Описание исследования эффективности применения пословиц и поговорок для развития словаря старших дошкольников.
Актуальность исследования. Становления словаря дошкольников позволяет им в будущем успешно обучаться в системе общего среднего образования. Успешно завершивши среднее образование люди, могут успешно получать специальность. В итоге страна получает грамотных специалистов, способных решать задачи любой сложности. Чтоб было успешное становление словаря у дошкольников необходима продуманная словарная работа. Одной из методик словарной работы является методика ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками. Методика постоянно меняется, а эффективность проверяется не регулярно, поэтому проведение исследования по разработке и проверке эффективности методики ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками является актуальной.
Цель исследования. Проверить эффективность применения методики ознакомления детей с пословицами и поговорками описанной в параграфе 2.2.
Задачи исследования.
1. Измерить уровень развитости словаря дошкольников в основной и контрольной группе.
2. Сделать вывод относительно эффективности применения методики разработанной в параграфе 2.2
Этапы исследования.
I.Подготовительный. На этом этапе формируется две группы. Первая – основная. Вторая – контрольная. С основной группой проводится занятие по разработанной в параграфе 2.2 методике. С контрольной группой проводятся занятие по старой проверенной методике.
II.Проведение замеров в основной и контрольной группе до проведения констатирующего эксперимента.
III.Проведение констатирующего эксперимента.
|
IV.Сравнение показателей в основной и контрольной групп после констатирующего эксперимента.
V.Заключительный этап. Выводы относительно эффективности применения методики развития словаря дошкольников и их ознакомления с пословицами и поговорками описной в параграфе 2.2
Описание выборки. В выборку попали садики из полного списка дошкольных учреждений Москвы. Это согласуется с целью проведения исследования – проверить эффективность применения методики ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками.
Основа выборки – полный список дошкольных учреждений расположенных в Москве.
Из чего следует что генеральная совокупность для выборки N=1941.
Единица отбора – общеобразовательное учреждение для детей дошкольного возраста.
Определим номера учреждений вошедшие в выборочную совокупность по формуле:
(1)
Номер первого элемента согласно с формулой 1 равен 971.
Рассчитаем объем выборочной совокупности по формуле:
(2)
Где , и табличные величины, выбираемые согласно объему генеральной совокупности.
= 1, 72;
=0, 0025;
=0,04
Таким образом, в выборочную совокупность попало только 3 детских садика
Шаг выборки равен 1941/3 =647.
Номер первого садика известен и равен 971 номер второго садика будет 1618, номер третьего садика превышает число из генеральной совокупности, поэтому для определения номера вернемся в начало списка, таким образом, номер третьего садика из списка генеральной совокупности равен 648.
Таким образом, получаем, что для исследования отобраны: 648, 971, 1618 детские сады.
Инструментарий для замеров. «Индивидуальный профиль речевого развития ребенка». Показатели, включенные в профиль, оценивают грамматическую, лексическую, логическую сформированность словаря, дошкольника и соответствие морально-этическим нормам речи. Каждый из показателей оценивается по пятибалльной шкале (значения от «-2» до «2», где данное проявление обнаруживается (или проявляется): «2» - обычно, «1» - часто, «0» - иногда, «-1» - редко, «-2» - никогда) тремя экспертами (учителем-логопедом, воспитателем группы и психологом дошкольного учреждения).
|
Для проверки знаний и представлений дошкольников социально-этических правил речевого поведения, а также состояние словаря и синтаксической структуры предложения использовался модифицированный опросник. Ребенку последовательно задавались 13 вопросов, ориентированы на типовые ситуации общения. При анализе можно выделить три степени усвоения детьми социально-этических норм речевого поведения: высокая, средняя и низкая.