Средние показатели максимального и




Минимального давления крови для учащихся

 

Возраст, лет Мальчики (юноши) Девочки (девушки)
7-8 88/52 87/52
9-10 91/54 89/53
11-12 103/60 94/60
13-14 108/61 106/62
  112/66 111/67
  113/70 111/68
  114/71 112/69
  116/72 113/71

 

Как можно объяснить некоторое несоответствие?

 

Контрольные вопросы:

1. Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление?

2. В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?

3.Вы хорошо знаете о давлении в большом круге кровообращения, а каково давление крови в малом (легочном) круге?

 

Практическая работа № 16

 

Тема: Частота сердечных сокращений.

Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: отсутствуют.

 

Вопросы для повторения:

1.Дать определение пульса.

2.Дать определение артериального давления.

Ход работы

 

1.Измерьте пульс в состоянии покоя (проделайте это 5-6 раз и найдите среднее арифметическое значение). Результат зафиксируйте.

 

2.Сделайте 20 приседаний в среднем ритме. Быстро сядьте на стул и подсчитайте число пульсовых ударов за 10 с сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 с. Все результаты занесите в таблицу.

 

Динамика восстановления ЧСС

 

Пульс сразу после работы Пульс через интервалы, с
             
               

 

Форма отчетности

На основании полученных данных постройте график. На оси абсцисс отложите время, на оси ординат – ЧСС. Найдите на графике среднее значение ЧСС в состоянии покоя и через это место проведите горизонтальную линию, параллельную оси абсцисс. Определите, во сколько раз увеличится частота сердечных сокращений после 20 приседаний. Определите по графику, за какое времени ЧСС возвращается к норме.

 

Оценка результатов

Если частота сердечных сокращений увеличивается на 30% и меньше – хорошо; если частота сердечных сокращений растет больше чем на 30% - плохо, сказывается недостаточная тренированность. Если ЧСС возвращается к норме за 2 мин и меньше – прекрасно, если за время от 2 до 3 мин – удовлетворительно, если свыше 3 мин – следует заняться собой.

 

Контрольные вопросы:

1.Сформулируйте рекомендации по профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы.

2.Подберите упражнения, укрепляющие кровеносные сосуды.

Практическая работа № 16

 

Тема: Частота сердечных сокращений.

Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: отсутствуют.

 

Вопросы для повторения:

1.Дать определение пульса.

2.Дать определение артериального давления.

Ход работы

 

1.Измерьте пульс в состоянии покоя (проделайте это 5-6 раз и найдите среднее арифметическое значение). Результат зафиксируйте.

 

2.Сделайте 20 приседаний в среднем ритме. Быстро сядьте на стул и подсчитайте число пульсовых ударов за 10 с сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 с. Все результаты занесите в таблицу.

 

Динамика восстановления ЧСС

 

Пульс сразу после работы Пульс через интервалы, с
             
               

 

Форма отчетности

На основании полученных данных постройте график. На оси абсцисс отложите время, на оси ординат – ЧСС. Найдите на графике среднее значение ЧСС в состоянии покоя и через это место проведите горизонтальную линию, параллельную оси абсцисс. Определите, во сколько раз увеличится частота сердечных сокращений после 20 приседаний. Определите по графику, за какое времени ЧСС возвращается к норме.

 

Оценка результатов

Если частота сердечных сокращений увеличивается на 30% и меньше – хорошо; если частота сердечных сокращений растет больше чем на 30% - плохо, сказывается недостаточная тренированность. Если ЧСС возвращается к норме за 2 мин и меньше – прекрасно, если за время от 2 до 3 мин – удовлетворительно, если свыше 3 мин – следует заняться собой.

 

Контрольные вопросы:

1.Сформулируйте рекомендации по профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы.

2.Подберите упражнения, укрепляющие кровеносные сосуды.

 

 

Практическая РАБОТА № 17

 

Тема: Проба Руфье-Диксона.

Цель работы: познакомиться с наиболее объек­тивной формой контроля за работоспособностью.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: секундомер (или часы с се­кундной стрелкой).

 

Вопросы для повторения:

1.Что такое работоспособность.

2.Перечислить виды работоспособности.

3.Перечислить факторы, влияющие на работоспособность.

 

Ход работы

 

1.Лежа на спине, испытуемый подсчитывает пульс за 15 с (P1).

2.Затем встает и делает 30 приседаний в течение 45 с, а потом снова за 15 с в положении лежа подсчитывает пульс (Р2).

3.Последний подсчет пульса испытуемый делает за последние 15 с первой минуты восстановительного периода (Р3). Эту же работу повторяет и следующий испытуемый.

Рассчитайте работоспособность по формуле.

 

Формула расчета работоспособности (проба Руфье-Диксона)    

 

Оценка результатов

Проанализируйте результаты пробы по оценочной шкале.

 

Значения пробы Руфье-Диксона Состояние работоспособности
0-3 Хорошее
3-6 Среднее
6-8 Удовлетворительное
Более 8 Плохое

 

Форма отчетности

Сравните полученные результаты пробы Руфье-Диксона участников вашей группы и сделайте выводы об их работоспособности.

 

Контрольные вопросы:

1.Почему тяжелые физические нагрузки не рекомендуют проводить сразу после сна?

2.Перед спортивным соревнованием рекомендуется разминка. В чем ее смысл?

 

VII. Раздел «Обмен веществ и энергии».

 

Практическая РАБОТА № 18

 

Тема: Обмен энергии.

Цель: научиться рассчитывать возможные энергозатраты при физических нагрузках.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: отсутствуют.

 

Вопросы для повторения:

1.Дайте определение понятий ассимиляция и диссимиляция.

2.Объясните понятие «энергоемкость».

 

Ход работы

Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки (15 приседаний). Формула позволяет установить энергозатраты, совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

 

Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке    

 

Пример.

Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сер­дечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин:

Q = 2,09 (0,2 -120 - 11,3) = 2,09 (24 - 11,3) = 26,5 кДж/мин.

Ответ: за 30 мин израсходовано 795 кДж энергии.

 

Ход работы

Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, при частоте сердечных сокра­щений 130 ударов в минуту.

 

Форма отчетности

На основании полученного результата сделайте вывод о зависимости количества затраченной энергии от часто­ты сердцебиения.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите стадии обмена веществ.

2.Составте суточный рацион питания дошкольника или учащегося (возраст по выбору студента).


 

Список литературы

 

1. Санин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. Учебное пособие для студентов. – М., 1997.

2. Санин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М., 1995.

3. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 1999.

4. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. – М., 1992.

5. Матюшонок М.Т. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста. – М., 1980.

6. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 1990.

7. Лаптев А.П., Полявский С.А. Гигиена. Учебник для ВУЗов. – М., 1990.

8. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьника.

9. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. – М., 1993.

10. Ващенко О.Л. Биология. Человек. – Волгоград, 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: