Практическое решение задачи




В соответствии с ГОСТ 520-71 "Подшипники шариковые и роликовые. Технические требования" установлено 5 классов точности подшипников (в порядке повышения точности) 0,6,5,4,2.

№218 - Радиальный сферический двухрядный роликоподшипник

Класс точности подшипников на усмотрение исполнителя, примем его 0; d и D - соответственно диаметры отверстия и наружной поверхности подшипника; d отв. - диаметр отверстия полого вала; D кор - диаметр наружной поверхности тонкостенного корпуса. По ГОСТУ 5721-75 находим следующие данные: В = 30 мм; D = 160 мм; d = 90 мм; (рис.5.1.)

Рис.5.1. Роликовый радиальный сферический двухрядный подшипник с цилиндрическим отверстием

 

Для сокращения номенклатуры кольца подшипников изготавливают с отклонениями размеров, не зависящими от посадки, по которой они монтируются, причем эти отклонения направлены в "минус" от нулевой линии. Посадки внутреннего кольца подшипника на вал осуществляются по системе отверстия, а наружного - по системе вала, причем расположение поля допуска внутреннего кольца в "минус" позволяет получить посадки с гарантированным натягом, используя для валов поля допусков переходных посадок (n, m, k, js).

Рекомендуемые посадки для подшипников качения и примеры их применения приведены в ГОСТ 3325-55.

В зависимости от характера требуемого соединения поля допусков валов выбирают по системе основного отверстия:

· классы точности подшипников 0; 6 – n 6, m 6, k 6, j s6, h 6, g 6;

· классы точности подшипников 4; 5 – n 5, m 5, k 5, j s5, h 5, g 5;

· класс точности подшипника 2; – n 4, m 4, k 4, j s4, h 4, g 4.

В зависимости от характера требуемого соединения поля допусков посадочных отверстий корпусов выбирают по системе основного вала:

· классы точности подшипников 0; 6 - N 7, М7, К7, J s7, Н 7, G 7, Р 8, Р 7;

· классы точности подшипников 5; 4 - N 6, М 6, К 6, J s6, H 6, G 6;

· класс точности подшипника 2 - N 5, M 5, К 5, Js 5, H 5, G 5.

Выбор посадки подшипника качения определяется характером его нагружения (местное, циркуляционное, колебательное), зависящим от того, вращается или не вращается кольцо относительно действующей на него нагрузки.

Местно-нагруженные кольца должны иметь соединение с зазором или незначительный натяг между кольцом и сопрягаемой деталью.

Циркуляционно-нагруженные кольца должны иметь неподвижное соединение с сопрягаемой деталью.

Колебательно-нагруженные кольца должны иметь плотно-подвижное соединение.

В данном случае циркуляционное нагружение колец подшипников. Поэтому посадки выбирают по интенсивности радиальной нагрузки PR на посадочную поверхность. Допускаемые значения PR, рассчитанные по средним значениям посадочных натягов, приведены в табл. 9.3 и 9.4 [2]. Интенсивность нагрузки определяется по формуле

PR = Kn · F·FA·R/B, (5.1)

где R - радиальная нагрузка на опору, Н;

В - ширина кольца подшипника, мм;

F - коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе. При сплошном вале F =l;

FA - коэффициент неравномерности нагрузки R между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки А на опору. Для радиальных и радиально-упорных однорядных подшипников FA =1.

Кп - динамический коэффициент посадки. При нагрузке с умеренными толчками и вибрацией. Перегрузка до 300%. Кп = 1,8

РR = Kn · F · FA · R/B =1,8·1·1·12000/0,03 ≈ 4000 kH/мм

Значения FA, зависящие от величины ctgβ× A / R (β - угол контакта тел качения с дорожкой качения наружного кольца, зависящий от конструкции подшипника), приведены в таблице 8.5 [3].

Определяем отклонения для этой посадки. Согласно ГОСТ 520-71 нижнее отклонение отверстия внутреннего кольца равно -20 мкм. Отклонение вала по ГОСТ 25347-82 составляет: +45 мкм и +23 мкм (рис. 5.2,а).

Отклонение отверстия для посадки H 7, согласно таблице 4 ГОСТ 3325-55 составляет: +40 мкм и 0 мкм. Нижнее отклонение наружного кольца подшипника равно -25 мкм.

Схема расположения полей допусков показана на рис. 5.2,б.

 

а) б)

 

Рис. 5.2. Схема расположения полей допусков:
а - по внутреннему кольцу; б - по наружному кольцу

 

Значения натягов для этой посадки следующие: N max = 65мкм, N min = 23мкм.

В тех случаях, когда при выбранной посадке циркуляционно-нагруженного кольца измерения показывают, что имеется большой натяг, следует сделать проверочный расчет на наличие радиального зазора между кольцами и телами качения.

Так как величина посадочного зазора меньше начального и рабочего и может даже переходить в небольшой натяг, следует проверять наличие посадочного зазора g у подшипника по формуле

, (5.2)

где - начальный радиальный зазор (см. прил. 7-10 [3]), мкм;

По приложению 7 [3] находим:

g н.нб = 42 мкм;

g н.нм = 18 мкм;

g н.ср = 30 мкм;

- диаметральная деформация беговой дорожки кольца после посадки его на сопрягаемую деталь с натягом.

При посадке внутреннего кольца на вал величину деформации определяют по формуле

, где: (5.3)

- эффективный (действительный) натяг, мкм;

=0,85 N max (измеренного натяга);

d 0 - приведенный наружный диаметр внутреннего кольца, мм;

D 0 - приведенный внутренний диаметр наружного кольца, мм.

 

Приведенные диаметры колец (рис.5.2) определяют по формулам: d 0d +(Dd)/4 и D 0D –(Dd)/4

d 0 d + (D - d)/4 ≈ 90 + (160-90)/4 ≈ 117,5 мм

d / d 0=90/117,5 =0,766

= 0,85·65·0,766 = 42,32 мкм,

g = 42-42,32 = -0,32<0 мкм. Следовательно, посадочный зазор не имеется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: