ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ И ЯЗЫК. ЯЗЫК И РЕЧЬ 14 глава




Мотив достижения успеха — стремление человека добивать­ся успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление че­ловека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и обще­ния. Локус контроля— характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответ­ственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем слу­чае) — желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (обще­ния), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мо­тив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это — мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей, наладить с - ними эмоционально-положительные, добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти — стремление челове­ка обладать властью над другими людьми, господствовать, уп­равлять и распоряжаться ими. Альтруизм — стремление челове­ка бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность —- стремление чело­века нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденци­ей агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

11. Психические состояния

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т. д. В любом психи­ческом состоянии можно выделить три общих измерения: мо-тивационно-побудителъное, эмоционально-оценочное и акти-вационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т. е. психические со­стояния определенных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологи­ческой литературе специально рассматриваются два вида таких состояний — общественное мнение н общественное настроение.

Психические состояния человека характеризуются целостно­стью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимо­связью с психическими процессами и свойствами личности, ин­дивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многооб­разием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаи­моотношение всех компонентов психики.

Подвижность психических состояний заключается в их из­менчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчи­востью, их динамика менее выражена, чем динамика психичес­ких процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности тес­нейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические со­стояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строи­тельного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточен­ности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь это состо­яние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личнос­ти — сосредоточенностью.

Психические состояния отличаются крайним многообрази­ем и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому

психическому состоянию человека соответствует противополож­ное состояние (уверенность — неуверенность, активность — пас­сивность, фрустрация — толерантность и т. д.).

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и си­туации в возникновении психических состояний — личностные и ситуативные; 2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) — интеллектуаль­ные, волевые, эмоциональные и т. д.; 3) в зависимости от сте­пени глубины — состояния (более или менее) глубокие либо поверхностные; 4) в зависимости от времени протекания — крат­ковременные, затяжные, длительные и т. д.; 5) в зависимости от влияния на личность — положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические; 6) в зависимости от степени осознанности — состояния более или менее осознанные; 7) в зависимости от причин, их вызыва­ющих; 8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Можно выделить типичные положительные и отрицатель­ные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальны­ми (крайними, необычными) условиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осоз­нание значимости своей профессии, состояние радости от успе­хов в работе, состояние волевой активности и т. д.

Огромное значение для эффективности трудовой деятельно­сти имеет психическое состояние профессиональной заинтере­сованности.

Для состояния профессиональной заинтересованности харак­терны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее об­ласти; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью (и при этом указанные объекты начинают за­нимать господствующее положение в сознании специалиста).

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, об­щения) могут возникать и отрицательные (астенические) психи­ческие состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у челове­ка самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в

экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (операторной, «деловой») напряженности, т. е. напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой дея­тельности (трудности сенсорного различения, состояние бдитель­ности, сложность зрительно-двигательной координации, интел­лектуальная нагрузка и т. д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (рабо­той с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т. д.).

11.1. Агрессивность и агрессивное поведение Начало изучения психологических механизмов агрессивнос­ти связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фун­даментальных инстинкта — инстинкт жизни (созидательное начало в человеке, Эрос, проявляющееся, в частности, в сексу­альном влечении) и инстинкт смерти (Танатос — начало разру­шительное, с которым и связывается агрессивность). Эти ин­стинкты врожденные, вечные и неизменные. Отсюда и агрес­сивность как неотъемлемое свойство человеческой природы. Накапливающаяся энергия «агрессивного драйва» время от вре­мени должна получать *разрядку» во вспышках агрессивности (это психоаналитические теории агрессивности). Психоаналити­ки считают, что для того, чтобы не произошло неконтролируе­мого насилия, неконтролируемой реализации агрессивности, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась (на­блюдениями за жестокими действиями, разрушением неодушев­ленных предметов, участием в спортивных состязаниях, дости­жением позиций доминирования, власти и пр.).

Есть теория, которая уподобляет агрессивность человека агрессивности животных и объясняет это чисто биологичес­ки — как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через унич­тожение или победу над соперником (этологическая теория аг­рессивности). В этом смысле мужчина как активный защитник своей жизни (и жизни сородича) биологически запрограммиро­ван на агрессивность. Таким образом, этологи рассматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка зрения нашла свое выражение в работах К. Лоренца. Согласно Лоренцу, природа человеческой агрессив­ности инстинктивна, так же как и механизм, запрещающий умер­щвлять себе подобных. Но Лоренц допускает возможность регу-

? ляции человеческой агрессивности и возлагает надежды на вос-> питание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее. Но другие этологи считают, что люди при всем своем желании не могут осуществлять контроль над проявлениями своей агрессивности и поэтому войны, убийства, агрессивные стычки неизбежны, и в конце концов человечество погибнет от своей агрессивности в ядерной войне.

Позднее самой популярной теорией агрессивности стала теория «фрустрации—агрессии», суть которой в следующем: всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив к агрессии (Доллард Д.). Агрессивное поведение достаточно под­робно изучали бихевиористы, они связывали агрессию и фруст­рацию. Фрустрация — эмоциональное состояние человека, воз­никающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели, фрустрация — это невоз­можность удовлетворения потребности («хочется, но нельзя либо невозможно достичь»). Любая агрессия может быть понята как вызванная какой-то фрустрацией. Агрессия может быть прямой (ругает, дерется и т. п.) либо косвенной (насмешка, критика), может быть непосредственной (в текущее время) либо отсрочен­ной, может быть направлена на другого человека либо на себя самого — аутоагрессия (обвиняет себя, плачет, вплоть до само­убийства). Фрустрация и агрессия могут возникать от социаль­ного сравнения («мне дали меньше, чем другим», «меня любят меньше, чем других»). Фрустрации способны накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя комплекс неполноценности (это агрессия на самого себя); и в конечном счете агрессия выплескивается, как правило, не на виновника фрустрации (так как он сильнее вас, он может вас фрустрировать), а на тех, кто «послабее» (хотя эти «слабые* факти­чески невиновны), либо на тех «слабых», кого в данный момент назвали «врагом». Агрессия — это однобокое, подпитанное от­рицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действи­тельности, к неадекватному поведению. Часто анализ показы­вает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения яв­ляется неудачным, неадекватным, приводит к обострению кон­фликта и ухудшению ситуации. Чем более фрустрирована и не-вротична личность, тем чаще и острее осуществляется неадек­ватное агрессивное поведение. В теорию фрустрации—агрессии Берковиц ввел три существенных поправки: 1) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она сти-

мулирует готовность к ним; 2) даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; 3) выход из фрустрирую-щей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у человека привычку к подобным действиям. К тому же не всякая агрессия провоцируется фрустрацией — агрессия может возни­кать, например, с «позиции силы» и являться выражением вла­стности, и тогда ни о какой фрустрации речи быть не может. Исследование условий, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению агрессивных действий, показало, что влияют факторы: сходство—несходство агрессоров и жертвы, оправдан­ность—неоправданность агрессии, наличие собственно агрессив­ности как личностной характеристики конкретного человека. В настоящее время стали рассматривать агрессию как один из воз­можных выходов из фрустрируюшей ситуации, но не как неиз­бежный (Розенцвейг).

Теория социального научения агрессии утверждает, что фру­страция, межличностный конфликт облегчают проявление аг­рессии, являются необходимым, но недостаточным условием ее возникновения. Для того чтобы в ситуации фрустрации возник­ло агрессивное поведение, необходимо наличие у человека предрасположенности вести себя агрессивно в подобных ситуа­циях. Такая предрасположенность формируется и закрепляется через социальное научение: наблюдая поведение окружающих, собственный удачный опыт применения агрессии. Таким обра­зом, первостепенная роль в формировании агрессивных личнос­тных предрасположенностеи отводится социальному окружению. В настоящее время эта теория занимает господствующее поло­жение.

Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии является Арнольд Басе. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения и вводит понятие атаки — акта, поставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реак­цию, а фрустрация — слабую. Басе указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек:

• частота и интенсивность случаев, в которых человек был атакован, фрустрирован, раздражен. Люди, которые полу­чали много гневных стимулов, будут с большей вероятнос­тью реагировать агрессивно, чем те, которые получили мень­ше таких стимулов;

• частое достижение успеха путем агрессии приводит к зак­реплению агрессивных привычек: Успех может быть внут­ренним (резкое ослабление гнева, удовлетворенность) либо

внешним (устранение препятствия или достижение желае­мой цели либо вознаграждения). Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке может делать невозможным для человека различение ситуаций, в которых нужна или не нужна агрес­сия — он везде и всюду склонен реагировать агрессивно;

• культурные и субкультурные нормы, усваиваемые челове­ком, могут облегчить развитие у него агрессивности (с дет­ства видит агрессивные мультики и фильмы, усваивает нор­мы агрессивности);

• влияет темперамент человека: такие качества темперамен­та, как импульсивность, интенсивность реакций, уровень ак­тивности, провоцируют закрепление агрессивных форм по­ведения и формирования агрессивности как черты личнос­ти;

• стремление к самоуважению, к защите от группового давле­ния, стремление к независимости вызывает первоначально тенденцию к непослушанию, а затем, встречая сопротивле­ние окружающих, провоцирует человека к проявлению аг­рессивных форм поведения.

Басе считает, что нужно учитывать различия между отдель­ными видами агрессии. Для классификации агрессивного пове­дения он предлагает три дихотомии: физическая — вербальная агрессия, активная — пассивная, направленная — ненаправлен­ная.

Прямой целью физической агрессии может быть причине­ние боли или повреждения другому человеку. Оценка интенсив­ности агрессии дается на основании того, насколько вероятно, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может быть. Тот, кто стреляет в человека с близкого рассто­яния, агрессивнее того, кто дает ему пинка.

Вербальные агрессии тоже выступают как болезненные и оскорбительные, иногда «словом можно убить». Вербальной аг­рессией можно считать следующие высказывания:

• многочисленные отпоры;

• отрицательные отзывы и критические замечания;

• выражение отрицательных эмоций, например, недовольства, в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ненависти;

• высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания («Убить тебя надо»), или проклятий;

• оскорбления;

• угрозы, принуждения и вымогательства;

• упреки и обвинения;

• ирония, издевки, обидные и оскорбительные шутки;

13. Основы психологии

• простой крик без формулирования речевого выражения, рев;

• скрытая в мечтах, фантазиях агрессия, выражается вербаль-но или в мыслях, реже в рисунках.

Прямая агрессия непосредственно направлена против жерт­вы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а о ней рас­пространяется клевета, или же отрицательно отзываются о ра­ботах жертвы, или агрессия направляется против объектов-за­менителей, представителей «круга» жертвы.

Басе указывал, что следует различать враждебность и агрес­сивность. Враждебность выражается чувством возмущения, оби­ды и подозрительности. Причем враждебная личность не обяза­тельно агрессивна,и наоборот.

Другой известный представитель поведенческого подхода, А. Бандура, подчеркивал, что если человек с детства видит при­меры агрессивного поведения людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается агрессивным действиям. Иссле­дования показали, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие — они могли вести себя покорно дома, но по отноше­нию к ровесникам и посторонним людям проявляли больше аг­рессивности, чем их товарищи, у которых в семье была иная, мирная ситуация. Именно поэтому ряд исследователей считает физическое наказание ребенка — моделью агрессивного поведе­ния, передаваемого ребенку взрослыми. Наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий, как пози­тивное отношение наказывающего к наказываемому и принятие наказываемым норм наказывающего.

Наконец, следует упомянуть последнюю по времени возник­новения теорию принуждающей силы. Суть этой теории доста­точно проста: физическое насилие (сила принуждения) исполь­зуется в качестве достижения желаемого тогда, когда исчерпа­ны (или отсутствуют) другие способы (сила убеждения).

В связи с этим Фишбах выделяет инструментальный вид агрессии, когда она используется в качестве средства достиже­ния какой-либо цели, причем причинение ущерба не является целью, а лишь средством воздействия. Враждебная агрессия, по мнению Фишбаха, направлена на причинение боли и ущерба жертве, ее можно рассматривать в качестве агрессии во имя аг­рессии. Роль биологических факторов в возникновении агрессии не сбрасывается со счета: подкорковые структуры мозга, гипо­таламус, лимбическая система опосредуют агрессивное поведе­ние, налагая свои ограничения на тип усваиваемых в процессе обучения агрессивных реакций, «Можно представить предельные

' случаи, когда поведение определяется только свойствами лич­ности или только ситуацией: в первом случае это нечто специ­фически психопатологическое (агрессивный психопат), во вто­ром — крайне автоматизированное поведение по типу «стимул-реакция». Но, как правило, в промежуточных случаях поведение обусловлено как личностными, так и ситуационными фактора­ми и, более того, является при этом результатом взаимовлия­ния индивидуальных предрасположеиностей и особенностей ак­туальной ситуации».

К настоящему времени различными авторами предложено много определений агрессии: во-первых, под агрессией понима­ется сильная активность, стремление к самоутверждению, внут­ренняя сила, дающая возможность человеку противостоять вне­шним силам (Ф. Аллан); во-вторых, под агрессией понимаются акты и реакции враждебности, атаки, разрушения, проявления силы в попытке нанести вред или ущерб другому человеку, объек­ту или обществу (X. Дельгадо).

Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

Например, Басе определяет агрессию «как реакцию, как фи­зическое действие или угрозу такого действия со стороны одно­го человека, которые уменьшают свободу или генетическую при­способленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушаю­щих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, при­чиняющих боль и страдание людям.

Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя по­знавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Позна­вательный компонент заключается в понимании ситуации как угрожающей, в видении объекта для нападения. Некоторые пси­хологи, например, Лазарус, считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что угроза вызывает стресс, а агрессия уже является реакцией на стресс. Но далеко не всякая угроза вызывает агрессию, и не всегда агрессивное состояние провоци­руется угрозой.

Важен и эмоциональный компонент агрессивного состоя­ния — здесь прежде всего выделяется гнев: часто при подготов­ке и в процессе осуществления агрессии человек испытывает сильную эмоцию гнева, ярости. Но не всегда агрессия сопро­вождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоци-

ональные переживания недоброжелательности, злости, мститель­ности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Волевой компонент агрес­сивного действия четко выражен: присутствует целеустремлен­ность, настойчивость, решимость, инициативность, смелость.

Агрессивность — свойство личности, заключающееся в го­товности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых яв­ляется нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженнос­ти — от почти полного отсутствия до предельного развития. Ве­роятно, гармонически развитая личность должна обладать опре­деленной степенью агрессивности. Потребности индивидуаль­ного развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к фи­зическому преодолению того, что противодействует этому про­цессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податли­вости, неспособности занять активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное развитие агрессивности по типу акцен­туации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жесто­кости, негативизме.

Агрессивные проявления могут являться: 1) средством до-стнжепия определенной цели, 2) способом психологической раз­рядки, замещения блокированной потребности, 3) самоцелью, 4) способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Таким образом, агрессивность человека неоднородна, варь­ирует от слабой до крайней степени, различна по своей модаль­ности и назначению. Можно выделить параметры агрессивнос­ти различной модальности, отличающиеся: 1) интенсивностью агрессии, ее жестокостью; 2) направленностью на конкретное лицо либо вообще на всех людей; 3) ситуативностью или устой­чивостью агрессивных тенденций личности. Условно можно выделить следующие разновидности поведения с точки зрения агрессивности:

1) антиагрессивность — негативное отношение к любым агрес­сивным проявлениям человека, который всегда старается

примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта счи­тает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении;

2) интринсивная агрессия, мотивированная удовлетворением, получаемь м от выполнения условно-агрессивной деятельно­сти (игры, оорьба. соревнования), не имеющая цели прнчине-

■ ния вреда. Таким образом, спорт является социально прием­лемой формой проявления агрессивных тенденций человека, своеобразной разрядкой агрессии, а также формой самоутвер­ждения, повышения социального статуса и получения мате­риальных благ (для профессиональных спортсменов);

3) агрессивность недифференцированная — несильное прояв­ление агрессии, выражающееся в раздражительности и скан­далах по любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости, грубости. Но эти люди могут дойти до физической агрессии и даже преступления на се-мейно-бытовой почве;

4) агрессивность локальная, или импульсивная, — агрессия проявляется как непосредственная реакция на ситуацию кон­фликта, человек может словесно оскорбить противника (вер­бальная агрессия), но допускает и физические средства аг­рессии, может ударить, избить и т. п. Степень общего раз­дражения выражена меньше, чем в предыдущем подтипе;

5) условная» инструментальная агрессия, связанная с самоут­верждением, например в мальчишеской возне;

6) агрессивность враждебная — устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти, человек свою враждебность проявляет открыто, но не стремится к столкновению сторон, реальная физическая агрессия может быть и не очень выраженной. Ненависть может быть направлена на конкретное лицо, по­сторонние незнакомые люди могут вызывать у такого чело­века раздражение и злобу без всякого повода. Возникает же­лание унизить другого человека, чувствуя к нему презрение и ненависть, но этим добиться уважения окружающих. В драках хладнокровен, в случае победы вспоминает драку с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать, а потом мстит (разными способами: клеветой, интригами, физической агрессией). В случае перевеса сил и вероятности безнаказанности может дойти до убийства. В целом к лю­дям относится враждебно;

7) инструментальная агрессия — для достижения какой-либо значимой цели;

8) жестокая агрессия — насилие и агрессия как самоцель, аг­рессивные действия всегда превышают действия противни­ка, отличаются излишней жестокостью и особой злостнос­тью: минимальный повод и максимальная жестокость. Та­кие люди совершают особо жестокие преступления;

9) психопатическая агрессия — жестокая и часто бессмыслен­ная агрессия, повторяющиеся акты агрессии (агрессивный психопат, «маньяк-убийца»);

10) агрессия по мотиву групповой солидарности — агрессия или даже убийство совершается вследствие стремления следовать групповым традициям, утвердить себя в глазах своей группы, желание получить одобрение своей груп­пы, показать свою силу, решительность, бесстрашие. Этот вид агрессии часто проявляется в группах подростков. Военная агрессия (действия военнослужащих в боевых условиях, убийство врага) является социально признан­ной и одобряемой формой агрессии по мотиву групповой (или национальной) солидарности, реализуются соци­альные традиции «защиты отечества», «защиты опре­деленных идей», например, защиты демократии, защиты правопорядка и т. п.;

11) сексуальная агрессия различной степени — от сексуальной грубости до изнасилования или сексуального издеватель­ства и убийства. Фрейд писал, что сексуальность большин­ства мужчин содержит в себе примесь агрессии, желания подчинять, так что садизм — просто обособление и гиперт­рофия агрессивного компонента, свойственного нормаль­ной сексуальности. Связь секса и агрессии подтверждается и экспериментально. Эндокринологи констатировали, что агрессивное поведение самцов и их сексуальная активность обусловлены влиянием одних и тех же гормонов — андро-генов, а психологи — что выраженные компоненты агрес­сивности присутствуют в эротических фантазиях, а отчасти и в сексуальном поведении мужчин. А с другой стороны, подавление сексуальных влечений, сексуальная неудовлет­воренность людей также сопровождается ростом раздраже­ния и агрессивных импульсов; отказ женщины от удовлет­ворения сексуального желания мужчины приводит опять же к агрессии. Условная агрессия и половое возбуждение, по-видимому, взаимодействуют у людей, как и у некото­рых животных, взаимно усиливая друг друга. Например, у мальчиков-подростков эрекция часто возникает во время возни, силовой борьбы, но никогда — в настоящей драке.

Игра влюбленных, когда мужчина как бы «охотится» за жен­щиной, преодолевая ее условную борьбу и сопротивление, очень сексуально возбуждает его, т. е. тут условный «на­сильник» выступает и как соблазнитель. Но есть группа мужчин, которые могут испытать сексуальное возбужде­ние и удовольствие только в случае действительной агрес­сии, насилия, избиения, унижения женщины. Такая пато­логическая сексуальность часто перерастает в сексуальный садизм, сексуальные убийства.

Для диагностики уровня агрессивности может использоваться опросник Басса—Дарки.

Контрольные вопросы

1. Каково соотношение общего и индивидуального в психике челове­ка?

2. Какие способности выделяют у людей? Каков критерий наличия способностей?

3. Какое определение темпераменту можно дать? У младенца уже есть темперамент?

4. Какие теории темперамента вы знаете? Охарактеризуйте силь­ные и слабые стороны своего темперамента.

5. К какому конституционному типу вы себя относите?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: