1.Испытуемого просят закинуть ногу на ногу. Сверху чаще всего оказывается ведущая нога (правая - 1 балл; левая - 0).
2.Испытуемому предлагают попасть мячом в цель ударом по мячу правой и левой ногой. Функционально преобладающая нога производит более точные движения (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя – 0;
асимметрии нет - 1).
3.Испытуемого просят сделать десять шагов с места. Рулеткой измеряют длину шагов, сделанных правой и левой ногой, и вычисляют среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя -0
асимметрии нет - 1).
III. Определение ведущего глаза.
1.Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.
2.Испытуемому предлагают посмотреть в «подзорную трубу». Руки подносятся обычно к ведущему глазу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
Тема: Индивидуальный профиль асимметрии.
Цель: доказать наличие у человека функциональной асимметрии мозга. Определить индивидуальный профиль асимметрии.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: механические часы, мяч, рулетка, плотный лист бумаги.
Вопросы для повторения:
1. Определите основные зоны чувствительности коры головного мозга.
2.Дайте сравнительную характеристику условных и безусловных рефлексов.
Ход работы
Испытуемые выполняют задания, а экспериментатор подсчитывает количество баллов за каждое из них.
I. Определение ведущей руки
1.Испытуемого просят быстро, не задумываясь, перекрестить пальцы обеих рук. Сверху оказывается палец ведущей руки (сверху правая рука - 1 балл; левая - 0).
2.Испытуемого просят скрестить руки (встать в позу Наполеона). Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки (правая - 1 балл; левая - 0).
|
3.Испытуемого просят завести часы. Ведущая рука выполняет активные точно дозируемые движения, с помощью которой производится завод часов. Неведущая рука фиксирует часы (часы фиксирует правая рука - 0 баллов; левая – 1).
4.Испытуемым предлагают провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведенных ведущей рукой, гораздо больше, чем линий, проведенных неведущей рукой (правосторонняя асимметрия - 2 балла, левосторонняя - 0; асимметрии нет - 1).
II. Определение ведущей ноги.
1.Испытуемого просят закинуть ногу на ногу. Сверху чаще всего оказывается ведущая нога (правая - 1 балл; левая - 0).
2.Испытуемому предлагают попасть мячом в цель ударом по мячу правой и левой ногой. Функционально преобладающая нога производит более точные движения (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя – 0;
асимметрии нет - 1).
3.Испытуемого просят сделать десять шагов с места. Рулеткой измеряют длину шагов, сделанных правой и левой ногой, и вычисляют среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя -0
асимметрии нет - 1).
III. Определение ведущего глаза.
1.Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.
|
2.Испытуемому предлагают посмотреть в «подзорную трубу». Руки подносятся обычно к ведущему глазу.
3.В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре в вырезают отверстие 1x1 см, экспериментатор держит этот лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый, глядя в отверстие, фиксирует предмет, находящийся в 2-3 м от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.
Если во всех заданиях ведущим был правый глаз - 2 балла; левый - 0; если в одном - правый глаз, а в другом - левый - 1 балл.
IV. Определение ведущего уха.
1.Экспериментатор говорит испытуемому шепотом небольшие фразы. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, т.е. ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное.
2.Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз, и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.
Если в обоих заданиях ведущее ухо правое - 4 балла; левое - 0; если в одном из заданий - правое ухо, а в другом - левое - 2 балла.
Форма отчетности
Экспериментатор складывает все полученные баллы и сравнивает их с табличными.
Таблица
Асимметрия мозга
Количество баллов | Проявление асимметрии у человека |
«чистый правша» | |
«чистый левша» | |
Меньше 16, но больше 0 если 1 задание 5 баллов если 1 задание 0 баллов если 1-4 балла | Амбидекстры либо со смешанным профилем асимметрии Праворукий профиль асимметрии Леворукий профиль асимметрии Амбидекстр |
Подсчитайте процент леворуких, праворуких, правшей, левшей и амбидекстров в вашей группе.
Контрольные вопросы:
1.Сформулируйте рекомендации по организации режима дня дошкольника или школьника (возраст – по выбору студента).
3.В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре в вырезают отверстие 1x1 см, экспериментатор держит этот лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый, глядя в отверстие, фиксирует предмет, находящийся в 2-3 м от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.
Если во всех заданиях ведущим был правый глаз - 2 балла; левый - 0; если в одном - правый глаз, а в другом - левый - 1 балл.