ПЕЛЮШКА, ПОЛЕВОЙ ИЛИ СЕРЫЙ, ГОРОХ




Однолетнее бобовое растение, одна из лучших пожнивных культур в усло­виях Белоруссии. Вегетационный период ее 85-100 дней, укосная спелость 45-55 дней. Это дает возможность возделывать ее в север­ных районах, где вика не вызревает. Пелюшка не требовательна к почве, дает хорошие уро­жаи на подзолистых, легких песчаных, мало­плодородных землях, превышая урожай викл яровой. Зеленой массы можно получать до 300-350 ц/га. По кормовым качествам не­сколько уступает вике.

СУДАНСКАЯ ТРАВА

В нашей стране введена в культуру в 20-е годы. В диком состоянии про­израстает в Судане (Северная Африка), отку­да получила и свое название. В настоящее время суданская трава имеет широкое распро­странение в степных южных и юго-восточных районах Украины, в Курской и Воронежской областях, в Поволжье, в степных районах Се­верного Кавказа.

РАЙГРАС ОДНОЛЕТНИЙ

Исключительно скоро­спелая культура. Возделывать его можно на севере вплоть до Заполярья. По кормовым достоинствам не уступает другим травам. В 100 кг зеленой массы содержится 20 кормовых единиц. Сено его легко высыхает; стебли, тон­кие и нежные, хорошо поедаются животными. За лето может дать три укоса. Урожай сена достигает 50-60 ц/га. На семена созревает за 70-90 дней. После уборки на семена отраста­ет отава, которую используют на выпас или на силос. Райграс можно использовать как покровную для многолетних трав и как пожнив­ную культуру.

Грубые корма характеризуются сравнительно большим уровнем клетчатки и лигнина. Они богаты провитаминами, витаминами и другими биологически активными веществами. К грубым кормам относят сено, солому, мякину, веточный корм, стержни кукурузных початков, травяную муку и резку, сенную муку и резку, муку и крупку водорослевую и др.

Сено. Его получают из многолетних и однолетних бобовых и злаковых трав, а также из травостоя. Следует учитывать, что различные части растений имеют разную кормовую ценность. Листья, соцветия, верхние части стеблей - более ценны. В листьях содержится белковых и минеральных веществ в 2 раза, а каротина – в 10-15 раз больше, чем в стеблях, переваримость питательных веществ в них выше на 40%. Наиболее полноценно сено из разнотравья.

Солома. Влажность соломы должна быть 18-20%.

Сенаж. Это консервированные грубые корма, которые заготавливаются из трав, провяленных до влажности 40-60%. Травы подвяливают на солнце и сохраняют благодаря физической сухости исходного сырья и анаэробным условиям. При этом суммарные потери сухого вещества составляют в среднем около 12%. Это значительно меньше, чем при заготовке сена и силоса.

Веточный корм. Грубый корм из тонких побегов древесных пород: березы, осины, клена, липы, ясеня, ивы, вяза, тополя, лещины, хвойных и др. Он частично заменяет в рационе сено и солому. Хвою используют в основном для производства хвойной муки и витаминной пасты.

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа А-31 Номер урока  
Специальность-квалификация   1502000 «Агрономия»/ 150203 3 «Агроном»
Наименование модуля: ПМ 5 «Определение состояния производственных посевов и биологического урожая и учет в работе способов и сроков уборки урожая».
Тема урока:   «Однолетние травы на корм. Значение и биологические особенности. Значение в получении грубых кормов.»  
Дата:   «20» ноября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 302 аудитория
Цель урока: 1. Обеспечить усвоение знаний по теме многолетние травы на корм. Значение и биологические особенности. Значение в получении грубых кормов. 2. Развить представление о многолетних травах на корм. Значение и биологические особенности. Значение в получении грубых кормов. 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции
Ожидаемые результаты: 1. Уметь распознавать многолетние травы, их значение и биологические особенности. 2. На основе полученных знаний формируют представление о многолетних травах на корм. Значение и биологические особенности. Значение в получении грубых кормов. 3. Познакомятся со специальной терминологией.
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   Тетради, презентация Power point
Дополнительные источники (литература): 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г.
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна     Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru
               
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   пересказ прошлой темы отвечают на вопросы преподавателя   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока слушают цели урока   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу   отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности     тест демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям   тест
8. Информирование о домашнем задании   Конспект на тему «Многолетние травы на корм. Значение и биологические особенности. Значение в получении грубых кормов.» презентация   выполняют домашнее задание   тетрадь
9. Подведение итогов занятия   комментирование и выставление оценок   слушают поставленные оценки   журнал группы

 

Тема 12.3. Многолетние травы. Значение и биологические особенности.

Под биологическими особенностями многолетних трав следует понимать особенности их роста и развития, приспособления растений, которые позволяют им жить и размножаться в определенных условиях внешней среды. К биологическим особенностям относят способы питания, размножения, типы побегообразования, характер развития, отавность, продолжительность жизни.

Знание биологических особенностей многолетних трав имеет очень большое, основополагающее значение для луговодства. Эти знания необходимы для грамотного решения всех вопросов лугопастбищного хозяйства: улучшения кормовых угодий, создания сеяных сенокосов и пастбищ, организации рационального использования, технологии выращивания многолетних трав на корм и семена. Многолетние травы отличаются от однолетних растений, прежде всего, продолжительностью жизни: при благоприятных условиях могут жить неопределенно долго. Ежегодно созревшие надземные побеги отмирают, а подземные органы продолжают жить. Из почек возобновления подземных органов вырастают новые побеги. Жизнь многолетних трав продолжается в нескольких поколениях монокарпических побегов. Совокупность жизненных циклов таких побегов составляет жизненный цикл многолетних трав, которые являются поликарпическими растениями. Многолетние травы отличаются от однолетних и спецификой распределения продуктов фотосинтеза между отдельными органами растений. У однолетних растений все пластические вещества используются в основном для обеспечения семенного потомства. У многолетних трав отток запасных питательных веществ происходит в двух направлениях: для семенного возобновления к генеративным органам и в специальные органы запаса (чаще подземные) для вегетативного возобновления, а у некоторых трав и вегетативного размножения. Причем больше накапливается запасных питательных веществ в органах вегетативного возобновления, чем в семенах. Эта особенность распределения пластических веществ сформировалась у многолетних трав в процессе длительного эволюционного развития. Периодическая смена условий жизни многолетних трав от благоприятных к неблагоприятным ограничивала их семенное возобновление или даже исключала его совсем в экстремальных условиях, например, при коротком периоде вегетации растений. Это способствовало приспособлению для накопления питательных веществ в вегетативных органах, защищенных от действия неблагоприятных условий. Этому способствовали биологические и антропогенные факторы, то есть поедание трав животными и использование травостоев человеком для заготовки кормов. Многолетние травы в процессе роста и развития проходят ряд этапов, характеризующихся определенными физиологическими процессами, морфологическими изменениями и реакцией растений на условия внешней среды. У многолетних трав отмечают пять этапов: 1) зерновка (семя); 2) побег; 3) простой куст; 4) сложный куст; 5) клон.

Побег является основной морфологической единицей на всех этапах жизни многолетних трав. Растительным побегом называют однолетний неразветвлённый стебель растения с расположенными на нем органами. Вегетативный побег - это стебель с листьями и почками. Генеративный побег - стебель с листьями, почками, соцветием и плодами. Рост побега, появление зачатков основных его органов связаны с делением клеток образовательной ткани - меристемы. В процессе роста, деления и дифференциации клеток появляются зачатки будущих листьев и почек в виде бугорков, складок или валиков. Формируются узлы и междоузлия будущего побега, оформляются так называемые метамеры, на верхнем конце которых закладывается лист, а на нижнем почка. Почка - зачаточный побег, все части которого микроскопической величины с очень укороченными междоузлиями. У различных растений число зародышевых метамеров, закладываемых в точке роста, сильно изменчиво в зависимости от внешних условий и периода пребывания побега в вегетативной стадии. Профессор С.П. Смелов (1966) отметил, что заложение узлов и междоузлий (метамеров) с зачатками листьев и почек в точке роста протекает тем интенсивнее, чем благоприятнее внешние условия, и до тех пор, пока растение не начнет заложение соцветия, т.е. пока не начнется образование генеративных органов. В связи с этим мы наблюдаем побеги у многолетних трав с различным количеством узлов, междоузлий, листьев и почек в зависимости от наследственной основы растений, сроков сева и внешних условий. По данным С.П. Смелова (1966), побеги тимофеевки луговой, перезимовавшие, возникшие осенью предшествующего года, к моменту фазы цветения имели 14 метамеров, а побеги, возникшие из почек возобновления весной, - только 6 метамеров. Побеги некоторых многолетних трав могут находиться в вегетативной фазе и больше одного года, что даёт возможность растению формировать еще большее количество метамеров. Число заложенных метамеров имеет большое значение для продуктивности растения, так как оно влияет на количество листьев, создаваемых побегами, и на вегетативное возобновление в последующие годы. Медленное развитие многолетних трав в начальные периоды жизни, вероятно, связано с приспособлением растений в процессе эволюции в борьбе за долголетие, выживаемость и возобновление особей. Сформированные почки служат для возобновления особей в последующие годы, а для некоторых растений, например, корневищных - и для вегетативного размножения. Знание этих особенностей многолетних трав помогает выбрать рациональные сроки и способы посева, технологию возделывания, обращая особое внимание на начальные периоды жизни растений, создавая благоприятные условия увлажнения, освещения и питания.

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа А-31 Номер урока  
Специальность-квалификация   1502000 «Агрономия»/ 150203 3 «Агроном»
Наименование модуля: ПМ 5 «Определение состояния производственных посевов и биологического урожая и учет в работе способов и сроков уборки урожая».
Тема урока:   «Значение в получении грубых кормов.»  
Дата:   «25» ноября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 302 аудитория
Цель урока: 1. Обеспечить усвоение знаний по теме значение в получении грубых кормов. 2. Развить представление о грубых кормах 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции
Ожидаемые результаты: 1. Уметь распознавать грубые корма 2. На основе полученных знаний формируют представление о грубых кормах. 3. Познакомятся со специальной терминологией.
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   Тетради, презентация Power point
Дополнительные источники (литература): 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г.
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна   Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru
               
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   пересказ прошлой темы отвечают на вопросы преподавателя   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока слушают цели урока   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу   отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности     тест демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям   тест
8. Информирование о домашнем задании   Конспект на тему «Значение в получении грубых кормов.» презентация   выполняют домашнее задание   тетрадь
9. Подведение итогов занятия   комментирование и выставление оценок   слушают поставленные оценки   журнал группы

 

 

Тема 12.4. Значение в получении грубых кормов.

Грубые корма содержат не более 22 % влаги и 0,65 к. ед. в 1 кг сухого вещества. К грубым кормам относят сено, солому, отходы переработки зерновых, масличных, лубяных и других технических культур.

Значение грубых кормов в питании различных сельскохозяйственных животных неодинаково. Грубые корма наиболее полно используются жвачными животными. Это обусловлено особенностями строения их пищеварительных органов. В небольших дозах грубые корма дают также свиньям и птице. Они содержат большое количество труднопереваримой клетчатки (до 40 %), вследствие чего без предварительной подготовки плохо поедаются животными. Для повышения поедаемости их подвергают механической и тепловой обработке.

Биологические и химические способы обработки грубых кормов позволяют повысить не только поедаемость, но также переваримость и питательность.

Сено хорошего качества коровам и овцам можно скармливать без подготовки, но механизация раздачи кормов требует его измельчения.

Солома, сено низкого качества и другие грубые корма подвергают измельчению с целью повышения поедаемости и создания условий, необходимых для осуществления последующих технологических операций.

Поедаемость соломы жвачными выше при условии ее расщепления вдоль волокон при длине частиц не менее 10... 15 мм, т. е. при получении продукта мякинообразного вида. Более сильное измельчение соломы, в частности в муку, вредно, так как переваримость ее жвачными животными не увеличивается, а жирность молока снижается.

Измельченные грубые корма имеют удовлетворительную сыпучесть, их удобно загружать и выгружать из запарников, вести дальнейшую обработку, смешивать с другими компонентами.

При измельчении соломы и сена размер резки должен быть для крупного рогатого скота 40...50 мм, лошадей — 30...40 мм, овец — 20...30 мм. Более мелкую резку (6... 10 мм) готовят, если в дальнейшем ее смешивают с сочными кормами. При измельчении грубостебельных кормов (полынь и др.) для каракульских овец длина частиц должна быть 3...9 мм.

При производстве травяной муки для свиней и птицы высушенную траву подвергают измельчению до размеров частиц около 1 мм.

В целях повышения эффективности использования питательных веществ грубых кормов соломенную или сенную резку смешивают с другими видами кормов (корнеплоды, силос, концентраты, кормовые дрожжи и др.).

К сочным кормам относят корнеплоды, картофель, зеленый корм, силос, плоды бахчевых культур, свежую капусту, водоросли. Корнеплоды и картофель подвергают мойке, резке и смешиванию. Корнеплоды рекомендуется скармливать коровам в цельном виде (кроме мелких), а свиньям и птице — в измельченном. Толщина резки корнеплодов при скармливании крупному рогатому скоту кормосмесей не должна превышать 10... 15 мм, телятам — 5...10, свиньям — 5...10, птице — 3...4 мм.

Фактическая загрязненность корнеклубнеплодов может достигать 12...20 %, после мойки она не должна превышать 2 %.

Картофель скармливают крупному рогатому скоту сырым в измельченном виде, а свиньям — вареным в виде смеси с концентратами и травяной мукой. Вареный картофель перед скармливанием мнут на картофелемялке. Размеры неразрушенных частиц не должны превышать 10 мм, и число таких частиц допускается не более 5 % общей массы.
Во избежание порчи все корнеклубнеплоды требуется готовить непосредственно перед скармливанием (не ранее чем за 2 ч).

При приготовлении комбинированного силоса для свиней и птицы корнеплоды и картофель силосуют в смеси с измельченными зелеными кормами и травяной мукой. При этом картофель, как правило, предварительно варят и мнут. Если же его силосуют в сыром виде, то измельчают на частицы толщиной не более 5...7 мм. Для скармливания поросятам корнеплоды и силос очень сильно измельчают —до получения пасты.

Кормление коров в личном хозяйстве несколько отличается от кормления их на общественных фермах. Кормят тем, что более доступно. Вот примерный зимний рацион коровы с удоем 12 л в сутки (кг): сено луговое – 8, солома яровая – 4, силос из разнотравья – 5, картофель – 4, свекла кормовая – 3, морковь красная кормовая – 2, пищевые отходы – 8, хлебные остатки – 0,5, отруби пшеничные – 1. К этому рациону добавляют соль – 70 г. Летом корове, которая весит 450-500 кг, с тем же удоем, полагается около 50 кг зеленых кормов. Более чем полцентнера травы за день корове не съесть, так что, если удои выше 12 л, надо подкармливать чем-то другим, например пищевыми отходами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: