Практическое решение задачи




Кафедра ТАМП

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Метрологии, стандартизации и сертификации»

 

Вариант № 34

 

Выполнил студент гр. 4а22:

Кнор Э. В.

Проверил: доц., канд.техн.наук

Червач Ю. Б.

 

Томск. 2004г.


СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Варианты заданий и задач к курсовой работе [стр.3]

 

2. Расчет и выбор посадок с гарантированным зазором [стр.4]

2.1. Исходные данные и требования к решению задачи [стр.4]

2.2. Практическое решение задачи [стр.4]

 

3. Расчет и выбор посадок с натягом [стр.7]

3.1. Исходные данные и требования к решению задачи [стр.7]

3.2. Практическое решение задачи [стр.8]

 

4. Расчет исполнительных размеров калибров [стр.11]

4.1. Исходные данные и требования к решению задачи [стр.11]

4.2. Практическое решение задачи [стр.12]

 

5. Расчет и выбор посадок подшипников качения [стр.14]

5.1. Исходные данные и требования к решению задачи [стр.14]

5.2. Практическое решение задачи [стр.14]

 

6. Расчет допусков размеров, входящих в размерные цепи [стр.17]

6.1. Исходные данные и требования к решению задачи [стр.17]

6.2. Практическое решение задачи [стр.17]

7. Резьбовые соединения [стр.20]

7.1. Исходные данные и требования к решению задачи [стр.20]

7.2. Практическое решение задачи [стр.20]

 

8. Шлицевые соединения [стр.23]

8.1. Исходные данные и требования к решению задачи [стр.23]

8.2. Практическое решение задачи [стр.23]

 

9. Список литературы [стр.25]

 

 

Варианты заданий и задач к курсовой работе

 

Вариант заданий   Номера задач  
      3*        
  Варианты задач  
                 

 

*Исходные данные к решению третьей задачи принимаются по тексту ее решения.

РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК С ГАРАНТИРОВАННЫМ ЗАЗОРОМ

Исходные данные и требования к решению задачи

Рассчитать, выбрать посадку и построить схему расположения полей допусков из системы ИСО (ISO) для гидродинамических подшипников скольжения при исходных данных, представленных в табл. 2.1.

 

Табл. № 2.1

№ п/п   Номинальный диаметр соединения подшипника, d, мм Длина соединения подшипника l, мм Частота вращения цапфы n, об/мин     Радиальная нагрузка R, кН     Масло (смазочный материал)   (вкладыш), мкм   (цапфа), мкм  
          Турбинное 46 1,25 2.0

 

! Примечание: Во всех задачах подшипник разъемный половинный, материал цапфы и вкладыша выбирать различным.

Практическое решение задачи

К соединениям с гарантированным зазором типа подшипников скольжения предъявляются требования минимального трения и износа сопрягающихся деталей, что достигается при работе в режиме жидкостного трения [1]. Жидкостное трение в узлах трения создается тогда, когда при определенных конструктивных и эксплуатационных факторах смазочное масло увлекается вращающейся цапфой и возникает гидродинамическое давление, превышающее нагрузку на опору и стремящееся расклинить поверхности цапфы и вкладыша. При определенной частоте вращения вала создается равновесие гидродинамического давления и сил, действующих на опору. Положение вала в состоянии динамического равновесия будет определяться абсолютным и относительным эксцентриситетами (рис.2.1).

 

Рис 2.1. Схема посадки с зазором

 

Поверхности цапфы и вкладыша подшипника при этом разделены переменным зазором, равным hmin в месте их наибольшего сближения и h max =S-h min на диаметрально противоположной стороне. Наименьшая толщина масляного слоя h min связана с зависимостью

. (2.1)

Для обеспечения жидкостного трения необходимо, чтобы микронеровности цапфы и вкладыша подшипника не зацеплялись, т.е. чтобы слой смазки не имел разрывов. Это достигается при толщине масляного слоя в самом узком месте

(2.2)

где hж.т - толщина масляного слоя, при котором обеспечивается жидкостное трение;

, - высоты неровностей поверхностей вкладыша подшипника и цапфы вала;

, - величины, учитывающие влияние погрешностей формы и расположения поверхностей цапфы и вкладыша;

- величина, учитывающая влияние изгиба вала и других деформаций деталей подшипникового узла;

- добавка, учитывающая отклонения нагрузки, скорости и температуры от расчетных, а также механические включения в масле и другие неучтенные факторы. В большинстве случаев принимается в размере 2 мкм.

Для упрощения расчета формулу (2.2) иногда заменяют следующей:

(2.3)

где - коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя ().

Одновременно с обеспечением жидкостного трения необходимо, чтобы подшипник обладал требуемой несущей способностью, характеризуемой радиальной силой R. Из гидродинамической теории смазки известно, что несущая способность смазочного слоя в подшипнике (при его неразрывности) определяется уравнением [1]:

, (2.4)

где R - радиальная сила, Н;

- динамическая вязкость смазочного материала, Па×с (значения динамической вязкости при рабочей температуре 50°С приведены в [2] и табл. 2.2)

- угловая скорость, равная , рад/с;

l, d - длина подшипника и диаметр цапфы, мм;

- относительный зазор, равный S / d;

- безразмерный коэффициент нагруженности подшипника, зависящий от и l / d (значения приведены в [2] и табл. 2.3).

 

Табл. 2.2 Значения динамической вязкости смазочного материала

Марка масла Динамическая вязкость при t =50°C, Па×с Марка масла Динамическая вязкость при t =50°C, Па×с
Индустриальное:   Турбинное:  
  0,024-0,030   0,040-0,043

Табл. 2.3 Коэфициент нагруженности для подшипников с углом охвата 180° (половинный)*

 

l / d Коэффициент нагруженности при относительном эксцентриситете
0,3 0,4 0,5 0,6 0,65 0,7 0,75 0,8 0,85 0,9
0,4 0,084 0,141 0,216 0,339 0,431 0,573 0,776 1,079 1,775 3,195

 

*Половинные подшипники - подшипники, у которых масляный клин может образовываться на половине окружности.

 

Установлено, что жидкостное трение создается лишь в определенном диапазоне диаметральных зазоров, ограниченном наименьшим S min F и наибольшим S max F функциональными зазорами.

Если после сборки диаметральный зазор в соединении равен S min F , то после приработки и некоторого времени работы механизма этот зазор достигает величины, соответствующей Sопт. При дальнейшем износе трущихся деталей зазор увеличивается, и когда он будет близок или равен S max F , эксплуатация механизма должна быть прекращена из-за снижения его эксплуатационных показателей и возможности быстрого износа деталей.

Нахождение уравнений для определения предельных функциональных зазоров (S min F , S max F ) производится в соответствии с рекомендациями [1] на базе уравнения (1.4) с введением среднего давления, приходящегося на единицу площади проекции опорной поверхности подшипника , и коэффициентов k и m, зависящих от конструкции подшипников [3], (табл. 2.4)

 

Табл. 2.4 Значение коэффициентов k и m

l / d k m
Полный подшипник Половинный подшипник Полный подшипник Половинный подшипник
0,4 0,255 0,409 0,356 0,641

 

С учетом всех вышеизложенных положений уравнения для определения S min F и S max F будут иметь следующий вид:

; (2.5)

. (2.6)

В уравнения (2.5) и (2.6) необходимо подставлять те значения динамической вязкости масла и , которые соответствуют средним температурам смазочного слоя соответственно при S min F и S max F .

В нашем случае с целью упрощения задачи принимаем, что = .

 

Для выбора оптимальной посадки наряду с уравнениями (2.1) и (2.3) используется дополнительное условие, что максимальный табличный зазор S max T после введения стандартных полей допусков должен быть примерно равен оптимальному зазору S опт. Согласно алгоритму расчета было установлено: S min F =46мкм, S max F =512 мкм и S опт=79мкм.

По ГОСТ 25347-82 определяем, что ближайшей посадкой для реализации полученных расчетных значений будет посадка

Æ125

с наименьшим, средним и наибольшим табличными зазорами: S min T =43мкм; S cp. T =83мкм; S max T =123 мкм (рис.2.3).

При этом запас на износ S и составляет: S и=(S max F - S min T )-(TD+Td)=(512-46)-(40+40)=384мкм. Зная величину запаса на износ и скорость изнашивания сопрягаемых деталей, можно определить время надежной работы соединения.

 

 

Рис. 2.3. Схема расположения полей допусков к расчету
посадки с зазором (S и - запас на износ)

 

3. Р асчет посадок с натягом ЭТО!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: