Минимального давления крови для учащихся
Возраст, лет | Мальчики (юноши) | Девочки (девушки) |
7-8 | 88/52 | 87/52 |
9-10 | 91/54 | 89/53 |
11-12 | 103/60 | 94/60 |
13-14 | 108/61 | 106/62 |
112/66 | 111/67 | |
113/70 | 111/68 | |
114/71 | 112/69 | |
116/72 | 113/71 |
Как можно объяснить некоторое несоответствие?
Контрольные вопросы:
1. Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление?
2. В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?
3.Вы хорошо знаете о давлении в большом круге кровообращения, а каково давление крови в малом (легочном) круге?
Практическая работа № 16
Тема: Частота сердечных сокращений.
Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: отсутствуют.
Вопросы для повторения:
1.Дать определение пульса.
2.Дать определение артериального давления.
Ход работы
1.Измерьте пульс в состоянии покоя (проделайте это 5-6 раз и найдите среднее арифметическое значение). Результат зафиксируйте.
2.Сделайте 20 приседаний в среднем ритме. Быстро сядьте на стул и подсчитайте число пульсовых ударов за 10 с сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 с. Все результаты занесите в таблицу.
Динамика восстановления ЧСС
Пульс сразу после работы | Пульс через интервалы, с | ||||||
Форма отчетности
На основании полученных данных постройте график. На оси абсцисс отложите время, на оси ординат – ЧСС. Найдите на графике среднее значение ЧСС в состоянии покоя и через это место проведите горизонтальную линию, параллельную оси абсцисс. Определите, во сколько раз увеличится частота сердечных сокращений после 20 приседаний. Определите по графику, за какое времени ЧСС возвращается к норме.
|
Оценка результатов
Если частота сердечных сокращений увеличивается на 30% и меньше – хорошо; если частота сердечных сокращений растет больше чем на 30% - плохо, сказывается недостаточная тренированность. Если ЧСС возвращается к норме за 2 мин и меньше – прекрасно, если за время от 2 до 3 мин – удовлетворительно, если свыше 3 мин – следует заняться собой.
Контрольные вопросы:
1.Сформулируйте рекомендации по профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы.
2.Подберите упражнения, укрепляющие кровеносные сосуды.
Практическая работа № 16
Тема: Частота сердечных сокращений.
Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: отсутствуют.
Вопросы для повторения:
1.Дать определение пульса.
2.Дать определение артериального давления.
Ход работы
1.Измерьте пульс в состоянии покоя (проделайте это 5-6 раз и найдите среднее арифметическое значение). Результат зафиксируйте.
2.Сделайте 20 приседаний в среднем ритме. Быстро сядьте на стул и подсчитайте число пульсовых ударов за 10 с сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 с. Все результаты занесите в таблицу.
Динамика восстановления ЧСС
Пульс сразу после работы | Пульс через интервалы, с | ||||||
Форма отчетности
|
На основании полученных данных постройте график. На оси абсцисс отложите время, на оси ординат – ЧСС. Найдите на графике среднее значение ЧСС в состоянии покоя и через это место проведите горизонтальную линию, параллельную оси абсцисс. Определите, во сколько раз увеличится частота сердечных сокращений после 20 приседаний. Определите по графику, за какое времени ЧСС возвращается к норме.
Оценка результатов
Если частота сердечных сокращений увеличивается на 30% и меньше – хорошо; если частота сердечных сокращений растет больше чем на 30% - плохо, сказывается недостаточная тренированность. Если ЧСС возвращается к норме за 2 мин и меньше – прекрасно, если за время от 2 до 3 мин – удовлетворительно, если свыше 3 мин – следует заняться собой.
Контрольные вопросы:
1.Сформулируйте рекомендации по профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы.
2.Подберите упражнения, укрепляющие кровеносные сосуды.
Практическая РАБОТА № 17
Тема: Проба Руфье-Диксона.
Цель работы: познакомиться с наиболее объективной формой контроля за работоспособностью.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: секундомер (или часы с секундной стрелкой).
Вопросы для повторения:
1.Что такое работоспособность.
2.Перечислить виды работоспособности.
3.Перечислить факторы, влияющие на работоспособность.
Ход работы
1.Лежа на спине, испытуемый подсчитывает пульс за 15 с (P1).
2.Затем встает и делает 30 приседаний в течение 45 с, а потом снова за 15 с в положении лежа подсчитывает пульс (Р2).
|
3.Последний подсчет пульса испытуемый делает за последние 15 с первой минуты восстановительного периода (Р3). Эту же работу повторяет и следующий испытуемый.
Рассчитайте работоспособность по формуле.
Формула расчета работоспособности (проба Руфье-Диксона) |
Оценка результатов
Проанализируйте результаты пробы по оценочной шкале.
Значения пробы Руфье-Диксона | Состояние работоспособности |
0-3 | Хорошее |
3-6 | Среднее |
6-8 | Удовлетворительное |
Более 8 | Плохое |
Форма отчетности
Сравните полученные результаты пробы Руфье-Диксона участников вашей группы и сделайте выводы об их работоспособности.
Контрольные вопросы:
1.Почему тяжелые физические нагрузки не рекомендуют проводить сразу после сна?
2.Перед спортивным соревнованием рекомендуется разминка. В чем ее смысл?
VII. Раздел «Обмен веществ и энергии».
Практическая РАБОТА № 18
Тема: Обмен энергии.
Цель: научиться рассчитывать возможные энергозатраты при физических нагрузках.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: отсутствуют.
Вопросы для повторения:
1.Дайте определение понятий ассимиляция и диссимиляция.
2.Объясните понятие «энергоемкость».
Ход работы
Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки (15 приседаний). Формула позволяет установить энергозатраты, совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС).
Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке |
Пример.
Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин:
Q = 2,09 (0,2 -120 - 11,3) = 2,09 (24 - 11,3) = 26,5 кДж/мин.
Ответ: за 30 мин израсходовано 795 кДж энергии.
Ход работы
Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, при частоте сердечных сокращений 130 ударов в минуту.
Форма отчетности
На основании полученного результата сделайте вывод о зависимости количества затраченной энергии от частоты сердцебиения.
Контрольные вопросы:
1. Назовите стадии обмена веществ.
2.Составте суточный рацион питания дошкольника или учащегося (возраст по выбору студента).
Список литературы
1. Санин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. Учебное пособие для студентов. – М., 1997.
2. Санин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М., 1995.
3. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 1999.
4. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. – М., 1992.
5. Матюшонок М.Т. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста. – М., 1980.
6. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 1990.
7. Лаптев А.П., Полявский С.А. Гигиена. Учебник для ВУЗов. – М., 1990.
8. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьника.
9. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. – М., 1993.
10. Ващенко О.Л. Биология. Человек. – Волгоград, 2008.