ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ И ЯЗЫК. ЯЗЫК И РЕЧЬ 15 глава




6. Что такое психосоциотип? Определите свой психосоциотип и ука­жите, с каким типом людей у вас будут отношения ревизии, дуальные и конфликтные отношения и почему.

7. В чем отличие характера от темперамента? Какие акцентуа­ции характера встречаются у людей и, возможно, намечаются у вас?

8. Влияет ли самооценка и уровень притязании на жизненную судь­бу человека?

9. Что такое комплекс неполноценности? Можете ли вы осознать свой жизненный сценарий?

10. Оцените, вы более визуалист или кинестетик?

11. Какой доминирующий инстинкт, на ваш взгляд, преобладает у вас?

12. Выполните индивидуальное психологическое задание: определите и проанализируйте свой темперамент, психосоциотип, сенсор­ный тип, характер, акцентуации характера, самооценку и уро­вень притязаний, доминирующий тип инстинктов.

13. Какие мотивы поведения являются преобладающими у вас?

14. Охарактеризуйте психические состояния людей.

15. В чем отличие уверенного и агрессивного поведения? Какие тео­рии и виды агрессивности вы можете выделить?

16. Составьте структурно-логические схемы по изучаемому мате­риалу, сравните с приведенными схемами, дополняя их.

Литература

1. Алексеева А. А, Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. Л., 1991.

2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. СПб., 1992.

3. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.

4. Психология и психоанализ характера. Саратов, 1997.

5. Крупное А И. Психологические проявления и структура темпера­мента. М., 1992.

6. Леонеардт К. Акцентуированные личности. Киев, 1980.

7. Седых Р. К. Информационный психоанализ. Социопика как ме-тапсихология. М., 1994.

8. Филатова Е. С. Соционика для вас. Новосибирск, 1993.

9. ФейдименДж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1, 2, 3. М., 1992.

10. Люшер. Цвет вашего характера. М., 1997.

11. Тайна характера. Чтение характера по лицу. Харьков, 1996.

12. Тайна характера. Психологические типы. Харьков, 1996.

13. ПаренсГ. Агрессия наших детей. М., 1997.

14. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М., 1997.

15. БороздинаА. В. Психология характера. Исторический очерк. МГУ, 1997.

16. Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996.

17. Русалов В. М, Опросник формально-динамических свойств инди­видуальности. М., 1997.

18. СобчшЛ. Н. Характер и судьба. М., 1996.

19. ЕникееваД. Плохой характер или невроз? М., 1997.

20. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1997.

21. Хорт К. Собр. соч. Т. 3. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. М., 1997.

22. Корнилова Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М., 1997.

23. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.

24. Шадриков В. Д. Способности человека. М.; Воронеж, 1997.

25. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивация. М., 1998.

26. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

27. Алъберти, Эммонс. Самоутверждающее поведение: выпрямись, выскажись, возрази. СПб., 1998.

28. БэронР., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.

29. Делакур Ж. Б. Большой словарь характеров. Ростов н/Д, 1997.

30. КляйнЫелани. Зависть и благодарность: исследование бессозна­тельных источников. СПб., 1997.

31. Коваль И. А., Родионова Е. В. Методика исследования индивиду­ального духовного пространства. М.; Тамбов, 1997.

М. Мясищев В. Н. Психология отношений // Избр. псих. тр. М., 1996.

 


Глава 6 СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ

Человек — социальное существо, его жизнь и развитие не­возможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что оии думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как со­циальные условия влияют на поведение люден.

1. Психология общения

1.1. Функции и структура общения

Общениеспецифическая форма взаимодействия челове­ка с другими людьми как членами общества; в общении реали­зуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: ком­муникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в органи­зации взаимодействия между людьми, например, нужно согла­совать действия, распределить функции или повлиять на настро­ение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторо­на общения включает процесс восприятия друг друга партнера­ми по общению и установление на этой основе взаимопонима­ния.

В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать

информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего сообщения — человек пред­ставляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает кон кретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, конт­роль эффективности общения на основе установления обрат­ной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то го-

«орящему не удается добиться ожидаемых результатов обще­ния — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «со­циальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информа­цией, ведущей ко взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоя­лась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они вос­принимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентностьспособность устанав­ливать и поддерживать необходимые контакты с другими людь­ми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в по­нимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспе­чивает достижение целей с оптимальным расходованием ресур­сов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эф­фективной коммуникации в определенном круге ситуаций меж­личностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что

противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осозна­ем, что толкование событий другим человеком столь же за­конно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отноше­ние человека враждебное, то трудно его убедить в справед­ливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес воз­никает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желае­мое или предупредить нежелательное развитие србытий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-зак­лючения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нело­гичность и т. п.;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение; 2) мо­нологическое—диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое об­щение — нежелание либо неумение выразить понятно свою точ­ку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Исполь­зование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентнос­ти и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетен­тности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях откры­тие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Откры­тые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, за­мыслами). «Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто вы­ражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Виды общения

1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутству­ет стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) —

набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позво­ляющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуа­циях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — то ак­тивно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скры­вают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и со­держание и средства общения и вместо знания личности собе­седника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхожде­ния.

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помо­щи слов — друг поймет вас и по выражению лица, движени­ям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каж­дый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его ре­акции.

6. Манипулятнвное общение направлено на извлечение выго­ды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстра­ция доброты) в зависимости от особенностей личности собе­седника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспред­метности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; что общение закры­тое, потому что точки зрения людей по тому или иному воп­росу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие: «не порицай друго­го», «избегай возражений»; 3) симпатия: «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативнос-ти: «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности

информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент*; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»: 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип «вежливо­сти», а другой — на принцип кооперативности, они могут по­пасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следователь­но, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации ком­муникативной стратегии на основе владения техниками и зна­ния правил общения. Техника общения — совокупность конк­ретных коммуникативных умений: говорить и слушать.

Позиции в общении выделяют следующие: 1) доброжела­тельная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная пози-ция; 3) враждебная позиция непринятия собеседника; 4) доми­нирование, или «общение сверху»; 5) «общение на равных»; 6) под­чинение, или позиция «снизу». Из сопоставления этих двух фак­торов-векторов по кругу Лири выявляет 8 индивидуальных сти­лей общения:

Анализ позиций в общении осуществляется и в концепци трансактного анализа (Э. Берн).

1.2. Трансактный анализ общения

Трансактный анализ общения выделяет три основные пози­ции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократ­но сменять одна другую в течение дня — или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиня­ется, испытывая радость от того, что его любят, но одновремен­но и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, явля­ясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так.

иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувство­вать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, напри­мер, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять пози­цию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдерж­ку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Ребенка — роли молодого специалиста, аспиранта—соискателя, артиста-любимца публики. С позиции Взрослого — роли соседа, слу­чайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.

В позиции Родителя могут быть две разновидности: 1) «ка­рающий Родитель» — указывает, приказывает, критикует, ка­рает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» — советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддер­живает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и оби­ды.

В позиции Ребенка выделяют: «послушного Ребенка» и «бун­тующего Ребенка» («Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т. п.).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых; могут друг друга понять и два Ребенка.

Трансакция—единица взаимодействия партнеров по обще­нию, сопровождающая заданием позиций каждого (изображает­ся стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения).

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную «взрос­лую» позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и

перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ре­бенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либ-; Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно от­нестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взросло­го, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрос лого к позиции «опекающего Родителя». Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в обще­нии, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный характер («бунтующий Ребенок»).

Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует ис­тинный психологический уровень общения. Например, обще­ние продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

1.3. Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим про­цессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от ла­тинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно вы­ступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употреб­ления слова, его выразительность и доступность, правиль­ность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл ин­тонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наи­более привлекательной в общении является плавная, спо­койная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфичес­кие звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач,

шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель;

нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хм-

хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте комму­никации человекаслова составляют 7%, звуки интонации —38%, неречевое взаимодействие — 53%.

Невербальные средства общения изучают следующие на­уки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пан­томимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, по­клоны, походку.

2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: руко­пожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкива­ние и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в че­ловеческом контакте:

• интимная зона (15—45 см) — в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характер­ны доверительность, негромкий голос в общении, тактиль­ный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиоло­гические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в про­цессе общения всегда воспринимается собеседником как по­кушение на его неприкосновенность;

• личная, или персональная зона (45—120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визу­ально-зрительный контакт между партнерами, поддержива­ющими разговор;

• социальная зона (120—400 см) обычно соблюдается во вре­мя официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, кого не очень знают;

• публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на ми­тинге и пр.

Мимика — движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние, — способна дать истинную информа­цию о том, что переживает человек. Мимические выражения

несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, заме­чено, что человек пытается скрыть свою информацию (ил«лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 време­ни разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает созда­ние серьезной атмосферы делового партнерства; светским, ког­да взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) — это способствует созданию атмосферы светского непри­нужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — на другие части тела до уров­ня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса — говорит о критическом или подозрительном отноше­нии к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, ра­дость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются челове­ком отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации; в языке же стов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит* жестов можно разбить на шесть групп:

1. Жесты-иллюстраторы — это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные карти­ны изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-«от- машки»); кдеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты-регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, на­правление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопо­жатия на уровне руки означают во многих случаях — «здрав­ствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».

4. Жесты-адапторы — это специфические привычки челове­ка, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) поче­сывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания,

пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание от­дельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пу­говица и т. п.).

5. Жесты-аффекторы — жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз,-покраснение щек, увеличен­ное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр. Практика показывает, что, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для про­ницательного человека важно приобрести умение понимать лож­ные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонст­рация усиления движений руками и корпусом); подавляют силь­ные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении часто возникают следую­щие виды жестов:

• жесты оценки — почесывание подбородка; вытягивание ука­зательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);

• жесты уверенности — соединение пальцев в купол пирами­ды; раскачивание на стуле;

• жесты нервозности и неуверенности — переплетенные паль­цы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу паль­цами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;

• жесты самоконтроля — руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

• жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытира­ние влажных ладоней о ткань;

• жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дограгивание до кончика носа и др.;

• жесты расположения — прикладывание руки к груди; пре­рывистое прикосновение к собеседнику и др.;

• жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

• жесты неискренности — «прикрытие рукой рта»; «прикосно вение к носу» как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворо. корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др. Умение понимать популярные жесты (жесты собственное

ти, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях (Дж. Ниренберг, Г. Ка-леро. Как читать человека словно книгу. М., 1990).

1.4. Общение как восприятие людьми друг

друга. Типы и механизмы психологического

воздействия

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что на­зывают перцепцией. Поскольку человек вступает в общение все­гда как личность, постольку он и другим человеком-партнером по общению также воспринимается как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-пер­вых, потому, что, познавая другого, формируется сам познаю­щий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «про­чтения» другого человека зависит успех организации с ним со­гласованных действий.

Однако в процесс общения включены как минимум два че­ловека, и каждый из них является активным субъектом. Следо­вательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому при­ходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои по­требности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: иден­тификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понимания другого че­ловека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предпо­ложение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление про­блем другого человека, как это имеет место при взаимопонима­нии, а стремление эмоционально откликнуться на его пробле­мы.

Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со все­ми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Выделяют три уровня развития: первый уровень — низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную сле­поту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; вто­рой уровень — по ходу общения у человека возникают отрывоч­ные представления о переживаниях другого человека; третий уро­вень — отличает умение сразу войти в состояние другого чело­века не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении все­го процесса взаимодействия.

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия; она предполагает попытку логи­чески проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия; но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом, ограниченном числе при­знаков, являются неверными и ригидными (т. е. не корректиру­ются с учетом конкретных ситуаций).

Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением реф­лексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действую­щим индивидом того, как он воспринимается партнером по об­щению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последо­вательное взаимоотражение, содержанием которого являете? воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внут­реннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно вос­принимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реаль­но начался процесс восприятия и оценивания другого чело­века.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к опре­деленной категории и формируется установка, направляю­щая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о лич­ности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые

люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сра­зу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: