1. Сущность, основные положения и направления квалиметрии.
2. Состав и сущность показателей качества.
3. Классификация и содержание показателей качества.
(1) Сущность, основные положения и направления квалиметрии.
Квалиметрия – это наука, предметом которой являются количественные методы оценки качества продукции, которая устанавливает качественные характеристики объекта
Термин впервые был упомянут в докладе Гличева в 1968, в 1971 квалиметрия была утверждена как наука.
Квалиметрия подразделяется на теоретическую и прикладную.
Теоретическая квалиметрия, абстрагируясь от конкретных объектов, обосновывает и разрабатывает принципы классификации, общие методы и специфические проблемы количественной оценки качества.
Основная задача прикладной квалиметрии – разработка методов количественной оценки качества, учитывающих специфику конкретных видов продукции.
Основными положениями квалиметрии являются следующие:
1. Любой продукт (услуга, процесс, система) характеризуется отдельными свойствами, под которыми понимаются объективные особенности продукции и которые могут проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Эти свойства могут быть сложными, то есть разделяемыми на простые, и простыми, которые при данном уровне знаний не разделяются на другие свойства.
2. Качество – это наиболее сложное свойство или совокупность свойств, определяющих меру полезности этой продукции для потребителя.
3. Качество представляется в виде иерархической структуры, на самом высоком уровне которой оно находится, а на самом низком уровне – отдельные простые свойства.
4. Отдельные свойства простые или сложные могут быть измерены или оценены в определенных единицах измерения. В результате чего определяются абсолютные значения показателей качества, под которыми понимаются количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
5. Установление абсолютных значений показателей качества может производиться:
· экспериментально методами метрологии с применением средств измерений;
· методами органолептики с использованием органов чувств человека для определения эргономических и эстетических свойств (вкуса, запаха, цвета, удобство пользования и т.д.);
· на основе построения аналитических моделей функционирования объекта и установления зависимостей между свойствами и показателями продукции.
6. Кроме абсолютного значения показателя каждое простое или сложное свойство может характеризоваться и относительным значением показателя, выявляющим степень его пригодности для использования по назначению или соотношением с аналогичным показателем другого продукта. Этот относительный показатель определяется сопоставлением абсолютного значения показателя с базовым значением, под которым понимается значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной ее оценке.
7. Наряду с абсолютным и относительным значениями показателей качества каждое простое или сложное свойство характеризуется также своей весомостью (важностью, значимостью) среди всех остальных свойств. А показатель качества характеризуется коэффициентом весомости, который является количественной характеристикой значимости данного показателя качества продукции среди других показателей.
8. Значение уровня качества может быть представлено как некоторая функция относительных значений показателей и коэффициентов весомости. Эта функция может выражать различные зависимости: средневзвешенные величины, полиномы, уравнения, неравенства и т.д. Кроме того эта функция может быть представлена не в скалярной, а в векторной форме.
Общий алгоритм количественной оценки качества представляется в виде следующей последовательности действий:
· построение иерархической структуры показателей качества;
· определение абсолютных значений показателей качества;
· определение базовых значений показателей качества;
· определение коэффициентов весомости показателей;
· определение значения комплексной количественной оценки качества.
Квалиметрия включает свой инструментарий, методы математического моделирования и математической статистики, а также методы исследования операций, распознавания образов, теорию графов, скалярную и векторную оптимизацию, методы и процедуры экспертных оценок и другие методы.
В силу интенсивного развития системного подхода к изучению и решению проблемы качества и широкого применения систем управления качеством продукции методы квалиметрии и их практическое использование приобрели большую распространенность и практическую значимость. В качестве объектов квалиметрии выступают теперь не только продукция, но и услуги (сервисные, образовательные, медицинские и т.п.), а также разнообразные процессы (производственные, технологические, трудовые и другие).
Данное обстоятельство свидетельствует о расширении первоначальных границ квалиметрии как науки.
(2) Состав и сущность показателей качества.
Показатели качества продукции непосредственно связаны с понятиями признака и параметра продукции.
Признак продукции – качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции.
Параметр продукции – это признак, количественно характеризующий любые свойства или состояния продукции.
Показатель, признак и параметр продукции являются применяемыми для оценки качества продукции формами более общего понятия (мера), являющегося конкретным выражением качественной и количественной сторон определенных объектов, предметов, услуг и процессов.
Мера – это такое единство количественной и качественной сторон объектов, в котором определенное качество необходимо связать с определенным количеством, то есть в котором качественная (квалитативная) и количественная (квантитативная) стороны соответствуют друг другу, при этом количественная величина объекта может изменяться, но только в определенных границах, характеризуемых качеством объекта.
Показатель качества продукции числено характеризует степень проявления определенного свойства, а его наименование характеризует само свойство. Численные значения могут выражаться как в размерных единицах (длины, скорости, массы, площади, времени и т.д.), так и в безразмерных величинах (коэффициент полезного действия, коэффициент ремонтной пригодности изделия, вероятностные показатели и т.д.).
Признак продукции носит больше качественный характер нежели параметр или показатель. Например, при контроле качества продукции широко используется так называемый альтернативный признак по которому вся продукция делится на две взаимоисключающие группы: годная и дефектная продукция. При этом под годной продукцией понимается продукция, удовлетворяющая всем установленным требованиям, а под дефектной понимается – несоответствие данной продукции установленным требованиям.
В настоящее время существует большое количество различных показателей, параметров и признаков качества, исходя из многообразия которых возникает необходимость их классификации с целью методического упорядочивания.
(3) Классификация и содержание показателей качества.