ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ И ЯЗЫК. ЯЗЫК И РЕЧЬ 6 глава




подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные спо­собности, развитые память и речь, точность и тонкость дви­жений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи

человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способнос­ти математические, технические, литературно-лингвистичес­кие, художественно-творческие, спортивные и т. д.);

б) теоретические, определяющие склонность человека к абст­рактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносто­ронне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и ду­ховной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Выс­шая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и пред-метно-деятельностные способности, связанные со взаимо­действием людей с природой, техникой, знаковой информа­цией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятель­ности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллек­туальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности — индивидуально психологи­ческие особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способ­ностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процес­са овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способ-кости не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности — прижиз­ненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденны­ми могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (пред­посылку) формирования и развития способностей.

Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе опре­деленным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Задатки весьма многозначны, они — лишь предпосылки раз­вития способностей. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на про­цесс формирования и развития способностей, которые формиру­ются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. За­датки обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свой­ствами литературных способностей являются; особенности твор­ческого воображения и мышления; яркие, наглядные образы памяти; чувство языка; развитие эстетических чувств. А веду­щими свойствами математических способностей являются: уме­ние обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий пере­ход от прямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт, наблю­дательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктив­ный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, ори­гинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

У одного и того же человека могут быть разные способнос­ти, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню разви­тия. С начала XX века предпринимались попытки измерить спо­собности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выпол­нения любой деятельности определяется не какими-то отдель­ными способностями самими по себе, а лишь сочетанием спо­собностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладе­нии деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от

которых также зависит успешное выполнение той же самой де­ятельности.

Компоненты педагогических способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные. Конструктивные способ­ности проявляются в желании и умении развивать личность уче­ника, отбирать и композиционно строить учебный материал при­менительно к возрастным и индивидуальным особенностям де­тей. Организаторские способности проявляются в умении вклю­чать учащихся в различные виды деятельности и умело воздей­ствовать на личность каждого ребенка. Коммуникативные спо­собности проявляются в умении устанавливать правильные вза­имоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллек­тива, понять каждого ученика.

Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ори­ентацией и профотбором. Все многообразие профессий было предложено (Е. А. Климов) разделить на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: П — при­рода (растения, животные), Т — техника (машины, материалы), Ч — человек, группы людей, 3 — знаковая информация (книги, языки, коды, модели), X — художественные образы (искусст­во). При решении задач профориентации целесообразно опре­делить прежде всего склонности молодого человека к перечис­ленным типам профессий.

Педагог не только передает ученику некие знания, умения, но и формирует, развивает способности ученика, помогает ему ориентироваться в мире профессий, чтобы выбрать наиболее подходящую в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей человека.

Развитие общих способностей человека предполагает разви­тие его познавательных процессов памяти, восприятия, мышле­ния, воображения.

Важным моментом у детей в развитии способностей являет­ся комплексность — одновременное совершенствование несколь­ких взаимодополняющих друг друга способностей.

3. Типология темперамента

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов.

Гиппократовские четыре типа темперамента — наиболее древ­ний и наиболее известный пример типизации, выделения об-

щих закономерностей среди индивидуальных вариаций психи­ки.

Темпераментэто те врожденные особенности челове­ка, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональ­ной возбудимости и уравновешенности, особенности приспо­собления к окружающей среде.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов тем­перамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших тем­пераментов — каждый из них имеет свои положительные сто­роны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожден­ности темперамента), а на разумное использование его досто­инств и нивелирование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особен­ности психического склада различных людей, свести их к мало­му числу обобщенных портретов — типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их по­мощью можно было предсказать поведение людей с опре­деленным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Темперамент в переводе с латинского — смесь, соразмер ность. Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма пре­обладает; если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то тем­перамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то чело­век будет холериком — желчный, раздражительный, возбуди­мый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сме­ной настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темпе­рамент флегматичный — спокойный, медлительный, уравнове­шенный человек, медленно, с трудом переключающийся с од­ного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («меланахо-ле»), то получается меланхолик — несколько болезненно застен­чивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робос­ти, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствите­лен к невзгодам. Эту теорию темперамента можно назвать гу-моральпой теорией (от латинского «гумор» — жидкость). Неко-торые современные приверженцы гуморальной теории показы­вают, что соотношение и баланс гормонов внутри организма опре­деляют проявления темперамента, например избыток гормонов

щитовидной железы обусловливает повышенную раздражимость и возбудимость человека, проявления холерического темпера­мента.

В начале XX в. возникла конституционная теория темпера­мента (Кречмер, Шелдон), главная идея которой заключалась в установлении связи темперамента с врожденной конституцией человека (подробнее смотрите в разделе «Конституционные ти­пологии»).

Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы тем­перамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение — отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаим­ной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотно­шения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основ­ных типа высшей нервной деятельности: 1) «безудержный» (силь­ный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/ с) — соответствует темпераменту холерика); 2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темперамен­ту сангвиника); 3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инер­тный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); 4) «сла­бый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обус­ловливает темперамент меланхолика).

3.1. Типы темперамента и их психологическая характеристика

Холерик — это человек, нервная система которого опре­деляется преобладанием возбуждения над торможением, вслед­ствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необуздан­ность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной сис­темы предопределяет цикличность в смене его активности и бод­рости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмо­готу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование поло­жительных циклов подъема настроения и энергичности с отри­цательными циклами спада, депрессии обусловливают неров­ность поведения и самочувствия, его повышенную подвержен­ность к появлению невротических срывов и конфликтов с людь­ми.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвиж­ной н/с, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая со­противляемость трудностям жизни. Подвижность его н/с обус­ловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и по­этому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявля­ет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, бо­рется за нормализацию обстановки.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инер­тной н/с, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развесе­лить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротив­ляется сильным и продолжительным раздражителям, трудно­стям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отка­заться от выработанных навыков и стереотипов, не любит ме­нять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и за­медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик — человек со слабой н/с, обладающий повы­шенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуаци­ях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухуддииться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокой­ной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность при­водит к быстрому утомлению и падению работоспособности (тре­буется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чув­ства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстрой­ства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, мелан­холики часто имеют выраженные художественные и интеллек­туальные способности.

Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и опре­деляется наследственностью, но не является абсолютно неиз­менным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные про­цессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или за­медлиться их переключаемость. Например, среди детей преоб­ладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темпераментэто внешнее проявление типа высшей не­рвной деятельности человека, и поэтому в результате воспита­ния, самовоспитания это внешнее проявление может искажать­ся, изменяться, происходит «маскировка» истинного темпера­мента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темпера­мента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Исследования Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына показали, что стройная картина соответствия четырех типов ВНД — выс­шей нервной деятельности (по Павлову) четырем темперамен­там, известным с древности, не так очевидна, как предполагалось ранее. Они предложили временно отказаться от обсуждения ти­пов ВНД вплоть до более полного изучения ее основных свойств и их взаимоотношений, показали парциальность этих свойств при применении у слов но рефлекторных процедур к различным анализаторным системам, наметили пути поиска общих свойств нервной системы в амодальных регуляторных структурах моз­га. Особенно важны выводы Б. М. Теплова об отсутствии пря­мого параллелизма между основными свойствами нервной сис­темы и особенностями поведения, о неравномерности суждения о физиологических свойствах нервной системы по психологи­ческим характеристикам поведения. Свойства нервной системы не предопределяют никаких форм поведения, но образуют по­чву, на которой легче формируются одни формы поведения, труд­нее — другие. Стоит задача поиска отдельных свойств нервной системы, обусловливающей индивидуальные различия по пара­метрам общей психической активности и эмоциональности — главных двух измерений темперамента (В. Д. Небылицын).

Таким образом, темперамент — это характеристика челове­ка со стороны динамических особенностей его психической дея­тельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности дея-

тельности психических процессов и состояний, степени эмоцио­нальности.

Можно выделить следующие признаки свойств темперамен­та: обусловленность свойствами нервной системы, психологи­ческие признаки: постоянные индивидуальные особенности эмо­циональной сферы

• сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость,

• устойчивость или изменчивость, плавность или резкость изменения эмоций; регуляция динамики психических про­цессов и психической деятельности в целом (скорость, темп реагирования).

3.2. Роль темперамента в деятельности

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике че­ловека и ее динамическим особенностям определенные требова­ния, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной дея­тельности («воины»), сангвиники — для организаторской деятель­ности («политики»), меланхолики — для творческой деятельно­сти в науке и искусстве («мыслители»), флегматики — для пла­номерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для не­которых видов деятельности, профессий противопоказаны опре­деленные свойства человека, например, для деятельности лет­чика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и ме­ланхолики психологически мало пригодны для подобной дея­тельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психичес­ких состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоцио-генными факторами, педагогическими воздействиями. От тем­перамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности..

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный под­ход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования поло­жительного отношения к деятельности и соответствующих мо­тивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь при­способления темперамента к требованиям деятельности, — фор­мирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную сис­тему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных ре­зультатов деятельности.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведе­ния и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей не­принужденно, новая необычная ситуация его только возбужда­ет, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и дол­го не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь воз­никает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особен­ностями его темперамента. Так, особая подвижность сангви­ника может принести дополнительный эффект, если работа тре­бует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламен­тированность деятельности, приводит его к быстрому утомле­нию. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть осо­бенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекват­но на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе од-

ного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.

И. П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВИД); мыслительный, художе­ственный, средний. Представители мыслительного типа (пре­обладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному ана­лизу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логичес­кому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдер­жанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются матема­тикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышле­ние образное, на него накладывает отпечаток большая эмоцио­нальность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего ис­кусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это ти­пичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) отно­сятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере не­значительно преобладает рациональное или эмоциональное на­чало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12 — 16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литера­туре, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, матема­тике.

Современные исследования подтвердили, что правое и ле­вое полушария имеют специфические функции, и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

4. Конституционные типопогии

Немецкий психолог Э. Кречмер (1888—1964) в своей знаме­нитой работе «Строение тела и характер» попытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психическим складом. На основе большого объема клини­ческих наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но в наши основные личностные (характерные) особенности.

Кречмер писал: «Под конституцией мы понимаем сумму всех индивидуальных свойств, которые покоятся на наследственнос­ти, т. е. заложены генотипически».

По мнению Э. Кречмера, существуют только четыре основ­ных варианта человеческой анатомии, встречающиеся, конечно, не только в чистом виде, но и в различных комбинациях.

1. Астенический тип — человек хрупкого телосложения, с плос­кой грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и ху­дыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно разви­той нервной системой, головным мозгом. С детства астени­ки очень слабые и нежные, они быстро растут, не обнаружи­вая в течение всей жизни ни малейшей склонности к увели­чению объема мышц или жировой прослойки.

2. Пикник — отличается развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слабом двигательном аппарате. Средний рост, плотная фигура, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, основательный, массивный живот.

3. Атлетик — обусловливает развитие крепкого скелета, выра­женной мускулатуры, пропорционального крепкого тело­сложения. Атлетический тип характеризуется сильным раз­витием скелета и мускулатуры, упругой кожей, мощной груд­ной клеткой, широкими плечами, уверенной осанкой.

4. Дипластик — человек с неправильным телосложением.

С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес опре­деленные типы личности. Астеническое телосложение имеет шизотимик, он замкнут, склонен к размышлениям, к абстрак­ции, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним. Среди шизотимиков Кречмер выделил разновидности: «тонко чувствующие люди», идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты, «сухари» и безвольные. У шизоти­миков происходит колебание между чувствительностью и хо­лодностью, между обостренностью и тупостью чувства («обидит другого и при этом обидится сам»).

Типологические черты шизотимической характерологии: настойчивость и систематическая последовательность, непритя­зательность, спартанская строгость, холодность в отношении к судьбам отдельных людей и утонченные эстетические чувства; неподкупная справедливость, пафос по отношению к народным страданиям — и в то же время недостаток доброжелательности, приятного естественного человеколюбия, понимания конкретной ситуации и особенностей отдельных личностей. Шизотимиков можно подразделить на следующие группы: 1) чистые идеалис-

ты и моралисты, 2) деспоты и фанатики, 3) люди холодного расчета.

Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откро­венен, добродушен, реалистичен во взглядах. Среди циклоти-миков Кречмер выделяет разновидности, веселые болтуны, спо­койные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные люби­тели жизни, активные практики. Среди циклотимиков можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1) храбрые борцы, народные герои, 2) организаторы крупного масштаба, 3) примиряющие политики.

Атлетическое телосложение имеют искотнмики, они быва­ют двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессив­ный либо маловпечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления. Кречмер соотно­сит тип телосложения с психическими заболеваниями, причем предполагает, что между нормальным человеком и психически больным нет резкой грани: биотипы индивидуальности нормаль­ного человека (циклотимик, шизотимик") могут перерасти в ано­малии характера (циклоид, шизоид), а латем и в психическое заболевание (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения).

Система Э. Кречмера предназначалась в первую очередь для диагностики психических заболеваний, она позволяла предви­деть направление и формы негативных изменений психики ин­дивида.

Как и Э. Кречмер, У. Шелдон в собственных исследованиях пришел к выводу о существовании трех «соматотипов», т. е. ос­новных моделей строения человеческого тела, максимально не похожих друг на друга. Отличие классификации Шелдона в том, что классификация соматотипов производилась только на здо­ровых людях, а в основу классификации было положено соотно­шение видов тканей организма, развивающихся из трех зароды­шевых слоев: эндодермы, мезодермы и эктодермы.

Первый тип («зндоморфнып», преувеличенно развивается внутренний зародышевый слой, из которого формируются внут­ренние органы и жировые ткани) отличается круглой головой, крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела, мягкостью тканей, тонкими руками и ногами, неразвиты­ми костями и мышцами, ярко выраженными отложениями жи­ров.

Для второго («мезоморфного», преимущественное развитие среднего зародышевого слоя, из которого формируются скелет, мускулы) типа характерны широкие плечи и грудная клетка,

мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожно­го жира, мощная голова.

Третий тип («эктоморфный», преимущественное развитие внешнего зародышевого слоя, из которого формируется нервная система и мозг, а внутренний и средний зародышевый слои раз­вивались по минимуму, поэтому по минимуму развиты кости, мускулы, жировые прослойки) олицетворяет худой человек с вытянутым лицом, тонкими длинными руками и ногами, сла­бой мускулатурой и хорошо развитой нервной системой.

Степень адекватности облика конкретного человека каждой из этих моделей телосложения оценивается по семибалльной системе, и каждое конкретное телосложение описывается набо­ром из трех цифр. При этом допускается существование любой формы телосложения — от невыраженности каждого слоя (1 — 1—1) через промежуточные стадии (2—6—2, 3—4—3 и т. д.) до абсолютной выраженности слоев (7—7—7). Интерполируя мето­дику Шелдона на типологию Кречмера. можно вывести форму­лы 7—1—1 — пикник (или эндоморф, по Шелдону), 1—7—1 — атлет (или мезоморф), 1—1—7 — данного индивида можно уве­ренно назвать эктоморфным астеником.

Трем основным соматотипам соответствуют, по У. Шелдо­ну, три варианта психической конституции человека. Эндомор-фному типу телосложения соответствует висцеротонический темперамент (лат. viscera — внутренности, т. е. функциональ­ное преобладание органов пищеварения); мезоморфному — со-матотоник (греч. soma — тело); эктоморфный соматотип предпо­лагает церебротонический темперамент (от лат. cerebrum — мозг).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: