Оглпвление.
Введение. …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы развития словаря и образной речи дошкольников в исследованиях педагогов и психологов. 6
§1.1. Понятие словарной работы и ее значение для развития детей дошкольного возраста. 6
§1.2. Особенности усвоения образной речи детьми дошкольного возраста. 12
Выводы к первой главе. 20
Глава 2. Ознакомление с пословицами и поговорками, как одно из средств развития словаря и образной речи дошкольников. 21
§2.1. Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников. 21
§2.2. Методика ознакомления с пословицами и поговорками в процессе развития словаря и образной речи дошкольников. 29
Выводы ко второй главе. 41
Глава. 3. Опытно практическая. 42
3.1. Описание исследования эффективности применения пословиц и поговорок для развития словаря старших дошкольников. 42
3.2. Проверка эффективности методики ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками. 45
Выводы к третьей главе. 52
Заключение. 53
Список литературы. 56
Приложение А. 61
Приложение Б. 62
Введение.
Актуальность исследования. Образность является одним из качеств культуры речи. Эмоциональность речи достигается благодаря ее образности, которая рассматривается как осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи и уместное их использование в собственных высказываниях в процессе общения.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как пословицы, поговорки и загадки. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
|
Таким образом, актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Разработанность проблемы исследования. В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: Водовозовой В.М., Толстого Л.Н., Ушинского К.Д., Буняковой М.Г., Кургановой М.Г., Гавриш Н.В., Ушаковой О.С. Струниной Е.М. Все они свидетельствуют о возможности использования малых форм фольклора для развития образной речи детей. Лингвистические положения о культуре речи и ее основных качествах Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов, Б.Н. Головин. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста Е.И. Тихеева, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, А.М. Бородич, О.С. Ушакова. Психолого-педагогические концепции развития речи детей Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.
Проблема исследования. Между потенциальными возможностями фольклорных произведений в развитии образности речи детей 5-6 лет и отсутствием целенаправленности их использования в данном процессе.
Предмет исследования. Освоение детьми образной речи.
Объект исследования. Процесс развития культуры речи детьми дошкольного возраста.
Цель исследования. Охарактеризовать процесс обучения родному языку детей дошкольного возраста является развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения, формирование предпосылок чтения и письма.
|
Задачи исследования. Реализация намеченной цели требует постановки и реализации следующих задач:
Рассмотреть понятие словарной работы и ее значение для развития детей дошкольного возраста
1. Охарактеризовать особенности усвоения образной речи детьми дошкольного возраста.
2. Рассмотреть пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников.
3. Разработать и применить методику ознакомления детей старшего дошкольного возраста с пословицами и поговорками в процессе развития словаря и образной речи.
Гипотеза исследования. У детей регулярно слушающих пословицы и поговорки от родителей речь будет более развита, чем у детей, которым родители их рассказывают не регулярно или рассказы ограничиваются программой учебного заведения.
Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве теоретико-методологической базы исследования выбрана работа М. Алексеевой и В.Яшиной методика и обучение развития речи дошкольников.
Методы исследования. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, программно-методического обеспечения дошкольного образования; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Теоретическая значимость исследования. Исследование позволяет более подробно изучить механизмы влияния пословиц и поговорок на становление образного мышления старшего дошкольника.
|
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по развитию образности речи старших дошкольников средствами произведений фольклора могут быть использованы для использования в практике работы с дошкольниками для развития их образной речи.
Интерпретация и уточнение понятий. В работе основополагающими понятиями являются: речь, образное мышление, культура речи, прямое значение слова, переносное значение слова, малые фольклорные жанры.
Речь – это главный источник информации для детей, причем информация может идти, как от взрослого к ребенку, так и на оборот.
Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы представления выступают как важный продукт образное мышление и как одно из средств его функционирования. Образное мышление носит как непроизвольный, так и произвольный характер.
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Культура речи включает в себя элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной речи.
Малые жанры фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения (пословицы, поговорки загадки, потешки, считалки, колыбельные, песни).
Глава 1. Теоретические основы развития словаря и образной речи дошкольников в исследованиях педагогов и психологов.