Материал для чтения и разбора пословиц.




Один в поле не воин. Как вы думаете, какой у этой пословицы смысл? Кода дел много – можно, но достаточно трудно, а иногда невыполнимо. Обратимся к первоначальному значению этой пословицы. В ней слово пахарь (ратник) было заменено словом воин. Представьте, что человеку, надо выкопать маленькую ямку, это сделать легко, играя в песочнице, Вы выкапываете 2-3 ямки за час прогулки. А теперь представим, чтоб посадить сад из тысячи деревьев, надо выкопать тысячу ямок, и не таких как во время игры а намного глубже и шире и на тысячу ямок отведено тоже час времени, выкопать их не возможно – одному. А теперь представим, что мы копаем не в одиночку, а у нас есть тысяча помощников, выкопав по одной ямке, мы легко выполнили задачу. В других подобных задачах тоже верна такая пословица. Назовите пример такой задачи из Ваших занятий дома или в саду или у родителей на работе.

Разберем теперь пословицу одна ласточка весны не делает. Представьте ситуацию идут два мальчика и три девочки по улице с родителями. У них есть деньги купить всем по одному пирожному, все на такое предложение согласны, а один мальчик хочет не пирожное, а машинку. Купив машинку мальчику, компания останется без пирожных. Справедливо ли купить машинку, обидев остальных? В этой и подобных и подобных ситуациях уместна поговорка – одна ласточка весны не делает. Какое поведение сопутствовало применению этой пословицы? Кому она была адресована?

От горшка два вершка. Это выражение следует понимать, как очень маленький. Обычно два вершка на Руси обозначали 30 сантиметров. Такого роста – младенцы. Младенцы еще не умеют говорить, не осознают самих себя. Дети чуть постарше уже осознают себя, могут говорить, принимать какие-то решения. Но их опыт и знания еще очень малы, поэтому решения часто не совсем правильные, не учитывают всех обстоятельств и принятие решения. Когда ребенок принятое им решение воспринимает как единственно правильное – даже если, оно не учитывает интересов близких, то чтоб сообщить ему что его решение не будет принято в этой ситуации. Приходят к короткой формулировки, изложенной в поговорке от горшка два вершка. Вспомните ситуацию из вашей жизни, к которой можно применить эту поговорку? Когда окружающие ее применяли?

Отольются кошке мышкины слезы. Как следует понимать. Что обижая, кого-то человек оставляет в душе того кого он обидел злобу, ненависть, по отношению к обидчику. Обиженный человек может в какой-то ситуации отомстить, например, отказав в помощи. Месть наносит обидчику обиду и вред возможно даже больший чем обидчик причинил. Обидчику больно, обидно, но есть за что потому что он помнит что обижал, того кто отомстил. Кроме того даже при отсутствии мести со стороны обиженного, обидчик может оказаться в ситуации похожей с той в которой он обижал где другой человек будет поступать, как он когда-то поступил. При этом того кого он обижал, может рядом совсем и не быть. В случае мести обиженного, или попадания обидчика в ситуацию схожею с той, в которой он сам был не справедлив народ говорит – «Отольются кошке мышкины слезы». Вспомните ситуацию, когда вам кто-то отомстил, но вы понимали, что мстить было за что. Когда и в какой ситуации Вы ее слышали?

Аппетит приходит во время еды. Эту поговорку следует понимать, так. Человек привыкает к чему-то хорошему, и когда уже привык, то хорошего, кажется мало, и хочется еще больше, но сам человек этого уже не понимает, не замечает. Тогда, если кто-либо из окружения замечает, что требования усилились, а особенно если эти требования затрагивают уже и его интересы, ущемляя их, то такую ситуацию народ описал формулировкой – аппетит приходит во время еды. Вспомните какая ситуация из жизни подходит к смыслу этой пословицы? Когда вам окружающие ее говорили. Какое поведение сопутствовало применению этой пословицы? Кому она была адресована?

Готовь сени летом, а телегу зимой. Эту поговорку следует понимать, как рекомендацию не лениться. Каждому человеку свойственно думать, что от того что какое-то действие он сделает не сегодня, а завтра, то ничего не изменится. В итоге накапливается много дел и какое-то из них можно не выполнить. Чтоб выполнять все намеченное, надо когда есть свободное время подумать, может можно выполнить что-то из того что намечено не на сегодня, чтоб в тот момент надо сделать большое по затратам времени дело, не надо было волноваться что кроме него есть еще и другие дела, которые так же надо срочно завершить. Человек может сосредоточиться на сложном деле и сделать его качественно и вовремя. А все, что было намечено кроме значительного по объему дела, тоже сделано. В итоге не приходится ничем жертвовать. А дополнительным бонусом будет довольство окружающих нашей работой. Какое поведение сопутствовало применению этой пословицы? Кому она была адресована?

Кашу маслом не испортишь. Эта пословица также относится к тем пословицам, которые призваны бороться с ленью. Когда человек делает какое-то дело, то, как он его сделал, может, не понравится окружающим, исполнитель останется без вознаграждения. Если есть время, то можно сделать несколько вариантов, один из которых окажется более привлекательным и понравится и исполнитель получит свое вознаграждение. Голод не тетка. Эту поговорку следует понимать следующим образом: когда человек захотел вещь, то он может попросить ее у других даже если ему доступно получить ее без посторонней помощи. Когда окружающие видят, что человек может справиться и без их помощи, возникает желание научить человека самостоятельно заполучать то, что ему надо. Ведь именно самостоятельность главный атрибут взросления человека, и чем больше Мы можем, тем более весомо наше мнение при принятии решений. Чтоб привить в человеке самостоятельность, ему ту вещь, которую он хочет, не дают. Чем больше желание, тем больше вероятность, что для заполучения вещи человек сделает сам необходимые действия. Свойство человека все-таки прикладывать усилия, когда вещь действительно нужна, уложено народом в поговорку: «голод не тетка».

Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Эту поговорку следует понимать, что когда человеку что-то нужно, он должен приложить некоторые усилия, чтоб этого добиться. Например, чтоб получить игрушку, которая положена на верхнюю полку ребенку надо поднести табуретку, заласть на нее взять игрушку – приложить физические усилия. Позвать старшего члена семьи, сказать, что он хочет – приложить умственные усилия. В любом случае для получения игрушки выполнен труд. Рыбка в этой поговорке является образом всего того что стало необходимо. Вот и получилась в итоге поговорка – «Без труда не добьешься того что нужно (не вытащишь рыбку из пруда)».

Медведь на ухо наступил. В выражении нашли своё отражение такие качества медведя, как неуклюжесть и глуповатость, его большие размеры. Существует также оборот с названием другого крупного животного: слон на ухо наступил. Возможно, выражение связано с охотой на медведей, во время которой в схватке со зверем человек нередко получал различные повреждения.

Материал для дидактической игры. Воспитатель говорит начало, а дети продолжают. Первый этап:

1. Один в поле -------------------- (не воин).

2. Одна ласточка -----------------(весны не делает).

3. От горшка ----------------------(два вершка).

4. Отольются кошке-------------(мышкины слезы).

Второй этап заменить в пословице неправильное слово:

1. Аппетит пр о ходит во время еды.

2. Го р од не тетка.

3. Готовь с е ни летом, а телегу зимой.

4. М ашу маслом не испортишь

Или игры, в которых по определенным словам надо составить пословицу:

1. Пруд, труд, вынимать, рыбка.

2. Медведь, наступить, ухо.

Заключительный этап – ответить на вопрос пословицей или поговоркой:

1. Без чего не вытянешь и рыбку из пруда?

2. Когда приходит аппетит?

Дидактическая игра «Бусы».

На магнитной доске педагог маркером рисует произвольную линию, ставит на нее большой магнит с надписью, например: «дружба». Дети вспоминают пословицу о дружбе, называют ее, ставя один маленький магнит – бусинку на линию. Чем больше «бусинок», тем лучше. Игра продолжается.

- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

- Старый друг лучше новых двух.

«Ум»: - Красна птица пером, а человек умом.

- Встречают по одежке, провожают по уму.

Материал для занятия по изображению сюжета поговорки и или пословицы. Дети, на занятии было рассказано о многих известных пословицах и оговорках. Перед вами находится листок бумаги и карандаши. Нарисуйте ту ситуацию, при которой можно применить одну из пословиц, о которой было рассказано. Когда рисунок будет готов, расскажите что на нем изображено, какая пословица или поговорка уместна. Те дети, которые нарисуют то, что не совпадает с сюжетом самой пословицы, но подходит по смыслу к ней – справятся с заданием и получат вознаграждение (конфету). Нарисовавшие сюжет пословицы напрямую не справятся с заданием и вознаграждения не получат.

Заключительный этап. Воспитатель просматривает сделанные рисунки, оценивает выступление ребенка перед группой. Если ребенок дал объяснение нарисованной пословице не прямое переносное, то ребенок считается справившимся с заданием и получает вознаграждение. Для того чтобы наиболее полно оценить справился ребенок или нет ему выставляется оценка. Бал 1– на рисунке присутствует изображение совпадающие со смыслом пословицы, например, изобразил ребенок пословицу, без труда не вытащишь рыбку из пруда с помощью нарисованной снасти, удочки. Бал 2 человека на берегу трудится над чем-то, но не нарисовано снастей рыбы. Бал 3 выставляется, если нарисован рыбак, копающий червей, но не изображено пруда, рыбок удочек. Бал 4 выставляется, если человек, рвет что либо, а потом ест. Бал 5 выставляется, если нарисована другая деятельность, за которую получает деньги и покупает рыбу у продавщицы, или нарисован магазин, где люди за эквивалент своего труда – деньги покупают продукты. Дети, получившие оценки от 3до 5 – справились с заданием.

Домашнее задание (родителям). Когда родители приходят за детьми даете им задание рассказать о тех пословицах, которые они знают. Кода происходит какое-то событие, требующее объяснения, объяснить, употребляя пословицу, подходящую под событие.

 


 

Выводы ко второй главе.

Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры. Ведущим компонентом народной культуры является – фольклор. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, у них развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность поговорок, пословиц, привлекает детей.

В методике изучения пословиц в деском саду можно также использовать следующие приемы: дописывание окончания в пословицу, исправление ошибки в слове, изображение на рисунке, сценке содержание пословицы. Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: