Раздел 11. Механизация и электрификация сельского хозяйства.
Тема 11.1. Введение в специальность
Механизация сельского хозяйства – замена ручного труда машинным; внедрение машин и орудий в сельскохозяйственное производство. Механизация сельского хозяйства имеет огромное народно-хозяйственное значение, так как повышает производительность труда, снижает себестоимость продукции, сокращает сроки выполнения работ, избавляет человека от тяжелых, трудоемких и утомительных работ. С механизацией сельского хозяйства неразрывно связан процесс повышения культуры сельскохозяйственного производства – применение новейших достижений науки и техники, освоение прогрессивной технологии, дальнейшая интенсификация сельского хозяйства, осуществление крупных работ по мелиорации земельных угодий и химизации сельскохозяйственного производства. Техника – наиболее активная часть средств производства; она имеет исключительное значение в создании материально-технической базы сельского хозяйства.
Объектами механизации сельскохозяйственного производства являются рабочие процессы: в земледелии – осушение и орошение земель, культурно-технические работы, обработка почвы (вспашка, лущение, боронование, дискование, культивация, прикатывание), посев (посадка), обработка междурядий, внесение удобрений, борьба с болезнями и вредителями культурных растений и сорняками, уборка, очистка и сортирование зерна, заготовка кормов; на животноводческих фермах – подготовка кормов к скармливанию, раздача кормов, очистка помещений от навоза, поение скота и птицы, доение коров, стрижка овец; в подсобных предприятиях – ремонт сельскохозяйственной техники, переработка продуктов сельскохозяйственного производства.
|
Эффективность механизации сельскохозяйственного производства очень велика. Так, переход с живого тягла на механическую тягу позволил повысить производительность труда на пахоте в 9 раз, на бороновании, культивации и посеве – в 18 раз, на уборке и молотьбе зерновых культур – в 44 раза. Применение электродойки снижает затраты труда на 67%, а эксплуатационные расходы на 34%. Механизированное водоснабжение животноводческих ферм по сравнению с конно-ручным сокращает затраты труда на 96% и эксплуатационные расходы – на 90%. Еще больший эффект получается при комплексной механизации сельского хозяйства с применением электроэнергии.
Техническое оснащение сельского хозяйства способствует увеличению валовой продукции при одновременном сокращении числа работающих в сельском хозяйстве более чем вдвое.
Устройство и технологический процесс вентиляторных опрыскивателей
Базовыми составными частями опрыскивателя являются: бак, насос, пульт управления, силовой агрегат, универсальное вентиляторное устройство, карданная передача и рама.
Привод опрыскивателя осуществляется от вала отбора мощности трактора.
Вращение рабочему колесу вентилятора передается от вала отбора мощности трактора через валы карданной передачи и валы силового агрегата. Центробежная муфта, встроенная в колесо вентилятора, предохраняет механические передачи от перегрузки в момент пуска и остановки вентилятора. При вращении колеса, вентилятор засасывает воздух из окружающего пространства и подает в распыливающие сопла.
|
Коленчатый вал насоса получает вращение от вала силового агрегата посредством цепной передачи.
Насос засасывает рабочую жидкость из бака через фильтр и подает ее к пульту управления. От пульта управления жидкость попадает к распыливающему соплу, установленному на вентиляторе, распыливается воздухом на капли и транспортируется воздушной струей на обрабатываемые культуры.
Необходимое рабочее давление устанавливается рабочим клапаном пульта управления и контролируется по манометру разделительно-демпферного устройства.
Требуемый расход жидкости через распылители регулируются дозатором. Избыток жидкости от пульта управления по рукаву через переключатель переливается обратно в бак.
Часть рабочей жидкости от пульта управления по рукаву подается к гидравлической мешалке, во фланец которой вмонтирован предохранительный клапан.
Заправка опрыскивателя подвозными заправочными средствами осуществляется через горловину бака, в которой размещен заливной фильтр.
Если заправочные средства отсутствуют, то заправка опрыскивателя осуществляется при помощи собственного заправочного устройства эжекторного типа.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | |||||||
Курс | Группа | А-31 | Номер урока | ||||
Специальность-квалификация | 1502033 «Агрономия»/ 151305 3 «Агроном» | ||||||
Наименование модуля: | ПМ 5 «Определение состояния производственных посевов и биологического урожая и учет в работе способов и сроков уборки урожая». | ||||||
Тема урока: | «Классификация тракторов, автомобилей, средств малой механизации, прицепов и полуприцепов.» | ||||||
Дата: | «02» ноября 2019 г. | Продолжительность: | 90 мин | ||||
Место проведения: | КСХК 301 аудитория | ||||||
Цель урока: | 1. Дать понятие о классификации тракторов, автомобилей, средств малой механизации, прицепов и полуприцепов 2. Развить знание о классификации тракторов, автомобилей, средств малой механизации, прицепов и полуприцепов 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии. | ||||||
Задачи урока: | В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции | ||||||
Ожидаемые результаты: | 1. Усвоят знания о классификации тракторов, автомобилей, средств малой механизации, прицепов и полуприцепов 2. На основе полученных знаний формируют представление о классификации тракторов, автомобилей, средств малой механизации, прицепов и полуприцепов 3. Познакомятся со специальной терминологией. | ||||||
Тип урока: | комбинированный | ||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | |||||||
разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка | |||||||
Необходимое оборудование и приборы: | Тетради, презентация Power point | ||||||
Дополнительные источники (литература): | 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г. | ||||||
Контактная информация преподавателя: | |||||||
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна | Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru | ||||||
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (минуты) | Действия преподавателя | Действия слушателей | Учебные ресурсы и материалы |
1. Организационный этап | приветствие студентов, отметка отсутствующих | приветствие преподавателя | журнал группы | |
2. Проверка выполнения домашнего задания | метод фронтального опроса | отвечают на вопросы преподавателя | тетрадь, конспект | |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | объяснить цель урока | слушают цели урока | тетрадь | |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | изложение в доступной форме нового материала | конспектируют новый материал | лекция, тетрадь | |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | наводящие вопросы по новому материалу | отвечают на наводящие вопросы | устно | |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | тест | демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям | тест | |
7. Информирование о домашнем задании | Конспект на тему «Классификация тракторов, автомобилей, средств малой механизации, прицепов и полуприцепов.» | выполняют домашнее задание | тетрадь | |
8. Подведение итогов занятия и рефлексия | комментирование и выставление оценок | слушают выставленные оценки | журнал группы |
|
Тема11.2. Классификация тракторов, автомобилей, средств малой механизации, прицепов и полуприцепов.
Автомобилем называется колесная безрельсовая транспортная машина с автономным двигателем (т. е. с запасом энергии, находящемся на самом автомобиле).
Современные автомобили в зависимости от назначения, конструктивного выполнения и приспособляемости к дорожным условиям можно классифицировать по различным признакам.
По назначению автомобили подразделяются на транспортные и специальные.
Транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров и в зависимости от выполняемых перевозок могут быть грузовые и пассажирские.
Грузовые автомобили разделяются на автомобили общего назначения и специализированные; первые имеют платформу с бортами, а вторые оборудованы специальным кузовом для перевозки строительных материалов, продуктов питания, жидкости и др. Основным показателем грузовых автомобилей является их номинальная грузоподъемность.
Автомобили, приспособленные для буксирования прицепов и полуприцепов, называются автомобилями-тягачами. Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль вместе с одним или несколькими прицепами образует автопоезд,
В зависимости от приспособляемости к дорожным условиям различают автомобили нормальной (обычной) и повышенной проходимости. Первые имеют привод на одну ось, вторые — на две или три оси, что позволяет им преодолевать бездорожье или плохие участки дороги.
По типу двигателя наибольшее распространение получили автомобили с карбюраторными и дизельными двигателями внутреннего сгорания.
По типу несущего элемента автомобили можно разделить на рамные (грузовые автомобили) и безрамные (ряд легковых автомобилей и автобусов).
Модель отечественного автомобиля состоит из марки (букв, обозначающих завод-изготовитель) и цифр, присваиваемых каждой модели. Например, Горьковский автомобильный завод—-ГАЗ, Минский автомобильный завод — МАЗ и т. д.
Когда на автомобильном заводе выпускают несколько автомобилей, собираемых в основном из одинаковых агрегатов, то модель автомобиля, выпускаемая в наибольшем количестве, называется базовой. Другие модели, отличающиеся от базовой установкой специальных кузовов, а иногда и величиной базы (расстоянием между осями колес), называются модификациями. Модификациям дается свое обозначение.
В обозначении базовой модели первая цифра указывает класс автомобиля, вторая— его тип, а третья и четвертая — порядковый номер. Например, КамАЭ-5320 означает: — автомобиль большой грузоподъемности; — бортовой грузовой автомобиль; 20 — порядковый номер модели.
Для обозначения модификаций применяются пяти- и шестизначные цифры. Например, модификация грузового автомобиля КамАЗ-5320 обозначается КамАЗ-53202.
Трактором называется колесная или гусеничная самоходная машина, Предназначенная для передвижения и совместной работы с прицепными или навесными дорожными, сельскохозяйственными и другими машинами и орудиями.
Тракторы эксплуатируются во всех отраслях народного хозяйства, выполняя самые разнообразные работы в различных условиях. Универсальные машины, одинаково хорошо и экономично работающие во всех многообразных условиях, создать практически невозможно. Поэтому в нашей стране создан типаж тракторов.
Типажом называется совокупность типов и моделей с указанием их основных качественных показателей. Типаж тракторного парка страны включает все модели тракторов, находящиеся в эксплуатации и выпускаемые заводами.
Классом в типаже называют совокупность моделей, имеющих одинаковые основные классификационные параметры. Моделью принято называть конкретную конструкцию трактора. Базовой моделью называют наиболее распространенный вид трактора в данном классе. Модификация — модель, относящаяся к тому же классу, что и базовая машина, и полностью унифицированная с ней. Модификация имеет отличающуюся от базовой машины компоновку или оснащается дополнительными механизмами.
В типаже тракторного парка каждый класс трактора представлен обычно не менее чем двумя моделями: одной — выпускаемой и второй — уже снятой с производства, но еще эксплуатирующейся в народном хозяйстве.
В настоящее время в СССР и странах СЭВ за основной классификационный параметр принято номинальное тяговое усилие на крюке. Кроме того, классификация проводится и по другим признакам: назначению, конструкции ходовой части, типам остова, двигателя и трансмиссии. По величине номинального тягового усилия (выраженного в тоннах) тракторы делятся на классов: 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 15, 25 и 35 т и ряд модификаций.
В процессе реализации типажа были поставлены на производство и подготовлены к выпуску новые модели тракторов, соответствующие мировому уровню развития техники и применяемые в строительстве и эксплуатации шоссейных дорог: колесные МТЗ-80 и его модификации класса 1,4 тс, Т-150К класса тс, К-701 класса тс и др.; гусеничные— ДТ-75М, Т-150 и их модификации класса тс; Т-100М и Т-130 класса тс; ДЭТ-250М класса 25 тс и др.