Проверка эффективности методики ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками.




 

База констатирующего эксперимента. Детский сад 648, Москва, Ленинградское шоссе 8; детский сад 971, Москва, Ленинский пр-т, 131, к. 3; детский сад 1618, Лобненская, 2-А.

Основная группа – применение методики ознакомления с пословицами и поговорками (параграф 2.2)

Контрольная группа – применение стандартной методики.

До проведения занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с пословицами и поговорками, группы еще небыли сформированы.

По результатам замеров по инструментарию исследования описанных в параграфе 3.1 данной работы, одни дети имели хорошо постеленную речь, не наблюдалось орфографических, грамматических, пунктуационных ошибок, наблюдалось применение сравнений эпитетов и других инструментов образности речи. Другие дети при беседе с ними проявили содержательную бедность, структурную неполноту используемой речевой продукции. Те дети, которые не проявили проблем в речи, были определены в контрольную группу. Дети, у которых были замечены трудности при построении речи, определены в основную группу.

Среди обследованных детей, в основной группе до проведения констатирующего эксперимента 35% детей инструментом образности в комплексности не овладели в полной мере.

Качественный состав слов детей произнесенных вовремя обследования характеризуется следующим образом существительных 23%, глаголов 20% прилагательным 15%, наречия 7% от общего количества произнесенных слов. Доля синонимов в тексте детей составляет 2%, антонимов 3%, гипербол 4%, метафор 3% и сравнений 2%, эпитетов 4% обследуемых. Как отметил логопед, присутствующий при замерах применение синонимов, антонимов, гипербол метафор, сравнений в значительной мере объяснимо тем, что дети заменяли те слова, которые им не известны, а не изобилием словаря. Только 10% применяемых эпитетов, метафор, гипербол, антонимов и синонимов совпадало с общим смыслом выражений. Значительная доля применяемых слов с переносным смыслом вела к потере логического смыла, орфографическим, грамматическим ошибкам, таким, как неправильное ударение, паузы в местах в которых их быть недолжно. Из общего числа фраз произносимых детьми во время обследования 65% имели прямое значение.

Просьба воспроизвести, какую либо мысль из сказанных детьми ранее фраз с употреблением переносного значения приводила детей в явное замешательство. Гиперболы носили явно преувеличенный характер, что вместо выразительности придавало речи излишнюю инфантильность. Преувеличение свойств предметов становилось излишним, например, на вопрос, насколько большой мост, под которым ты проезжал утром дети отвечали, «как миллион тысяч слонов». Такой ответ и подобные ему в речи, явно свидетельствует о необходимости работы со словарем в основной группе.

Обобщая вышесказанное, получаем, что средства, применяемые для достижения выразительности речи, детьми из основной группы не пригодны для общения по стандартам и правилам нормального общения ребенка и взрослого.

Использовав модифицированный опросник, в основной группе, получили результаты свидетельствующие, что нарушения в построении речи, взаимосвязаны с не знаем норм и правил общения в социальной среде. На вопросы: «Кто в группе самый красивый, сильный?» ответ «Я» дали 80,8% испытуемых. Это показатель эгоцентричности дошкольника, еще имеющий достаточно значимое место в этом возрасте. При этом наблюдалось отсутствие критичности в оценке, неумение объяснить свой ответ.

Волевые качества сверстников адекватно оцениваются только 15% детей, у большинства оценка качеств напрямую связанна с ситуацией, произошедшей в ближайшем прошлом. Например, этот ребенок плохой, потому что он у меня отобрал кубики. В оценку личности не входит абстрагированный анализ ситуации, например то, что этот же ребенок его вчера защитил его от другого ребенка. Данная ситуация напрямую связанна с неумением абстрагироваться от прямого значения слов в речи.

Таким образом, до проведения констатирующего эксперимента, дети из основной группы, характеризовались: неадекватным применением средств достижения образности речи, критичностью оценок не знанием правил и норм общения обществе и высокой эгоцентричностью.

Недостаточно развитый словарь, приводит к не возможности объяснить вою позицию, а высокая эгоцентричность приравнивает в сознании детей то, что они не объяснили к чему-то правильному, что при работе с этими детьми будет вызывать трудности. Именно поэтому таких детей определяли в основную группу, в которой применялась новая методика ознакомления с пословицами и поговорками, результативность, которой предполагается выше, чем у методики, действующей на данный момент.

У детей из контрольной группы словарь более богат, не наблюдается трудностей при построении речи. В отличие от основной группы перед началом констатирующего эксперимента, дети из этой группы на 68% овладели механизмами образности речи.

Из общего числа слов произнесенных на обследовании дети из контрольной группы употребили 9% существительных, 8% глаголов, 9% прилагательных, 5% наречий. Доля синонимов в речи синонимы 12%, антонимов12%, эпитетов 12%, гипербол 10%, метафор 11%, сравнений 10% от общего количества слов. Эксперт – логопед отметил, что слова с переносным смыслом были употреблены, осознано, их употребление не приводило к смысловым ошибкам.

Точность вхождения слов с переносным смыслом в предложения, у детей из контрольной группы составляет 85%, против 10% у детей и основной. Применение в речи фраз с переносным смыслом находится на уровне 68% от общего количества употребляемых фраз, этот показатель находится на уровне нормы не только дошкольника, но и взрослого человека.

Гиперболизация изречений хотя и носила повышенный характер, свойственный всем детям дошкольного возраста, но не настолько выражена, чем у детей из основной группы. Например, при ответе на вопрос: Какого размера многоэтажное здание напротив садика? дети отвечали: «размером с жирафа, с кран», что намного ближе к речи взрослого, чем гиперболизация детей из основной группы.

Усвоение норм и правил общения у детей из контрольной группы, выражено. Эгоцентричность детей, хотя и достаточно велика, как, в общем, у детей дошкольного возраста. Но в то же время и значительно ниже на вопросы: Кто самый красивый? Кто самый умный? На эти и подобные вопросы 30% детей из контрольной группы ответили «Я».

Из всех обследованных детей 85% волевые качества сверстников оценивают, опираясь на весь прошлый опыт общения, а не на единичное событие. Присутствует понимание, того что людям свойственно ошибаться, признают свои ошибки, легко принимают советы со стороны взрослых, не категоричны в суждениях. Дети в контрольной группе более осведомлены о правилах и нормах поведения. Из чего следует, что с ними достаточно будет работать по стандартной методике ознакомления с пословицами и поговорками.

После проведения замеров в обеих группах, было проведено пять занятий в основной группе по методике, описанной в параграфе 2.2, в контрольной группе занятие проводилось по стандартной методике. После пятого занятия проведено повторное измерение показаний.

В основной группе детей, которые использовали слова, в переносном смысле стало 60%, против 35% перед проведением эксперимента.

Из общего числа произнесенных слов существительных 7%, глаголов 7%, прилагательных 10%, наречий 6% из общего количества слов.

Из всего текста произносимого детьми из основной группы во время обследования после проведения констатирующего эксперимента синонимы использовались 15%, антонимы 12%, гиперболы 10%, эпитеты 10%, метафоры 13%, сравнения 10% от всех слов.

Логопедом было отмечено, что увеличилось число детей использующих слова в переносном смысле осознанно, 68% детей при просьбе повторить фразу иносказательно, без замедлений справились с поставленной задачей. Точность вхождения слов в переносном смысле поднялась с 10 % до 72%. Процент фраз с переносным значением вырос с 5 до 60%.

Оценивание личностных качеств согрупников в 92% стала опираться на весь предыдущий опыт общения, а не на ситуативные оценки. Мнение детей стало более гибким. В речи дошкольников намного меньше стали употребляться выражения типа: это правильно, только так надо, вы не правы. Дети стали признавать свои и стремиться исправлять свои ошибки. Эгоцентричность снизилась до 28%.

После проведения пяти занятий в контрольной группе замеры показали следующее: 70% процентов детей применяли механизмы образности в речи.

Из общего числа слов произнесенных на обследовании дети из контрольной группы употребили 7% существительных, 7% глаголов, 8% прилагательных, 5% наречий. Доля синонимов в речи составила 14%, антонимов14%, гипербол 10, эпитетов 11%, метафор 14%, сравнений 11% от общего количества слов.

Эксперт – логопед отметил, что слова с переносным смыслом были употреблены, осознано, их употребление не приводило к смысловым ошибкам. Фразы с переносным смыслом, составили 35% от их общего количества. По этому показателю роста не наблюдается, но как отмечалось раньше такой процент нормальный для взрослого человека. Показатель эгоцентричности снизился до 25%. Личностные качества оценивались по всему прошлому опыту 98% детей.

Для того чтобы сравнить эффективности методик была сделана сводная таблица результатов оценивания до и после констатирующего эксперимента. В таблице учтены показатели употребления слов в прямом и переносном смысле в обеих группах.

 

Талица 1.

Сравнение показателей образности речи дошкольников до и после констатирующего эксперимента.

 

Группа Показатели прямоты речи дошкольников(%) Показатели образности речи дошкольников(%)
Существительные Глаголы Прилагательные Наречия Синонимы Антонимы Гиперболы Эпитеты Метафоры Сравнения
До начала констатирующего эксперимента
Основная                    
Контрольная                    
После завершения констатирующего эксперимента
Основная                    
Контрольная                    
Прирост/спад показателей
Основная -16 -13 +2 -1 +13 +9 +6 +6 +10 +8
Контрольная -16 -13 -1   +2 +2   +3 +3 +1

 

Из таблицы видно что, несмотря на то, что у контрольно группы финальный замер показывает лучшие показатели, как и до начала эксперимента. Прирост у основной группы значительно выше, что позволило ей практически сравняться с контрольной группой.

Из этого можно сделать заключение, что разработанная методика достаточно эффективная не только для внедрения в отдельно взятом детском саду, но и повсеместно. Ведь достигнут главный результат, к которому стремится методика ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками. Дошкольники усвоили основные правила и нормы общения в социальной среде, их речь стала более выразительной, развился словарь. При этом в условии изначально высокой эгоцентричности, и закрытости изменениям у основной группы.

Такая высокая эффективность методики из параграфа 2.2 объяснима в первую очередь применением в ней домашнего задания (родителям). Именно родители первые люди, к которым прислушивается дошкольник. Воспитатель для них «чужой дядя», доверие к которому значительно ниже. И примеры из жизни, которые сопровождаются пословицей намного ближе, чем примеры, приводимые в детском саду. Насколько воспитатель не стараться подобрать пример, он все же носит абстрактный обобщенный характер. Объяснять абстрактное с помощью абстрактного не совсем правильно. Поэтому вовлечение родителей в методику ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками с целью развить их словарь, является наиболее эффективным педагогическим приемом. А совмещение в одном занятии дидактических игр и изобразительного искусства еще более усиливает эффективность разработанной методики.


 

Выводы к третьей главе.

Становления словаря дошкольников позволяет им в будущем успешно обучаться в системе общего среднего образования. Успешно завершивши среднее образование люди, могут успешно получать специальность. В итоге страна получает грамотных специалистов, способных решать задачи любой сложности. Чтоб было успешное становление словаря у дошкольников необходима продуманная словарная работа. Одной из методик словарной работы является методика ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками. Методика постоянно меняется, а эффективность проверяется не регулярно, поэтому проведение исследования по разработке и проверке эффективности методики ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками разработанная методика достаточно эффективная не только для внедрения в отдельно взятом детском саду, но и повсеместно. Ведь достигнут главный результат, к которому стремится методика ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками. Дошкольники усвоили основные правила и нормы общения в социальной среде, их речь стала более выразительной, развился словарь. При этом в условии изначально высокой эгоцентричности, и закрытости изменениям у основной группы.

Такая высокая эффективность методики из параграфа 2.2 объяснима в первую очередь применением в ней домашнего задания (родителям). Именно родители первые люди, к которым прислушивается дошкольник. Воспитатель для них «чужой дядя», доверие к которому значительно ниже. И примеры из жизни, которые сопровождаются пословицей намного ближе, чем примеры, приводимые в детском саду. Насколько воспитатель не стараться подобрать пример, он все же носит абстрактный обобщенный характер. Объяснять абстрактное с помощью абстрактного не совсем правильно. Поэтому вовлечение родителей в методику ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками с целью развить их словарь, является наиболее эффективным педагогическим приемом.

Заключение.

 

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитании детей в максимально сензитивный период развития. Важным средством формирования личности ребенка, развития его речи являются пословицы и поговорки.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств.

Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания. В этом возрасте ребенок учится выражаться содержательно, грамматически правильно, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры. Ведущим компонентом народной культуры является – фольклор. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, у них развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность поговорок, пословиц, привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи

В методике изучения пословиц в деском саду можно также использовать следующие приемы: дописывание окончания в пословицу, исправление ошибки в слове, изображение на рисунке, сценке содержание пословицы.

Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти.

Становления словаря дошкольников позволяет им в будущем успешно обучаться в системе общего среднего образования. Успешно завершивши среднее образование люди, могут успешно получать специальность. В итоге страна получает грамотных специалистов, способных решать задачи любой сложности. Чтоб было успешное становление словаря у дошкольников необходима продуманная словарная работа. Одной из методик словарной работы является методика ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками. Методика постоянно меняется, а эффективность проверяется не регулярно, поэтому проведение исследования по разработке и проверке эффективности методики ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками разработанная методика достаточно эффективная не только для внедрения в отдельно взятом детском саду, но и повсеместно. Ведь достигнут главный результат, к которому стремится методика ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками. Дошкольники усвоили основные правила и нормы общения в социальной среде, их речь стала более выразительной, развился словарь. При этом в условии изначально высокой эгоцентричности, и закрытости изменениям у основной группы.

Такая высокая эффективность методики из параграфа 2.2 объяснима в первую очередь применением в ней домашнего задания (родителям). Именно родители первые люди, к которым прислушивается дошкольник. Воспитатель для них «чужой дядя», доверие к которому значительно ниже. И примеры из жизни, которые сопровождаются пословицей намного ближе, чем примеры, приводимые в детском саду. Насколько воспитатель не стараться подобрать пример, он все же носит абстрактный обобщенный характер. Объяснять абстрактное с помощью абстрактного не совсем правильно. Поэтому вовлечение родителей в методику ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками с целью развить их словарь, является наиболее эффективным педагогическим приемом. А совмещение в одном занятии дидактических игр и изобразительного искусства еще более усиливает эффективность разработанной методики.

Список литературы.

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних, педагогических учебных заведений / М.М Алексеева, Б.И. Яшина – 3-е издание, – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества./О.В.Акулова// Воспитание дошкольников – 2000. – №7. – С. 56-63.

3. Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / В.П.Аникин, Д.С.Лихачев, Т.Н. Михельсон. – М.: АСТ, 1989 – 510 с.

4. Алиева Т.И. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника./ Т.И.Алиева, Л.А.Парамонова, А.Н. Давидчук – М.: издательский центр "Карапуз", 2001. – 229 с.

5. Бахвалова, Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор/Н.И. Бахвалова// Дошкольная педагогика – 2008. – №8. – С.20-24.

6. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С.61-68.

7. Баранцев А.Д. Детские считалки как фольклорный жанр/А.Д. Баранцев – Калинин: Издательство «Тера Балтика» 1970. – 160 с.

8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /М.М. Бахтин – М.: Искусство, 1906 – 210 с.

9. Бурлачко Т.С., Градусова Л.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пословицами/Т.С.Бурлачко, Л.В. Градусова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 12-13

10. Бородич A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич – М.: Просвещение, 1974 – 107 с.

11. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко – М.: Просвещение, 1985. – 136 с.

12. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии /М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – С.47- 49.

13. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения /А.М. Викулина – Ниж.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

14. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи. / Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 –120 с.

15. Владимирская, Л.А. От осени до лета. Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях. [Текст]/ Л.А.Владимирская. – В.,2006.

16. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168с.

17. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.

18. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинками/В.В. Гербова//Дошкольное воспитание. – 1979. – № 1– С.12-24

19. Гербова В.В. Понимание, называние и использование глаголов, ж. «Дошкольное воспитание» - 1969. - № 10.

20. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе/Т.Поштарева // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С.24-28.

21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/Е.И.Тихеева - М.: Просвещение, 1981.- 216 с.

22. Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000. – 128с.

23. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм/Н.Гавриш // Дошкольное воспитание. – 1991. – №9. – С.16-20.

24. Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. Обруч. Москва, 2010год- С.119-127.

25. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4. – М. – 1955 – 500 с.

26. Есаулова, Н.А. Конспекты занятий по красноречию. [Текст]/ Н.А.Есаулова. – М.: Центр педагогического образования, 2007.- С.64-77.

27. Жукова, Л.Н. Вкус к образному слову. [Текст]/ Л.Н.Жукова // Начальная школа. – 1993. – №6. С.131-133.

28. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001. – 400с.

29. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т. – М., 1986. – т. 1.

30. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – С.42-46.

31. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. - №9. – С.11 - 18.

32. Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С.124-127.

33. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и д.р.. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 1997

34. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С. 485 – 497.

35. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А, Лотарев В.К, Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

36. Иванова, К. Веселые фразы. [Текст]/ К.Иванова, В.Рыбаков.// Обруч. -2002. – №2. С. 18-20.

37. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. [Текст]/ Ю.Г. Илларионова.- М.: Просвещение, 1985.- 160 с.

38. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. [Текст]/ Т.С.Комарова.- М. 2005.

39. Ковалева, С. 7000 золотых пословиц и поговорок. [Текст]/ С.Ковалева. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2000

40. Круглова, Ю.Г. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб.пособие/Сост. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова; Под ред. Ю.Г. круглова.- М.:Высш. Шк., 2003.

41. Малетина, Н.С. Обучение дошкольников описательной речи. [Текст]/ Н.С. Малетина. – Н-В. 2000. С.3-5.

42. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор. [Текст]/ М.Н.Мельников.- М.: Просвещение, 1987.-С.100-104.

43. Медведев, Ю. Русские народные сказки, легенды, предания. [Текст]/ Ю.Медведев. – М.2001.

44. Митькина И.Н. «Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни» (М., 2001).

45. Пашина, Л. Сказка – ложь, да в ней намек…[Текст]/ Л.Пашина.// Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С. 71-77.

46. Стародубова, Н.А. Развитие выразительности- речи у детей дошкольного возраста. [Текст]/Н.А.Стародубова//Теория и методика развития речи дошкольников.- М.:Академия,2006.С.116-122.

47. Сохин, Ф.А. Основы развития речи дошкольников. [Текст]/ Ф.А.Сохин.- М.- В., 2005.

48. Танникова, Е.Б Формирование речевого творчества дошкольников. [Текст]/ Е.Б.Танникова.- М.: ТЦ "Сфера", 2008.- С.13-52.

49. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст]/ Е.И.Тихеева.- М.: Просвещение, 1981. С.161-173.

50. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников.[Текст]/ О.С.Ушакова.- М.: Издательство Института Психотерапии Институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2001.- С. 172-188.

51. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина._М._2004.

52. Ушинский, К.Д. Собр. соч. – Т.6. - С.664.

53. Чуковский К.И. От двух до пяти. https://www.gumer.info.

54. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. М.: ОМЕГА-Л, 2007. – 567 с.

55. Черняк Е.М. Социология семьи: учебное пособие / Е.М. Черняк. М.: Дашков и Ко, 2007

56. Федоренко, П.К. Большая хрестоматия любимых сказок. [Текст]/ П.К.Федоренко. – М. 2001

 


 

Приложение А.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: