II. Определение ведущей ноги.




1.Испытуемого просят закинуть ногу на ногу. Сверху чаще всего оказывается ведущая нога (правая - 1 балл; левая - 0).

2.Испытуемому предлагают попасть мячом в цель ударом по мячу правой и левой ногой. Функционально преобладающая нога производит более точные движения (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя – 0;
асимметрии нет - 1).

3.Испытуемого просят сделать десять шагов с места. Рулеткой измеряют длину шагов, сделанных правой и левой ногой, и вычисляют среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя -0
асимметрии нет - 1).

 

III. Определение ведущего глаза.

1.Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.

2.Испытуемому предлагают посмотреть в «подзорную трубу». Руки подносятся обычно к ведущему глазу.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

Тема: Индивидуальный профиль асим­метрии.

Цель: доказать наличие у человека функциональной асимметрии мозга. Определить индивидуальный профиль асимметрии.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: механические часы, мяч, рулетка, плотный лист бумаги.

 

Вопросы для повторения:

1. Определите основные зоны чувствительности коры головного мозга.

2.Дайте сравнительную характеристику условных и безусловных рефлексов.

 

Ход работы

Испытуемые выполняют задания, а экспериментатор подсчитывает количество баллов за каждое из них.

 

I. Определение ведущей руки

1.Испытуемого просят быстро, не задумываясь, перекре­стить пальцы обеих рук. Сверху оказывается палец веду­щей руки (сверху правая рука - 1 балл; левая - 0).

2.Испытуемого просят скрестить руки (встать в позу Наполеона). Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки (правая - 1 балл; левая - 0).

3.Испытуемого просят завести часы. Ведущая рука выполняет активные точно дозируемые движения, с помощью которой производится завод часов. Неведущая рука фиксирует часы (часы фиксирует правая рука - 0 баллов; левая – 1).

4.Испытуемым предлагают провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведенных ведущей рукой, гораздо больше, чем линий, проведенных неведущей рукой (правосторонняя асимметрия - 2 балла, левосторонняя - 0; асимметрии нет - 1).

II. Определение ведущей ноги.

1.Испытуемого просят закинуть ногу на ногу. Сверху чаще всего оказывается ведущая нога (правая - 1 балл; левая - 0).

2.Испытуемому предлагают попасть мячом в цель ударом по мячу правой и левой ногой. Функционально преобладающая нога производит более точные движения (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя – 0;
асимметрии нет - 1).

3.Испытуемого просят сделать десять шагов с места. Рулеткой измеряют длину шагов, сделанных правой и левой ногой, и вычисляют среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя -0
асимметрии нет - 1).

 

III. Определение ведущего глаза.

1.Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.

2.Испытуемому предлагают посмотреть в «подзорную трубу». Руки подносятся обычно к ведущему глазу.

3.В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре в вырезают отверстие 1x1 см, экспериментатор держит этот лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый, глядя в отверстие, фиксирует предмет, находящийся в 2-3 м от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.

Если во всех заданиях ведущим был правый глаз - 2 балла; левый - 0; если в одном - правый глаз, а в другом - левый - 1 балл.

 

IV. Определение ведущего уха.

1.Экспериментатор говорит испытуемому шепотом не­большие фразы. При равенстве остроты слуха испытуе­мый подставляет к говорящему ведущее ухо, т.е. ухо, ко­торым легче и быстрее осознается услышанное.

2.Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз, и одинаково ли слы­шит тиканье разными ушами.

Если в обоих заданиях ведущее ухо правое - 4 балла; левое - 0; если в одном из заданий - правое ухо, а в дру­гом - левое - 2 балла.

 

Форма отчетности

Экспериментатор складывает все полученные баллы и сравнивает их с табличными.

 

Таблица

 

Асимметрия мозга

 

Количество баллов Проявление асимметрии у человека
  «чистый правша»
  «чистый левша»
Меньше 16, но больше 0   если 1 задание 5 баллов если 1 задание 0 баллов если 1-4 балла Амбидекстры либо со смешанным профилем асимметрии Праворукий профиль асимметрии Леворукий профиль асимметрии Амбидекстр

 

Подсчитайте процент леворуких, праворуких, правшей, левшей и амбидекстров в вашей группе.

 

Контрольные вопросы:

1.Сформулируйте рекомендации по организации режима дня дошкольника или школьника (возраст – по выбору студента).

 

 


3.В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре в вырезают отверстие 1x1 см, экспериментатор держит этот лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый, глядя в отверстие, фиксирует предмет, находящийся в 2-3 м от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.

Если во всех заданиях ведущим был правый глаз - 2 балла; левый - 0; если в одном - правый глаз, а в другом - левый - 1 балл.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: