ТОРМОЖЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ, ВОЗНИКШИХ В СИЛУ ИНЕРЦИИ




Ход работы

 

1. Рассчитайте рост ребенка, в возрасте от 3 до 14 лет, используя для этого предложенную формулу.

 

Теоретический расчет среднего роста

Для людей в возрасте от 3 до 14-16 лет

 

Формулы вычисления роста
Для девочек среднего типа телосложения: Рост = 6 х Возраст + 76
Для мальчиков среднего типа телосложения: Рост = 6 х Возраст + 77

 

Физиологические данные: мальчик, возраст – 9 лет, рост – 140см.

Оценка результатов

Отклонения от средних физических величин не должны превышать ± 2,5 см для мальчиков и ± 3,5 см – для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения.

 

2. Определите индекс тучности, используя собственные данные.

 

Формула расчета индекса тучности (ИТ)  

 

Оценка результатов

Индекс тучности от 19 до 24 единиц измерения соответствует нормальному телосложению. Если величина индекса тучности составляет 25-27 единиц, это свидетельствует о тучности организма, а если индекс тучности больше 27 – это показатель ожирения.

 

3. Определите крепость телосложения.

 

Зная величины своего роста, массы тела и окружности груди, можно рассчитать по формуле Пиньи показатель крепости телосложения.

 

Формула Пиньи (показатель крепости телосложения)   Крепость телосложения (Показатель Пиньи) = = Рост, см – (Масса тела, кг + ОГ в фазе выдоха, см)

 

Оценка результатов

Полученные величины показателей Пиньи (у взрослых) оцениваются по следующей шкале:

меньше 10 – крепкое телосложение

10-20 – хорошее телосложение

21-25 – среднее телосложение

26-35 – слабое телосложение

36 и более – очень слабое телосложение

 

Форма отчетности

Сравните расчетные данные с результатами антропометрических измерений. Сделайте вывод о развитии собственного организма.

 

Контрольные вопросы:

1. Определите возрастные периоды развития.

2. Перечислите антропометрические показатели.

3. Составьте рекомендации по развитию физических показателей для детей с избыточным весом.

 

 

II. Раздел «Анатомо-физиологические особенности нервной системы».

Практическая РАБОТА № 2

 

 

Тема: Функции вегетативной нервной системы.

Цель: познакомиться с одной из функций симпатической нервной системы.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: секундомер (либо часы с секундной стрелкой).

Вопросы для повторения:

1. Назовите функцииотделов вегетативной нервной системы.

 

Ход работы

Испытуемый ложится на спину и после 3-5-минутного отдыха в течение 15 с подсчитывает пульс, затем резко встает и в этом положении в течение первых 15 с вновь подсчитывает пульс. Рассчитывает разницу двух измерений.

 

 

Оценка результатов

При нормальном тонусе и возбудимости нервной системы разница двух измерений вашего пульса не должна превышать 12 - 18 ударов в минуту. Если она больше 18, то это свидетельствует о повышенной возбудимости сим­патического отдела вегетативной нервной системы.

Контрольные вопросы:

1. Химическое вещество атропин блокирует действие парасимпатической системы и тем самым вызывает эффект, равноценный стимуляции симпа­тической системы. Каким, по вашему мнению, должно быть его действие на:

а) пищеварительную систему;

б) зра­чок;

в) частоту сердечных сокращений?

 

 


Практическая РАБОТА № 3

 

 

Тема: Вегетативная нервная система.

Цель: познакомить с совместной деятельностью симпа­тического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: карандаш или ручка.

 

Вопросы для повторения:

1. Перечислите отделы нервной системы.

2. Определите функции каждого из отделов.

Ход работы

 

Испытуемый проводит тупой частью карандаша по коже тыльной стороны кисти, в результате появится белая полоса. Однако через несколько секунд эта полоса исчез­нет, а на ее месте появится красная. Причина смены окра­ски на поверхности кожи связаны с деятельностью вегета­тивной нервной системы. Пройдет еще немного времени и цвет кожи станет обычным.

Появление белой полосы связано с рефлекторной дея­тельностью симпатического отдела (сужение сосудов), а появление красной полосы - парасимпатического отдела (расширение сосудов).

 

Форма отчетности

Опишите опыт и сделайте вывод, какие функции отделов вегетативной нервной системы вы наблюдали.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие еще функции вегетатив­ной нервной системы и ее отделов вы знаете?

2. Все ли орга­ны нашего организма регулируются вегетативной нервной системой подобным образом (как в эксперименте)?

3. Химическое вещество пилокарпин стимулирует окон­чания парасимпатических нервов. Каким, по вашему мне­нию, должно быть его действие на:

а) пищеварительную систему;

б) зрачок;

в) частоту сердечных сокращений?


Практическая РАБОТА № 4

 

Часть 1

 

Тема: Продолговатый мозг.

Цель работы: познакомиться с функциями продолговатого мозга.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: десертная ложка, спирт, карандаш.

 

Вопросы для повторения:

1. Назовите отделы головного мозга.

2.Дайте краткую характеристику функций каждого из отделов.

 

Ход работы

1. Чистой ложкой экспериментатор прикасается к задней поверхности

языка. Непроизвольно возникает глотательный рефлекс.

 

2. Испытуемый делает подряд несколько глотательных
движений. Когда у него во рту слюны не останется, глотательный рефлекс проявляться не будет.

 

3. Испытуемый делает два-три быстрых и глубоких вдоха
и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание
прекращается.

 

Форма отчетности

Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?

Контрольные вопросы

1. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы
(пуговицы, шарики, гайки)?

 

 

Часть 2

 

Тема: Рефлексы продолговатого мозга.

Цель: на основе деятельности дыхательного центра по­казать взаимодействие между корой больших полушарий и продолговатом мозгом.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: отсутствуют.

 

Ход работы

 

Испытуемый производит вдох (не очень глубокий) и задерживает дыхание. Через некоторое время (30 - 40 с) дыхание станет трудно задерживать и произойдет непро­извольный выдох. Обратите внимание на то, как измени­лось дыхание.

Когда дыхание нормализуется, испытуемый должен сделать два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха и обратить внимание на непроизвольную задержку дыхания.

 

Форма отчетности

1.Почему дыхание стало более глу­боким и частым после того, как

испытуемый задержал ды­хание?

2. Почему после нескольких быстрых выдохов и вдохов дыхание на некоторое время останавливается?

3.На основе проведенных опытов сделайте выводы о работе

дыхательного центра и роли коры больших полушарий в дыхании.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

 

 

Часть 1

 

Тема: Мозжечок.

Цель: познакомиться с функциями мозжечка.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: отсутствуют.

 

Вопросы для повторения:

1. Назовите основные структуры мозжечка.

2.Какие функции мозжечка вы знаете?

 

Ход работы

ПАЛЬЦЕНОСОВАЯ ПРОБА

Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указатель­ного пальца он касается кончика своего носа.

 

Оценка результатов

В норме здоровый человек легко выполнит данное за­дание. При нарушении функции мозжечка данное задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз.

ТОРМОЖЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ, ВОЗНИКШИХ В СИЛУ ИНЕРЦИИ

 

Работа проводится в парах. Испытуемый сгибает руку в локте. Экспериментатор захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает его руку. Рука испытуемого делает короткий рывок и останавливается.

 

Оценка результатов

Какую функ­цию мозжечка вы определили с помощью торможения дви­жений, возникших в силу инерции?

 

Контрольные вопросы:

1. Почему, когда опьянев­ший человек пытается сделать один шаг, он нередко выну­жденно делает по инерции несколько шагов в том же на­правлении?

2. Раскройте строение головного мозга.

Часть 2

Тема: Промежуточный мозг.

Цель: познакомиться с функциями промежуточного мозга.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: отсутствуют.

 

Ход работы

 

Экспериментатор предлагает испытуемым заниматься своими делами. А затем неожиданно дает громкую коман­ду «Замри». Испытуемые застывают в разных позах (позный рефлекс промежуточного мозга).

 

Форма отчетности

 

Какой рефлекс промежуточного мозга вы определили?

 

Контрольные вопросы

1. Назовите рефлексы, центры ко­торых находятся в промежуточном мозге.

2. Какие функции в промежуточном мозге выполняет гипоталамус?

3. Какие функции в промежуточном мозге выполняет таламус?


 

 

III. Раздел «Высшая нервная деятельность»

 

Практическая работа № 6

 

Тема: Кратковременная память.

Цель: определить объем кратковременной памяти.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: лист бумаги с подготов­ленным тестом из 25 слов (сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет), часы.

 

Вопросы для повторения:

1.Дайте понятие рефлекса.

2.Назовите структуры рефлекторной дуги.

 

Ход работы

В течение 1 мин внимательно прочитайте предложен­ный текст, затем отложите и закройте его. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.

 

Форма отчетности

Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе 1 балл.

 

По сумме баллов определите, к какой категории отно­сится объем вашей памяти.

 

Таблица



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: