрено.
На предприятиях предусмотрены классификаторы брака, которые с помощью шифра позволяют оперативно классифицировать все статистические данные, касающиеся вида брака.
По видам брак бывает исправимый и неисправимый.
Исправимый брак – это продукция с такими дефектами, устранение которых технически возможно и экономически целесообразно, что позволяет в дальнейшем использовать продукцию по прямому назначению без снижения требований к качеству.
Неисправимый брак – это такая продукция, в которой хотя бы один из дефектов невозможно устранить.
Также выделяют брак по месту его выявления или возникновения. Он бывает внутризаводской, выявленный в ходе производства процесса, и внешний, обнаруженный за пределами предприятия и проявившийся в сфере реализации или использования продукции.
Внешний брак обычно называется рекламацией и свидетельствует не только о плохом качестве продукции, но и неудовлетворительной работе контрольных служб предприятия.
Рекламация – это претензия по качеству продукции или услуг, выставляемая потребителем предприятию-производителю с целью компенсации материального и морального ущерба, причиненного в результате совершения сделки. Рекламация оказывает негативное влияние на имидж предприятия и подрывает доверие потребителя к определенным видам продукции и услуг.
По причинам различают брак допущенный из-за нарушения технологии производства, ошибок в технической документации, неисправности оборудования, не качественности используемого сырья и комплектующих изделий.
Учет и анализ брака позволяет выявить его причины и конкретных лиц, допустивших его возникновение. Данные учета необходимы для подготовки статистических материалов, используемых для изучения динамики брака по отдельным календарным периодам и местам его возникновения, неисправимый брак оформляется актом и утилизируется, исправимый брак отправляется на разбраковку.
При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.
Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на устранение исправимого брака.
Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.
Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости выпущенной продукции.
Можно также определить стоимость годной продукции, которая могла быть получена при отсутствии брака. Для этого фактический объем произведенной продукции в плановых ценах умножают на долю окончательного брака в производственной себестоимости.
(4) Статистические методы контроля качества продукции
В комплексной системе управления качеством продукции статистические методы контроля относятся к наиболее прогрессивным. Они основаны на применении методов математической статистики к систематическому контролю качества изделий и состоянию технологического процесса с целью поддержания его устойчивости и уровня качества продукции.
Статистические методы контроля качества продукции имеют следующие преимущества перед другими методами:
· носят профилактический характер;
· позволяют во многих случаях обоснованно перейти от сплошного к выборочному контролю и тем самым снизить трудоемкость контрольных операций;
· обеспечивают наглядность изображения динамики изменения качества продукции, что позволяет своевременно принимать меры к предупреждению брака не только контролерам, но и работникам цеха.
Методы, основанные на статистическом подходе, получили название «семь инструментов качества», которые используются на всех этапах жизненного цикла изделий и представляют собой:
· гистограммы;
· временные ряды;
· диаграммы Парето;
· причинно-следственные диаграммы Исикавы;
· контрольные листки;
· контрольные карты и диаграммы рассеяния.
Гистограммы используются в случае необходимости представить распределение данных о параметрах изделия с помощью столбикового графика. Аналогом гистограммы в теории вероятностей и математической статистике служит функция плотности вероятности, которая показывает частоту появления того или иного события. С помощью гистограммы можно получить информацию о категоризации измеряемых параметров изделия, оценить степень симметрии разброса данных относительно среднего значения, подобрать аппроксимирующее теоретическое распределение.
Временные ряды применяются для оценки изменения хода наблюдаемого события за определенный период времени, такие ряды очень просты при построении и обладают большой наглядностью. Точки наносятся на график в том порядке, в котором они были получены. Построенная кривая в виде графика иллюстрирует временной ход процесса и позволяет выявить отклонения его значений от средней величины или границ допусков.
Диаграммы Парето используются в случаях, когда требуется представить относительную важность всех проблем или условий с целью выбора отправной точки для решения проблемы. Диаграммы Парето представляют собой вертикальный столбиковый график, с помощью которого определяются рассматриваемые проблемы и порядок их решения. При построении данной диаграммы следует учитывать ряд особенностей:
· выбор сравниваемых проблем;
· определение критериев для сравнения единиц измерения;
· выбор периода времени для изучения;
· группирование данных по категориям и сравнение критериев каждой группы;
· представление категорий слева на право, на горизонтальной оси в порядке уменьшения значений критерия.
Пример построения диаграммы Парето: сокращение потерь компании при перевозке грузов.
Наименование несоответствия (причина) | Количество случаев возникновения несоответствия (частота встречаемости причины) |
Неполное обеспечение заявок клиентов на подачу транспортных средств | |
Предоставление неисправных транспортных средств | |
Несвоевременная доставка груза | |
Несохранность груза | |
Несвоевременное оформление документов | |
Использование расчетов только по предоплате | |
Прочие | |
Всего |
На основании представленных данных построить диаграмму Парето.
1) Определяем общее количество случаев выявления несоответствия.
2) Определяем расстановку несоответствий в порядке уменьшения количества случаев их возниконовения. Начиная с несвоевременного оформления документов и заканчивая несохранностью груза.
Наименование несоответствия (причина) | Количество случаев возникновения несоответствия (частота встречаемости причины) | ||
Несвоевременное оформление документов | 80,6 | ||
Неполное обеспечение заявок клиентов на подачу транспортных средств | 88,0 | ||
Несвоевременная доставка груза | 94,1 | ||
Предоставление неисправных транспортных средств | 98,2 | ||
Использование расчетов только по предоплате | 98,9 | ||
Несохранность груза | 99,2 | ||
Прочие | 100,0 |
3) Чертим горизонтальную ось и проводим по ее краям вертикальные оси.
4) Далее делим горизонтальную ось на семь интервалов, соответствующих рассматриваемым причинам.
5) Суммарное количество возникновения несоответствий 1569, выбираем диапазон от 0 до 1600 и цену деления 200 случаев по левой вертикальной оси и наносим эти деления на оси. На правой вертикальной оси напротив 1569 случаев ставим отметку и откладываем на ней 100%.
6) Ниже данной отметки на уровне 80%, то есть 1569×0,8=1255 случаев ставим риску с отметкой 80%.
7) Для каждого вида несоответствий (причин) строим столбик по высоте равный количеству случаев возникновения данной причины. Столбчатые графики располагаются слева на право в зависимости от частоты случаев возникновения исследуемых причин и в порядке их уменьшения.
На уровне 80% проводим горизонтальную линию до пересечения с кумулятивной кривой и из точки пересечения опускаем перпендикуляр на горизонтальную ось, в результате чего получаем диаграмму Парето. Левее точки полученной на горизонтальной оси находятся причины, которые нужно устранить в первую очередь. В данном примере это причина – несвоевременное оформление документов, устранение которой позволит исключить 80% случаев возникновения несоответствий.
Следуя алгоритму построения диаграммы Парето, построим ее для анализа причин несоответствий в стоимостном выражении. Общие потери 16,98 млн. руб.
В стоимостной диаграмме Парето левее перпендикуляра располагаются следующие виды несоответствий: неполное обеспечение заявок клиентов на подачу транспортных средств, несвоевременная доставка груза и несохранность груза. Перечисленные факторы в данном исследовании и выбираются для принятия первоочередных мер по их устранению, то есть сокращению убытков на 13,89 млн. руб.
Из анализа двух диаграмм видно, что несвоевременное оформление документов, составляющее более 80% несоответствий и являющийся единственным фактором для устранения в первом случае не только не является доминирующей причиной денежных потерь, но даже не входит в состав факторов для разработки первоочередных мер по устранению.
Выводы для построения диаграмм Парето:
· следует использовать разные классификации и составить как можно больше диаграмм Парето, так как суть проблемы можно уловить, наблюдая явление с разных точек зрения;
· нежелательно, чтобы группа прочие факторы составляла большой процент, если такое происходит, значит объекты наблюдения расклассифицированы неправильно и слишком много объектов наблюдения попало в одну группу;
· если данные можно представить в денежном выражении лучше всего и делать, так как вследствие анализа причин в стоимостном выражении может быть потеряна цель самого исследования (исследование будет недостаточно корректным).