ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ И ЯЗЫК. ЯЗЫК И РЕЧЬ 7 глава




И хотя Кречмер первоначально выделяемые им типы назы­вал характерами, Шелдон более верно назвал эти типы темпера­ментами, поскольку эти типологические различия обусловлены наследственными врожденными факторами.

Этот конституционный подход можно выделить в качестве своеобразной конституционной теории темперамента (темпе­рамент зависит от конституции, телосложения человека). Если использовать традиционные названия темпераментов, то нетруд­но заметить, что меланхолики преимущественно имеют хруп­кое астеническое телосложение, холерики — преимущественно в переходных градациях от атлетического телосложения к асте­ническому, флегматики — в переходных градациях от атлети­ческого к пикническому (крупные, спокойные «увальни»), санг­виники — преимущественно пикническое телосложение.

5. Диспозиционное направление и факторный анализ личности

В психологии существуют два главных направления иссле= дования личности: в основе первого лежит выделение в личнос­ти тех или иных черт, в основе второго — определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связан­ных психологических признаков.

Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозицио-нального направления Гордоп Олпорт полагал, что каждая лич­ность уникальна и что ее уникальность может быть понята через определение конкретных черт личности, так как поведение че­ловека всегда является результатом определенной конфигура­ции личностных черт. Сточки зрения диспозиционного подхо­да не существует двух совсем одинаковых людей. Любой чело­век ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Люди обладают широким набором предрасполо-женностей реагировать определенным образом в различных си­туациях (т. е. черт личности). Чертаэто предрасполо­женность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций, например, если человек по сути своей робок, он бу­дет вести робко и сдержанно во многих различных ситуациях: в классе, за едой в кафе, в магазине, на вечеринке и пр. Черты личности являются генерализованными и устойчивыми, они обеспечивают сходство ответов на многочисленные стимулы и ситуации, придают определенное постоянство поведению чело­века. Черта личностиэто то, что обусловливает посто­янные, устойчивые, типичные для разнообразных ситуаций особенности поведения человека, это важная составляющая «личностной структуры». Люди обычно активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особен­ностей. Человек, обладающий предрасположенностью к обще­нию, не только является хорошим собеседником, когда нахо­дится в компании, но и проявляет инициативу в поиске контак­тов, когда оказывается в одиночестве. Ситуации, в которых че­ловек оказывается чаще всего, — это, как правило, те самые ситуации, в которые он активно стремится попасть на сознатель­ном или бессознательном уровне. Таким образом, черты лично­сти и типичные ситуации, в которые попадает личность, — фун­кционально взаимосвязаны.

Олпорт выделял общие и индивидуальные черты. Общие чер­ты включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах определенной культуры, ведь чле-

ны определенной культуры испытывают на себе схожие эволю­ционные и социальные воздействия, и поэтому у них развивают­ся похожие модели адаптации, общие параметры личности, на­пример, измеряемость такой общей черты, как «доминантность — подчиненность» позволяет сравнивать одного человека с другим по этому значимому психологическому параметру. Индивидуаль­ные черты, или индивидуальные диспозиции — это такие харак­теристики человека, которые не допускают сравнений с другими людьми, это уникальные черты конкретного человека, которые наиболее точно отражают его личностную структуру. Олпорт вы­делял три типа индивидуальных диспозиций: кардинальные, цен­тральные и вторичные диспозиции. Кардинальная диспозиция настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Олпорт отмечал, что немногие люди обла­дают кардинальной диспозицией. Центральные диспозиции — это яркие характеристики индивидуальности человека, это такие тен­денции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие. У среднего человека может быть 5—10 централь­ных диспозиций, которые наиболее точно отражают существен­ные характеристики его конкретной личности. Черты менее обоб­щенные, менее устойчивые, менее заметные называют вторич­ными диспозициями; к ним, например, можно отнести индиви­дуальные предпочтения в одежде, еде, привычки, ситуационные обусловленные характеристики.

Олпорт не считал, что личность — это набор не связанных друг с другом диспозиций. Напротив, он подчеркивал, что лич­ностьэто единство и интеграция всех диспозиций, что существует некий принцип, организующий установки, моти­вы, ощущения, склонности в единое целое («это проприум, ко­торый охватывает все аспекты личности, способствует форми­рованию чувства внутреннего единства»). Проприум как внут­реннее единство формируется постепенно, с детства до зрелос­ти, проходя ряд этапов:

1. Первый аспект, необходимый для развития проприума, — это ощущение своего тела; в течение первого года жизни младенцы начинают осознавать ощущения своего тела, на­чинают отличать себя от других предметов, формируется «те­лесная самость».

2. Формируется самоидентичность, когда ребенок овладевает речью и, выучив свое имя, начинает постигать, что он оста­ется одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействиях с внешним миром, осозна­ет неизменность своего «Я», независимо от происходящих изменений.

3. Формируется самоуважение как гордость за себя, когда он вы­полняет что-то самостоятельно (у ребенка в возрасте 3—4 лет).

4. Расширение самости, когда в возрасте 4—6 лет ребенок на­чинает осознавать, что ему принадлежит не только собствен­ное физическое тело, но и значимые элементы окружающе­го мира, включая и людей (формируется чувство «мое» — мой дом, моя мама, моя сестра).

5. С 5—6 лет начинает развиваться пятая форма проприума, когда ребенок начинает осознавать, чего от него ожидают родители, учителя, другие люди, когда формируется «Образ себя», каким его хотят его видеть, ребенок начинает пони­мать различие между «Я-хороший» и «Я-плохой».

6. С 6 до 12 лет человек начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эф­фективно справляться с требованиями реальности, рацио­нально управляя самим собой.

7. В подростковом возрасте формируются проприативное стрем­ление, человек начинает выбирать жизненные цели, плани­ровать свое будущее, и в этом смысле он приобретает чув­ство самости. Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных за­дач, ощущение того, что жизнь имеет смысл — в этом суть проприативного стремления.

8. Познание самого себя, осознание объективного «Я» позволя­ет человеку выйти на обобщенное чувство самости. Оно при­ходит лишь в зрелости, когда все аспекты «Я» сформирова­лись.

Таким образом, личность представляет собой динамичную развивающуюся систему, включающую черты личности и ее мотивацию, объединенные в единое целое. Олпорт выдвинул концепцию функциональной автономии мотивов, которая гла­сит, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами, т. е. причины, по которым взрослый человек ведет себя так или иначе, не зависят от того, какие причины первона­чально побудили его к такому поведению. В результате перво­начальной причины поведения больше нет, а поведение сохра­няется. Олпорт различал два уровня функциональной автоно­мии: устойчивая функциональная автономия как набор привы­чек, как склонность людей к удовлетворению своих потребностей привычным образом и собственная функциональная автоно­мия — главная система мотивации, которая обеспечивает посто­янство в стремлении человека к соответствию с внутренним об­разом себя и достижению более высокого уровня зрелости и лич­ностного роста. Собственная функциональная автономия пред-

ставляет собой стремление к целям и ценностям, восприя­тие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответ­ственности за свою жизнь. Все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру «Я» человека (проприум). Ценнос­ти и ценностные ориентации человека можно рассматривать как черты личности, но более глубокого уровня. Олпорт выделял следующие ценностные черты личности, направления ценнос­тных ориентации: теоретическая (ценность в раскрытии исти­ны, в научном и рациональном подходе к жизни); экономичес­кая (ценно то, что полезно, выгодно, приносит материальный успех); эстетическая (такой человек больше всего ценит красоту и гармонию, наслаждение жизнью); социальная (наибольшей ценностью для социального типа людей является любовь лю­дей, гуманизм); политическая (главная ценность для людей этого типа — власть и влияние, слава и известность); религиозная (ценность в понимании мира как единого целого, религиозная личность видит в мироздании единство и высший смысл).

Черты личности, подчеркивал Олпорт, существуют реаль­но, и их можно эмпирически выявлять и изучать, количествен­но измерять. Эмпирическое исследование основных черт, фор­мирующих ядро личности, проводили психологи Айзенк, Кэт-тел, Гилфорд и др., доказывая, что базисная структура черт лич­ности влияет на поведенческие реакции человека. В своих иссле­дованиях они применяли факторный метод анализа структуры личности.

Факторный метод заключается в математическом анализе корреляций (взаимосвязей) внутри некоторой группы данных. Так, из 171 параметра описания личности Кэттел на основе уче­та корреляции выделил 16 основных факторов, которые опре­деляют черты личности. Сторонники факторного анализа счита­ют, что благодаря ему можно открыть всю совокупность пере­менных, необходимых для описания индивидуальных различий.

Следующая стратегия — сравнение факторов, полученных в различных исследованиях. Число факторов, полученных различ­ными исследователями, велико. Так, в 1953 г. Френч подсчи­тал, что в 109 работах получили около 400 различных факторов, которые можно путем исключения синонимов свести до 200, а затем, объединив ряд факторов, получил список из 48 отличаю­щихся друг от друга факторов. Наличие такого значительного числа факторов можно объяснить так:

• определение факторов в значительной степени зависит от используемых в исследовании психологических переменных;

• идентификация факторов, полученных посредством различ­ных переменных, является очень трудной задачей.

Полученные факторы можно разделить на факторы темпе­рамента и мотивационные факторы. Выявленные факторы тем­перамента характеризуют эмоциональные аспекты действия и содержание действий, способ выполнения действий. Приведем список факторов темперамента или генерализованных черт лич­ности (по Кэттелу, Френчу, Гилфорду): циклотимия — шизоти­мия; — эмоциональность — сила «Я*; — возбудимость (эмоци­ональная незрелость); господство, динамизм (энергичность), сила «Сверх-Я», общительность, эмоциональная ранимость, конфор­мизм, параноидальные тенденции, радикализм-консерватизм, наивность — рафинированность, хитрость; робость; удовлетво­ренность, уверенность в себе — ощущение неполноценности; терпимость — критический дух; серьезность — беззаботность. Но большинство обнаруженных факторов коррелируют между собой, взаимосвязаны, т. е. можно сделать вывод, что эти фак­торы детерминированы, в свою очередь, другими причинами, общими для нескольких первичных факторов. Возникает необ­ходимость вновь прибегнуть к факторному анализу, чтобы выя­вить еще более фундаментальные факторы второго порядка. Так получились факторы второго порядка (по Кэттелу):

экстраверсия — интроверсия;

тревожность — интеграция, или приспособляемость;

эмоциональная лабильность;

постоянный успех — зрелость через фрустрацию;

способность к конституциональной адаптации;

предрасположенность к кататонии.

Можно провести параллель между 1, 2 и последними фак­торами и сангвиником, меланхоликом и холерическим темпера­ментом.

Рассмотрим выделенные мотивационные факторы. Фрейд считал, что существует два фундаментальных побуждения: ин­стинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос), а все осталь­ные потребности являются производными от этих двух побуж­дений. Мак-Дауголл насчитывает у человека 18 основных побу­дительных сил, Меррей — 20 потребностей. На основе фактор­ного анализа пытались изучить все действия человека, все пре­следуемые им цели и установить корреляции между ними, най-Дя фундаментальные потребности и побуждения. В этой облас­ти наибольшие систематические исследования были осуществ­лены Кэттелом и Гилфордом.

Приведем список мотивационных факторов (по Гилфорду): А. Факторы, соответствующие органическим потребностям:

1) голод, 2) сексуальное побуждение, 3) общая активность. Ь. Потребности, относящиеся к условиям среды: 4) потребность

в комфорте, приятном окружении, 5) потребность в поряд­ке, чистоте (педантичность), 6) потребность в уважении к себе со стороны окружающих. В. Потребности, связанные с работой: 7) общее честолюбие,

8) упорство, 9) выносливость.

Г. Потребности, связанные с положением индивида: 10) потреб­ность в свободе, 11) независимость, 12) конформизм, 13) че­стность.

Д. Социальные потребности: 14) потребность находиться среди людей, 15) потребность угождать, 16) потребность в дисцип­лине, 17) агрессивность.

Е. Общие потребности: 18) потребность в риске или безопасно­сти, 19) потребность в развлечении, 20) — интеллектуаль­ные потребности (в исследовательской деятельности, любоз­нательности).

Кэттел выделил семь побудительных структур-«эргов» — мотивационных факторов, связанных с пятью чувствами: 1) по­ловой-сексуальный инстинкт; 2) стадный инстинкт; 3) потреб­ность опекать; 4) потребность в исследовательской деятельнос­ти, любознательность; 5) потребность в самоутверждении, при­знании; 6) потребность в безопасности; 7) нарциссическая по­требность в удовольствии.

Одни и те же эрги можно обнаружить в самых разных попу­ляциях людей, в то время как «чувства» варьируют от одной стра­ны к другой, зависят от социальных и культурных стереотипов. Список чувств: 8) чувства к профессии; 9) спорт и игра; 10) ре­лигиозные чувства; 11) технические и материальные интересы; 12) самоощущение.

Айзенк в результате многочисленных исследований и ана­лиза большого количества работ других авторов показал, что фундаментальными параметрами структуры личности являют­ся факторы: «невротизм» и «экстраверсия — интроверсия».

Известный психолог К. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»). Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип ВИД, по темпера­менту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщитель­ны, сдержанны, отделены от всех, в своих поступках ориентиру­ются в основном на собственные представления, серьезно отно­сятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интро­вертам относятся флегматики и меланхолики. Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интровер­ты. В каждом из нас есть черты как тех, так и других, это зависит от врожденных качеств н/с, возраста, воспитания, жизненных

обстоятельств. Любопытно, что у экстравертов ведущим полуша­рием является правое полушарие, что частично может проявлять­ся даже во внешности — у них более развит левый глаз, т. е. левый глаз больше открыт и более осмыслен (нервы у человека идут крест-накрест, т. е. от правого полушария к левой половине тела и от левого полушария — к правой половине тела). У интро­вертов ведущим является левое полушарие.

Известный психолог X. Айзенк считает, что личность чело­века включает четыре уровня: I — уровень отдельных реакций; II — уровень привычных реакций; III — уровень отдельных черт личности; IV — уровень типичных черт: интро-экстраверсия, эмоциональная нестабильность (невротизм), психопатические черты, интеллект. Невротизм — это эмоционально-психологи­ческая неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным невротизмом из-за излишней впечатлительности и обидчивости даже по пустякам может возникать эмоциональ­ный стресс, они долго переживают конфликты, «не могут взять себя в руки», часто подавлены, огорчены, раздражительны, тре­вожны, круг их друзей обычно сужается. Эти черты довольно стойки и могут быть сглажены в процессе упорного самовоспи­тания.

5.1. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией—интроверсией

Экстраверсия в сочетании с повышенным невротизмом обус­ловливает проявление темперамента холерика; «интроверсия + невротизм» определяет темперамент меланхолика; противопо­ложность невротизма — эмоциональная устойчивость, уравно­вешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как санг­винический темперамент, в сочетании с интроверсией как флег­матический.

Любопытно, что благополучные семейные пары с устойчи­выми и максимально совместимыми отношениями отличаются противоположными темпераментами: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жиз­нерадостный сангвиник — они как бы дополняют друг друга, нужны друг другу. В дружеских отношениях часто бывают люди одного темперамента (кроме холериков — два холерика часто ссорятся из-за взаимной несдержанности).

Выяснилось также, что наиболее универсальными партне­рами являются флегматики, так как их устраивает любой темпе­рамент, кроме собственного (пары флегматиков оказались весь­ма неблагополучными, по данным многих авторов).

Айзенк попытался определить физиологическую основу па­раметров «экстраверсии—интроверсии», так, основываясь на ги­потезе Павлова, он предполагал, что эстравертированное пове­дение определяется возникновением сильных тормозных потен­циалов и слабых потенциалов возбуждения, в то время как по­ведение интровертов есть результат слабости тормозных потен­циалов и силы потенциалов возбуждения. Айзенк выявил экс­периментальные признаки, на основании которых производится деление на экстравертов и интровертов:

  Интроверт Экстраверт
Ригидность восприятия сильная слабая
Настойчивость большая малая
Уровень притязаний высокий низкий
Общительность пониженная повышенная
Образование условных связей быстрое медленное
Константность восприятия низкая высокая

Как уже отмечалось, другие представители факторного ана­лиза выявляли большее количество факторов — черт личности.

Приведем несколько примеров факторов (черт личности) как нормальных психологических характеристик людей. Фактор А описывает особенности динамики эмоциональных переживаний. Людей с высокими оценками по этому фактору отличают богат­ство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чут­кое и внимательное отношение к окружающим, доброта и мяг­косердечие. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов. На противоположном полюсе (низкая оценка по фактору) имеют значение такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых эмоций. Эти люди холодны, жест­ки, формальны в контактах- Они чуждаются людей, предпочи-

Рис. 5.2.

тают общаться с книгами и вещами; стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий. В делах точны, обязатель­ны, но недостаточно гибки. Фактор Е; доминантность (настой­чивость, напористость) — конформность (покорность, зависи­мость). Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властно­сти, стремлении к самостоятельности, независимости, игнори­рованию социальных условий и авторитетов. Эти лица действу­ют смело, энергично и активно. Живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от окружающих. Человек, имеющий низкую оценку по этому фак­тору, послушен, конформен, не умеет отстаивать свою точку зрения, покорно следует за более сильным, уступает дорогу дру­гим, не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказыва­ется зависимым, берет на себя вину, подчиняется всем обязан­ностям. Фактор I характеризует стремление к соблюдению мо­ральных требований. На полюсе высоких значений фактора на­ходятся такие черты, как чувство ответственности, обязатель­ность, добросовестность, стойкость моральных принципов, ри­гидность, застойность оценок. Эти лица точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда они являются пустой формаль­ностью. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, склонен к непостоянству, смене оценок, легко бросает начатое дело. Выделение черт лнчпости предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные разли­чия определяются степенью нх выраженности.

Среди выявленных факторов личности можно выделить те факторы, которые имеют наследственно-врожденное происхож­дение, и те факторы, которые преимущественно определяются воздействием среды жизни и воспитания. Например, «циклоти­мия — шизотимия» (согласно Айзенку и Кэттелу) являются кон­ституционно наследственными, а проявляться этот фактор мо-ясет в следующих поверхностных чертах:

добродушие, покладистость —- сварливость;

адаптируемость — негибкость, ригидность;

теплота, внимание к людям — холодность, безразличие;

чистосердечие — скрытность, тревожность;

доверчивость — подозрительность;

эмоциональность — сдержанность.

Некоторые факторы («возбудимость, господство, рафиниро­ванность») имеют, согласно Кэттелу, наряду с наследственным 'Компонентом еще и компонент, связанный с условиями разви-

тия. Структурные факторы обязаны своим происхождением воз­действию среды. Например, фактор «сила Я» зависит главным образом, но не целиком, от жизненного опыта человека, благо­приятной атмосферы в семье, положения в ней ребенка и отсут­ствия травмирующих обстоятельств, а фактор «динамизм» зави­сит от прошлых наказаний и лишений, в то время как фактор «эмоциональная неустойчивость» интерпретируется как следствие слишком снисходительного или слишком щадящего семейного окружения.

Вся совокупность индивидуально-психологических проявле­ний может быть представлена в виде иерархической системы организации личности, в которой можно рассматривать каждую черту более высокого уровня как комбинацию подчиненных ей первичных черт, а каждое явление низшего уровня считать де­терминированными факторами более высокого уровня:

XX—типы (факторы 2-го порядка)

х х х х — черты (факторы 1 -го порядка)

ххххххх — поверхностные черты (обычные реакции)

хххххххххххх ххх хххххх — специфические реакции

Хотя такая иерархическая структура достаточно обоснована, к ней нельзя относиться как к научно установленному факту: возможно, она является лишь результатом применяемых мето­дов исследования.

Теории черт личности в последние годы подвергаются кри­тике. Многие специалисты утверждают, что люди в разное вре­мя в различных ситуациях проявляют меньше постоянства, не­жели это декларируется концепцией черт, и что поведение опре­деляется в первую очередь ситуационными факторами. Сторон­ники концепции черт выдвинули контраргумент: постоянство надо доказать; если параметры поведения измерять долго, в боль­шом ряду случаев, то можно убедиться, что черты личности предсказывают устойчивые поведенческие тенденции. Наиболее значимые корреляции между чертами личности и поведением можно получить лишь в тех случаях, когда у человека данная черта является выраженной, т. е. относится к центральным дис­позициям. В последнее время взаимодействие между чертами личности и ситуационными факторами становится доминирую­щей точкой зрения в психологии.

6. Типологический подход

При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его со­держание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Напри­мер, такой тип личности, как «авторитарная личность», — конг­ломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводя­щийся к одному из них — доминантности. Одно из самых рази­тельных отличий авторитарности от доминантности заключает­ся в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для зани­мающих более низкое положение и борется за более высокое положение.

Американский психолог Хорни в зависимости от отношения к общению с другими людьми выделила три психологических типа личности.

«Привязчивый тип» — человек обладает повышенной потреб­ностью в общении, для него важнее всего быть любимым, ува­жаемым, чтобы кто-то о нем заботился, — такой человек подхо­дит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»

«Агрессивный тип» — характерно отношение к другим лю­дям как к средству достижения своих целей — такие люди стре­мятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают дру­гого человека с такой точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

«Отчужденный тип» — для таких людей необходима опре­деленная эмоциональная дистанция с другими людьми, так как они рассматривают общение как неизбежное зло, не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встреча­ясь с другими людьми, они втайне задают себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»

В зависимости от соотношения поведения и внутренних мо­тивов человека выделяют три типа личности (Норакидзе):

• гармоническая личность — нет конфликтов между поведе­нием и внутренними мотивами: желания, моральные прин­ципы, чувство долга и реальное поведение человека гармо­нично сочетаются друг с другом, имеют социальную направ­ленность и адекватность;

• конфликтная, противоречивая личность — присущ разлад

между поведением и мотивами, т. е. действия противоречат желаниям;

• импульсивная личность — поступает только по своему же­ланию либо, если у человека нет ярко выраженных жела­ний, то он поступает в соответствии с воздействиями из­вне, — «человек-флюгер», который действует в соответствии с ближайшей ситуацией, хотя и может маскировать свою несостоятельность деловитостью, демократической коллеги­альностью.

Представители когнитивной психологии рассматривают лич­ность как систему индивидуальных конструктов, и каждый че­ловек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Каждый человек понимает действительность с «колоколь­ни» своего уникального личностного конструкта. Разница меж­ду людьми состоит в том, что они интерпретируют собы­тия под разными углами зрения. Человек пытается объяс­нить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на на­стоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникаль­ной системы своих личностных конструктов. И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие со­бытия.

Келли считал, что система конструктов каждого человека уникальна и люди расходятся во взглядах, потому что каждый действует в пределах своей системы конструктов. В связи с этим проблема выделения типологии личности рассматривается как малоактуальная.

7. Характер, акцентуации характера и неврозы

Черту личности понимают как устойчивую предрасполо­женность к определенному поведению, сложившуюся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу наличия определенных привычек, установок (стилевых особенностей поведения).

Первая попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров, основанных на этических принципах.

В древнегреческой литературе типологию характеров, рас­пространенных в афинском обществе, описал Теофраст.

Затем лишь в первой половине XIX в. стала возникать на ка о характерах. Создатель френологии Галль перечисляет 27 эле­ментарных психических способностей, из которых слагается че­ловеческий характер, среди них инстинкт размножения, любов1.-к потомству, привязанность, дружба, разрушительный инстинкт, склонность к борьбе и самозащите.

В конце XIX в. появляются две интересные работы по про­блеме характера: книга Ф. Джордано «Характер с точки зрения тела и генеалогии человека» и книга Ф. Полана «Психология характера». Джордано открыл, что существуют два фундамен­тально различных характера: «у одного тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба; у другого же склонность к рефлексии преобладает, тогда как влечение к деятельности оказывается более слабым» (по сути, Джордано описал экстра­верта и интроверта). Ф. Полан отмечает, что строение характера определяется стремлениями человека, которые комбинируются по строгим законам: 1) закон систематической задержки заклю­чается в способности одних стремлений подавлять другие, пря­мо противоположные; 2) закон систематической ассоциации со­стоит в том, что отдельные стремления способны вызывать к деятельности другие стремления, находящиеся с ними в зависи­мости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: