ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ И ЯЗЫК. ЯЗЫК И РЕЧЬ 9 глава




Невроз навязчивых состояний (психастения) — появляются стойкие тревожные мысли, страхи — например, «заразиться бо-

лезнью», потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении и т. п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них из­бавиться. Для снижения тревоги человек начинает подчеркнуто навязчиво соблюдать все общепринятые приметы и правила, придумывает свои правила и ритуалы, которые многократно навязчиво повторяются в поведении, проявляет чрезмерную ак­куратность, педантичность, «застревание» на каких-либо мыс­лях и идеях.

Фобический невроз проявляется как сильные, необъяснимые и неконтролируемые человеком страхи, вплоть до панического ужаса перед какими-то конкретными объектами или ситуация­ми (страх перед собаками или пауками, фобия закрытого или открытого пространства, страх езды в транспорте и т. п.)

Ипохондрический невроз проявляется как чрезмерная обес­покоенность человека своим здоровьем, когда человек находит у себя любые болезни и испытывает постоянные, разнообраз­ные болезненные ощущения в теле, хотя никаких объективных нарушений врачи не находят.

Депрессивный невроз проявляется как чрезмерная угнетен­ность, подавленность настроения и жизненного тонуса челове­ка, потеря интересов, нежелание жить.

Как уже отмечалось, предпосылки для возникновения не­врозов могут закладываться с детства — вследствие неправиль­ного воспитания, наличия у ребенка психических травм и тягос­тных переживаний, а также вследствие нарушенных или ослож­ненных межличностных взаимоотношений. Известный психо­лог Хорни подчеркивала, что именно межличностные отноше­ния в сочетании с социально-культурными условиями жизни способны значимо влиять на особенности протекания неврозов (это направление называют социокультурной концепцией лич­ности).

Социокул ь турная концепция К. Хорни о природе неврозов

Клинические наблюдения Хорни над пациентами, которых она лечи­ла в Европе и США, показали пора­зительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Хорни доказывала, что решающим фактором в развитии ре­бенка являются социальные отношения между ребенком и ро-

дителями. Для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворе­ние охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Главной в развитии ребенка является потребность в бе­зопасности ~ желание быть любимым, желанным и защищен­ным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если ро­дители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ре­бенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасно­сти, и вероятнее всего сформируется здоровая личность. Если многие моменты в поведении родителей травмируют потребность ребенка в безопасности (неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказа­ние явного предпочтения братьям и сестрам ребенка), то весьма вероятно патологическое развитие личности. Основным резуль­татом такого дурного обращения родителей с ребенком является развитие у него базалъной враждебности. В этом случае ребе­нок н зависит от родителей, и испытывает к ним чувство обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такой за­щитный механизм, как вытеснение. В результате поведение ре­бенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, на­правляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой — подавление враждебных чувств по отношению к родителям, что­бы выжить. Эти подавленные чувства враждебности проявля­ются невольно во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка проявляется базалъная тревога, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Причиной невротического поведения будут нарушенные отно­шения между ребенком и родителями. С точки зрения Хорни, выраженная базалъная тревога у ребенка ведет к формирова­нию невроза у взрослого.

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной трево­ге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стра­тегиям. Хорни описала 10 таких стратегий, получивших назва­ние невротических потребностей, или невротических тенденций:

• ненасытное стремление быть любимым и объектом восхи­щения со стороны других; повышенная восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию;

• потребность в руководящем партнере — чрезмерная зависи­мость от других;

• потребность в четких ограничениях и установленном поряд­ке жизни, подчинение другим;

• доминирование и контроль над другими как самоцель;

• боязнь быть используемым другими;

• формулирование представления о себе в зависимости от об­щественного статуса;

• стремление создать приукрашенный образ себя;

• сильное стремление быть самым лучшим, страх неудач, силь­ное честолюбие;

• стремление избежать любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств;

• поддержание впечатления совершенства и добродетели.

В отличие от других здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность из перечисленных. Впоследствии Хорни объединила невроти­ческие потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей», «к людям». У невротической личности обычно преобладает одна из них. Соответственно выделяются типы личности: 1) «уступчивый тип» ориентируется на людей, проявляет зависимость, нерешитель­ность, беспомощность, думает: «Если я уступлю, меня не тро­нут»; 2) обособленный тип — ориентируется от людей, думает: «Если я отстранюсь, со мной все будет в порядке», говорит: «Мне все равно», ничем и никем не увлекаясь; 3) враждебный тип — ориентируется против людей, для него характерно доминирова­ние, враждебность, эксплуатация, он думает: «У меня есть власть, меня никто не тронет», следует бороться против всех и любую ситуацию оценить с позиции: «Что я буду иметь с это­го?». Враждебный тип способен действовать тактично и дружес­ки, но его поведение всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими, на удовлетворение личных желаний и ам­биций.

Все эти стратегии находятся между собой в состоянии конф­ликта и у здоровой, и у невротичной личности, однако у здоро­вых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоциональ­ного заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку при­суща большая гибкость, он способен менять стратегии сообраз­но обстоятельствам. А невротик использует только одну из трех стратегий, независимо от того, годится она в данном случае или нет.

8. Характерный мышечный панцирь

как фактор препятствия развитию

личности

Интересную концепцию о характере человека разработал пси­холог Райх, согласно которой характер человека включает по­стоянный, привычный набор, паттерн защит. Вначале Райх опи­сывал этот паттерн в психологических терминах: «Характер со­стоит из привычных положений и отношений человека, посто­янного паттерна его реакций на различные ситуации. Он вклю­чает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (зас­тенчивость, агрессивность и т. п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр.». Райх полагал, что характер созда­ет защиты против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами в сопровождении стра­ха наказания. Первая защита против этого страха — подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того как «эго-защиты» становятся постоянными и автоматичес­ки действующими, они развиваются в черты характера или ха­рактерный панцирь. Характерные черты не являются невроти­ческими симптомами. Различие, по Райху, состоит в том, что невротические симптомы (такие как иррациональные страхи и фобии) переживаются человеком как чужие элементы в его душе, в то время как характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) переживаются как составные части личности.

Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности. «Ригидность мускулатуры — соматическая сторона процесса подавления и основа его продол­жающегося существования». Человеку полезно проанализиро­вать в деталях свою позу и физические привычки (поэтому Райх часто имитировал характерные позы или жесты пациентов, про­сил самих людей повторить или преувеличить привычный штамп поведения, например нервную улыбку), усилить определенный зажим в мышцах, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана с этой частью тела. Лишь после того как подавляемая эмоция находит свое выражение, человек может полностью отказаться от хронического напряже­ния или зажима. Райх пишет: «Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они учились подавлять свою ненависть, тревожность или нелю-

бовь посредством определенных действий, влиявших на вегета­тивные функции (как сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т. п.)- Можно поражаться, как освобождение ригид­ных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но, кроме того, приносит воспоминание о ситуации в раннем дет­стве, когда этот зажим был использован для определенного по­давления». Райх обнаружил, что хронические мышечные зажи­мы блокируют три основных побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физичес­кий (мышечный) и психологический панцирь — одно и то же. *В любом случае функция панциря — защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию». Эти мышечные за­жимы приводят к искажению и разрушению естественных чувств, к потере энергии и радости в жизни, к подавлению сексуальных чувств, из-за чего мышечные зажимы мешают полному и пол­ноценному оргазму. Отсутствие сексуального удовлетворения, застой сексуальной энергии, по мнению Райха, — основная при­чина неврозов. «Снятие мышечных зажимов, ликвидация зас­тоя сексуальной энергии позволяет устранить любые невроти­ческие симптомы».

При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц вызывает особые ощу­щения — чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмо­циональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения биологической энергии, которую назвал «оргон». Органическая энергия обладает следующими свойствами:

1) она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;

2) она присутствует всюду, хотя и в различной концентрации;

3) она является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;

4) она находится в постоянном движении и может быть на­блюдаема в соответствующих условиях.

Оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу параллельно позвоночнику. Кольца мышечного панциря фор­мируются под прямым углом к этим потокам и препятствуют им. Мышечные зажимы служат ограничению как свободного потока энергии, так и свободного выражения эмоций у челове­ка. То, что сначала возникает как защита против захлестываю­щих чувств напряжения и возбужденности, становится физичес­кой и эмоциональной смирительной рубашкой.

Психологический, личностный рост, самосовершенствова­ние человека Райх определяет как процесс рассасывания психо­логического и мышечного панциря, постепенного становления более свободным, искренним и открытым человеком, более энер­гичным и счастливым, обретения способности наслаждаться полным и удовлетворяющим оргазмом.

Три типа средств используются в распускании панциря:

1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания (позднее переросло в психотехнику «ребёфинга»);

2) прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (по­средством давления, защипывания и т. п.), чтобы рассла­бить их;

3) поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рас­смотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются. Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных зажимов, блоков для чувств — лишь один аспект психологического роста личнос­ти. Самоконтроль и целенаправленное поведение — второй существенный фактор роста; научиться уравновешивать, со­относить самоконтроль и свободное выражение •— необхо­димая часть продолжающегося процесса роста личности. Райхом были разработаны специальные приемы по расслаб­лению «мышечного панциря», которые сейчас применяются психологами для оказания помощи людям, поскольку «за­жатый своим» защитным панцирем человек не способен рас­пустить его сам.

9. Типологии характера

Рассмотрим подробнее наиболее известные классификации.

9. 1. Типология социальных характеров Фромма

«В социальный характер входит лишь совокупность черт ха­рактера, которая присутствует у большинства членов данной со­циальной группы и возникла в результате общих для них пере­живаний и общего образа жизни».

«Характер — это специфическая форма человеческой энер­гии, возникающая в процессе динамической адаптации челове­ческих потребностей к определенному образу жизни в опре­деленном обществе» (Фромм). Субъективная функция социаль­ного характера состоит в том, чтобы направлять действия чело-

века в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от его деятельности. Приспо­сабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как приходится действовать. «Если структура лич­ности большинства людей в данном обществе, т. е. социальный характер, приспособлена к объективным задачам, которые чело­век должен выполнять в этом обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необхо­димую для функционирования этого общества». Социальный характер интериоризирует внешнюю необходимость и тем са­мым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы. Если возникают но­вые экономические условия, при которых прежние черты лич­ности становятся бесполезными, но люди первоначально стре­мятся действовать в соответствии со своим складом характера, то либо их поведение превращается в помеху для достижения экономических целей, либо они просто не в состоянии действо­вать согласно своей «природе». Сам социальный характер фор­мируется всем образом жизни данного общества, но доминан­тные черты социального характера в свою очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс: Изменение социальных условий приводит к изменению соци­ального характера, т. е. к появлению новых потребностей и тревог, в свою очередь эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый соци­альный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.

Характер — это модель поведения, характерная для данного человека, он позволяет человеку действовать вполне последова­тельно и освобождаться от бремени принятия каждый раз новых и обдуманных решений. Характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей.

f От социального характера следует отличать индивидуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия частично обус­ловлены особенностями личности родителей, психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также особенностями конституции и темперамента.

Фромм выделяет следующие типы социальных характеров: Неплодотворные ориентации:

Рецептивная ориентация (рецептивная структура харак­тера) — человеку этого типа представляется, что «источник

всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный спо­соб обрести желаемое — это получить его из внешнего ис­точника. Материальные вещи, любовь, знания, удоволь­ствия — все ожидается от других людей: при такой ориента­ции проблема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не самому любить; в сфере интеллекта также ориентирова­ны на восприятие идей, а не на их создание. Их первая мысль — найти кого-нибудь, кто даст им нужную информа­цию, вместо того чтобы самим сделать хоть малейшее уси­лие. Если это люди религиозны, они ждут всего от Бога и ничего от собственной активности.

Они нуждаются в людях, которые обеспечат их безопасность, дадут им необходимые блага, поэтому легко попадают в зависи­мость к людям, вынуждены соглашаться, так как чувствуют себя потерянными, когда предоставлены самим себе, поскольку счи­тают, что ничего не способны делать без посторонней помощи. Люди рецептивного типа стремятся преодолеть тревожность и подавленность путем переедания и выпивки. Они верят, что жизнь и окружающие люди должны дарить им все хорошее, они в основном оптимистичны и дружелюбны, но приходят в смятение и панику, если им грозит потеря «источника питания и заботы». У них часто есть искренняя сердечность и желание по­мочь другим, но делают они что-то для других только ради того, чтобы добиться расположения людей.

Эксплуататорская ориентация — люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что же­лаемое надо получить силой или хитростью, отнять у дру­гих. Даже в любви они испытывают влечение только к тем, кого они могут отнять у кого-то другого. Идей они также не создают, а берут или крадут их в форме плагиата или в фор­ме парафразы идей, высказанных кем-то другим. Вещи, ко­торые они могут отобрать у других, всегда кажутся им луч­ше тех, какие они могут создать сами. Они используют и эксплуатируют всех и каждого, из кого они могут что-то выжать. Их девиз «Краденый плод самый сладкий». Их ус­тановка окрашена враждебностью и манипуляцией. Каждый человек рассматривается ими как объект эксплуатации и оце­нивается по его полезности. К людям проявляется цинизм, подозрительность, скрытая или открытая враждебность, за­висть и ревность.

Стяжательская ориентация — люди этого типа не верят,

что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. Они как бы окружают себя защитной стеной, и их главная цель — как можно боль­ше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. В сфере любви они стремятся полностью «завла­деть» любимым, рассматривают его как свою принадлеж­ность. В материальной сфере они проявляют стяжательство, жадность, сверхэкономию и сверхаккуратностъ. У стяжате­ля всегда упорядочены вещи, мысли, чувства, воспомина­ния, он терпеть не может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их в порядок. Его маниа­кальная чистоплотность — выражение его потребности от­страниться от контакта с внешним миром, вещи за пределами его собственного мира воспринимаются как «опасные и не­чистые». Раз внешний мир воспринимается как источник угрозы, то упрямо стоять на своем — вот ответ на угрозу извне. Поэтому эти люди упрямы, подозрительны, несго­ворчивы, держатся отстранение от других или стремятся полностью обладать другим человеком. Их лозунг: «Мое есть мое, а твое есть твое».

Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху в связи с экономическими ус­ловиями рыночного общества. Ориентация характера, коре­нящаяся в восприятии себя как товара, а собственной ценно­сти как меновой, называется рыночной ориентацией. Мате­риальный успех у всех в современном рыночном обществе зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т. е. человек начинает воспринимать себя как то­вар. Каждый должен предложить требуемый тип личности, который, вне зависимости от его потребностей, должен удов­летворять одному условию: пользоваться спросом. Человек должен уметь вступить в состязание со многими другими, он заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходовым товаром, а для этого нужно знать, какой тип личности пользуется повышенным спросом. Кино, мода фор­мирует образ желаемой личности, который пытается вопло­тить каждый человек рыночного типа. Если человек чувствует, что его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкурен­ции (если он «преуспевает» — он ценен, если нет — он лишен

ценности) с ее постоянно меняющимися условиями, то само­оценка человека будет шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. «Если превратности рынка являются мерилом ценности человека, чувства собствен­ного достоинства и самоуважения разрушаются. Если человек вынужден все время пробиваться к успеху и любая неудача яв­ляет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чув­ство беспомощности, неуверенности и неполноценности» (Фромм). Заключительная реплика во всех возможных здесь ролях: «Я — то, чего изволите!»

Престиж человека, его успех, положение, известность ста­новятся замещением подлинного чувства идентичности. Такая ситуация ставит его в полную зависимость от того, как другие воспринимают его, и вынуждает придерживаться роли, однаж­ды уже принесшей успех. Различие между людьми сводится к простому количественному показателю большей или меньшей успешности, привлекательности, так и оценивается. Индивиду­альность, то, что в человеке оригинально и уникально, лишает­ся ценности. Если индивидуальным «Я» пренебрегают, отноше­ния между людьми по необходимости становятся поверх­ностными, потому что в отношения вступают не сами люди, а взаимозаменяемые товары. «Люди, предоставленные сами себе, страшащиеся неудачи, жаждущие угодить: в этой борьбе не ща­дят и не ждут пощады».

Мышление человека с рыночной ориентацией берет на себя функции быстро ориентироваться в ситуациях, чтобы иметь воз­можность успешно ими манипулировать, а для манипуляции достаточно знать лишь поверхностные свойства вещей и не тре­буется проникать в суть, искать истину. У человека с рыночной ориентацией нет устойчивых взглядов, ему присуща изменчи­вость установок, когда развиваются только те качества, которые можно пустить на продажу. Человека интересует не свое досто­инство, а то, что он сможет за себя выручить на рынке. Рыноч­ная личность свободна от всякой индивидуальности, ей прису­ща пустота, отсутствие устойчивых черт характера, поскольку в один прекрасный день эта устойчивая черта может вступить в конфликт с требованиями рынка.

Все ориентации имеют место в человеческом жизнеустрой­стве, но доминирующее положение той или иной ориентации в большей степени зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид. Так, рецептивную ориентацию часто можно об­наружить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую группу. «И если эксплуатируемая груп-

па не имеет сил изменить положение, то она склонна почти­тельно взирать на эксплуататоров как на своих благодетелей, от которых она получает все то, что может дать жизнь». Советская культура формировала преимущественно рецептивную ориента­цию характера. Необходимость приспосабливаться и угождать сочетается у людей с такой ориентацией с ожиданием, что в каж­дой области деятельности есть эксперт, который может сказать им, как обстоят дела и как надо действовать, — в результате они считают, что все, что от них требуется, — это слушаться экспер­та и довериться его идеям.

Эксплуататорская ориентация с девизом: «Я беру то, что мне нужно», по мнению Фромма, присуща нашим предкам, пира­там, феодалам, магнатам-грабителям, авантюристам. «Свобод­ный рынок, как он сложился на основе конкуренции в XVIII и XIX вв., взрастил этот тип людей», — отмечает Фромм. По-ви­димому, аналогичные процессы происходят в современной Рос­сии в период формирования свободного рынка. Рыночная ори­ентация преобладает в современных западных обществах.

Фромм противопоставляет описанным выше типам характе­ра плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческо­го развития. Плодотворная ориентация личности означает фун­даментальную установку, способ отношений во всех сферах че­ловеческого опыта, когда плодотворность проявляется как чело­веческая способность использовать свои силы и реализовать за­ложенные в человеке возможности. Такой человек руководству­ется разумом, поскольку можно использовать свои силы, если только знаешь, что это за силы, как и для чего их использовать. Понятия «плодотворный» и «активный» не совпадают, так, чело­век может быть активным в состоянии гипноза, но это не пло­дотворность, поскольку он не творец своей активности и к ак­тивности его побуждают силы, неподвластные ему. Также нет никакой плодотворности, если человек активен, деятелен, но находится под влиянием какого-то авторитета и делает то, что хочет этот авторитет. Человек в этом случае чувствует и делает то, что ему полагается чувствовать и делать, и его активность зависит не от его собственного ментального или эмоционально­го состояния, а от внешнего источника.

Плодотворность предполагает, что человек является здоро­вой зрелой личностью, силой своего разума способен проник­нуть в глубь явлений и познать их сущность, силой своей любви способен разрушить стену, отделяющую одного человека от дру­гого, способен понять самого себя, свое назначение, которое от­личает его от других людей и делает его тем, кто он есть, стре-11"

мится стать тем, чем он является потенциально, используя и развивая все свои силы, способности и возможности.

«Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Человек производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир ментально и эмоцио­нально, при помощи любви и разума». Плодотворная любовь включает в себя заботу, ответственность, уважение и знание. Любить человека плодотворно — значит заботиться о нем и чув­ствовать ответственность за его жизнь, не только за его физи­ческое существование, но и за развитие всех' его человеческих сил. Уважение к человеку означает способность видеть его та­ким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуаль­ность. Нельзя уважать человека, не зная его. В процессе плодо­творного мышления человек проявляет интерес к объекту, взаи­модействует с ним, проявляя о нем заботу, объективно, уважи­тельно относясь к объекту, т. е. способен видеть объект таким, каков он есть, а не таким, каким хотелось бы думающему.

Лень и вынужденная активность противоположны плодо­творности. Плодотворная деятельность характеризуется ритмич­ной сменой активности и отдыха. Плодотворный труд, любовь и мышление возможны, только если человек может, когда не­обходимо, оставаться в покое и наедине с самим собой.

Фромм выделяет следующие виды межличностных отноше­ний: симбиотический союз, отстраненностьдеструктив-ностъ, любовь.

В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает свою независимость; он убегает от одиночества, ста­новясь частью другого человека, «поглощаясь» этим человеком или «поглощая» его сам. Тенденция «поглощаться» другими — это попытка человека избавиться от индивидуальности, убежать от свободы и обрести безопасность, привязывая себя к другому человеку (посредством долга, любви, жертвы). Стремление по­глотить других, активная форма симбиотического союза, — сво­еобразное проявление садизма, направленное на приобретение полного господства над другим человеком. Даже благосклонное господство над другим человеком под маской любви и заботы — это тоже проявление садизма.

Фромм отмечает, что чувство индивидуального бессилия может быть преодолено посредством отстраненности от дру­гих людей, воспринимаемых как угроза. Эмоциональный экви­валент отстраненности — чувство безразличия к другим, часто в сочетании с О]ромным самомнением. Отстраненность и безраз-

личие не всегда проявляются открыто, осознанно в условиях ев­ропейской культуры, они часто скрываются за поверхностным интересом и общительностью. Деструктивность — активная форма отстраненности, когда энергия направляется на разруше­ние жизни, импульс к разрушению других проистекает из стра­ха быть разрушенным ими.

Рыночная ориентация также основывается на отдаленности от людей, но отдаленность обычно принимает не деструктив­ную форму, а относительно дружественную, поскольку предпо­лагается легкость контактов, поверхностность связей, а отдален­ность от других достигается в основном в более глубокой эмо­циональной сфере.

Любовь является плодотворной формой отношений к дру­гим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

Фромм систематизировал описываемые типы социальных характеров следующим образом:

I. Неплодотворные ориентации

а) рецептивная — мазохистская (берущая) (преданность)

б) эксплуататорская — садистская СИМБИОЗ (овладевающая) (авторитет)

в) стяжательская — деструктивная (сберегающая) (настойчивость) отстраненность

г) рыночная — безразличная (обменивающая) (честность)

И. Плодотворная ориентация

деятельная любящая разумная

Нет человека, чья ориентация полностью плодотворна, и нет человека, полностью лишенного плодотворности.

Определенные качества неплодотворных ориентации имеют место и в характере, где доминирует плодотворная ориентация. Неплодотворные ориентации соединяются в различные комби­нации, в зависимости от удельного веса каждой из них; каждая из них качественно изменяется соответственно уровню наличе­ствующей плодотворности, различные ориентации могут дей­ствовать с разной силой в материальной, эмоциональной или интеллектуальной сферах деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: