Пословицы и поговорки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В образах, передаваемых в народном фольклоре, а особенно в поговорках и пословицах, как аккумуляторах вековой мудрости перед дошкольником открывается и объясняется жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Пословицы и поговорки, как элемент народного творчества обогащают эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы передают образцы лаконичного выражения своих мыслей, чувств многообразными способами.
Дети в этих произведениях познают лаконичность и точность слова. Понимают значение ритмичности при воспроизводимой ими мысли, знакомятся с многочисленными примерами русской грамматики, пунктуации, многообразием форм, правил, устной и письменной речи. Народ в пословицах заключил всю меткость и выразительность языка. Через пословицы дети знакомятся с основами интеллектуального юмора, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Словарная работа связана со всей воспитательной работой. Её содержание определяется на основе анализа общеобразовательной программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности.
Прежде всего дети усваивают бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
природоведческий словарь: названия явлений неживой природы,растений, животных;
|
обществоведческий словарь: слова,обозначающие явления общественнойжизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);
эмоционально-оценочную лексику: слова,обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создаётся при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли-приплелись, засмеялись-захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); лексику, обозначающую время, пространство, количество.
В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и название действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств; слова, обозначающие видовые, родовые (фрукты, овощи, посуда, игрушки, транспорт и пр.) и отвлечённые обобщённые понятия (добро, зло, красота). Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении эти слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.
Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры. Которая охватывает все сферы развития словаря бытовую природную общественную эмоциональную. В произведениях народного фольклора активно употребляются, прежде всего, отвлеченные понятия: добра и зла, красоты, раскрываются свойства предметов. (24,С.469).
|
В народном быту, пословицы, поговорки, колыбельные песни, детские пестушки, потешки были обязательными спутниками раннего детства. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, дополняя их словарь теми словами, которые в быту меньше всего используются: прилагательными наречиями, которые отстают стремительно увеличивающегося количества существительных и глаголов (9).
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Образность речи в пословицах и поговорках передается посредством сравнений.
Важно, чтобы знакомство со сравнениями проходило на таких примерах, где предмет, с которым сравнивают, был бы хорошо знаком детям, в противном случае образ не проясняется, а затемняется. (8, С.39).
Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Пертц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами (13, С.28).
Если рассматривать данное с художественной стороны, то здесь можно вспомнить методику Б.М. Хавратович. Данная программа отличается от имеющихся программ тем, что в ней обоснован подход приобщения детей к искусству на основе метода арттерапия. В современной художественной педагогике этот метод называют прогрессивный, малозатратный, немедикаментозный метод оздоровления и способ творческого развития детей, укрепление их духовного иммунитета, развитие социально-адаптивных способностей.
|
Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре.
Художественная культура, включает в себя обычаи, обряды, праздники, песни, труд – все это прямо или косвенно связано с педагогическим воздействием на эстетическое воспитание ребенка, на формирование базиса его художественной культуры. Педагог рекомендует завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом – передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом – передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку. В своей работе, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знали. Дети с удовольствием рисуют рисунки к этим формам фольклора и поясняют, что они означают и в каких случаях их употребляют.
Кроме того, знакомя детей с рассказами Б.В. Шергина, в каждом из которых раскрывается смысл пословицы. "Пословицы в рассказах" – так определил их автор. В доступной для детей форме он повествует о том, как старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу речь, в каких случаях их употребляют. Дети знакомятся с новыми пословицами и поговорками и узнают, каким образом можно по ним составлять рассказы. Это позволяет перейти к работе на занятиях по развитию речи, где дети сами пытаются составить определенные рассказы по пословице или после составления какого-либо рассказа вспомнить и подобрать ту пословицу, которая бы подошла к этой истории.
По мнению Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, определенность, ясность, пластичность художественной речи – это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения (13, С.27).
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, у них развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.
В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики – пословицам, поговоркам отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом, нравственном, речевом развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.
А.П.Усова, О.Ушакова считают, что поговорки, пословицы, сказки, и загадки являются богатейшим материалом для развития культуры речи. В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность поговорок, пословиц, привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. В.П. Адрианова-Перетц пишет, что пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений». Она отмечает, что пословицы и поговорки в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
А.П. Усова, О. Ушакова считают, что пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой.
В настоящее время появилось большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе.
Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться. Хоровод – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Таким образом, экологическое воспитание, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику (12, стр. 42-44).
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге От двух до пяти говорил о том, что всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи.
Но кроме этого дошкольников необходимо знакомить и с творчеством других народов (пословицами, поговорками, сказками, песенками, пословицами, играми и т.д.). В фольклорных произведениях должны найти отражение, как специфические черты национального искусства, так и общие с творчеством других народов. Для этого необходимо подбирать сказки, пословицы, поговорки, наиболее ярко отражающие особенности содержания быта, обычаев и формы. Таким образом, дети будут приобщаться к культуре не только своего народа, а также к культуре других народностей.
В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвященные русскому народному творчеству. Кроме этого знакомство с фольклором целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке в лесу или на лужайке ребята рассаживаются вокруг педагога, и он рассказывает им сказку, загадывает загадки, вместе с детьми поет народные песни. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен. В старшей группе ребята впервые знакомятся с пословицами и поговорками. Воспитатель рассказывает, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняет, когда уместно использовать поговорку и пословицу. Ознакомление детей с пословицами может быть частью занятия по ознакомлению с окружающим или развитию речи. В старшей группе ребят начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Дети узнают, что хорошо знакомая им сказка «Рукавичка» – украинская, «Легкий хлеб – белорусская, а веселая песенка «Где ночует солнце?» создана в Армении.
С произведениями фольклора дети подготовительной группы знакомятся в основном вне занятий. Особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами. Воспитатель уже не только объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования, но и учит правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. В подготовительной группе детей продолжают знакомить с народной песней, с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса (легендами, былинами, сказами) не только русского народа, но и народов других национальностей. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание, - она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения (17, стр.115-124).
Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека.