Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.
В развитии словаря детей выделяют две стороны:
· количественный рост словарного запаса;
· качественное развитие словаря, т.е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост
находится в зависимости от условий жизни и воспитания.
1-й год жизни – 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.
1,5-2 г. – 300-400 слов.
3 г. – 1500 слов. Огромный скачок происходит не только и не столько за счёт заимствования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса.
4 года – 1900 слов.
5 лет – 200-2050 слов.
6-7 лет – 3500-4000 слов.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают оценочной лексикой.
Это связано с внеситуативно-личностным общением ребёнка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого. Дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий). Воспитатель специально организует работу над данной категорией слов в интересах нравственного и речевого развития ребёнка. Сначала берутся имена прилагательные, а уже на их основе – имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость), поскольку значения первых конкретнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари наиболее частотных личностных черт. Так, наиболее частотными являются слова добрый, честный, правдивый, спокойный, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скромный, хвастливый. Большое значение для освоения эмоционально-оценочной лексики имеет анализ поступков литературных героев, их переживаний, настроений.
|
Наблюдаются индивидуальные различия в словаре детей. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленно растёт число прилагательных. Это объясняется условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), также характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста. Исследователи рассматривают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает разные способности ребенка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к искусству и культуре.
Сроки становления разных видов деятельности неравномерны, и каждый вид творческой деятельности ребенка имеет свою специфику. Вместе с тем существуют и общие вопросы, которые решаются исследователями в любом виде деятельности ребенка, особенно в развитии, художественно-творческих способностей. Это вопросы об источниках и условиях возникновения творчества у детей, создании художественной среды, роли руководства творческим процессом, о понимании связей и отношений между обучением и творчеством, репродуктивным и продуктивным путями создания образа (21).
|
Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в в частности в виде пословиц, поговорки, загадки, фразеологизмов, единстве содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входит также развитие образной, выразительной речи.
Следуя общей цели воспитателей, развивать и воспитывать детей, в частности развивая словарь дошкольников, применяя и разрабатывая методики ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками, воспитателям следует учитывать общенаучные задачи словарной работы. Любая применяемая или разрабатываемая методика должна быть верифицирована через эти задачи.
Задачи словарной работы были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Принято выделять четыре основные задачи:
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексике. Обогащение словаря происходит за счёт общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и пр.). Словарь детей обогащается на основе их непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе познавательной деятельности. Запас слов дошкольников должен соответствовать запасу их представлений. Если запас слов растёт медленно, то у детей будет недоставать слов для выражения мыслей, и они поневоле будут прибегать к иллюстрирующему жесту. Если рост запаса слов опережает обогащение кругозора конкретными знаниями и представлениями, то у дошкольников может возникнуть привычка болтать, не вникая в смысл слов. И то и другое плохо отражается на развитии мышления.
|
2. Закрепление и уточнения словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Это относится, прежде всего, к трудным для них словам: собирательным («мебель», «посуда») и отвлечённым («тишина», «доброта»). Существительным, числительным и относительным прилагательным («пассажирский», «городской» и др.). К словам, сложным в звуковом отношении («трамвай», «эскалатор»). Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
3. Активизация словаря. Активизировать детский словарь – значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено детьми.
4. Устранение из речи нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Все задачи словарной работы тесно связаны между собой и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.
Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком, вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
В дошкольном учреждении педагоги знакомят детей с лучшими художественными произведениями литературы, и на этой основе решают целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Развитие эстетического восприятия начинается в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в четыре-пять лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя (2,С.56).
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как пословицы, загадки, фразеологизмы, что обусловливает необходимость помощи взрослого (1).
В исследовании А. Богатырёвой наблюдаются факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применение. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называют данными словами. Причём понимание и употребление слов детьми 3-5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щётка, игрушки, одежда).
В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии слова дети часто прибегают к толкованиям с указанием на назначение предметов: футляр – «очечник», «очкуха»; лейка – «поливалка», сиденье – «чтобы садиться».
Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдалённые от детей явления. Например, народ – «это на базаре. Все ходят,
покупают»; неурядица – «это девочка, у которой нет нарядного платья»;
последователь – «по следу идёт, охотник какой-то» и т.д.
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей. К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый ими язык действительно становится родным.
Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания. В этом возрасте ребенок учится выражаться содержательно, грамматически правильно, развивается умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства (27,С.23).
Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств. Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения (27,С.23).
Природа речевой образности у детей и взрослых разная. Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М. Дьяченко, раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения. Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а в последствии может включить его в определенную речевую ситуацию. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Так, словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании.
Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной. Если же рассматривать звуковую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя. Таким образом, к особенностям образной речи детей относятся:
- наличие представлений у детей о средствах выразительности;
- умение детей понимать выразительность речи;
- понимание детьми смыслового богатства слова;
- понимание смысловой близости и различия однокоренных синонимов, и понимание словосочетаний в переносном значении;
- понимание переносного значения многозначного слова;
- овладение переносным значением слов;
- способность детей выделять и замечать средства художественной выразительности;
- использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
- владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;
- умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);
- использование в речи синонимов и антонимов;
- осознание обобщенного смысла малых форм фольклора.
Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи. Если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, умение воспринимать и понимать средства выразительности, то у него в дальнейшем развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства, речь становится образной.
Выводы к первой главе.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитании детей в максимально сензитивный период развития. Важным средством формирования личности ребенка, развития его речи являются пословицы и поговорки.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств.
Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания. В этом возрасте ребенок учится выражаться содержательно, грамматически правильно, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.