ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ И ЯЗЫК. ЯЗЫК И РЕЧЬ 4 глава




Важный способ снятия психического напряжения — это ак­тивизация чувства юмора. Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т. е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному се­рьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в труд­ной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релакса­ция) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могуществен, что Фрай называл его даже «стационарным бегом трусцой».

5. Боля как характеристика сознания

Воля есть сознательное регулирование человеком своего по­ведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, тру­довой деятельности. Воля является важным компонентом пси­хики человека, неразрывно связанной с познавательными моти­вами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на две катего­рии: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате воз-

никновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осоз­наваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером не­произвольных действий могут служить поступки людей в со­стоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, пред­варительное представление тех операций, которые могут обес­печить ее достижение, их очередность. Все производимые дей­ствия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производим от воли человека.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осу­ществлении действия, при преодолении препятствий. Преодо­ление препятствий требует волевого усилия — особого состоя­ния нервно-психического напряжения, мобилизующего физичес­кие, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля про­является как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целе­сообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека возможно выделить 4 варианта про­явления воли:

1) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля прак­тически не требуется (желания человека просты, однознач­ны, любое желание осуществимо в легком мире);

2) в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий ре­альной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однознач­ности своих желаний и целей (простой внутренний мир че­ловека);

3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внут­ренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при приня­тии решения;

4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для пре­одоления внутренних сомнений для выбора решения и осу­ществления действий в условиях объективных помех и труд­ностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению осознанное, на-

меренное, целенаправленное действие на основе внешней и

внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противо­речивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и вос­питания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избало­ван, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется), либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам ре­шения. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, долж­ны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для ус­пеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную дея­тельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигну­того, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь под­водите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений. ■

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, свя­заны с функционированием мозга. Важную роль при осуществ­лении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в кото­рых, как показали исследования, происходит сличение достиг­нутого в каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абу­лии — болезненному безволию.

5.1. Структура волевого действия

Волевая деятельность всегда состоит из определенных воле­вых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простыми и сложными.

К простым относятся те, при которых человек без колеба­ний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно

то, что выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3} появление мотивов, утвер­ждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве ре­шения; 6) осуществление принятого решения, 7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, — это не струк­турный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадш желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно) Желание — это существующее идеально (в голове человека) со держание потребности. Желать чего-либо —- это прежде Bcei знать содержание побудительного стимула.

Поскольку у человека в любой момент имеются различны значимые желания, одновременное удовлетворение которы? обьективно исключено, то происходит столкновение противс стоящих, несовпадающих побуждений, между которыми пред­стоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой moti bob. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьб; мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напря­жение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» — это собственно мыслительное действие, являющееся частью во­левого действия, результатом которого является установление причинно-следственных отношений между способами выполне­ния волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достиже­ния цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценно­стей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения,, веду­щие потребности. Здесь каждый из возможных путей прохо дит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели (это по­нимание — один из результатов второго этапа), но в то же вре­мя в силу своих моральных качеств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответ­ствует системе ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является следующий этаппринятие одной из возможностей в качестве реше­ния. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разре­шается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, спо­собы, последовательность их использования, т. е. осуществля­ется уточненное планирование. После этого начинается реализа­ция намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не осво­бождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуще­ствление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; вто­рое связано с тем, что человек оценивает свои действия и извле­кает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

б. Состояния сознания

Традиционно психология признает два состояния сознания, присущие всем людям: 1) сон, рассматриваемый как период от­дыха, 2) состояние бодрствования, или активное состояние созна­ния, которому соответствует активация всего организма, которая позволяет ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от пред­шествующего опыта и навыков. Таким образом, бодрствование — это то состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внеш­нему миру. То, как мы осознаем внешний мир и одновременно свой внутренний мир, меняется на протяжении дня в зависимое-

ти от нашего состояния —- от того, напряжены мы или нет, воз­буждены или находимся в полудреме. Таким образом, обработка информации меняется очень существенно в зависимости от уров­ня бодрствования. Согласно закону Йеркса—Додсона—Хебба, по­ведение человека будет тем эффективнее, чем ближе будет его уровень бодрствования—активации к некоторому оптимуму — он не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким. При более низких уровнях готовность человека к действию уменьша­ется, и он вскоре засыпает, а при более высоких он будет больше взволнован из-за чересчур сильной мотивации или же сильного расстройства чувств, и его поведение может даже полностью де­зорганизоваться.

В среднем наш организм функционирует с чередованием 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Этот 24-часовой цикл управ­ляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами, которые ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрство­вания, которым служит ретикулярная формация мозга. Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организ­ма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Так, недостаток сна существенно ска­зывается на поведении: ухудшается или даже нарушается мыс­лительная и трудовая деятельность, некоторые люди засыпают буквально стоя, галлюцинируют или начинают бредить после двух-трех дней лишения сна. Сейчас известно, что сон — не про­сто восстановительный период для организма, он имеет различ-

Рис. 4.4. Графическое выражение закона Йеркса—Додсона—Хебба

ные стадии, выполняет разнообразные функции. Выделяют «мед­ленный сон» и «быстрый, парадоксальный сон» в зависимости от особенностей мозговой активности. Мозг состоит из более 10 миллиардов клеток, и каждая из них представляет собой мини­атюрную станцию, способную в возбужденном состоянии созда­вать электрический потенциал. С 1924 г. электрическую актив­ность мозга стали регистрировать в виде электроэнцефалограм­мы (ЭЭГ) с помощью электродов, прикрепленных к коже голо­вы человека. Электрические потенциалы мозга отображаются графически в виде волн, записываемых на движущейся полосе бумаги. При низкой активности мозга большие группы нервных клеток разряжаются одновременно, и эта синхронность отобра­жается на ЭЭГ в виде волн низкой частоты и большой амплиту­ды — «медленных волн»: 1) альфа-волны, частота которых ле­жит в пределах от 8 до 12 циклов, в секунду (8—12 Гц), они характерны для расслабленного организма, когда человек сидит спокойно с закрытыми глазами; 2) тета-волны частотой от 4 до 7 Гц, они появляются на первой стадии сна, 3) дельта-волны (0,5—3 Гц), которые регистрируются во время глубокого сна.

Во время активной работы мозга каждая участвующая в ней нервная клетка разряжается в соответствии со своей специфи­ческой функцией в своем собственном ритме, в результате ак­тивность мозга становится асинхронной и регистрируется в виде быстрых волн высокой частоты и малой амплитуды — бета-вол­ны (13—26 Гц); амплитуда бета-волн уменьшается по мере того, как усиливается мозговая деятельность. Бета-волны регистри­руются во время бодрствования, активной умственной и физи­ческой деятельности, а также, как ни странно, во время «быст­рого сна». «Быстроволновый сон» характеризуется тем, что ак­тивность мозга возрастает, как будто человек просыпается, сер­дечный ритм ускоряется, кровь приливает к мозгу, дыхание уча­щается, глаза совершают быстрые движения под сомкнутыми веками, но в то же время человек находится в полной неподвиж­ности вследствие резкого падения мышечного тонуса. Эта ста­дия «быстрого, парадоксального сна» длится 15—20 минут, че­ловека в этот момент трудно разбудить, но если это удается, то в 80% случаев он говорит, что видел сон, и может рассказать его ьв деталях. После «быстрого сна» вновь наступает «медленный сон», затем, примерно через 70 минут, вновь «быстрый сон», и такой цикл повторяется 5—6 раз за ночь. Чередование указан­ных фаз и нормальная продолжительность сна (6—8 часов) — обязательные условия здоровья человека. Однако известны слу­чаи, когда люди вообще не спят. Исследования показали, что те, кто не спит, фактически имеют дробный сон, продолжаю-

щийся всего несколько секунд в течение каждой минуты, т. е. они дробно спят в течение всех 24 часов суток. Подобный дроб­ный сон исключает определенные виды обработки информации во сне, является эволюционным регрессом (известно, что такой дробный сон, например, является обычным для волков).

Согласно гипотезе Хартмана (1978 г.), отключение человека от внешней среды во время сна необходимо для содержательной обработки накопленной за день информации.

В период ночного сна информация малыми порциями посту­пает из промежуточной памяти в кратковременную память, кото­рая для этого отключается от внешней среды. Каждая порция об­рабатывается последовательно в две фазы: первая фаза — это ло­гическая обработка информации, сопоставляемая с фазой «мед­ленного сна». Здесь информация оценивается и обобщается. Вто­рая фаза — обработанная информация пересылается в опре­деленные участки структуры долговременной памяти, где связы­вается с хранящимся там материалом, что сопровождается снови­дениями в фазе «быстрого сна». Если разбудить испытуемых в фазе медленного сна и спросить, видели ли они сон, то у 80% ответ будет отрицательным, но испытуемые могут указать, что возникали логические построения, продумывание ситуаций, не­посредственно связанных с реальными событиями прошедшего дня. В медленной фазе нет движений глаз, но наблюдается дви­гательная активность другого рода: снохождение ("лунатизм) и сноговорение, когда человек встает с постеяи и, не просыпаясь, способен разгуливать по дому, отвечать на вопросы, которые ему задают, но после пробуждения-ничего не помнит о своих ночных приключениях. Было обнаружено, что при высокой нагрузке на зрительный анализатор у человека удлиняется медленный сон; это подтверждает участие медленного сна в процессах перера­ботки информации, поступившей во время бодрствования.

Исследования показали, что за фазу «быстрого сна» ответствен­на определенная область ретикулярной формации мозга, состоя­щая из гигантских клеток, разветвления которых заходят далеко в соседние области и приводят к активации сенсорных областей мозга, в особенности зрительные зоны, возбуждают высшиемоз-говые центры влечений и эмоций. И сновидения, возникающие в фазе «быстрого сна», — это результат осуществляемого мозговой корой синтеза тех сигналов, которые идут из различных зон моз­га, активируемых во время парадоксального сна. Сновидения от­ражают мотивацию, желания человека, эти мотивации как бы всплывают во время сна, когда клетки ретикулярной формации посылают возбуждающие импульсы центрам, ответственным за влечения и инстинкты. Сновидения как бы служат для символи-

ческой реализации нереализованных желаний человека, разря­жают очаги возбуждения, возникшие из-за неоконченных дел и тревожных мыслей. По мнению Фрейда, сновидения обеспечи­вают психологический комфорт, уменьшая возникшую в тече­ние дня эмоциональную напряженность и вызывая этим чувство удовлетворения и облегчения. Исследования Фаулкса (1971 г.) по­казали, что у ребенка частота тревожных снов пропорциональна количеству трудностей, с которыми он сталкивается во время бод­рствования. То же самое можно сказать и о взрослых, т. е. снови­дения, интенсивная работа мозга во сне имеют своей целью по­мочь человеку разрешить его проблемы во время сна либо осла­бить или даже устранить тревожащее человека желание, пере­живание. Это представление созвучно позиции Платона, кото­рый писал, что хорошие люди довольствуются сновидениями о том, что дурные совершают на самом деле. Сновидения возника­ют как бы в результате конфликта вытесненных переживаний и бдительного контроля сознания, приобретающего характер «цен­зуры». В период ночного сна контроль ослабевает, но не настоль­ко, чтобы неприемлемые мотивы и желания могли осознаваться в их истинном виде, и тогда эти «подавляемые желания» маски­руются в непонятные для сознания образы сновидений — и та­ким образом обходят «цензуру». По мнению Фрейда, достаточно истолковать элементы сновидений как некие символы, чтобы прийти к пониманию влечений и конфликтов, вытесненных в бес­сознательное. Проникновение преобразованных мотивов в созна­ние через сновидения ведет к частичному снятию эмоционально­го напряжения, и психическому уравновешиванию человека. Согласно гипотезе Френча и Фромма, в сновидениях использу­ются механизмы образного мышления для решения мотиваци-онных конфликтов, которые не удается решить с помощью логи­ческого анализа во время бодрствования, т. е. сновидения пред­ставляют механизм психологической защиты и стабилизации человека, благодаря которой человек черпает энергию, необходи­мую для разрешения своих проблем. Сновидения являются свое­образным «окном» в бессознательное человека и своеобразным «каналом» обмена информацией между бессознательным и со­знанием, когда более информационно насыщенное «бессознатель­ное» способно в символической или явной форме передать важ­ную информацию для сознания (например, пророческие сны о будущих возможных событиях, о возникающих заболеваниях, о внутренних душевных болевых точках и т. п.). Медитация — осо­бое состояние сознания, измененное по желанию человека. Все виды медитации преследуют одну цель — сосредоточить внима­ние, чтобы ограничить поле своего сознания настолько, что мозг

будет ритмично реагировать на тот стимул, на котором сосредо­точился человек. Есть несколько способов достижения этой цели: можно сконцентрировать внимание на мыслях или физических ощущениях, как это делают последователи «зазе-ны», или же прак­тиковать йогу, которая делает акцент на владении телесными по­зами и дыханием. Во всех случаях мозг начинает все больше и больше синхронизировать свою электрическую активность — чаще всего типа альфа-волн, а иногда тета-волн. Трансцендентальная медитация основана на использовании особого слова — мантры. Мантра, обычно выбираемая «учителем» для ученика, состоит из таких звуков, как О, М, Н, У, которые легко вступают в резонанс с электрической активностью мозга. Человек, удобно сидя или лежа в спокойном, не слишком освещенном месте, закрыв глаза и глубоко дыша через нос, на каждом вдохе произносит мантру сначала громко, потом тише и тише, думая только о слове, кото­рое срывается с его губ, и ни о чем другом. Если вы захотите еще больше приблизиться к восточной технике, выберите мантру, со­ответствующую вашей возрастной группе: от 16 до 18 лет — ЕМА; от 18 до 20 лет — ИНГ; от 20 до 22 лет — ОМ и т. п. Мантра произносится сначала вслух, а потом про себя до тех пор, пока человек не достигнет состояния полной расслабленности и «чис­того сознания», из которого исключены все события и восприятия внешнего мира и которое граничит, по мнению приверженцев, с чувством вечности.

Патологические состояния сознания вызывают с помощью наркотиков и других химических веществ, воздействующих на головной мозг. Эти психотропные вещества могут ускорять пе­редачу сенсорных сигналов, либо ее блокировать или видоизме­нять, либо мешать некоторым нервным центрам нормально выполнять свои функции. При многократном применении эти вещества вызывают физическую и психологическую зависимость, когда человек уже не может существовать без этих веществ. Физическая зависимость возникает вследствие того, что нарко­тики влияют на нейромедиаторы мозга (это вещества, ответствен­ные за передачу нервных сигналов от одного нейрона к другому в синапсах), вызывают такое изменение в функционировании нейромедиаторов, что организм не может обходиться беЪ нарко­тика, и если прекратить его введение сразу, то возникает синд­ром абстиненции, иногда со смертельным исходом. Психологи­ческая же зависимость выражается в стремлении употреблять наркотик ради удовольствия или чувства удовлетворения, кото­рое он доставляет. Употребление психотропных веществ приво­дит к развитию толерантности: организм становится устойчи­вым к их воздействию, и для достижения желаемого эффекта

требуются все большие дозы, однако передозировка часто при­водит к смерти.

Рассмотрим особенности тех веществ, которые способны оказывать влияние на состояние человека. Многие люди, не от­давая себе в этом отчета, ежедневно употребляют психотропные вещества, чтобы «подстегнуть» себя, включиться в трудовой день: это прежде всего кофеин, содержащийся в кофе, чае, в тонизи­рующих напитках вроде кока-колы. Он представляет собой сла­бое возбуждающее средство. Никотин еще одно возбуждающее средство, но далеко не столь безобидное. Никотин, усиливая секрецию серотонина, ослабляет активность мозговых клеток, что ведет к чувству умиротворения, успокоения, но через неко­торое время происходит увеличение норадреналина, и это со­провождается повышением активности мозга; однако это дей­ствие длится всего несколько десятков минут, и тогда куриль­щику хочется все начать сначала. Становится понятно, как труд­но отделаться от этой вредной для здоровья привычки, не гово­ря уже о психологической зависимости.

Амфетамины — гораздо более возбуждающие вещества, они вызывают значительное повышение концентрации норадренали­на, что создает состояние общего возбуждения, ощущение физи­ческого благополучия, уверенности в себе, состояние интеллекту­альной экзальтации, непреодолимое желание говорить, творить, но затем наступает упадок сил. Длительное употребление амфе­таминов приводит к возникновению параноидных проявлений: человек начинает чувствовать себя затравленным, малейшее дви­жение другого человека может быть воспринято как угроза, воз­никают бредовые мысли, слуховые галлюцинации и т. п.

Кокаин — возбуждающее средство, вызывающее состояние эйфории, когда человек ощущает избыток сил, уверенности, ак­тивности, однако это состояние довольно быстро сменяется бес­покойством, неприятными слуховыми галлюцинациями. Кока­ин быстро вызывает психологическую, а позже и физическую зависимость.

Ненродепрессанты оказывают противоположное действие — они угнетают деятельность центров мозга, уменьшают поступ­ление кислорода в мозг, что приводит к ослаблению деятельно­сти мозга, — это ведет к плохой координации движении, сбив­чивой речи, нечеткости мышления, потере внимания. Многие люди не знают, что алкоголь — это нейродепрессант, хотя пер­воначальное его действие после одного стакана вина и возбуж­дает человека, человек становится шумным, возбужденным, освобождается от некоторых внутренних тормозов и способен совершать неожиданные для себя действия. Однако чем больше

человек пьет, тем больше снижается активность его организма, нарушается координация движений, речи, уменьшается способ­ность логически мыслить и принимать верные решения, вплоть до невменяемости. Злоупотребление алкоголем приводит также к необратимым изменениям в организме, вызывает свертыва­ние крови, которая закупоривает кровеносные капилляры, в ре­зультате они лопаются; этим объясняется красный цвет носа у алкоголиков, а также разрушение клеток мозга, не получающих достаточного количества кислорода из крови. Алкоголь спосо­бен вызывать психологическую и физическую зависимость в случае частого потребления.

Снотворные вещества (барбитураты) угнетают деятельность мозга, вызывают сон, но нарушают фазу «быстрого сна»; в слу­чаях токсикомании (отравления) возможны ухудшения памяти, ослабление мыслительной деятельности, потеря интереса к ра­боте и жизни. В больших дозах снотворные вызывают кому — патологический глубокий сон, от которого человек сам проснуться не может, и около 10% жертв больше не просыпаются.

Наркотики (опиум, морфий, героин и т. п.) действуют на мозг, блокируя передачу сигналов, направляющихся к центрам боли, и в то же время активируют нервные пути, участвующие в возбуж­дении центров удовольствия. Этим объясняется1 первоначальное ощущение блаженства, удовольствия, которое возникает после приема наркотика. В мозгу в небольших количествах вырабаты­ваются и содержатся вещества, сходные по действию с морфи­ном, — эндоморфины, но они действуют медленнее, чем мор­фин. Когда вводят наркотики, они блокируют выработку эндо-морфинов, а это приводит к возникновению физической зависи­мости от наркотиков; так, при отсутствии наркотика и нарушен­ном механизме выработки в мозгу эндоморфинов активизирует­ся центр боли, человек испытывает невыносимые физические и душевные боли и страдания («ломка»). Наркотик героин менее чем за три недели вызывает физическую зависимость у 91 % нар­команов. При передозировке наркотики вызывают смерть.

Психоделики (марихуана, гашиш), применяемые путем ку­рения, вызывают возбуждающий, эйфорический и галлюцино­генный эффект, когда восприятие времени и пространства изме­няются настолько, что минута может казаться веком, комната — огромным пространством, а себя человек может ощущать, на­пример, птицей и соответственно вести. Употребление мариху­аны вызывает психологическую, а позже физическую зависи­мость, хотя оно и менее опасно, чем употребление наркотиков группы опиума.

Чаще всего пристрастие к наркотикам глук^т тому, чтобы

заполнять пустоты в жизни, и в частности, чтобы убивать вре­мя, забывать о неудачах для слабых духом людей, но факти­чески это прыжок к гибели.

Взаимопереходы из одного состояния сознания в другое мож­но представить в виде «карты внутреннего мира», которую в 1977 г. разработал американский профессор экспериментальной психиатрии Фишер. По его мнению, погружение в глубины пси­хики, в глубинное «свое», может осуществляться по двум «скло­нам» сознания и восприятия: с одной стороны, это склон, нахо­дящийся под контролем парасимпатической нервной системы и направленный на расслабление, в контнпууме ^расслабление — медитация», а с другой стороны — склон, контролируемый сим­патической нервной системой и направленный к активации не­рвной системы, в континууме..восприятие — галлюцинация», включающем ряд состояний от творческого вдохновения до ми­стического экстаза. Активное состояние созыа&ня включает в себя секторы от «плавающего сознания» до бодрствующего — в тра­диционной психологии это мир «Я». Континуум «восприятие — медитация» приводит к состоянию сознания, совершенно ото­рванного от всякой связи с реальностью, — к йоге самадхи (пе­реход от бета-волн (13—26 Гц) к дельта-волнам (меньше 4 Гц).

Различные виды медитации соответствуют разным уровням мозговой активности. Медитация зазен характеризуется альфа-волнами и направлена на отключение сознания с тем, чтобы ос­таваться на «плавающем» подкорковом уровне, где ничто боль­ше не воспринимается и не оценивается как то, что оно есть в действительности; но резкий внешний раздражитель может вы­вести человека из этого состояния — что показывает, что сте­пень расслабления не очень велика. У индийских мастеров йоги самадхи должен быть достигнут полный отрыв от реальности как внешней, так и внутренней — пустота, в которой уже нет ни звука, ни запаха, ни предметов, ни расслабленности... Есть про­сто «Самость», — и тогда уже ни вспышка яркого света, ни рез­кий звук, ни прикосновение горячего предмета не выводят чело­века из состояния медитации, не прекращают альфа- или тета-ритма мозговой деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: