В Великую Отечественную войну участвовал в боевых походах на Черном море и основную часть здесь на Балтике. В должности штурмана подводной лодки, гвардейской подводной лодки в дальнейшем Эль 3 или она еще называлась Бронзовец.
За время восьми боевых походов нашей подводной лодки, торпедным и минным оружием было уничтожено 28 кораблей и судов противника. Это наибольшее количество уничтоженных кораблей и судов среди других советских подводных лодок всех флотов участвующих в войне.
Первый боевой поход нашей подводной лодки – 22 июня 1941 года, вышла из Либабы, а после восьмого боевого похода возвратилась уже в Торку, где мы временно базировались в конце апреля 1945 года.
Наибольший успех нашей подводной лодки – это бой 17 апреля 1945 года. Когда мы, будучи в восьмом боевом походе, в данценской бухте, это на южной части Балтийского моря, двумя торпедами потопили немецкий военный транспорт, на котором находилось свыше 7 тысяч человек. Уцелело только 195. Это судно, новейшее, немцы захватили в Норвегии в Осло в 1940 году. Переоборудовали в военный транспорт, приспособив его для нужд подводного флота, и зачислили его во вторую флотилию подводных войск.
В конце войны, в апреле 1945 года, когда наши войска гнали немцев на запад, немцы срочно эвакуировали из района Данцига, Кенинсберга и др. школу подводного плавания, около 600 пехотинцев-танкистов отставших от своего танкового корпуса.. Это была одновременная гибель более 7 тысяч человек, наибольшая за всю историю мировой войны. О чем пишет и наш историк Очкасов и немцы сами подтверждали. Мало того, в 1992 году немцы создали кинофильм о потоплении нашей подводной лодкой Гои и называется он «Бегство в смерть». Съемки производились и в Германии и в Ленинграде, у меня на квартире у наших членов экипажа, Булыгина и Евушкина, по архивным документам которые были предоставлены нашим главным штабом ….. В аннотации к этому фильму рассказано, что нашей советской подводной лодкой 17 апреля 1945 года было потоплено транспорт Гоя на котором находились свыше 7 тысяч человек, уцелело только 172 человека. Оказывается, пока они везли … некоторые просто скончались. Так что эта победа признается и самими немцами, ну и, тем более, нашими. За эту победу весь наш личный состав был награжден орденами и медалями, а командир подводной лодки Владимир Коновалов получил звание героя Советского Союза.
|
После войны, когда уже подводная лодка отслужила свой срок, а она вступила в строй военно-морского флота в 1933 году, боевую рубку этой подводной лодки установили в Либаве напротив штаба бригады подводных лодок как символ отваги и мужества Балтийских Подводников. Там же проводились и все праздничные мероприятия.
После того как наши войска покинули Прибалтику наша боевая рубка и боевая рубка Щ-307 Краснознаменный были доставлены плав-средствами Ленинградской базы в Москву к Поклонной Горе. Там эти рубки огневых заводов отремонтированы полностью, отреставрированы и установлены в парке Победы на Поклонной Горе в центральном музее Великой Отечественной Войны. Там они содержаться в отличном состоянии…
Из экипажа подводной лодки здесь в Санкт Петербурге осталось 3 человека: я – гвардии капитан первого ранга, штурман этой подводной лодки, наш доктор – Анатолий Булыгин гвардии полковник медицинской службы сейчас и Евушкин – старшина команды мотористов, которому исполнилось 91 год и четвертый член экипажа, он в Броннице живет Портнов старшина второй статьи, остальные уже умерли.
|
Уже после войны во Фрунзенском районе в 201 школе уже более 35 лет действует музей имени Героя Советского Союза Коновалова, командира нашего экипажа. Мы очень много там развесили бринтов, портреты всех наших членов экипажа. Этот музей считается одним из лучших, там очень много мероприятий проводится, в том числе и нашими оставшимися в живых членами экипажа, по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Я сам уже более 30 лет являюсь членом президиума объединенного совета ветеранов подводников военно-морского флота. Также активно учувствую в военно-патриотической работе в различных мероприятиях, в школах, колледжах и других подразделениях, где делюсь своим военным опытом.
Иногда спрашивают: «Как мы все-таки победили? наш Советский народ победил в этой страшной тяжелой войне? В том числе и подводные лодки..»
Мы, все ветераны считаем, что победило, прежде всего, чувство Советского патриотизма. Каждый из нас обязательно стремился участвовать в боевых походах подводных лодок. Даже бывали случаи, когда кого-то из членов не брали в очередной поход (болезнь), так со слезами на глазах этот член экипажа приходил и просил командир взять его в этот поход. И причем, в этих боевых походах люди были готовы в любой момент пойти на любой подвиг. Были такие случаи, когда от каких-то действий, поломок или неисправностей, приходилось исправлять почти чуть ли не на виду у противника и люди добровольно вызывались на эту помощь. Командир даже предупреждал, что возможно придется погрузиться, даже оставив их на плаву.
|
Эти чувства патриотизма: лютая ненависть к врагу давали величайший стимул для действий подводников, всегда верных своей клятве.
«Клятва
гвардейцев подводной лодки «Л-З»
Любимая Родина,
Слушай нас!
Клянемся тебе жестоко мстить фашистским мерзавцам за кровь и страдания, за горе и слезы наших отцов, матерей, и детей.
Клянемся настойчиво, без устали, днем и ночью искать и топить корабли врага, истреблять их до полной нашей победы.
Клянемся высоко держать гвардейское знамя, свято хранить и умножать военные традиции балтийцев!»
В годы блокады Ленинграда члены экипажа подводной лодки помогали жителям города переносить тяготы блокады.
Зимой 41-42 гг подводная лодка Л-З, получившая повреждения в боях, находилась на ремонте на Канонерском заводе в Ленинграде, а затем из-за ранних холодов была поставлена на боевое дежурство у Летнего сада.
«Ленинград предстал перед нами израненным, суровым, но непобедимым. Город подвергался постоянным бомбежкам и артобстрелам. Пылающие пожары в разных районах города, ограниченность движения городского транспорта, ночная темнота на проспектах и улицах, холод и голод превратили город-красавец во фронтовой город. Здесь проходила сплошная фронтовая полоса и велся непрерывный бой за жизнь Ленинграда, отражался всеми силами натиск врага».
В условиях блокадной зимы экипаж вынужден окончательный ремонт механизмов и приборов лодки взять на себя, ибо специалисты завода «Судомех» были уже физически не работоспособны…
На случай прорыва обороны Ленинграда гитлеровцами моряки-подводники должны были вступить в наземные бои. Стрелковая подготовка проходила на Марсовом поле, здесь мы учились стрелять, бросать гранаты, передвигаться в морозном снегу по-пластунски, вести штыковой бой.
Начало холодной зимы стало суровым испытанием на населения Ленинграда. 20 ноября в городе проведено пятое по счету снижение норм выдачи хлеба. На рабочую карточку теперь выдается 250, а на остальные – 150 г. хлеба в сутки. Транспорт города остановился, дома не отапливаются, холод - везде. Водопровод вышел из строя – замерз. Электроэнергии нет, в домах свет только от лучин и разных коптилок. Голод и холод стали массово косить ленинградцев. Комсомольцы экипажа Л-З решили оказывать помощь обессиленным жителям города. Организовали группы из состава Б4-5 для восстановления водопровода в домах, устраивали обогревательные печки, делились своим пайковым довольствием. С горечью помогали транспортировать умерших и замерзших людей.
Для подводников блокадная зима на «Иртыше» (плавбаза) была также голодной, но в тепле. Это помогало бороться со всеми трудностями.
Каждый день в осажденном Ленинграде гибли люди от холода, голода, бомбежек и артобстрелов. Но город и мы жили и боролись. Ленинград защищался и производил средства обороны; войска искали возможность прорыва к Большой земле.
В марте 1942 было много работы по очистке города от следов разрушений, снега, грязи… Вместе с горожанами в массовых субботниках по уборке города и очистке завалов участвовали и моряки, находившиеся в городе». (Из книги старшины I статьи, члена экипажа подводной лодки «Л-3» А.М. Елюшкина «Приказано быть подводником» С.-Петербург, 2004).