СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА 1 глава




Редко воспринимаем людей объективно.

Эмпатия — эмоциональная форма восприятия и по­нимания другого человека, сопереживание, способ­ность чувствовать и видеть мир, как другой человек.

Рефлекси я — логическая форма понимания другого человека на основе анализа еш поведения и качеств Типичные ошибки р еф лексивною понимания

1. Эффект структурирования

(объединение нескольких признаков в структуру, по нескольким признакам — выаод о человеке)

2. Эффект ореола (склонность объяснять все поведе­ние человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными)

3. Эффект первичност и (первое впечатление самое прочное)

4. Эффект проекции (приписывание другому человеку своих качеств и переживаний)

5. Эффект последней информац ии

6. Стереотипы

— привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых располагаем скудной ин­формацией

— редко бывают гладом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей, средств массовой информации

— стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, добиваться общих целей, лучше узнавать друг друга

7. Предубежд ения — оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная лично их самих, ни мотивов их поступков

8. Каузальная атрибуция — объяснение причин поведения человека

либо внутренними, либо внешними факторами

через внутренние склонности человека ШЧерез ситуацию

Критерии поведения: 1) постоянное поведение — в сходных условиях поведение однотипно, 2) отличаю­щееся — в других случаях поведение проявляется иначе, 3) обычное — такое поведение в сходных ситуа­циях свойственно большинству людей.

Постоянное ♦ мало отличающееся + необычное (другие люди так не ведут) = такое поведение объясняет­ся через ВНУТРЕННИЕ причины. В похожих ситуациях постоянное поведение + в других ситуациях другое, отличающееся поведение * обычное введение (как у других людей в ташх же ситуациях) = такое поведение объясняется через ВНЕШНИЕ причины.

Наше ВОСПРИЯТИЕ других людей основано на том ВПЕЧАТЛЕНИИ, которое они на нас произвели, а также на ОБЪЯСНЕНИИ ПРИЧИН их поведения внутренними склонностями или той ситуацией, в которой они оказались.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (продолжение)

Несут информацию: слова — 7%; интонации — 30% мимика, взгляд, жесты — 60% Виды жестов;

— иллюстраторы состояния;

— регуляторы отношений (улыбка, кивок)

— эмблемы (заменители слоя)

— адаптеры (привычки, почесывания, перебира-ние предметов

— эффекторы (выражют эмоции)

— микрожесты

— экспрессивные жесты (жестыоценки, уверен­ности, нервозности, отрицания, доминирования, неискренности)

Расстояние общения:

— интимная зона (15—45 си)

— личная зона (45—120 см)

— социапьнаяя зона [1—4 см)

— публичная зона

ТИПЫИ МЕХАНИЗМЫВОЗДЕЙСТВИЯ

Синтетическая модель общения рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Процесс об­щения начинается с восприятия, именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого — сначала для зву­ков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последова­тельность, но тем не менее последовательность. Наше подсоз­нание воспринимает информацию по всем пяти каналам одно­временно и получает гораздо больше информапии, чем созна­ние. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Напри-мер, если ваша любимая система визуальная (зри­тельная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «кар­тинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используе­мых в общении, в особенностях дыхания и даже позы.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпо­читает ваш партнер по общению, вы можете использовать сло­ва, соответствующие его «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической — другие. Если вы будете правильно, в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, выбирать и использовать слова, вас со­чтут человеком, с которым приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание.

Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречи­вее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

Человек с визуальной репрезентативной системой, собира­ясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти кар­тинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро, и его глаза при этом расфокуси­рованы на пятно на расстоянии около 60 см от носа. Если вы станете прямо на это место, вы можете помешать такому чело-

веку думать: он даже может рассердиться. В речи людей-визуа-лов преобладают слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т. п. Темп речи у них выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической репре­зентативными системами.

Человек с аудиальной репрезентативной системой, собира­ясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голо­су. Ему трудно сделать выбор; внутренний голос постоянно ве­дет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Глаза чело­века в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии, или идут вниз и влево. В речи людей-аудиалов преобла­дают слова; «я слушаю вас», «давайте обсудим», «какой тон», «интонация», «крики» и т. п.

Люди с кинестетической репрезентативной системой, преж­де чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз-вправо. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «ощути­мый», «болезненный», «тяжелый», «я чувствую проблему», «тяж­ко на душе» и т. п.

К классической триаде людей добавляют еще один тип — «рассудочных людей», или «компьютеров» — это те, которые реагируют не на свои ощущения, а на обозначения, наименова­ния, слова, «ярлыки», которыми обозначают все свои ощущения и образы. Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться словами: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизировать» и т. п.

1.6. Виды и техники слушания

В процессе речевого взаимодействия происходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме: передача информации (говорящий ко­дирует информацию в словах) — (слушающий раскодирует сло­ва, извлекает информацию) понимание информации.

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собесе­дника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Причем в любом высказывании существует по крайней мере два содержа­тельных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональ­ный. В этой связи обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.

Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие: 1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

СИНТОНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ («синтония» — быть в гармонии с собой и с другими)

Процесс общения начинается с восприятия — протекает по-разному в зависимости от репрезентативной системы человека

Визуальная Р.С. L Ауциальная Р.С. Кинестичесхая Р.С.
Более доверяет: зрительной (слуховой) (ощущениям,.чувствам)
системе    
утптребляямыв слова    
рассмотрим, яркий, любуюсь послушаем, звучит чувствовать, ощущать, тяжко на
    душе, обожаю
речь быстрая, громкая громкий выразительная медленная, негромкая вниз
движения глаз вверх влево, влево, вправо, голова вниз влраво, взгляд вниз
вверх вправо и прямо перед наклонена  
собой    
правила слушания «я должен «не смотреть, чтобы слышать* приблизиться ближе
видеть, чтобы слышать»      

Полимодальный «компьютерный тип» получается из кинестетика (при абстрагировании от неприятных чувств) — слова: понимаю, логично, проанализировать, речь монотонная, движения н трудноуловимы, взгляд через головы других, голова вверх поднята Для успешного общения необхо д имы умения:

— учесть репрезентативную систему собеседника и говорить на его «языке»

— определение желаемого результата и учет интересов собеседника (что я увижу, когда достигну результата? что я услышу?)

_ развить сенсорную остроту — способность замечать малейшие изменения в состоянии и поведении собеседника, замечать изменения жестов, мимики, позы, интонации, взглядов, и микроиэменения в цвете кожи, в дыхании, в тонусе мышц, в дрожании нижней губы Шаги обучения: 1 — фиксация изменений в поведении человека

2 — различение паттернов — повторяющихся моментов в поведении человека

3 — калибровка — узнавание определенного состояния человека по его невербальным сигналам-

ми кр о изменениям

— развить гибкость — способность изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить разные новые способы поведения

Шаги обучения: 1 — прерывание старых паттернов поведения

2 — изобретение и использование новых способов поведения

3 — быстрая последовательность прерывания старых паттернов и использование новых,

неожиданных выбороа

достичь конгруэнтности — внутренняя согласованность мыслей, желаний, чувств, действий, слов человека, отсутствие внутренних противоречий

Шаги обучения: 1 — различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности

2 — знакомство с различными частями своей личности

3 —определение целей, желаний каждой части личности

4 — определение приоритетных целей

5 — достижение согласия между различными частями личности о том, что они признают

установленный приоритет целей

6 — заключение контракта по принятому соглашению

достигать раппорта — гармонии, единства, согласованности с собеседником и взаимной симпатии Шаги обучения: 1 — проверка своего доверия к собеседнику

2 — проверка доверия партнера к вам

3— тону и темпу голоса собеседника установление соответствия

4 —его дыханию

5 — его ритму движений

6 — его позе

ПРОДОЛЖЕНИЕ. СИНТОНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ

—использовать ресурсные состояния — вызаать прилив сил, уверенности, успешности для решения трудных проблем и ситуаций общения

Шаги обучения: 1 — поиск воспоминания об успехе в своем прошлом опыте

2 — переживание этого успеха снова

3 — когда воспоминание переживаний успеха станет интенсивным, установить условную связь —

«якорь» (например, прикосновение к запястью левой руки)

4 — вхождение в ресурсное состояние через повторение шагов 2 и 3, а затем одновременное

использование «якоря» и воспоминания переживания

5 — использовать «якорь» в трудной ситуации, чтобы вызвать оптимальное внутреннее

состояние, необходимое для успешной деятельности

— умение задавать вопросы — пойнтеры для уточнения смысла и содержания сказанного собеседни­ком:

1 — Пойнтеры-существительное для уточнения смысла существительного («А какой смысл вы

вкладываете в слово?..»)

2 — Пойнтеры-глаголы — для уточнения смысла глаголов («Как именно вы приготовите доклад: в

устной или письменной форме?»)

3 — Пойнтеры-правила — для уточнения обоснованности ограничений и правил («Почему так

надо? А что будет, если мы не сделаем этого?»)

4 — Пойнтеры-обобщения — для уточнения смысла слов «все, всегда, никогда и т.п.» («Действи-

тельно все? Неужели никогда не встречали?..»)

5 — Пойнтеры-сравнения — для уточнения смысла сравнений «хуже, лучше, легче и т.п.»

(«Лучше сделать так, по сравнению с чем?»), пойнтеры используют тогда, когда необходима точная информация и точное понимание собеседника для достижения желаемого результата.

— Умение в оспринимать и давать обратную связь — это сообщение, адресованное другому человеку о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, т.е. это не информация

0 том, что представляет собой тот или иной человек, а в большей гтепени сведения о себе в связи с этим человеком. Правила обратной связи: 1 — говори о том, что конкретно делает данный чело­век, когда вызывает у тебя те или иные чувства; 2 — не давай оценок; 3 — не давай советов; 4 — если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

— Умение пушать — умение.онять информацию и чувства говорящего. 3 такта в слушании:

1 — поддержка — цель: дать возможность человеку выразить свою позицию (уместные реакции

слушателя на этом этапе: молчание, поддакивание, кивание головой, «эхо реакции» (повторение последнего слова собеседника), эмоциональное сопровождение

2 — уяснений — цепь: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают

уточняющие вопросы-пойнтеры, наводящие вопросы, делается парафраз (передача содержания высказывания собеседника своими словами)

3 — комментирование — слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного, одет

комментарии, советы, оценки (если от него этого ждут). Могут происходить искажения в восприятии и понимании информации в зависимости от того, каково вЯ-спушание» у человека.

«Я-слушание» — это своеобразный устойчивый фильтр, через который воспринимается информа­ция, в результате ей придается тот или иной смысл. Бывают разные «Я-спушания»: «я тебе не верю», «мне нравится все, что ты делаешь», «обида», «зависть», «мне безразлично», «у меня лучше».

2. Поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбород­ком).

3. «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника.

4. «Зеркало» — повторение последней фразы собеседника с из­менением порядка слов.

5. «Парафраз» — передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. Побуждение («Ну и... И что дальше?»).

7. Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»).

8. Наводящие вопросы (Что? где? когда? почему? зачем?).

9. Оценки, советы.

10. Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пыта­ется завершить фразу, подсказывает слова).

11. Эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, скорбная мина).

12. Нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально).

13. Логические следствия из высказываний партнера, например, предположение о причине события.

14. «Хамовитые реакции» («Глупость», «Ерунда все это!»).

15. Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).

16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внима­ния, не слушает, игнорирует партнера, его слова). Обычно в слушании проявляется три такта: поддержка — уяснение — комментирование. На этапе поддержки основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию. Уместные реакции слушателя на этом этапе: молчание, поддакивание, «эхо», «эмоциональное сопровождение». На этапе «уяснения»: цель — убедиться, что вы правильно поняли собеседника. Для этого задают уточняющие, наводящие вопросы, делает­ся парафраз. На этапе «комментирования» слушатель выска­зывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии.

Виды слушания

Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слуша­ние, активное слушание, эмпатическое слушание.

Вид слушания, в котором на первый план выступает отра­жение информации, называют активным слушанием. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слу­шание, являются постоянные уточнения правильности понима­ния информации, которую хочет донести до вас собеседник, пу­тем задавания уточняющих вопросов типа: «Правильно я вас понял, что?..», парафразов: «Таким образом, ты хочешь ска-

зать...» илн «Другими словами, ты имел в виду...». Примене­ние таких простых приемов общения позволяет достичь сразу

две цели:

1. Обеспечивается адекватная обратная связь, у вашего собесе­дника появляется уверенность в том, что передаваемая им информация правильно понята.

2. Вы косвенным образом информируете собеседника о том, что перед ним не ребенок, которому можно указывать, и не «диктофон», в который можно диктовать свои мысли и рас­суждения, а равный ему партнер. Занятие вами равной парт­нерской позиции означает, что оба собеседника должны не­сти ответственность за каждое свое слово. Эта цель достига­ется быстрее первой, особенно в тех случаях, когда вы име­ете дело с авторитарным, жестким собеседником, привык­шим общаться с позиции «на пьедестале». Применение на­выков активного слушания очень поможет вам, если вам свойственна позиция «жертвы», так как это применение не только сбивает с привычной позиции авторитарного собесе­дника, но и поднимает вас до уровня равного разговора, дает возможность сосредоточиться на существенных моментах разговора, а не на собственных переживаниях и опасениях. Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в

ситуациях, когда ваш партнер по общению равен вам или силь­нее вас, а также в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться и настроиться самому (и настроить собеседника) на деловую волну, если у вас возни­кает желание надерзить вашему партнеру, развить начавшийся

конфликт.

Типичней ошибкой людей при применении активного слу­шания является чисто формальное следование правилам, без реального отражения содержания разговора. В таких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я вас понял, что...», но, не услышав ответа, продолжает развивать свои аргу­менты в пользу своей собственной точки зрения, игнорируя фак­тически точку зрения собеседника. Потом такой человек удив­ляется, что «Техника активного слушания» не работает: «Я же сказал: «Если я вас правильно понял, то...», а мы все равно не поняли друг друга, н собеседник стал злиться на меня. За что?»

Дело в том, что активное слушание, как и всякое слушание, подразумевает постоянное осознание своих «Я-слушаний», и только при наличии фильтра «Я хочу тебя понять» или отсутствии всяких фильтров вообще активное слушание будет работать. Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете

ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собе­седника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер, как минимум, равен вам. Быва­ет, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмо­ционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он сейчас всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одного — успокоиться, прийти в со­стояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться «на равных». В таких случаях эффективно рабо­тает так называемое пассивное слушание.

Тут важно просто слушать человека, просто давать ему по­нять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действует так называемая «угу-ре акция»: *да-да, угу-угу, ну конечно» и т. п. Дело в том, что эмоциональное состояние человека подобно маятнику: дой­дя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться; затем сила его чувств опять увели­чивается, дойдя до высшей точки, она снова падает и т. д. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник до­полнительно, то, выговорившись, человек успокоится^ и, почув­ствовав это, вы уже можете общаться с ним нормально. Не мол­чите, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение бу­дет усилено. Не задавайте ему уточняющих вопросов, потому что вопрос: «Ты хочешь сказать, что она тебе сказала то-то и то-то?», заданный в ответ на реплику: «И ты представляешь, тут она мне говорит..., а я ей отвечаю...», только вызовет взрыв негодования у вашего партнера. Не говорите партнеру: «Успо­койся, не волнуйся, все уладится», — он этих слов адекватно понять не может, они его возмущают, ему кажется, что его про­блему недооценивают, что его не понимают. Иногда в таких слу­чаях полезно «пристроиться* к партнеру, повторять его слова, эмоции, движения, т. е. вести себя как он, быть как бы им, разделять его чувства. Но, если для вас сложно сделать это есте­ственно, лучше а не пытаться повторять действия, слова эмоци­онального партнера, так как он, заметив вашу неискренность, оценит ваши действия как издевательство над его чувствами.

Если эмоции партнера направлены на вас, главная задача — не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурно­му конфликту, «выяснению отношений». 14*

ВИДЫСЛУШАНИЯ

Активное     Пассивное     Эмпатическое    
— постояннее уточнение правильности понимания через уточняющие воп­росы: «правильно я вас понял, что...» через парафразы: «другими словами, вы имели в виду, что...» и ждет под­тверждения — слушают, готовы поддержать собеседника, не задают вопросов, не дают советов успокоиться, реак­ции «да, да; пони­маю; ну конечно» — позволяет со­переживать те же чувства, которые переживает собе­седник, понимать и разделять его эмоциональное состояние. Не дают советов, не критикуют, не оценивают гово­рящего, не по­учают Игнорирующее пренебрежение к партнеру, не слу­шают, не обра­щают внимания или реплики «ерунда», «глупости» — недопустимая форма общения

ПРИМЕНЕНИЕ

В деловых перегово­рах, при общении с равным или автори­тарным собеседни­ком, в конфликтных ситуациях, когда со­беседник ведет себя ' агрессивно и надо настроить его на спо­койный деловой тон. Нельзя применять: если собеседник в состоянии сильного эмоционального воз­буждения Если собеседник в состоянии силь­ного эмоциональ­ного возбуждения, взвинчен, ему на­до «выговорить­ся», «излить чув­ства». Нельзя за­ражаться эмоцией партнера, реаги­ровать на нее лич-ностно, обижаться Если человек хочет поде­литься какими-то пережива­ниями, если вы хотите по­нять и ПРИНИМАЕТЕ собе­седника таким, какой он есть, если вы свободны от фильтров «Я-слушаний», на время забываете о своих проблемах и своих пережи­ваниях, и тогда в вашей душе освободится место для чувств другого человека

ПРАВИЛА ЭМПАТИЧЕСКОГО СЛУШАНИЯ:

1. Освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на чувства собеседника

2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувс­тво, эмоцию, стоящую за его высказыванием, показать, что вами чувство собеседника не только правильно понято, но и принято вами (не осуждая, не критикуя, не поучая его)

3. Надо только отразить чувство партнера, но не интерпретировать его поступки и скрытые мотивы поведения, не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства, не по­учать его

4. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо ломопчать, подумать, разобраться в своих переживаниях. Не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Правила «Я-выск азываний» (способ само-выражения, осознания своих чувств, возникающих в напряженных ситуациях и называние их партнеру, осознание своей ответственности за решение проблемы): 1 — описание ситуа­ции, вызвавшей напряжение; 2 — точное название своего чувства в этой ситуации;

3 — называние причин этого чувства («я испытываю такое раздражение, когда ты говоришь, что...»}

Давайте подумаем, зачем вы рассказываете кому-то о своих проблемах? Может быть, чтобы выслушать совет, как вам вести себя в сложившейся ситуации? Или для того, чтобы вас оценили, сказали, правильно ли вы ведете себя? Или, может быть для того, чтобы услышать, как вел себя собеседник в аналогичной ситуа­ции? Наверно, все же нет. Если вы посмотрите на себя откровен­но, то поймете, что главное в таких случаях — желание, чтобы вас поняли, разделили с вами те чувства, те переживания, кото­рые вы испытываете. Так главное, видимо, именно в этом — в понимании чувств собеседника и сопереживании ему. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания, такого, которое дает другому человеку облегчение, и, как это ни неожиданно, откры­вает ему новые пути для понимания самого себя. Таким образом, эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, ко­торые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эм-патическом слушании не дают советов, не стремятся оценить го­ворящего, не морализуют, не критикуют, не поучают.

Правила эмпатического слушания нелегко выполнять: нужно осознать свои «Я-слушания». Например, если вы от подруги слы­шите: «Ты знаешь, мой муж мне изменяет...» — и вдруг ощуща­ете прилив возмущения и сопереживания к говорящей, потому что сами пережили то же в своей семейной жизни. Никакого эм­патического слушания здесь не будет, если вы не сумеете осоз­нать свое «Я-слушание» в данный момент, не осознаете свои соб­ственные неконтролируемые эмоции. И тогда в вашей душе осво­бодится место для чувств другого человека. Состояние эмпати­ческого слушания — это состояние души без фильтров... Возмож­но, это удивительное эмоциональное состояние, когда душа от­крыта, и есть наиболее естественное состояние человека с высо­кой самоценностью. Он одновременно «резонирует» с душой парт­нера и продолжает оставаться самим собой.

2. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения

В качестве клеточки анализа социальной психологии рассмат­ривают ситуацию взаимодействия двух и более людей.

Взаимодействиеэто действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как сово­купность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей — решения практических задач или реали­зации ценностей.

П. Сорокин предостерегает, что «если бы кто-нибудь пред­принял анализ взаимного поведения членов какой-нибудь соци­альной группы, совершенно игнорируя психические процессы, происходящие в психике каждого члена при том или ином по­ступке и описывая только внешние формы актов поведения, то вся социальная жизнь ускользнула бы целиком из-под анализа».

Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимо­действия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодей­ствие, так как зависят друг от друга. Социальная связь — это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

субъекты связи (два человека или тысячи людей);

предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);

механизм регулирования взаимоотношений. Прекращение связи может происходить при изменении или

утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь может высту­пать в виде социального контакта (связь между людьми поверх­ностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко за­менен другим человеком) и в виде взаимодействия (системати­ческие, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие иель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порож­дает новую реакцию воздействующего). Социальные отноше­ния — это устойчивая система взаимодействия между партнера­ми, имеющая самовозобновляющийся характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: