1.Экспериментатор говорит испытуемому шепотом небольшие фразы. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, т.е. ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное.
2.Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз, и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.
Если в обоих заданиях ведущее ухо правое - 4 балла; левое - 0; если в одном из заданий - правое ухо, а в другом - левое - 2 балла.
Форма отчетности
Экспериментатор складывает все полученные баллы и сравнивает их с табличными.
Таблица
Асимметрия мозга
Количество баллов | Проявление асимметрии у человека |
«чистый правша» | |
«чистый левша» | |
Меньше 16, но больше 0 если 1 задание 5 баллов если 1 задание 0 баллов если 1-4 балла | Амбидекстры либо со смешанным профилем асимметрии Праворукий профиль асимметрии Леворукий профиль асимметрии Амбидекстр |
Подсчитайте процент леворуких, праворуких, правшей, левшей и амбидекстров в вашей группе.
Контрольные вопросы:
1.Сформулируйте рекомендации по организации режима дня дошкольника или школьника (возраст – по выбору студента).
IV. Раздел «Анатомо-физиологические особенности ОПОРНО-двигательного аппарата»
Практическая работа № 2
Тема: Правильная осанка.
Цель: определение правильной осанки.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: сантиметровая линейка.
Вопросы для повторения:
1. Дайте характеристику строения скелета человека, связанную с прямохождением.
2.Определите типы соединения костей в скелете туловища.
|
Ход работы
Для вычисления показателя состояния осанки измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевыми суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины.
У испытуемого с помощью сантиметровой линейки определяют ширину плеч и величину дуги спины.
Форма отчетности
Рассчитайте показатель осанки по формуле.
Формула расчета показателя состояния осанки (А) |
Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Сделайте вывод.
Оценка результатов
В норме показатель состояния осанки колеблется в пределах 100-110%. Если он менее 90 или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки. Соотношение между окружностью талии и ростом в номе составляет 45%.
Контрольные вопросы:
1. Сформулируйте рекомендации по профилактике нарушений у дошкольников или учащихся.
2.Подберите упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №11
Тема: Плоскостопие.
Цель: научиться определять данное нарушение скелета.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: лист бумаги, краски (или фломастер), карандаш, линейка.
Вопросы для повторения:
1. Дайте характеристику строения скелета нижних конечностей связанную с прямохождением.
2.Определите типы соединения костей скелета конечностей.
Ход работы
Испытуемый встает мокрыми босыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводят карандашом или закрашивают краской (фломастером). Далее экспериментатор проводит следующие измерения (рисунок):
|
1.Соедините касательной след от плюсны со следом от пятки (линия АК).
2.Найдите середину линии АК, она обозначена буквой М.
3.Проведите два отрезка, перпендикулярные линии АК, восстановив их в точке касания А и в средней точке М. Точка пересечения линии МД со следом обозначена буквой С.
4.Измерьте отрезки АВ и СД. Точка С лежит в том месте, где линия МД пересекает след ступни в средней части. У некоторых отрезок СД может равняться 0.
Форма отчетности
Расчет по формуле показателя плоскостопия, где L – отрезок стопы СД, Р – отрезок стопы АВ.
Формула расчета показателя плоскостопия |
Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Сделайте вывод.
Оценка результатов
Если полученное процентное соотношение не будет превышать 33%, то стопа имеет правильную форму, плоскостопия нет.
Контрольные вопросы:
1. Сформулируйте рекомендации по профилактике плоскостопия у детей.
2. Подберите упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия.
V. Раздел «Анатомо-физиологические особенности органов дыхания».
практическая РАБОТА №12
Тема: Дыхательные движения.
Цель: научиться подсчитывать дыхательные движения в покое.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: секундомер (либо часы с секундной стрелкой).
Вопросы для повторения:
1.Объясните механизм вдоха и выдоха.
2.Расскажите о влиянии табачного дыма на легкие и организм в целом.
|
Ход работы
К 15 годам у подростка частота дыхания составляет 15 дыхательных движений в минуту, что становится сопоставимым с частотой дыхания у взрослых. При регулярных занятиях физической культурой частота дыхания снижается и составляет 10-15 в минуту. Нагрузку при занятиях физической культурой следует регулировать так, чтобы частота дыхания непосредственно после занятия не превышала у взрослых - 30, а у детей - 40 дыхательных движений в минуту, а восстановление ее исходной величины происходило бы не позднее чем через 7-9 мин.
1.Экспериментатор кладет на верхнюю часть груди испытуемого руку с широко расставленными пальцами и считает количество вдохов за 1 мин (подсчет производится в положении стоя).
2.Повторите эксперимент после физической нагрузки (сделайте 15 приседаний).
Форма отчетности
Сравните полученные результаты.
Контрольные вопросы:
1. Почему в душном помещении резко снижается трудоспособность?
2. Почему когда плотно поешь, становится трудно дышать?
3. Какое значение для организма человека имеет расположение в носовой полости рецепторов, воспринимающих запах?
Практическая РАБОТА № 13
Тема: Жизненная емкость легких.
Цель: научиться подсчитывать жизненную емкость легких с помощью формул.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: отсутствуют.
Вопросы для повторения:
1.Какие структуры организма участвуют в регуляции дыхания.
2.Дайте определение жизненной емкости легких.
Ход работы
Рассчитайте жизненную емкость своих легких. Расчет проводится по специальным формулам. Для подростков можно использовать одну из следующих.
Формулы расчета жизненной емкости легких | |
Для юношей 13-16 лет | ЖЕЛ = [рост (см) х 0,052] - [возраст (лет) х 0,022] - 4,2 |
Для девушек 8-16 лет | ЖЕЛ = [рост (см) х 0,041] - [возраст (лет) х 0,018] - 3,7 |
Для женщин по формуле Людвига | ЖЕЛ = [рост (см) х 0,041] - [возраст (лет) х 0,018] - 2,68 ЖЕЛ = [рост (см)х 40] + [масса (кг) х 10] - 3800 |
Для мужчин по формуле Людвига | ЖЕЛ = [рост (см) х 0,052] - [возраст (лет) х 0,022] -3,60 ЖЕЛ = [рост (см) х 40] + [масса (кг) х 30] - 4400 |
Оценка результатов
1. Сравните полученные результаты с табличными. Сделайте выводы.
Таблица