ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2018 – 2019 учебный год разработана в соответствии с ООП ДО с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» (научный руководитель Е.В.Соловьева) и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.
Цели и задачи Рабочей программы:
1 – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
- Обеспечивать охрану здоровья
- Способствовать физическому развитию
- Способствовать физиологическому развитию
2 – содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;
- Способствовать становлению деятельности
- Способствовать становлению сознания
- Закладывать основы личности
обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта
- Создавать условия для творческого самовыражения
Программные задачи по образовательным областям.
Социально-коммуникативное развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г. Стр. 56 – 60
Познавательное развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г. Стр. 76-77,82
|
Речевое развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г. Стр. 93 – 94
Художественно-эстетическое развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г. Стр. 102 – 103
Физическое развитие
См. в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» (С. Г. Якобсон Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,; науч. рук. Е. В. Соловьёва). — Москва, Просвещение, 2014г.Стр. 110
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников.
См. ОП «Радуга» - «Я сам!»– стр.29-33
Основные принципы.
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
|
Основные принципы дошкольного образования.
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с семьей.
6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Радуга»:
Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.
|
Принципы:
1. Принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
2. Принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
3. Решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;
4. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
5. Принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;
6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.
Планируемые результаты освоения Рабочей программы.
Планируемые результаты освоения РП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения освоения РП.
Возрастной портрет ребенка к концу средней группы:
• имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);
• владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;
• понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;
• познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках — книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов;
• самостоятелен и одновременно умеет обращаться ко взрослым за помощью;
• заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы;
• общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью моно-логической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, владеет навыками сотрудничества; владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно может изменять его;
•способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия;
• соблюдает общепринятые нормы и правила поведения — в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поли-клиника, транспорт и т. п.);
• имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном поведении;
интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, способен решать интеллектуальные задачи;
• инициативен в деятельности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
• имеет первичную целостную картину мира, представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; принадлежности других людей к определённому полу; культурных ценностях;
• обладает сформированными умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными, конструктивными и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;
• доброжелателен и спокоен, дружелюбен к другим людям и живым существам;
• осознаёт себя гражданином России;
• психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности;
• хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости;
• имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других;
• обладает живым воображением, способен к фантазии и творчеству в разных формах.
Особенности проведения педагогического мониторинга.
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач:
- индивидуализации образования (в т.ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:
- не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
-позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
- учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
- позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
- учитывает представленные в РП целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
В Программе «Радуга» в рамках речевого развития детей дошкольного возраста предусмотрена специальная работа по выявлению исходного уровня и динамики речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Изучение состояния речи детей проводится один раз в начале учебного года – с момента их прихода в группу в течение двух-трех недель.
Педагогическая диагностика проводится на основе предложенных в Программе «Радуга» методик речевого развития дошкольников, а также на основе наблюдений за детьми в повседневной жизни и бесед с родителями. В отдельных случаях (при необходимости) может проводиться психологическая диагностика детей. Она проводится педагогом-психологом и только с согласия родителей (законных представителей) детей.