ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ И ЯЗЫК. ЯЗЫК И РЕЧЬ 2 глава




16. Туник Е. В. Опросник креативности Д. Джонсона. СПб., 1997.

17. Цветкова Л, С. Мозг и интеллект (нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности). М., 1995.

18. Одаренные дети. М., 1994.

 


Глава 4 СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

1. Сознание как высшая ступень развития психики

Сознание —высшая, свойственная человеку форма обобщен­ного отражения объективных устойчивых свойств и законо­мерностей окружающего мира, формирования у человека внут­ренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей дея­тельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регу­лирование поведения и деятельности человека. В сознание чело­века включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое созна­ние» (Маркс).

Рис. 4.1. Функции, свойства сознания

Выделяют следующие свойства сознания: построение отно­шений, познание и переживание. Отсюда непосредственно сле­дует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Дей­ствительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного от­ношения человека к предметам, явлениям, людям. В структу­рах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в еди­ном потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмо­циями, становиться переживанием. «Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причи­нам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

Сознание развивается у человека только в социальных кон­тактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и стано­вится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возмож­но лишь в условиях существования языка, речи, возникающей од­новременно с сознанием в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опос­редствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще го­воря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятель­ную психику. С самого начала существует устойчивая связь пси­хики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в по-стнатальный эту связь можно назвать психической (чувствен­ной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребен­ка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент — это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ре­бенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к свое­му ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценива­ет все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядоч­ной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, лю­бящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том

числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессозна­тельности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в че­ловеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отноше­ние) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех ак­тов, всех благ и неприятностей.

Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания — это идентификация ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным челове­ческим отношением. В этом смысле первичное — не предмет­ное отношение, а отношение сознания, первичная идентифика­ция с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего куль­турный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человечес-

Рис. 4.2. Развитие сознания

кого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятель­ность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Но выполнение смысла культурного символа, образца вле­чет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некото­ром смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осоз­нание есть постижение целостности ситуации, дает картину це­лого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием реф­лексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконеч­ное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») — осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; ■2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), вклю­чающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваивае­мое человеком; это могут быть операционные значения, пред­метные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия.

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыс­лов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое со­знания решаются очень сложные задачи, так как для эффектив­ного в той или иной ситуации поведения необходима актуализа­ция нужного в данный момент образа и нужной двигательной

программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотно­сится со значением (рефлективного сознания). Мир человечес­ких ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельно­сти соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тка­нью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивпо-оце-ночная, 4) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может высту­пать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регу-

Рис. 4.3. Структура сознания

ляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлек­сии и 5) свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлектив­ного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытий­ном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и пред­метное действие. Слово, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и ов­ладевают через использование языка.

Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно яв­ляется определенной знаковой структурой и структурой объек­тивированного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указы­вает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен пере­ход к пониманию внутренних содержаний сознания.

Венцом развития сознания является формирование самосоз­нания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к'себе являются, преж­де всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт ме­няет представление человека о себе, делает его более многогран­ным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом пред­ставлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предпола­гает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оста­ваться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надежда­ми на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает чело­веку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажет­ся неудовлетворительной, то человек может либо заняться са­моусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защит­ные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности воз­никает особая функция — защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования..

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (не­взирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, за­быв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчи­вость, и переживать это нечто без самокритики; решаться де­лать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умствен­ные способности, реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент.

2. Самосознание

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятель-ность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи об­щения человека с людьми, группами, обществом в целом, про­исходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включа­ет 4 компонента (по В. С. Мерлину):

• сознание отличия себя от остального мира;

• сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

• сознание своих психических свойств, эмоциональные само­оценки;

• социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и дея­тельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы че­ловеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, са­мовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формирует­ся у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концеп­ции «первичности» указывается, что способность к самопережи­ванию оказывается особой универсальной стороной самосозна­ния, которая его порождае!

Существует и противоположная точка зрения (Л. Л. Рубин­штейн) согласно которой самосознание — высший вид созна­ния, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и разви­вались одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представ­ление человека о внешнем мире, а в результате синтеза само­ощущений — о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схе­ма собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и станов­ления понятийного мышления самосознание достигает рефлек­сивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне свя­занным с аффективным самопереживанием (В. П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется пра­вым полушарием, мозга, а рефлексивные механизмы самосоз­нания — левым полушарием.

Критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, созна­ние себя как субъекта, автономного от среды (физической сре­ды, социальной среды); 2) осознание своей активности — «Я, управляю собой»; 3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); 4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутренне­го опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживает­ся непрерывностью его переживаний во времени: помнит о про­шлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания исполь­зуют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем насто­ящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосоз­нания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема са­моотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте само­сознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постоль­ку человек может не только осознавать, оценивать и регулиро-

8"

вать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим,

В структуре самосознания можно выделить: 1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как дей­ствующий субъект»); 2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); 3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:

• самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе). Наиболее известная в современной науке модель структуры

самосознания предложена К. Юнгом и основана на противопос­тавлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человечес­кой психики. Юнг выделяет два уровня ее самоотображения. Первый — субъект всей человеческой психики — «самость», ко­торая персонифицирует как сознательные, так и бессознатель­ные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Вто­рой уровень — форма проявления «самости» на поверхности со­знания, осознаваемый субъект, сознательное «Я».

Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одно­временно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я»-субъекта и «Я»-объекта, все же необходимо их различать — принято называть первую сторону личности «Я», а вторую — «самостью». Различие между «Я» и самостью относительно «Я» является наблюдающим началом, самость —наблюдаемым. «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Од­нако «Я» может наблюдать и за своей склонностью наблюдать — и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью.

Гуманистические психологи рассматривают самость как це­ленаправленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более много­гранным. Сознательное поведение является не столько проявле­нием того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе обще­ния с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (не-

взирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

• непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организ­ме и собственных желаний, переживаний, состояний психи­ки, в результате достигается простейшая самоидентифика­ция личности;.

• целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная иденти­фикация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;

• рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень — осознание личностью содержания собственных мыслитель­ных процессов личности, в результате возможно самонаб­людение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

• целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный син­тез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции че­рез многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствова­ния, самооценки, самокритики, самопознания, самовыраже­ния.

Информационное наполнение структур самосознания связа­но с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отож­дествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и самореф­лексия).

В целом можно выделить три пласта сознания человека: 1) от­ношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1) эгоцентрический уровень от­ношений (отношение к себе как самоценности влияет на отно­шение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»); 2) группоцентрический уровень отношений («Если дру­гой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»); 3) про-социальный уровень («Другой человек — это самоценность, ува­жай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»); 4) эс-тохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отноше­нии к другому человеку»).

2.1. Нарушения самосознания

При всех психических заболеваниях самосознание поража­ется раньше, чем предметное сознание. Существуют специфи­ческие расстройства самосознания:

• деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;

• расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, боль­ные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых на­чал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал, «Я», обладало памятью, индивидуальностью, утверждало соб­ственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал;

• наруБ^ение телесной идентификации, когда люди жалуют­ся, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;

• крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бы­тия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.

3. Взаимодействие сознания и подсознания

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды орга­низма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организ­мом для регулирования некоторых процессов, но на подсозна­тельном уровне. Многие наблюдения психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режи­ма регулирования. Возникшие затруднения привлекают внима­ние, и они таким образом осознаются. Осознание затрудняю­щих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь переда­ется в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача уп­равления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и

 

подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипо­тез в критические моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр Клапаред остроумно заметил, что мы осоз­наем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Ти­повые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи чело­век решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматиз­мы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых за­дач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознают­ся им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведе­ние, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Бес­сознательная регуляция может рассматриваться как целенаправ­ленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели происходит снижение напряжения так же, как и при осоз­нанном управлении. Фрейд показал, что бессознательные по­буждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них мо­жет стать осознанным. Для этого нужно выразить его слова­ми — вербализовать. Выделяют: 1) подсознательное — те пред­ставления, желания, действия, устремления, которые ушли сей­час из сознания, но могут потом прийти в сознание; 2) собствен­но бессознательное — такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те про­цессы, на которые не направляется внимание, сколько пережи­вания, подавляемые сознанием, такие, против которых созна­ние воздвигает мощные барьеры.

Человек может прийти в конфликт с многочисленными со­циальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внут­ренняя напряженность и в коре мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осозна-вание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препят­ствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания. Однако это не означает, что очаги возбужде­ния разрушаются. Длительное время они могут сохраняться в заторможенном состоянии, такой ущемленный очаг может быть очень глубоко запрятан, но при неблагоприятных условиях он

может выявиться и оказывать травмирующее влияние на состо­яние человека, вплоть до развития психического заболевания.

Для исключения такого болезнетворного влияния необходи­мо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его. в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать пси­хическое состояние человека. Только такое осознание устраняет травмирующее воздействие «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависи­мость и включил ее в основу своей терапевтической практики «психоанализа».

Психоанализ включает поиск скрытых очагов напряженнос­ти, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке трево­жащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния че­ловека. Психоанализ — процедура длительная и требующая до­верительного общения человека с психоаналитиком. В послед­нее время разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, не­правильных действий) и гармонизации внутреннего мира чело­века — метод ребёфинга. Для вытеснения из сознания и удер­жания в подавленном заторможенном состоянии «нежелатель­ных переживаний» в области бессознательного тратится опре­деленное количество психической энергии, и чем больше таких «подавленных очагов», тем более энергии отвлекается на эту бло­кировку, в результате чего человек может испытывать некий не­достаток энергии для своей жизнедеятельности, что проявляет­ся в неудовлетворительном психическом и физическом самочув­ствии, в ослаблении активности и потере радости жизни, в уве­личении проблем, конфликтов и трудностей в жизни. Метод ребёфинга позволяет вскрыть и устранить «скрытые очаги по­давленных переживаний», освободить психическую энергию и интегрировать эту энергию в текущую жизнедеятельность, по­лучая заряд активности, энергии, радости и наслаждения, вели­колепного самочувствия. Ребёфинг — это современный метод самопомощи, он применяет определенную технику дыхания для того чтобы дать человеку позитивные и глубоко детализирован­ные представления о его разуме, теле, эмоциях; в результате сознание человека узнает, что содержится в подсознании, вскры-

вает «очаги подавления» и интегрирует, преобразует подавленное (то, что человек делал как-то неправильно) в общее чувство активности и хорошего самочувствия. Ребёфинг дает возмож­ность разуму и телу осторожно перестроить себя таким обра­зом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность дея­тельности, улучшить здоровье, обеспечить внутреннюю гармо­нию личности.

Только переводя неосознанные импульсы в сознание, мож­но достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах. Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свой­ствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

4. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Познавая действительность, человек так или иначе относит­ся к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие — печалят, третьи — возмущают и т. д. Радость, печаль, восхище­ние, возмущение, гнев, страх и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В пси­хологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чув­ства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных пережи­ваний приятного процесс и результаты практической деятель­ности, направленной на удовлетворение его актуальных по­требностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потреб­ностей, постольку любые проявления активности человека со­провождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволю­ции как средство, при помощи которого живые существа уста­навливают значимость тех или иных условий для удовлетворе­ния актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволю­ции закрепились как своеобразный способ поддержания жизнен­ного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: